СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные нетрадиционные техники рисования»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сообщеннии подробно рассказывается о необычных способах рисования. Учителя могут использовать данные техники как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
««Современные нетрадиционные техники рисования»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4 город Чехов


















«Современные техники

нетрадиционного рисования»














Подготовила: Кривошеева Елена Николаевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории












г.о. Чехов, 2022 г.



«Школьный возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир».

Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом. Наша задача – опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской; понятие доброты необходимо наполнить многообразием её жизненных проявлений: учить не только воспринимать прекрасное о доброе и любоваться красотой, но и беречь её, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.


Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником.

В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.


Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей


Используя разнообразные материалы во время рисования, можно добиться интересных эффектов:

- Чтобы получить размытые контуры, капайте водой на лист, покрытый акварелью. Таким способом хорошо получается изобразить небо, затянутое облаками.

- Эффект "хлопьев", снежинок, "ледяной корки" можно получить, посыпав солью на нанесённое акварельное изображение.

- Хаотичное неравномерное ретуширование получается благодаря скомканной бумаге.

- Рисование с трафаретом имеет множество вариантов. Попробуйте приложить вырезанную фигурку к листу бумаги и покрыть их акварелью. Теперь уберите трафарет, дав возможность краске растечься. Контуры трафаретного изображения получатся размытыми, а цвет будет усиливаться от центра фигуры к периферии.

- Интересной фактурности можно добиться при помощи наждачной бумаги.

- Проявляющийся "второй" слой возможен при многослойном изображении. Нарисуйте мелками или свечой что-нибудь на листе бумаги и покройте акварельными красками. На те места, где нарисовано что-то мелком или свечой, краска не будет ложиться ровно, и из-под нее будет проглядывать изображение.





Процорапывание

Картины "выцарапанные" по краске. Нарисуйте что-нибудь мелками или свечой на бумаге (или просто закрасьте лист цветными мелками). Теперь покройте лист бумаги с изображением плотным слоем краски (гуашью) и дайте высохнуть. После высыхания краски можете приступать к выцарапыванию изображения. В тех местах, где есть мелок, краска будет сходить хорошо, в остальных местах она будет оставаться ровным фоном.

Мятое изображение - ещё один интересный способ рисования мелками и гуашью можно назвать "мятое изображение". Восковыми мелками на бумаге рисуется предмет, вокруг него всё пространство тоже закрашивается мелками. Теперь этот лист аккуратно мнём, расправляем и покрываем гуашью. Теперь быстро при помощи губки и воды смываем гуашь. Краска должна остаться только в местах сгиба бумаги.

Материал: альбом, гуашь, кисти разных размеров, восковые мелки, губка.

Интересный эффект получается от рисования губкой. Предложите ребёнку "нарисовать" губкой крону деревьев или море.

Пушистость

Придать изображению можно при помощи марли или целлофана. Хорошо получается использовать этот эффект с трафаретом. Вырежьте из картона фигуру животного и приложите к листу бумаги. Теперь опускаем марлю или целлофан в краску, разведённую водой, и легкими движениями проходим по контуру трафарета. Когда трафарет уберёте, увидите чёткую фигуру животного, а его контур будет выглядеть мягким и пушистым (например, как медведь, нарисованный при помощи марли).

Материалы: альбом, гуашь, марля или пакет поэтиленовый, баночка для воды, трафарет.

Ниткография

Попробовать использовать в качестве дополнительного средства рисования нитки. Хорошо получается рисовать извилистые линии при помощи шерстяных ниток от распущенного изделия.

Материалы: нить шерстяная, основа, краска, кисть, бумага, баночка для воды. Дерево с оттиском ниток

Штампование

Ребенку может понравиться "штамповать" предметы или таким способом "нарисовать" что-нибудь. "Штамповать" можно любые предметы, это могут быть кубики (набор геометрических фигур) или резинка на обратной стороне карандаша и т. д. Материалы: разные виды штампования, карандаш, краска, губка, кисть, бумага, баночка для воды.

Рисование фигурами обратной стороной карандаша, отпечатки можно делать и природными материалами, например, еловой веткой или большим листом от растения.

Бороздки

Если по влажному рисунку с акварелью провести обратной стороной кисточки, то получатся "бороздки", как на рисунке с деревьями. Так "рисовать" по мокрому можно и ножницами, в таком случае "бороздки" будут получаться одинаковые и сразу по две.

Брызги

Интересные эффекты и изображения могут получиться, если сбрызгивать краску с кисточки или зубной щётки на лист бумаги. То же самое можно проделывать, положив на лист какой-либо предмет. Тогда вокруг предмета будет "точечный фон", а изображение предмета будет бесцветным.

Материалы: альбом, краски, кисточка, зубная щетка, и изображение предмета или трафарет.

Кляксы

Капнуть и дать растечься краске по листу. В центр кляксы можно подуть через трубочку. Изображения из кляксы можно сделать зеркальными, если сначала сложить лист пополам (или скрутить его), затем расправить и капнуть на него краской. Теперь снова складываем лист и слегка прижимаем. Дальше — дело вашего воображения. Смотрите, на что похожи кляксы, и дорисовывайте необходимые детали.

Материалы: акварель, трубочка, кисть, бумага, баночка для воды

Монотипия

Эта техника хорошо подходит для открыток. Нанесите на стекло (или любой другой материал, не впитывающий краску) разноцветные полосы или узор. Теперь приложите сверху лист бумаги и слегка придавите. Снимите со стекла лист и рассмотрите отпечатанный рисунок.

Материалы: Гладкая поверхность, гуашь, кисть, бумага, баночка для воды.

Рисование пеной

1. Взбейте пену и соберите её губкой. Теперь отожмите губку так, чтобы пена оказалась в ёмкости с краской. Перемешайте и кисточкой нанесите пену с краской на бумагу. Когда рисунок высохнет, лишнюю пену можно будет сдуть.

2. Для создания эффекта использования разных оттенков цвета возьмите пенку для бритья и гуашь нужного вам цвета. Перемешайте в пиале пену для бритья и краску и нанесите кисточкой на рисунок.

Материалы: пена, альбом, краски, кисточка, баночка для воды, губка.

Рисунки с клеем

1. Клеевая обводка. Нарисуйте на листе карандашом какой-нибудь предмет. Через маленькое отверстие в тюбике с канцелярским клеем выдавите по контуру изображения клей и оставьте его высыхать. Затем пространство внутри контура закрасьте.

2. Капельки клея. На рисунок с невысохшей акварелью посыпьте соль, что д аст интересные разводы, а затем покапайте канцелярским клеем.

Материалы: клей ПВА или канцелярский, альбом, акварельные краски, б аночка для воды, кисточка, соль.






Зентангл

Слово «зентангл» (англ. «zentangle») состоит из двух слов: «zen» («дзен») и «tangle» («сплетение, клубок»). Форма изображения ограничена квадратом, а вариантов узоров существует огромное множество. Процесс создания зентанглов называют зентанглингом.

Поскольку этот метод рисования запатентован авторами (Мария Томас, Рик Робертс), у него есть определенные правила-признаки, по которым можно определить классический зентангл: рисунок абстрактен; выполняется на маленьких белых квадратах (9х9 – классический размер); используются черно-белые цвета; в процессе рисования нельзя использовать ластик, вспомогательные линейки, трафареты или другие средства – всё от руки (единственный момент, когда используется карандаш и ластик, — это начальное определение границ рисунка, которые после окончания и нужно будет стереть).

Материалы: альбом, тонкий маркер или фломастер (черная гелевая ручка).


Пуантилизм

Слово «Пуантилизм» произошло от французского слова, что означает «точка».

«Пуантилизм» (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионизм Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). Но, чем же тогда отличается пуантилизм от техники рисования тычком или, например, пальчиковой живописи? Кроме очевидного, на первый взгляд (точечность), пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком. То есть, рисуя дерево, мы на ствол можем нанести красные, зелёные, жёлтые точки (получаем коричневый цвет, а крону нарисовать жёлтыми и синими точками) зелёный, или взять красный и жёлтый (осеннее дерево).

Особенность техники — «пуантилизм» - это отказ от смешения красок на палитре, использование точечных мазков чистых цветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии. Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.

1. На бумаге рисуем простым карандашом шаблон рисунка.

2. На ватную палочку наносим краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды.

3. Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку в краску.

4. Заполняем точками по всему рисунку. Если нужен объём: с краю часто, в центре редко ставим точки ватными палочками.

5. Когда вся фигура заполнена, ребенку можно дать задание оформить все пространство вокруг фигуры.

Суть техники проста: рисунок выполняется точками. Важно обозначить детали: краски не смешиваются. Переход цвета происходит оптически, при рассматривании работы. Кружочки ватными палочками можно ставить по-разному: близко или далеко. Так же в данной технике создаются и переходы от светлого к темному и наоборот. Обязательно нужно показать, что выполнять работу можно не только ватными палочками, но и кончиками пальцев, фломастерами (маркерами) или цветными ручками. Техника р исования точками необычна, интересна и довольно проста.

Материалы: цветная или белая бумага, краски: акварель или гуашь, ватные палочки, можно использовать маркеры (фломастеры), восковые мелки.


Заключение


Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Имея опыт рисования разными способами, дети уже сами могут предлагать, им стоит только предложить тему рисования.

К каждому занятию педагог должен подходить творчески и каждому занятию должна предшествовать предварительная работа, каждое занятие должно иметь своё творческое завершение.

Главный аспект - занятия должны приносить детям только положительные эмоции.





















Литература


1. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ по спец. 2002 и 2010/Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М., Просвещение, 1979. – 272 с., 4 л. ил.

3. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., “Просвещение”, 1976.

4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – Спб.: КАРО, 2008. 96 с. + 16с. цв. вкл.

5. Вербенец А.М., Вершинина Н.А., Горбова О.В., Немченко Л.В. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. - М. : Центр пед. образования, 2008. - 112 с.

6. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. -М.: Педагогическое общество России, 2005. -144 с.

7. Иванова О.Л., Васильева И.И., Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

8. Грибовсская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009

9. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009