СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ
ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
В настоящее время возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей. Это связано с тем, что в последние годы в силу объективных причин заметно увеличивается количество физически ослабленных детей. Большая часть родителей и педагогов обеспокоены интеллектуальным развитием ребенка, а физическому развитию не уделяют должное внимание. Связи с этим в детских садах вводятся дополнительные развивающие занятия, это и аэробика, и ритмика, и спортивные танцы.
Все больше и больше появляется детских садов с бассейнами. Но все же, основная нагрузка в плане физического развития детей в дошкольной организации ложится на физкультурные занятия, так как они являются одной из основных форм систематического обучения, воспитания и физического развития детей в детском саду.
Многие современные исследователи в области физического воспитания дошкольников работают над проблемой, как сделать, чтобы физкультурные занятия стали действительно развивающими ,интересными, увлекательными, познавательными. Они считают, что традиционная система занятий с детьми недостаточно совершенна как по своей структуре, так и по методике обучения. Это побуждает инструкторов по физическому воспитанию детей к поиску новых форм и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду. Выход из этой ситуации есть – использование альтернативных, нетрадиционных физкультурных занятий в дошкольных организациях. Альтернативные занятия отличаются от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесений некоторых изменений в традиционную форму построения занятия,
Я в своей практике также стараюсь проводить физкультурные занятия в нескольких вариантах.
1.Тренировочные занятия
Тренировочные занятия обеспечивают возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура может быть несколько нарушена за счет исключения
Обще развивающих упражнений и увеличено время работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной физиологической нагрузки.
Варианты тренировочного занятия:
а) занятия, построенные на одном движении
Цель данных занятий – закрепление определенных видов движений. Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнения в основных движениях отбирается только один из видов (например, лазание), и дети упражняются в разных его видах: в ползании по скамейке, в лазании по гимнастической стенке, в пролезании в обруч и т.д.
б) занятия с одним пособием
Они интересны уже тем, что у педагога есть возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках,
беге, метании, лазании, равновесии). Оно включает в себя разнообразные упражнения, что обеспечивает развитие физических качеств, двигательных умений и способствует воображению, фантазии. Дети учатся использовать один предмет в разных ситуациях.
Например: занятие с обручем.
Вводная часть–бег из обруча в обруч, ходьба приставным шагом боком по обручу. ОРУ – с обручем. Основные движения–прыжки в обруч различными способами, бег змейкой между ними. Подвижные и малоподвижные игры подбираются также с использованием обруча.
2.Круговая тренировка
Круговая тренировка является одним из наиболее эффективных способов повышения общей физической подготовки детей старшего дошкольного возраста.
Варианты круговой тренировки:
а) на занятии используются разнообразные снаряды (предметы) и соответствующие движения.
б)подбор разнообразных снарядов или предметов для однотипных движений. Например: мячи, палки, мешочки, кольце брасы, летающие тарелки– для метания; обручи, косички, канат, скамейка–для прыжков и т. д.
в) выполнение движений по карточкам. Например, карточки с графическим изображением определенного движения располагаются по кругу. Дети передвигаются по кругу,
останавливаются и смотрят по карточке, какое движение им предстоит выполнить.
3. Занятия, построенные на музыкально-ритмических движениях
Вводная часть таких занятий состоит из разных видов ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. ОРУ чаще проводятся в виде ритмической гимнастики. Посленее
Целесообразно провести музыкальные игры и танцы, закончив их хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку. Эти занятия проводятся не менее двух раз в месяц. Они служат своеобразным отчетом о проводимой работе по обучению детей музыкально ритмическим движениям.
4. Занятия по карточкам
После проведения вводной части и обще развивающих упражнений каждый ребёнок получает карточку, на которой виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ребёнку, и указана последовательность выполнения упражнений. По сигналу педагога дети упражняются в первом, изображенном на карточке виде движения, через 2 минуты переходят к следующему и т.д. На индивидуальных карточках может быть изображении предмет, с которым надо поупражняться ребёнку.
5. Контрольные занятия
Цель занятий: определить уровень физической подготовленности, состояние здоровья каждого ребенка и группы в целом для осуществления индивидуального подхода; выявить способности и интересы
Каждого ребенка по его результативности для их дальнейшего развития.
Варианты контрольных занятий.
а) занятие проводится в форме игровых упражнений (под группами и всей группой) с использованием образов;
б) занятие в форме соревнований и эстафет;
в) занятие по принципу круговой тренировки;
в) занятие по интересам с использованием одного вида движения;
г) занятие с использованием свободного творчества;
д) спортивные досуги и праздники, походы и т. д.
6. Занятия, построенные на подвижных играх
Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой подвижности или средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть обеспечивает снижение нагрузки.
7. Занятия в форме эстафет и соревнований
Варианты:
а) наличие элементов соревнования в игровых упражнениях;
б) наличие элементов эстафет в игровых упражнениях;
в) элементы эстафет и соревнований в процессе всего занятия;
г) «Веселые старты»–занятие проводится в форме эстафеты, соревнований;
д) занятие типа КВН, построено в форме эстафет и соревнований с делением детей на команды (преодоление препятствий, выход из проблемных ситуаций).
По мнению, Л.С. Выгодского «Чтобы ребенок был здоровым и счастливым, надо просто удовлетворять его потребности». А одной из главных потребностей ребенка дошкольного возраста является
Потребность в движении. Движение, даже самое простое, способствует формированию одной из важных потребностей человека–в здоровом образе жизни.