СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к формированию интереса к чтению у учащихся с нарушениями интеллекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Современные подходы к формированию интереса к чтению у учащихся с нарушениями интеллекта".

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к формированию интереса к чтению у учащихся с нарушениями интеллекта.»

Современные подходы к формированию интереса к чтению у учащихся с нарушениями интеллекта.


Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем является потеря детьми интереса к чтению. Это комплексная проблема


Совершенствованию техники чтения, расширению кругозора учащихся, развитию умения черпать информацию из книг в период обучения в школе и после ее окончания способствует правильная организация внеклассного чтения. Низкий уровень любознательности, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение правильно выбирать книгу затрудняют этот вид деятельности для учеников коррекционной школы.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, соотносит, сравнивает со своими поступками и действиями, воссоздаёт их в своем воображении.

С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе последних дел, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Пробуждение интереса к книге происходит в младшем школьном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей – знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой.

Роль семьи в развитии интереса к чтению

Доказано, что тем раньше начинаешь приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.

Начало этой системы – в семье. Ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром еще в 16 веке были написаны строчки: «Ребенок учится тому, что видит у себя дома, - родители пример ему».

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это, прежде всего, герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивится событию, явлению, для ребенка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда в познании, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Воспитание у детей любви к чтению является основополагающей задачей любой школы. От заложенных навыков чтения зависят успехи обучения по всем предметам в дальнейшем. Читая доступные рассказы, стихотворения, сказки, обучающиеся учатся понимать общее содержание и главную мысль произведения, учатся давать оценку прочитанному, видеть отношение автора к событиям и героям произведений.

Как сделать так, чтобы ученики всей душой полюбили чтение? Как научить детей думать, рассуждать? Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма, а отдаст предпочтение книге? Только тогда, когда он будет жить вместе с героями в течение длительного периода, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты. Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из букваря и хрестоматий, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изображении.

Как же следует относиться к этой ситуации? И что предпринимать при наличии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор и компьютер заменили книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии?

 Научившись читать самостоятельно и свободно, ребёнок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать?

Учитель, прежде всего, должен вспомнить собственный детский читательский опыт, отрефлексировать его и, опираясь на него, предлагать своих любимых авторов и произведения, чтобы не прерывалась связь времён. 

Необходимо спрашивать ребенка, нравится ли ему книга, давать рассмотреть 2-3 книги, чтобы выбрать одну: по собственному выбору ученик читает охотнее. Не следует бояться того, что ребенок на первых порах чтения не выбирает классические книги, а останавливается на книжке – игрушке, короткой немудреной сказке. Это его действительный уровень чтения: простоквашинские герои Успенского и вредные советы Остера. Они сделают свое доброе дело: проложат мостик интереса и доверия между книгой и читателями.

Разграничивая цели и мотивы, зная механизмы развития интереса, педагог может методически точно организовать читательскую деятельность ребенка. Что развивает мотивацию чтения в начальных классах? Корректно и удачно выбранные источники чтения: книжки тонкие, ясные по содержанию, с крупным шрифтом, большими белыми полями, чтобы отдыхал глаз, большим количеством иллюстраций, на тему актуальные для начинающих читателей, с интересными дизайнерскими решениями. Поскольку ученик не знает требований к книгам, учитель принимает на себя заботу о формировании первоначального круга чтения.

Руководство учителя внеклассным чтением детей направлено на развитие у них интереса к книге, к самостоятельному чтению. Мероприятия, которые проводят педагоги и школа в целом, могут быть следующими:

1.        Подготовительная работа в начальных классах, в содержание которой входят:

а) обязательное чтение школьниками детских книг, интересных и доступных для учеников данного возраста. При этом следует не столько увеличивать количество книг, сколько неоднократно возвращаться к одним и тем же полюбившимся детям произведениям. 

б) рассматривание учащимися иллюстраций в книге. Это создает иллюзию совместного с педагогом чтения, когда дети, имея на парте такую же книгу, слушают текст и рассматривают картинки, переворачивают страницы одновременно с учителем, узнают по иллюстрациям ранее прочитанную книгу, вспоминают ее автора и заглавие.

в) изготовление и использование в работе с учащимися книжек-малышек с картинками, с подписями под ними в виде отдельных слов, предложений, коротких текстов. Каждому ученику подбирают книжку с тем речевым материалом, который доступен ему для самостоятельного чтения. Речевой материал для самодельных книжек-малышек подбирает учитель, а изготовляют их ученики старших классов. Некоторые из них оказываются в состоянии и проиллюстрировать такую книжку. 

2.        Наглядная агитация: изготовление книжных стендов, витрин, специальные выпуски газет, рассказывающие о книгах. Рекомендовано наличие в классе уголка внеклассного чтения, где стоит маленький стол, висят полка с книжками, листок по учету внеклассного чтения, на столе размешены детские журналы.

       Организация первого знакомства с детской книгой, беседы учителя и библиотекаря со школьниками, демонстрация художественно оформленных книг, выступления учащихся класса с чтением сказок, стихотворений, драматизация фрагментов из художественных произведений в исполнении старшеклассников.

4.        Создание праздничной обстановки при записи в библиотеку; подготовка библиотечных работников к этому дню, наглядный показ, как надо выбирать книгу, упражнение каждого ученика в самостоятельном выборе книги, в объяснении мотива выбора той или иной книги.

5.        Чтение учителями, воспитателями отрывков из книги с захватывающим сюжетом, предложение дочитать книгу самостоятельно.

6.        Проведение различного рода конкурсов и викторин по содержанию почитанных книг в масштабах класса и школы с поощрением победителей; организация вечеров сказок и других праздников, связанных с книгой.

Работа по внеклассному чтению в специальной (коррекционной) школе может дать положительные результаты только в том случае, если она проводится регулярно. В настоящее время во многих школах внеклассное чтение включается в распорядок дня. Как свидетельствует практика, эффективнее эта работа осуществляется при условии, что время на нее отводится ежедневно в пределах 30 мин, а не раз в неделю по 2 ч.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!