СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к оцениванию деятельности обучающихся в системе дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к оцениванию деятельности обучающихся в системе дополнительного образования»

мку «управление образования» г. рубцовск Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «детско-юношеский центр»

Современные подходы к оцениванию деятельности обучающихся в системе дополнительного образования

Методическая учеба


Шилко Виктория Сергеевна, методист






Рубцовск

2021





Материалы методической учебы в рамках спецкурса «Совершенствование профессиональной культуры педагогов».



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК:


Оценивание деятельности обучающихся является важным элементом педагогического процесса, а оценка - мощным педагогическим средством, выполняющим ту или иную задачу педагога. Любая оценочная деятельность исходит из потребности ребенка или педагога получить информацию о том, насколько эффективно проходит их взаимодействие в ходе образовательного процесса.

Оценка выступает как система разнообразных форм, методов, средств и видов качественного или количественного оценивания результатов образовательного процесса: будь то учебные достижения обучающихся, качество знаний и умений по программе или результаты их личностного развития, продвижения в творческой деятельности. Можно сказать, что оценивание предполагает не только констатацию конечного результата обучения, но полностью и постоянно сопровождает образовательный процесс.

В педагогической практике понятие «оценка» зачастую понимается как синоним понятия «отметка».

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова оценка - это «мнение о ценности, уровне или значение кого или чего-нибудь», а отметка - «принятая в учебной системе оценки знаний, поведения учащихся».

Как видим, отметка - это всего лишь формальное выражение оценки. Ю.К. Бабанский и В.С. Безрукова рассматривают отметку как «свернутое оценочное суждение, символически выражающееся в виде знака, цифры, слова или предмета, в предельно лаконичной и наглядной форме представляющее ценность того, что оценивается» [1,2].

Оценивание - это очень объемное понятие: оно включает в себя как сам процесс, так и результат работы. При этом оценивание может осуществляться по-разному: в виде количественного показателя (баллы, отметка), в виде качественного показателя (словесные высказывания о процессе и результатах работы, эмоциональная реакция).

В дополнительном образовании у педагогов имеются неограниченные возможности для оценочной деятельности, так как именно в дополнительном образовании детей отсутствует обязательная система оценок и уж тем более отметок. Система оценивания в дополнительном образовании - гибкая и вариативная система, выполняющая развивающую и стимулирующую функции, а также обеспечивающая комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретенного ребенком в ходе освоения дополнительной образовательной программы.

В педагогической литературе можно встретить различные точки зрения о критериях оценивания в системе дополнительного образования.

Так например, Алла Яковлевна Журкина отмечает, что критерием результативности во внеучебной деятельности выступает отношение ребенка к избранному виду деятельности. На этом основании выделяются ее уровни: развлечение, потребление, творчество. Лебедев Олег Ермолаевич предлагает рассматривать уровень образованности (образовательного результата). Автор выделяет три уровня образованности: элементарную грамотность, функциональную грамотность, компетентность.

Показателями результативности деятельности педагога дополнительного образования, по мнению Ирины Викторовны Калиш, являются, с одной стороны, успешное освоение обучающимися образовательной программы; увлеченное отношение к делу, которым они занимаются; их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях; ранняя профессиональная ориентация детей, с другой – собственный профессиональный рост.

Под результативностью воспитательной деятельности Е.В. Титова понимает достижение педагогом (педагогами) такого качества организации деятельности обучающихся, которое обеспечивает реальные возможности: разностороннего их личностного проявления (положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности), обогащения их личного опыта социально и личностным содержанием; продуктивности их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных).

Таким образом, в системе дополнительного образования детей оценивание рассматривается как инструмент мониторинга образовательных достижений обучающихся, результативности их деятельности, а также личностные достижения обучающихся.

В дополнительном образовании невозможно оценивание, принятое в общем образовании, так как традиционная отметка носит выраженный знаниевый характер. Она выставляется за определенный уровень знаний по конкретному предмету, в то время как за рамками внимания педагога остаются не только затраченные на это усилия ребенка, но и приобретенные им за определенный период социальные компетенции, сформированные личностные качества, развитые творческие способности.

К основным принципам оценивания в дополнительном образовании относят: системность, вариативность, осознанность, доступность.

Системность предполагает регулярность проведения процедур оценивания.

Вариативность - использование разнообразных видов, форм и методик оценивания, исходя из возраста обучающихся, содержания деятельности, педагогических задач и т.д.

Осознанность строится на понимании обучающимися критериев оценивания и подхода педагога.

Доступность оценивания заключается в определенной легкости проведения его процедур и обработки результатов.

В целом, оценивание в дополнительном образовании детей является эффективным педагогическим средством развития деятельности обучающихся при условии его систематического использования, понимания ребенком критериев и оснований оценки, а также использования педагогом разнообразных видов оценки и развития оценочной деятельности в соотнесении с задачами развития творческой деятельности и личностного развития обучающихся.

Рассмотрим основные параметры, критерии и методики оценивания деятельности обучающихся, применяемые сегодня в учреждениях дополнительного образования детей.

Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняет оценивание результативности деятельности обучающихся в ходе освоения дополнительных образовательных программ. Педагоги дополнительного образования сами определяют и зачастую разрабатывают необходимые и наиболее эффективные методики оценивания, исходя из своих педагогических целей и задач.

Обобщив изложенные в педагогической литературе подходы к определению критериев к оцениванию результативности деятельности обучающихся в дополнительном образовании, можно выделить три наиболее существенных параметра.

  1. Освоение обучающимися содержания дополнительной образовательной программы.

Критериями данного параметра могут выступать глубина и широта знаний, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям), уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях.

Оценить уровень усвоения содержания образовательной программы можно по следующим показателям:

  • степень усвоения содержания;

  • степень применения знаний на практике;

  • умение анализировать;

  • характер участия в образовательном процессе;

  • качество детских творческих «продуктов»;

  • стабильность практических достижений обучающихся.

  1. Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе и изучаемой образовательной области.

Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода ребенка из коллектива, характер участия ребенка в деятельности.

Показателями устойчивости интереса к деятельности и коллективу можно считать:

  • текущая и перспективная сохранность контингента, наполняемость объединения;

  • положительные мотивы посещения занятий;

  • осознание обучающимися социальной значимости и полезности предмета (деятельности и коллектива) для себя;

  • оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике;

  • наличие преемников и детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом.

  1. Личностные достижения обучающихся.

Диагностика личностных достижений обучающихся - наиболее трудный аспект оценивания.

Критериями данного параметра могут стать:

Направленность динамики личностных изменений.

  • характер изменения личностных качеств;

  • направленность позиции ребенка в жизни и деятельности;

  • адекватность мировосприятия, миропонимания и мировоззрения возрасту.


Нравственное развитие обучающихся (ориентация на нравственные ценности):

  • характер отношений между педагогом и ребенком, между членами детского коллектива, микроклимат в группе;

  • характер ориентаций и мотивов каждого ребенка и коллектива в целом,

  • культура поведения обучающегося;

  • адекватность поведения, выбора обучающимися позиций в отношениях и решений в различных ситуациях;

  • освоение обучающимися культурных ценностей.


Творческая активность и самостоятельность обучающихся:

  • владение технологиями поисковой, изобретательской, творческой деятельности;

  • настроение и позиция ребенка в творческой деятельности (желание - нежелание, удовлетворенность - неудовлетворенность);

  • эмоциональный комфорт (или дискомфорт) в творческой работе;

  • способы выражения собственного мнения, точки зрения;

  • количество и качество выдвигаемых идей, замыслов, нестандартных вариантов решений;

  • желание освоить материал сверх программы или сверх временных границ курса обучения;

  • степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях;

  • динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом;

  • разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, по содержанию курса обучения и видам деятельности,

  • удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.

Надо отметить, что уровень творческой активности нельзя в полной мере приравнивать к качеству творческих достижений обучающихся. Поскольку диагностирование творчества крайне затруднительно и имеет явный субъективный оттенок, то речь идет, прежде всего, о выявлении позиции, отношения, желания ребенка в разных видах деятельности и о степени влияния педагога на эту позицию.

В учреждениях дополнительного образования выделяют две основные группы диагностических методик, используемых для оценивания деятельности обучающихся - количественные методы и методы экспертной оценки, где оценивание опирается на заранее разработанную и предъявляемую ребенку систему критериев.

Практика показывает, что формы, подходы, методики оценивания и фиксирования достижений обучающихся в учреждении дополнительного образования очень разнообразны, их использование зависит от возраста обучающихся и направленности дополнительных образовательных программ, целей и задач педагогической работы.

Педагогами используются различные нецифровые формы оценивания - вербальное выражение оценки (похвала, порицание и пр.) или материальное выражение оценивания (флажки, звезды, конфеты, открытки и пр.).

Существуют различные формы оценивания достижений обучающихся: дневник педагогических наблюдений, папки развития, диагностические карты, зачетные и личные учебные книжки и так далее.

Примером такого оценивания может служить портфолио.

В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, выделяют:

  • портфолио-собственность (собирается для себя);

  • портфолио-отчет (собирается для педагога).



В зависимости от содержания выделяют:

  • портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы обучающегося;

  • рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений;

  • проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;

  • тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу обучающегося в рамках той или иной темы.

При работе с портфолио обучающийся осознает, как происходит процесс обучения, освоения определенной деятельности; делает выводы о том, насколько эффективны для него лично те или иные виды работы; оценивает свои достижения и возможности, собственное продвижение. Таким образом, «портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, он нацеливает обучающегося на демонстрацию прогресса» .

Еще одна форма оценивания - система рейтинга. Она сочетает в себе количественные и качественные характеристики. Показатели для рейтинга могут быть любые.

Преимуществом рейтинговой системы оценивания является то, что оценка не зависит от характера межличностных отношений педагога и обучающихся, итог определяется в виде суммирования всех собранных баллов, которые могут быть исправлены до начала подведения итогов, обучающийся волен сам выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее.

Особое внимание нужно уделить такому виду оценивания, как, самооценка.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке, становились субъектом оценочной деятельности.

При этом создаются такие условия активного взаимодействия педагога и ребенка, в результате которого происходит развитие и саморазвитие как того, так и другого. Формирование способности к самооценке «влияет на эффективность социальной адаптации личности, является регулятором поведения и взаимоотношения человека с окружающими, сказывается на отношении к успехам и неудачам».

Таким образом, с современной точки зрения, оценка - это эффективное педагогическое средство развития личности ребенка. Оценивание выполняет развивающую и мотивирующую функции, а также способно формировать адекватную и позитивную самооценку ребенка.

Не случайно в системе дополнительного образования детей существуют свои особенные позиции к оцениванию качества и результативности деятельности обучающихся. Педагоги стремятся находить критерии, методики и формы оценивания, наиболее отвечающие специфике и задачам дополнительного образования.

Поэтому так важен в учреждении дополнительного образования детей поиск новых форм оценивания деятельности обучающихся, которые бы соответствовали целям и задачам дополнительной образовательной программы, содержанию деятельности, возрасту и уровню развития ребенка, но при этом бы стимулировали бы обучающихся на продолжение деятельности и саморазвитие.































ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК:


Примеры организации оценивания в форме «Самооценка»


Маршрутная книжка обучающегося объединения

Книжка заполняется обучающимся за определенный период обучения (неделя, месяц, четверть) – это своеобразный дневник – самоанализ, самооценка ученика, его конкретные цели и задачи, рассуждения о творческих достижениях и проблемах, эмоциональное настроение в процессе обучения, а также оценка учебной деятельности обучающегося данная педагогом, с комментариями и выводами.

С помощью «Маршрутной книжки» фиксируются и отслеживаются результаты, достижения обучающегося за заданный период обучения, выстраиваясь в перспективную траекторию личностного развития и самосовершенствования.

Таким образом, у ребёнка возникает потребность в улучшении обучения по собственной инициативе, формируется мотивация успешного обучения. Это путь к самореализации и самосовершенствованию. Обучающиеся приобретают навык самоконтроля и самооценки, а педагог видит процесс формирования предметных знаний и умений воспитанника, обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию в образовательном процессе.



Пример организации оценивания в форме «Портфолио»


Примерная структура портфолио


Разделы портфолио:

  1. «Мой портрет»:

  • личные данные обучающегося;

  • автобиографию обучающегося.

  1. «Портфолио документов» - копии документов индивидуальных достижений обучающегося (грамот, дипломов, благодарственных писем и т.п.).

  2. «Портфолио работ» - собрание различных работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, фотографии, электронные версии и т.д.

Этот раздел может включать в себя:

  • исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);

  • проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном и электронном варианте);

  • техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается её описание);

  • работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках) и т.д.

  1. «Портфолио отзывов» состоит из характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленной родителями, работниками учреждения дополнительного образования и др.

В данном разделе могут быть представлены тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и прочее:

  • отзыв о работе в детском объединении учреждения дополнительного образования;

  • резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений;

  • иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности.



Пример организации оценивания в форме «Система рейтинга»


Рейтинговая система оценивания достижений обучающихся ГБУ ДО «Дом детского творчества «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга на примере дополнительной программы «Оригами».

  1. Программа разбивается на отдельные блоки в соответствии с профилем умений, осваиваемых учащимися. Для этого на основе анализа раздела программы «Прогнозируемые результаты» формулируются «Предметные умения», «Общение» и «Социальные навыки».

  2. Для каждого задания определяются нормативные баллы в виде рейтингового регламента.

  3. На каждого учащегося заводится «Листок личных достижений» с указанием рейтинговых баллов.

  4. В конце месяца подсчитывается сумма баллов, набранная учащимися.

  5. Каждому учащемуся присваивается индивидуальный рейтинг.

  6. Учащийся, набравший наибольшую итоговую сумму баллов, объявляется «Рейтинг-оригамистом месяца». Его портрет размещается на информационном стенде «Наш достижения».


Рейтинговый регламент профиля умений

1 год обучения


Предметные

умения

Форма проверки

Нормативные

баллы

1

Знание базовых форм

Контрольное складывание на знание базовых форм

1-3

2

Знание основных приемов

складывания

Контрольное задание на знание основных правил

складывания

1-3

Контрольное складывание на умение применять основные приемы

складывания

1-3

3

Знание

терминологии, применяемой в оригами


Тестовое задание на знание терминологии, применяемой в оригами

1-3

4

Знание основных

геометрических

понятий

Тестовое задание на знание основных геометрических понятий



1-3

5

Знание видов и свойств бумаги

Тестовое задание на знание основных видов бумаги и ее свойств



1-3

6

Знание стандартного набора фигур




Контрольное задание на знание стандартного набора фигур




1-3

Количество баллов

7-21










Общение

Форма проверки

Нормативные

баллы

7

Умение обучать складыванию фигур других учащихся


Контрольное задание на составление словесной инструкции по складыванию фигурок

1-3

8

Умение работать в группе

Конкурс на парное складывание


1-3

Участие в коллективном проекте

1-3

Количество баллов

3-9






Социальные

навыки

Форма проверки

Нормативные

баллы

9

Участие в

массовых

мероприятиях

Участие в выставке

3-5

Участие в конкурсах

3-5

10

Умение

предъявить

изготовленные фигурки в различной форме

Макет мини-выставки

3-5

Конкурс на лучшую оригамскую сказку

3-5

11

Умение экономно и бережно относиться к

материалу

Проверочное задание на знание правил экономного и бережного отношения к материалам


3-5

12

Умение содержать в порядке рабочее место

Проверочное задание на знание правил содержания рабочего места в порядке

3-5

Количество баллов

18-30






Листок личных достижений учащегося


Учреждение

дополнительного

образования

ГБУ ДО Дом детского творчества «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга

Детское творческое объединение

Оригами

Дополнительная

общеобразовательная

программа

«Лети, лети, журавлик...»

Год обучения

1

Фамилия, Имя учащегося

Евгений Е.

Возраст

10 лет

Оцениваемый месяц

Март 2016 года

Предметные умения

Форма проверки

Нормативные

баллы

Индивидуальные

баллы

Знание базовых форм

Контрольное складывание на

знание базовых форм

1-3

2

Знание основных приемов складывания

Контрольное задание на

знание основных

правил

складывания

1-3

2

Контрольное складывание на

умение

применять основные приемы складывания




1-3

3











Знание

терминологии, применяемой в оригами

Тестовое задание

на знание

терминологии, применяемой в оригами

1-3

3

Знание основных

геометрических

понятий

Тестовое задание

на знание

основных

геометрических

понятий

1-3

3

Знание видов и свойств бумаги

Тестовое задание

на знание

основных видов бумаги и ее свойств


1-3

2

Знание стандартного набора фигур

Контрольное задание на

знание

стандартного набора фигур



1-3

3

Общение

Форма проверки

Нормативные

баллы

Индивидуальные

баллы

Умение обучать складыванию фигур других учащихся

Контрольное задание на

составление

словесной инструкции по

складыванию

фигурок

1-3

1

Умение работать в группе

Конкурс на парное

складывание

1-3

2

Участие в

коллективном

проекте











1-3

1

Социальные навыки





Форма проверки



Нормативные

баллы

Индивидуальные

баллы

Участие в массовых мероприятиях

Участие в

Выставках




3-5

5

Участие в конкурсах

3-5

5

Умение предъявить изготовленные фигурки в различной форме

Макет мини­выставки

3-5

4

Конкурс на лучшую оригамскую сказку



3-5

4

Умение экономно и бережно относиться к материалу

Проверочное задание на знание правил

экономного и бережного отношения к

материалам



3-5

4

Умение содержать в порядке рабочее место

Проверочное задание на

знание правил содержания рабочего места в порядке



3-5

3

Рейтинговая оценка за март месяц

28-60

47












Примеры организации оценивания в форме «Рефлексия»


Прием рефлексии «Вопрос себе»

На определенных этапах выполнения задания обучающемуся предоставляется возможность задать себе вопрос: «Почему я понял именно так и у меня не получилось?» - глагол к отступлению. «Что я сделал не так и как можно все исправить?» - шаг к коррекции и т.д.





«Градусник»

Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, занятия, оригинальность и т.д.




«Солнце»

На доске прикреплён круг солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и синего цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета - мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; синего цвета - занятие мне не понравилось.









«Ступени»

С помощью данного символа можно определить, на каком уровне обучающиеся выполняли задания, какой ступени соответствует их само­оценка и т.д.








ВСЁ

УДАЛОСЬ





БЫЛИ

ПРОБЛЕМЫ




НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ








« Звездочки»

На символах в виде «звездочек» или стикерах обучающиеся записывают свои личные достижения на занятии, закрепив на плакате или доске.













« Пантомима» (младший школьный возраст).

Обучающиеся с помощью пантомимы должны показать результаты своей работы на занятии объединения. Например: руки вверх - довольны, голова вниз - не довольны, закрыть лицо руками - безразлично.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя