Августовская конференция . 24.08.2023г.
Тема выступления «Использование современных образовательных технологий на уроках технологии»
3 слайд
Термин «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом»
Учебно-практическая деятельность на уроках технологии должна обеспечивать выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в обязательном порядке на уроках должна присутствовать деятельность учеников, направленная на развитие функциональной грамотности.
Слайд 4
Функциональная грамотность — способность человека, применять полученные знания для решения повседневных задач.
Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.
Содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих. Однако для повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определённым критериям. Содержание заданий должно увлекать ученика, а это значит, должны быть актуальными и соответствовать зоне ближайшего развития каждого обучающегося. Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения через применение на практике.
Слайд 5
Как сказал китайский мыслитель и философ Конфуций
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".
(Конфуций)
Основой формирования функциональной грамотности является умение учиться, поэтому в своей деятельности в первую очередь нужно сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться
Слайд 8
Широко применяется для формирования функциональной грамотности проектный метод. Овладение ИКТ является наиболее перспективным средством реализации данной методики.
В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает
новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под
руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу
ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник
проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет
коррекцию. Выполняя проект школьник должен продумать особенности
изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия. Подобрать
необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной
задачи, выполнить практическую часть проекта и оформить
пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты
презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки
функциональной грамотности.
Слайд 9
Для развития функциональной грамотности использование проблемных заданий на уроках позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационную и коммуникативную культуру. Пример заданий:
Тема: «Хранение пищевых продуктов»
Задание. Вернувшись домой, вы обнаружили, что в квартире отсутствует
электричество. От соседей Вы узнали, что свет отключили 7 часов
назад. За это время холодильник успел полностью разморозиться, а
продукты приобрели комнатную температуру.
На полке лежали: яйца, открытый пакет кефира, колбаса «Докторская»,
консервы рыбные, йогурт, суп на мясном бульоне, сырая курица. В ящике
лежали овощи (свекла, огурцы, помидоры).
Какие из этих продуктов необходимо выбросить, а какие еще можно
спасти? Ответ обоснуйте. Или
Тема: «Интерьер жилого дома», «Освещение жилого помещения»
Задание. В комнате перегорела лампочка. Какие лампочки можно
использовать для освещения жилых помещений (лампы накаливания,
галогенные, люминесцентные, светодиодные)? Как утилизировать
перегоревшие лампочки?
Слайд 10
Тема: «Бюджет семьи»
Задание. Скоро в школу. За лето ты выросла и тебе нужно
купить новые вещи и школьные принадлежности.
Составь список, что нужно приобрести и затраты.
На чем можно сэкономить?
Умение выполнять не сложные математические расчеты
Тема: «Интерьер жилого дома»
Задание. Выполните эскиз оформления окна детской комнаты.
На основе выполненного эскиза рассчитать количество необходимой
ткани на пошив штор.
2. Выполнить расчет расходов на оформление окна детской комнаты,
в расчетах учитывать крепёжные элементы.
Также для формирования функциональной грамотности рекомендуется использовать игровые технологии ( ребусы, кросворды, ролевые игры) .Этот вид деятельности в условиях ситуаций направлен на усвоение общественного опыта , в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Слайд 11
Необходимо развивать учебное сотрудничество и продумывать задания работы в малых группах . Например Тема: «Физиология питания»
Составьте меню для завтрака школьника 11-12 лет. Работа в группах. Для каждой группы своя проблемная ситуация:
· Ограниченный бюджет
· Правильное питание
· «Быстрый» завтрак
· Обоснуйте свой выбор
Слайд 12
Одной одна из задач функциональной грамотности является
Умение формулировать выводы и находить доказательства. Изучая рецепты и норму продуктов, ребята учатся подбирать соответствующую посуду.
Разбираем ситуацию: «Вы опускаете сразу все продукты в кастрюлю с кипящей водой в процессе приготовления первого блюда. Прокомментируйте и назовите действующий закон физики, на который опирается каждая хозяйка до начала приготовления первого блюда». Даже в таком элементарном деле нужно знать закон Архимеда. Тело, погруженное в жидкость, вытесняет объём жидкости, равный объёму погруженного тела.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном.
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Многие учащиеся затрудняются это сделать. Надо учить этому умению ставить вопросы, ведь в результате ученик учится мыслить. Задавая вопрос, «Почему?» - ребёнок устанавливает причинно-следственные связи. «Что изменилось бы..», «Что будет, если..» ученик выдвигает предположение, прогноз, отвечает творчески. Практические вопросы устанавливают взаимосвязи между теорией и практикой: «Как, где можно применить..?», «Что можно сделать, приготовить из..?», «Где в обычной жизни можно наблюдать
Слайд 13
В заключении хочется сказать :
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя применения разных педагогических технологий и форм работы, а так же использования современных методов обучения. Применяя разные технологии, приёмы, формы работы на уроке технологии, учитель формирует функциональную грамотность учащихся, что позволит воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. Если систематически организовывать такую работу, то учащиеся начнут демонстрировать свои знания, которые позволят им активно находить решения в жизненных ситуациях, относящихся к области науки и технологии
Слайд 14
Спасибо за внимание. Успехов и творчества в работе, и желания учить и учиться !