Выступление на теоретическом семинаре ММО учителей ОРКСЭ и ОДНКНР общеобразовательных организаций Шпаковского МО.
Тема семинара: «Современные подходы к организации учебной деятельности при изучении курса ОРКСЭ и ОДНКНР»
Тема выступления: «Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР»
Выступающий: Карманова Е.Е. (учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ №12»)
1. ВВЕДЕНИЕ
Современное образование в России перешло на обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.
Особенность ФГОС нового поколения – системно-деятельностный характер, который ставит главной задачей всестороннее развитие личности учащегося.
Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику.
Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ОРКСЭ И ОДНКНР
Учитель должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Я хотела бы выделить следующие современные педагогические технологии, которые я чаще всего использую на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР
- технология проектного обучения;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии игрового обучения;
- технология развития критического мышления.
Проектные технологии
В основе проектных технологий лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников.
Этапы реализации проекта:
Разработка проекта (поиск проблемы, выбор темы, обоснование -
Почему? это для меня важно; постановка задач - Что? я должен
сделать, чтобы проект получился; выбор методов и способов деятельности - Как? я это сделаю; ожидаемый результат – Что я получу?)
2. Создание (изготовление проекта)
3. Презентация (защита проекта)
В процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования. Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументированно и чётко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с различными источниками информации. Они проявляют инициативу, мыслят творчески. Благодаря проектным работам, повышается мотивация, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся.
Особое значение в работе над проектами имеют метапредметные связи.
В проектной деятельности велика роль учителя. Он формирует мотивацию участников, проводит консультации в ходе работы над проектом, оказывает содействие в ресурсном обеспечении, координирует действия участников в коллективных проектах, помогает при анализе проделанной работы.
Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия.
Технология проблемного обучения:
Это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
Цель - обучить самостоятельному решению проблем. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучающихся. Можно выделить следующие этапы деятельности:
1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками;
2) Выдвижение версий решения проблемы;
3) Актуализация имеющихся знаний;
4) Составление плана решения проблемы;
5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Технология игрового обучения
Очень важно на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР использовать игровые технологии.
В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более общей технологии;
- в качестве урока или его части («Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов»)
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом, приобретают знания о нормах поведения в обществе, пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь.
Благодаря определенному сюжету ролевой игры ребенок освобождается от многих негативных эмоций (страха, агрессии, нарушение поведения). Игры выполняют большую коммуникативную роль. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты.
Таким образом, подчеркивается важность сотрудничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям.
Информационно-коммуникационные технологии
Курс ОРКСЭ обеспечен мультимедийными средствами обучения, что позволяет организовать изучение на современном уровне в интересной и увлекательной для учащихся форме. Одна из возможных форм организации обучения на уроках – использование электронного учебного пособия.
Работа с электронным пособием позволяет познакомить учащихся с высказываниями великих людей, рассказами и притчами, которые имеют большую нравственную ценность, встретиться с картинами великих художников. Есть возможность выбора задания по проверке изученного материала или использовать тесты и тренажёры по различным темам.
Компьютерное сопровождение преподавания курса позволяет одновременно использовать разноплановую информацию: тексты, аудио, видеоматериалы, презентации.
Во время демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность насладиться красотой храмов, церковной утвари, живописи, поскольку имеют возможность рассмотреть всё это в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине. Кроме того, применение ИКТ дает возможность совершать виртуальные экскурсии из одной точки мира в другую, предоставляет возможность прослушивания церковных песнопений различных распевов, звона колоколов, таким образом, обеспечивая интеграцию с уроком музыки.
Использовать ИКТ можно на любых этапах урока: актуализация знаний, открытие учащимися новых знаний, закрепление, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Технология развития критического мышления
Одной из технологий, обеспечивающей системно-деятельностный подход, является технология «критического мышления». Урок с использованием технологии развития критического мышления делится на 3 этапа: вызов, осмысление, рефлексия.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, отслеживает направления своего развития, определяет конечный результат.
Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии данной технологии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР.
Приём «Кластер» можно использовать на этапах осмысления и рефлексии. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
«Мозговая атака»
Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».
«Техника постановки вопросов»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Только те ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям.
Один из простых приёмов, позволяющий обучать умению задавать вопросы, – таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
Вопросы могут быть использованы для взаимоопроса. Это один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
«Инсерт» («Пометки на полях») - прием работы с текстом, обеспечивающий его вдумчивое прочтение и личностное осмысление.
Предполагает маркировку текста.
«Синквейн»
Этот приём лучше использовать на этапе рефлексии.
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:
- первая строка - одно существительное, которое называет тему;
- вторая строка – описание темы двумя прилагательными;
- описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
- фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;
- синоним первого существительного, который повторяет суть темы.
Синквейны обязательно анализируются. Их интересно использовать в качестве средства творческой выразительности.
Технология критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, даёт возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преимущества современных педагогических технологий состоит в нацеленности на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.
Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии позволят учителю спланировать свою работу на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья, развитие познавательных интересов
Сегодня, работая с современными детьми, внедряя новые стандарты, мы должны формировать у них метапредметные умения для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, формирования функционально грамотного человека. Мы взращиваем функционально грамотного человека.
Наш предмет всего 1 раз в неделю, но мне всегда радостно идти на этот урок в 4 или 5 класс, потому что очень благодатное и жизненное содержание материала курса. То содержание, которое воспитывает ЧЕЛОВЕКА, его суть.
Приятно смотреть на ученика, хорошо различающего добро и зло, милосердие и равнодушие, понимающего законы дружбы и порядочности.