Современные подходы к преподаванию уроков гимнастики.
Урок физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.
Урок (занятие) физической культуры с гимнастической направленностью, как основная форма занятий, считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних образовательных школ.
Включение в содержание учебной деятельности по физической культуре в школе упражнений общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формировать двигательно-координационные способности учащихся.
На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные, образовательные, воспитательные и прикладные задачи:
Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, закаливание, формирование правильной осанки.
Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики. Формирование гигиенических навыков, прицчение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков, обучение правилам общения с окружающими людьми.
Развитие способностей, необходимых для успешного овладение гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубокого осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.
Условием качественного проведения урока является целесообразность его построения. Структура и методические особенности проведения урока должны соответствовать его содержанию, которое определяется в первую очередь решаемыми педагогическими задачами, контингентом занимающихся и условиями проведения. В свою очередь, содержание урока должно основываться на закономерностях функционирования основных систем организма, положенных в основу общих и специфических принципов физического воспитания. При построении урока эти принципы конкретизируются следующими методическими положениями, главными из которых являются комплексность решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, стимулирование сознательной активности занимающихся, конкретность постановки задач и их преемственность с задачами предыдущих занятий, системность прогрессирования учебных заданий и периодичность его обновления, сопряжение изучаемого материала с другими общеобразовательными уроками, оптимизацию физических нагрузок с учётом индивидуальных способностей учеников.
Основная гимнастика широко применяется во всех школьных и дошкольных учреждениях, в средних специальных и высших учебных заведениях и включает несложные упражнения, направленные на общее и всестороннее развитие организма и подготовку для занятий различными видами спорта. Методические особенности основной гимнастики таковы:
1. Возможность относительно избирательно воздействовать на отдельные группы мышц и части тела. Локальное воздействие на отдельные части тела и слаборазвитые мышцы достигается подбором исходных положений и способов исполнения упражнений, использованием снарядов массового типа и различных предметов. Избирательное воздействие на различные части тела дает возможность исправлять дефекты осанки, обучать управлению движениями различными частями тела в пространстве и времени.
2. Возможность с помощью одних и тех же упражнений решать различные задачи физического воспитания. Например, обучая лазанью по канату, можно: а) формировать прикладной навык; б) развивать силу рук и плечевого пояса; в) развивать ловкость, варьируя способы лазанья; г) развивать быстроту движений (при лазанье на время); д) развивать способность оценивать движения (при лазанье на заданное время). При обучении равновесию формируют прикладные навыки, правильную осанку, совершенствуют функциональную деятельность вестибулярного аппарата, развивают ее, воспитывают смелость и т.д.
3. Возможность постоянно повышать трудность двигательных действий, обучая одним и тем же упражнениям. Гимнастическим упражнениям свойственно многообразие форм движений: лазанье по наклонно поставленным скамейкам выполняется различными способами, отличающимися по степени сложности; упражнения в висах и упорах содержат и очень простые упражнения, доступные учащимся 5–6 классов, и очень сложные, доступные только старшеклассникам, и т.д. Эта методическая особенность дает возможность качественно и количественно изменять содержание занятий, повышать интерес учащихся и более эффективно решать задачи урока.
4. Возможность вариативно регулировать физическую нагрузку, варьируя: а) подбор упражнений (трудные и более легкие); б) количество повторений; в) величину отягощений (сопротивление резины, партнера, вес предметов); г) способ выполнения упражнений; д) способ организации занятий (групповая форма дает обычно меньшую нагрузку, чем поточная, а игровая – большую, чем поточная)
В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений.
В практике существуют следующие методы:
1) фронтальный – упражнения выполняются всеми учениками одновременно;
2) сменно-групповой (или фронтально-групповой) – упражнения выполняются группами (шеренгами), причем количество одновременно работающих учеников может быть от 3–4 до 10–15;
3) индивидуально-групповой (или метод работы по отделениям) – класс делится на три-четыре отделения, выполняющих в порядке очередности разные виды упражнений;
4) поточный – упражнения выполняются учениками поочередно, с минимальными промежутками (например, опорные прыжки, равновесие, лазание и др.); если упражнение начинается с одной стороны или с одного конца снаряда и заканчивается на другом, то на снаряде может находиться сразу по нескольку человек;
5) поточно-групповой – это вариант сменно-группового метода, при котором каждая группа одна за другой без пауз выполняет упражнение;
6) игровой.
В методике проведения уроков основной гимнастики в школе традиционные средства, конечно же, остаются базовыми. Однако ряд причин обуславливает появление новых и нетрадиционных в массовом физкультурном движении видов двигательной активности. К таким видам можно отнести ритмическую (аэробику) и атлетическую гимнастики, их сочетание (шейпинг), стретчинг и многие другие виды занятий. Несомненно, использование упражнений нетрадиционных видов физических упражнений на уроках физической культуры в школе придаст уроку новую эмоциональную окраску, будет способствовать его оживлению повысит интерес учащихся к занятиям, даст определенные знания и умения в использовании этих средств в самостоятельных занятиях, профилактике болезней и улучшении здоровья. Упражнения нетрадиционных видов физических упражнений не должны заменять программные занятия, а только дополнять их, давать возможность для обновления расширения их содержания, использования в качестве домашнего задания.
Применение фитнес – технологий в подготовительной части урока любой направленности, прежде всего, должны отражать специфику данного вида упражнений и способствовать развитию определённых двигательных способностей занимающихся.
В подготовительной части на уроках гимнастики используется степ-аэробика, упражнения на гимнастических мячах, шейпинг.
На уроках с игровой направленностью в подготовительной части, в зависимости от задач урока применяется классическая аэробика с различными перемещениями приставными, скрестными шагами, с внезапными остановками, прыжками, упражнения степ - аэробики на гимнастической скамейке.
Для решения задач основной части урока применяются специально разработанные комплексы упражнений из различных направлений фитнеса (силовые, танцевальные виды аэробики высокой интенсивности, стретчинг, классическая аэробика, степ-аэробика и др.), направленные на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости и других двигательных способностей.
В заключительной части для снятия напряжённости, повышения эмоционального состояния применяются: стретчинг, фитнес-йога.
При составлении комплексов упражнений и выбора способов организации занятий можно руководствоваться двумя методами, которые можно определить как свободный и структурный.
В свободном методе используется импровизация движений во время занятий аэробикой. При разучивании упражнений учащиеся, как правило, повторяют движения за учителем, слушая его команды. В этом случае используются комбинации из простейших шагов, повторяющихся при использовании определенного музыкального произведения. Затем ученикам предоставляется свобода выбора движений: движений руками, перемещений и.т.д. с последующей импровизацией при составлении своих собственных музыкальных композиций.
Структурный метод – это заранее подготовленные хореографические композиции, которые представляют собой варианты шагов, повторяющихся в определенном порядке. Темп, ритм музыки обусловливает последовательность упражнений и их интенсивность.
Аэробика - это не только стимуляция сердечно - сосудистой, дыхательной и мышечной систем, но и возможность улучшить координацию движений, выправить осанку, сделать походку более элегантной.
Поэтому при выборе движений нужно учитывать, какие упражнения нравятся ученикам или вообще для них подходят, какие движения более выполнимы, исходя из особенностей возраста, функциональных возможностей. Одновременно с характером движений надо определить и их темп, логику объединения в единый двигательный ансамбль.
Для начинающих заниматься аэробикой обязательно проводится вводный урок, где разучиваются отдельные упражнения комплекса. Объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися. Сначала упражнения выполняются под счет, а затем по мере освоения под музыку.
На следующих уроках упражнения выполняются под музыку до полного овладения данным комплексом. Процесс освоения может длиться три или более месяцев в зависимости от физической подготовленности занимающихся. Для закрепления упражнений необходимо варьировать их,
изменяя исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки, используя данное упражнение в различных частях занятий, рекомендуя ученикам включать его в комплекс упражнений для самостоятельных занятий.
При обучении базовым и дополнительным элементам и их разновидностям необходимо первоначально обучать движениям ногами в медленном темпе, при этом указывать правильность постановки ног, спины, плеч и название элемента. Затем этот элемент выполняется в среднем, далее быстром темпе. И только тогда, когда техника выполнения элемента освоена, можно добавлять движения руками.
При обучении комплексам и музыкальным композициям необходимо:
- повторение первого элемента 4, 8 или 16 раз без движений руками;
- добавление движений руками, выполнение этого же элемента 4-8 раз;
- повторение первого элемента на 8 счетов, затем на 4 счета ходьба на месте (марш), повторить все с начала 2-4 раза.
Второй элемент выполняется по той же схеме и добавляется к первому, т. е. выполнить первую восьмерку и сразу к ней добавить вторую. После этого к этим восьмеркам добавить предварительно разученную третью, четвертую и. т. д. Из этих восьмерок получаются связки, а в дальнейшем и музыкальные композиции.
Такой принцип обучения комплексам и музыкальным композициям рекомендуется на начальной стадии обучения.
Ожидаемые результаты:
Использование элементов фитнес-технологий в работе со школьниками и будет способствовать:
укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка ;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формированию представлений о фитнесе как о способе организации активного отдыха.