СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к организации производственной практики в условиях реализации фгос

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методически грамотно выстроенная практика студентов позволяет формировать, расширять и углублять представления о профессиональной деятельности, способствовать становлению профессионально направленной личности, характеризующейся наличием осознанных мотивов и высоким уровнем профессионально-ценностных ориентаций. Для решения столь актуальных задач создается личностно-развивающая среда, предполагающая гуманные взаимоотношения и сотрудничество, признание самоценности и неповторимости каждого студента.

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к организации производственной практики в условиях реализации фгос»

Л.Э. Гайнетдинова Преподаватель РФ, г.Уфа

ГБПОУ

Уфимский многопрофильный

профессиональный колледж


СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


MODERN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF INDUSTRIAL PRACTICE IN THE CONDITIONS OF THE IMPLEMENTATION OF THE GEF


В современных социально-экономических и политических условиях развития российского общества происходит ряд важнейших преобразований, которые связываются, в первую очередь, с повышением риска возникновения некоторой социальной напряженности. Это явилось следствием ряда факторов, выступающих в том числе и противоречиями, определяющими вектор развития современного образования.

К числу таких факторов необходимо отнести, во-первых, тренд глобализации всех сфер жизнедеятельности человека и реализацию некоторыми партнерами Российской Федерации ограничительных механизмов, влияющих на продуктивность международного социально-экономического и научного взаимодействия.

Модернизация образования в эпоху глобализации продиктована необходимостью решения глобальных задач современности, где проблема «пределов допустимого» во взаимодействии в системе «человек – природа – общество – государство – национальные приоритеты» рассматривается в качестве первостепенной, а национальная безопасность страны становится основой движущей силы развития образования по пути повышения значимости его содержания, непрерывности его процесса и ожидаемости его результата. Кроме того, сегодняшняя социально-экономическая и политическая ситуация в стране требует наличия трудовых ресурсов, обладающих высокой степенью профессиональной мобильности, и, поскольку у каждого работника возникает необходимость обновить свои профессиональные знания или сменить квалификацию, современный образовательный процесс должен ему гарантировать такую возможность, вне зависимости от его имеющихся профессиональных знаний, навыков, компетенций, в любое удобное для осуществления образовательной деятельности время, вне зависимости от места нахождения обучаемого и образовательной организации.

Это становится возможным за счет расширения представления об образовательном процессе как элементе метаобразовательного пространства, в котором в инновационный образовательный процесс интегрируются два ключевых компонента: первый – это объективная, физическая, предметная реальность, посредством которой определяется реальный, традиционный образовательный процесс в вузе, а второй – это виртуальная реальность, которая отождествляется с виртуальным образовательным процессом средствами дистанционных образовательных технологий.

В условиях перехода к ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации производственной практики студентов. Взаимодействие колледжа с базовыми дошкольными организациями осуществляется не только в организации производственной практики, но и проведении совместных мероприятий, в том числе научно-практических конференций, семинаров и семинаров–практикумов, организации курсового проектирования, выполнения выпускных квалификационных работ на основе заявки детского сада.

Современная система дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности. Поэтому я и мои коллеги, преподаватели дошкольного отделения колледжа, понимают важность взаимодействия колледжа и дошкольной образовательной организации.

Методически грамотно выстроенная практика студентов позволяет формировать, расширять и углублять представления о профессиональной деятельности, способствовать становлению профессионально направленной личности, характеризующейся наличием осознанных мотивов и высоким уровнем профессионально-ценностных ориентаций. Для решения столь актуальных задач создается личностно-развивающая среда, предполагающая гуманные взаимоотношения и сотрудничество, признание самоценности и неповторимости каждого студента.

Преподаватели нашего колледжа нацеливают студентов на организацию учебной и производственной практик в форме тематических образовательных проектов. Проектная деятельность позволяет сосредоточить внимание на реализации совместной деятельности педагогов с детьми, включая все образовательные области.

Для более эффективного проведения практики преподаватели дошкольного отделения работают над созданием:

  • «Банка мультимедийных презентаций по МДК»;

  • электронных учебников – такой учебник можно предложить любому студенту, и он может стать существенным подспорьем для составления методически грамотных конспектов занятий, организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации;

  • учебно-методические комплексы;

  • некоторые разделы междисциплинарных курсов предложены для дистанционного обучения.

Преподаватели нацеливают студентов отслеживать новинки методической литературы.

На уроках студенты осваивают проблемно-игровую технологию, средствами которой служат ролевые и логические игры; проблемные ситуации; творческие задания; экспериментирование, исследовательская и проектная деятельность.

На уроках междисциплинарных курсов студенты не только знакомятся с образовательными областями программы дошкольного образования, но и учатся интегрировать содержание программы путем планирования работы по возрастным группам. Все эти формы, методы и приемы работы помогают нашим студентам в реализации личностных качеств связанных с профессиональной деятельностью во время выступлений и участия во всероссийских конкурсах и международном конкурсе WORLDSKILLS (международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом) и занимать призовые места.

По итогам учебной практики студенты оформляют портфолио по всем МДК, куда входят:

  • теоретические материалы по методикам, использование которых возможно на педсоветах, в работе с родителями для оформления консультаций, папок – передвижек, при подготовке к родительским собраниям, круглым столам и др.;

  • видеоряд, дидактический материал для практической работы с детьми: мультимедийные игры и занятия, видеоролики, и мультимедийные тренинги для родителей, мультфильмы, стихи, сказки, живые мнемотаблицы (помощники для заучивания стихотворения), лэпбуки (средство обучения детей, способ организации учебного материала – это папочка из плотного картона, внутри наклеены небольшие кармашки, которые помогают организовать и систематизировать изучаемую тему), логико-смысловые модели и др., по различным разделам междисциплинарных курсов.

Например, в Годовом плане ДОО есть ряд ключевых тем, к которым студентами нашего колледжа готовится дидактический материал в электронном виде. Одна из таких тем – «Краски осени». К ней подготовлены: репродукции картин и презентации о творчестве известных русских и башкирских художников; видеоматериалы «Как звери готовятся к зиме», «Почему листья на деревьях желтеют» и др. по книге М.Гумилевской «Почему так бывает?»; мультфильмы; картотеки дидактических игр, подвижных игр, наблюдений, подборка стихов известных поэтов в профессиональном исполнении; музыкальный ряд: песни, хороводы, произведения известных композиторов; подборка релакс – композиций «Голоса птиц, животных», «Шум дождя, моря»; сценарии занятий и развлечений.

Обучающиеся понимают, что использование интеграции:

а) позволяет активизировать интерес дошкольников к осваиваемой проблеме и к познанию в целом;

б) способствует обобщению и системности знаний, комплексному решению задач;

в) обеспечивает перенос освоенного в новые условия.

На производственной практике решаются следующие задачи:

  1. Развивать профессиональные умения и навыки, необходимые для успешной организации различных видов деятельности детей.

  2. Развивать способность к организации коммуникативно-педагогического взаимодействия с воспитателями и родителями детского сада.

  3. Развивать у студентов потребность в творческом поиске нестандартных путей решения педагогических ситуаций.

  4. Воспитывать профессионально-необходимые способности и качества: организованность, рефлексивность, ответственность, эмпатийность и др.

Весь период практической деятельности условно делится на 4 этапа:

  1. Ознакомительно-адаптационный: продолжается 1 день, его цель – овладеть методами работы воспитателя, познакомиться с детьми,  провести мониторинг освоения детьми разделов программы дошкольного образования, познакомиться с характерными особенностями управления детским коллективом, студенту могут предложить провести отдельные режимные моменты.

  2. Диагностико-прогностический. На этом этапе студенты завершают психолого-педагогическую характеристику ребенка, диагностику детей по предложенному МДК и анализируют ее результаты.

  3. Конструктивно-исполнительский. На конструктивно-исполнительском этапе студенты работают в качестве воспитателя по своему проекту педагогической деятельности: проводят в полном объеме режимные процессы, занятия, заполняют дневник педагогической практики, отражающий результаты и проблемы профессиональной деятельности. Дневник ведется в табличной форме по каждому профессиональному модулю. Также реализуют поставленные задачи, выполняют все профессиональные функции педагога дошкольного образования. Одна из функций педагога ДОО – осуществление преемственности в образовательной работе с семьей. С этой целью практиканты используют различные формы работы с родителями: беседы, консультации, открытые занятия, анкетирование, подготовка выставок, стендов. В течение всего времени студенты активно участвуют в общественной и культурной жизни коллектива: производственных собраниях, профессиональных конкурсах, концертах, спектаклях для детей и сотрудников.  Воспитатели детского сада имеют право привлекать практикантов к усовершенствованию предметно-развивающей среды в группах, изготовлению раздаточных материалов и другим видам деятельности, направленным на оснащение образовательного процесса.

  4. Итоговый.  Итоговый этап охватывает последние два дня пробной практической деятельности. В это время студенты: осуществляют итоговую диагностику детей с целью выявления реализуемого ими педагогического проекта; анализируют результаты своей профессиональной работы; составляют отчетную документацию, в том числе предоставляют групповому руководителю дневник педагогической практики студента заполненный. В предпоследний день практики в детском саду организуется итоговое совещание, на котором обсуждается деятельность каждого студента, составляются характеристики на практикантов. Проводится выставка пособий и игр, изготовленных студентами. На итоговом совещании в дошкольном учреждении студентам выставляется предварительная оценка по практике. Окончательно она утверждается на итоговой конференции по практике, которая проводится в колледже. 

Критерии оценки практической деятельности студентов:

  • уровень сформированности профессионально-педагогических умений;

  • профессиональная компетентность;

  • отношение к практике, проявление профессионально значимых качеств; качество выполнения всех задач и видов работы на практике;

  • качество и своевременность сдачи отчетной документации. 

Современному дошкольному образованию нужен конкурентоспособный выпускник, который понимает суть вопроса, умеет быстро реагировать на запросы работодателя, принимать как стандартные, так и нестандартные решения, оказывать качественные образовательные услуги, проявлять умения и творческие способности быть небезразличным к достижениям детей, быть готовым к конструктивному взаимодействию с коллегами.



5