«Современные подходы к организации преемственности в работе ДОУ и школы»
Учитель начальных классов: Борзова С.Н
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком» Л. С. Выготский
О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Поднимаются вопросы недостаточной управленческой и организационной преемственности деятельности, отсутствия единых программ воспитания и обучения, несогласованность в содержании образовательных программ и требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащегося.
В свою очередь, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения, что является одним из ключевых направлений развития президентской инициативы «Наша новая школа»
Изучив все вышеизложенные проблемы, коллективом педагогов нашего учреждения совместно с педагогами школы была отработана единая нормативно- правовая база, регламентирующая деятельность дошкольного учреждения в вопросах преемственности, составлен план преемственности, договор, положение о сотрудничестве.
Мы определили цель нашей совместной работы:
Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе, реализующий непрерывность, целостность, системность воспитания и образования.
Это предполагает гармоничное физическое и психическое развитие ребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром, потому что вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди».
Готовить ребенка к школе - это значит активно развивать его учебно- познавательные мотивы (желание учиться) и те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни.
Если преемственность на современном этапе рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка, то это не означает, что основной целью дошкольного образования является подготовка к школе. Философское определение понятия преемственности – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, это не только подготовка к новому, но и сохранение, и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым определяется как основа поступательного развития личности ребенка. Из этого формируются основные задачи данного направления:
1Согласовывание целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
2.Усовершенствование форм организации и методов обучения как в ДОУ, так и в начальной школе.
3.Совершенствование образовательного содержания в ДОУ и начальной школе, а не натаскивание на результат.
Дошкольное образование | Начальная ступень школьного образования |
Игра, игровое занятие | Урок |
Все виды игровой художественно- продуктивной деятельности | Учебная, с использованием игровых приемов |
В своей совместной работе со школой основные формы и методы обучения мы определили исходя из педагогической целесообразности, при этом учитывали самоценность каждого периода развития ребенка, его возрастные особенности и возможности. Так как распространенная негативная практика недооценки игровой деятельности и излишнее увлечение различными «школьными» формами и технологиями обучения провоцирует неоправданную искусственную акселерацию развития ребенка и «овзросление» дошкольного образования. А целенаправленное формирование учебной деятельности в начальной школе, как правило, упускает вне поля зрения физическое развитие детей, охрану и укрепление здоровья.
В свою работу по преемственности мы привлекаем родителей воспитанников, так как среди родителей в силу их педагогической некомпетентности бытует ошибочное мнение о раннем формировании общеучебных умений, многие из них считают, что раннее обучение чтению, письму обеспечит успешность самореализации ребенка в школе. Для этого создан «Клуб родителей будущих первоклассников», родители помогают нам в организации воспитательно- образовательной работы, проведения праздников, развлечений. Наша цель доказать родителям воспитанников, что ускоренное наращивание знаний, умений, навыков - это опасная тенденция. Такое обучение не может отвечать современным требованиям. Решая вопрос о том, какая программа лучше, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, следует учитывать все аспекты индивидуального развития ребенка, потому что все дети развиваются по-разному. Один ребенок может начать систематическое обучение без ущерба для здоровья и развиваться в шесть лет, другому это будет по силам только в восемь, многое зависит от формирования психологической готовности к школе, от развития общеучебных умений.
Проанализировав свою совместную работу по преемственности, мы выявили приоритетные цели каждого этапа образовательной деятельности:
На дошкольной ступени это охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребенка, развитие его общих способностей, произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.
На ступени начальной школы это, в первую очередь, физическая культура ребенка, познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям, освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром, сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене.
В итоге проделанной совместной работы нами выявлено:
•Познавательная активность ребенка выступает не только как необходимый компонент учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка
•Через использование сюжетно- ролевых игр, игр- драматизаций, детского экспериментирования формируется у первоклассников творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития
Формируются у первоклассников коммуникативные навыки (умение общаться со взрослыми и сверстниками) как необходимое условие успешности учебной деятельности
Выступление по теме:
«Создание условий для преемственности в работе ДОУ и школы»
Учитель начальных классов: Борзова С.Н
2013г