СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные способы повышения мотивации на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование системы обучения, запрашиваемое социальным заказом общества, всё время усложняет и требования к психо-логическому развитию учеников школы. Сегодня уже недостаточно овладеть школьникам совокупностью знаний, важное значение придаётся их задаче научить учиться, а психологически это означает — научить их захотеть учиться.

Просмотр содержимого документа
«Современные способы повышения мотивации на уроках математики»


Современные способы повышения мотивации у учащихся на уроках математики

Ванкеевой В.А.

МАОУ СОШ №25

Совершенствование системы обучения, запрашиваемое социаль- ным заказом общества, всё время усложняет и требования к психо- логическому развитию учеников школы. Сегодня уже недостаточ- но овладеть школьникам совокупностью знаний, важное значение придаётся их задаче научить учиться, а психологически это означа- ет — научить их захотеть учиться.

Поэтому учителю нужно поставить перед собой вопрос — какие же именно ступени мотивации следует формировать для возникно- вения нового — осознанного и целенаправленного отношения уче- ника к внутренним сторонам обучения как общественно значимой деятельности, к содержанию своего учебного труда?

Мотивация — важнейший компонент структуры учебной дея- тельности, а для личности выбранная внутренняя мотивация есть основной критерий её сформированности.

Общий смысл сформированности состоит в том, что учителю желательно переводить обучающихся с уровней негативного и без- различного отношения к учению к осознанным формам положи- тельного отношения к обучению — действенному и ответственно- му. Воспитанию хорошей мотивации учения способствуют общая атмосфера в классе и школе; участие обучающегося в коллективных формах организации разных видов деятельности; отношения взаи- модействия учителя и учащегося, помощь педагога не в виде прямой помощи при выполнении задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них разумной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют интересное изложение, необыкновенная форма пре- подавания материала, вызывающая восторг у учащихся; эмоцио- нальная речь учителя; познавательные, различные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое примене- ние педагогом похвалы и порицания. Особое значение здесь при- обретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обе-

спечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Однажды ученик на уроке сказал мне: «Мне тогда всё понятно, когда интересно». Можно сделать вывод, что ребёнку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Гер- берту) — это синоним учебной мотивации. Если рассмотреть всё обучение в виде цепочки: «хочу — могу — выполняю с интересом — личностно значимо каждому» (по И. С. Якиманской), то мы снова видим, что интерес стоит в самом центре этой цепочки. Так как же всё-таки сформировать его у ребёнка? Через самостоятельность и активную, поисковую деятельность на уроке и вне его, создание проблемной ситуации, разнообразные методики обучения, через новый материал, эмоциональность урока.

Сниженная мотивация школьников — это проблема, которая остается до сих пор актуальной. Сниженная мотивация чаще наблю- дается у учеников подросткового возраста.

Причины спада мотивации у школьников:
  1. У школьников наблюдается «гормональный взрыв» и нечёт- ко сформировано чувство будущего.

  2. Отношение учителя к ученику.

  3. Отношение ученика к учителю.

  4. У девочек-подростков 6–7-го класса снижена возрастная вос- приимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным процессом полового созревания.

  5. Личный приоритет предмета.

  6. Умственное развитие ученика.

  7. Продуктивность учебной деятельности.

  8. Непонимание цели обучения.

  9. Страх перед учителем и школой.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положи- тельную мотивацию, важным является благоприятный психоло- гический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющие прикосновения.

При планировании учебного процесса я ориентируюсь не на какого-то абстрактного среднего ученика, а опираюсь на знания особенностей мотивационной сферы каждого ученика и класса в целом. Для меня это постоянный поиск оптимального сочетания

методов и приёмов работы, которые дали бы возможность одним ученикам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий творческий уровень, а другим бы помогли в ста- билизации учебного процесса.

В своей практике использую групповую работу и работу в паре. При такой форме работы ученик учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою право- ту. Умение сопоставлять различные способы позволит ученику не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овла- дения способами самообразования. Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации.

Работа в паре «ученик — ученик» особенно важна в сфере само- контроля и самооценки.


Тема: Десятичные дроби

Группа 1. Текст задания:

Вас пригласили в качестве судей на соревнования по лыжным гонкам. Результаты каждого круга зафиксированы в протоколах. Обсудите на судейской коллегии (в группе) результаты соревнова- ния и выделите победителя гонки. Работу каждого судьи отметьте в бланке ответов по предложенным критериям.

Протокол соревнования


Фамилия, имя

1-й круг

2-й круг

3-й круг

1

Вепренцев Миша

1,4 мин

2,3 мин

2,82 мин

2

Зайков Глеб

1,7 мин

2,33 мин

2,6 мин

3

Логинов Максим

1,3 мин

2,4 мин

2,42 мин

4

Конищев Саша

1,1 мин

2,42 мин

2,6 мин

Общий протокол соревнования


Фамилия и имя участника

Общий результат

Место

Вепренцев Миша



Зайков Глеб



Логинов Максим



Конищев Саша



Планируя способ включения учащихся в деятельность на уроке, думаю о создании мотивационной основы их работы.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною исполь- зуются такие приёмы, которые стимулируют внутренние ресурсы — процессы, лежащие в основе интереса.

Первый приём «Удивляй»

Суть этого приёма состоит в том, чтобы привлечь интерес к пред- стоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, по- буждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

Квест-игра

Маршрутный лист «Чёрная жемчужина»


1. Этап «Сила духа»

Каждый ученик берёт по три треугольника одного вида, на которых написаны длины сторон. Устно найти периметр каждого треугольника. Сложить периметры. Получатся три числа, под этими числами на втором этапе взять ребусы.

2. Этап «Самый на- ходчивый пират»

Отгадай ребус, слова-подсказки для вида треугольника. Определить вид треугольника. На следующем этапе на этих треугольниках написаны задачи.

3. Этап «Меткий глаз»

Предлагается найти на столе заданные треугольники и изме- рить углы. Найти сумму углов. Под этим числом взять лист на следующем этапе.

4. Этап «Чуткое ухо»

Выполнить тест. Все варианты ответов сложить и вычесть 10. Полученное число определит вид треугольника, который надо построить на следующем этапе.

5. Этап «Бермуд- ский треугольник»

Построить с помощью циркуля и линейки треугольник с за- данными величинами.

6. Разминка

«Пиратские танцы»

Все треугольники построены. Можно и потанцевать. Пока- зать все углы с помощью рук.

7. Этап «Найди клад по карте»

Складывается карта из треугольников. Склеить скотчем. На обратной стороне в тексте найти особые буквы. Сложить из них слово. Найти клад!

Второй приём «Интеллектуальная разминка»

Начиная свой урок, поднимаю карточку, молча (на ней рисунок, фигура, формула, символ и т.д., с несколькими данными или без них).

Учащие знают, что вопросов не будет и что они сами должны придумать задачу или вопрос.

Методическая ценность приёма:

  • активное включение всех ребят в работу каждого (дети любят сочинять);

  • развитие мышления, как логического, так и критического;

  • систематизация знаний и умений;

  • возможность выбрать свою деятельность учащимися (составь собственную задачу из той области знаний, которая ему по- нятна, интересна и знакома).

Каждый участвует в этой разминке, и все решают. Каждый слу- шает другого ученика и запоминает его опыт, который ему при- годится в следующий раз. Оценивается оригинальность и продук- тивность творческих усилий. Чем меньше сходство новой задачи с предыдущей, тем интереснее и продуктивнее процесс познания. А чем больше ученик придумал новых задач, тем результативнее была его деятельность.

Ценность этого приёма ещё и в том, что, если ты умеешь соста- вить задачу, значит, и сможешь её решить.

Также есть ещё несколько интересных приёмов: «Сними ин- формацию», «Раскодируй», «Прочитай геометрический рисунок»,

«Прочитай график функции».

Подробнее хочу остановиться на приёме «Задай соседу вопрос». Ученик при выполнении домашнего задания встретился с какими-то трудностями, тогда он готовит определённый соседу во- прос, который задаст на следующем уроке. Если сосед затрудняется ему помочь, то в этом случае вопрос переходит к учителю или классу. Дальнейшая учебная деятельность является продолжением, раз- витием той мысли, которую я вкладываю в применяемые в начале урока приёмы. Происходит осмысление значимости предстоящего изучения нового. Создается положительный настрой привлечением исторического материала, загадочного жизненного примера (поче- му пятиконечная звезда так часто встречается в символах; почему канализационные люки круглые, а не квадратные; почему гвозди изготавливают то круглые, то трехгранные и т.д.). Появился вопрос, значит, его надо разрешить, отсюда появляется необходимость де- тального изучения материала по данному вопросу. А если этот мате- риал добыт учащимися самостоятельно, в ходе какого-либо иссле- дования, то он вдвойне ценен. На уроках математики не обойтись без заданий, носящих поисково-исследовательский характер (уча- щиеся самостоятельно решают задачи, сформулированные ими са-

мими или выбранные из предложенных учителем):

  • «Объединяй по общему признаку»;

  • «Найди ошибку»;

  • «Найди лишнее и аргументируй»;

  • «Найди недостающий факт для достоверности» и др.

Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому ещё одним из важных условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка деятельности школьников, которая отража- ла бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий. 6-й класс. Тема «Координатная плоскость». Начинаю с по- строения всевозможных фигур: самолёт, бегун, петух. Учителя го- дами накапливают подобные рисунки для уроков. И только после этого мы с ребятами переходим к учебнику: строим точки, отрезки,

треугольники, но делается это уже легко и со знанием дела.

6-й класс. Тема «Диаграммы». Удивительный получается эф- фект от принесённых мною рабочих диаграмм молочного завода. Рассматривая их в виде раздаточного материала, мы с учениками почерпнули настолько богатейшую информацию о заводе, что ре- бята сами захотели отразить работу нашей школы в виде диаграмм. Ученики предлагали: «Давайте отобразим процесс питания в шко- ле». Я отвечала: «Давайте». «Давайте сравним количество учеников, посещающих начальную школу, среднее звено, старшее звено» —

«Хорошо, выполняйте». «А успеваемость?» — «Прекрасно, чер- тите». «А кто какие секции посещает? А сколько девочек, сколько мальчиков?» И много других предложений.

Интересно, если учитель использует не только материал учеб- ника, по которому занимаются дети, но и занимательный материал, значимый для ученика.

Алгебра. 9-й класс. Тема «Последовательности» приобре- тает совершенно другое качество после лекции, в которую включен материал о завещании Франклина потомкам, о легенде о шахматах, о глупом купце и, конечно же, «о пирамидах», которые рано или поздно рушатся.

За годы работы в школе обратила внимание, что есть такие поня- тия в математике, при изучении которых дети очень часто путают- ся или просто забывают. Если понятие «противоположных чисел» усваивается легко, то понятие «обратное число» улетучивается, не оставив следа. И вот тогда на помощь пришёл метод сравнения.


Число

Противоположное

Обратное

4

–4

¼

35

35

53 = 1 23

810

810

108 = –1 28

1 27

–1 27

712

–1,6

1,6

1016 = 58

19

19

9

0

0

Нет

а

а

1а, при а 0

Подобная тренировка и дальнейшая беседа при составлении этой таблицы помогает учащимся прочно усвоить тему «обратные числа» (6-й класс), а также повторить «противоположные числа», а также обучает умениям учебной деятельности — сравнивать.

При изучении темы «Десятичные дроби» (5-й класс) на первом уроке можно поработать с такой таблицей:



Действия

Десятичные дроби

Натуральные числа

Сложение

71,13 + 5,26


Вычитание

103,24 – 75,46


Умножение

6,17 × 3,7


Деление

35,5 : 15


Аналогично сравниваются графики функций:

y = 2x; y = ½x; y = 2x.

Постоянные повторения таких упражнений дают всегда положи- тельный результат.

Достоинство данного метода не только в возможности исключе- ния наиболее характерных ошибок, но и возможности неоднократ- ного повторения многих тем. Это не только метод мотивации через значимость всего, что изучается в математике. Этот метод помогает развить умение анализировать ситуацию, мыслить логически, спо- собствует интеллектуальному развитию личности. Ученик понима- ет, как важно знать одно, чтобы понимать другое.

Формирование мотивации на уроках математики

Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убеждённости учащегося в необходимости изучить дан- ный вопрос. Здесь речь идет о предварительной мотивации. Наи- более успешно она реализуется обращением к практике. Познава- тельная и практическая деятельность человека находятся в тесном единстве и переплетаются. Для моих школьников этот стимул наи- более значим, так как он способствует устранению несоответствия, образовавшегося между их познавательной и практической дея- тельностью, и подводит их к осознанию необходимости теоретиче- ских знаний. Зная такую особенность детей, известный математик


Н. Я. Виленкин рекомендовал изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов. В своей работе я придерживаюсь этой рекомендации.

Так, при изучении темы «Действия с десятичными дробями» ис- пользую счёт-квитанцию по оплате за коммунальные услуги. Осо- бого объяснения требуют единицы услуги. Например, за отопление плата берётся с 1 кв. м, а за воду в куб. м с одного человека, т.е. по количеству жильцов.

При изучении темы «Проценты» открывается широкая возмож- ность для решения задач, взятых из жизни: услуги банка, подоход- ный налог на заработную плату, скидка на различные виды товара.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что зна- ния обучающихся находятся в прямой зависимости, как правило, от объёма и систематичности их самостоятельной деятельности. В связи с этим А. Дистервег писал, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение». Для того чтобы знания у ребят были результатом их собственных поис- ков, необходимо эти поиски организовать, управлять и развивать их мыслительную и познавательную деятельность.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!