СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии обучения, как средство повышения качества образования.

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии обучения, как средство повышения качества образования.»

Современные  технологии обучения, как средство повышения качества образования



Глубинные процессы, происходящие в системе образования, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что современные образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету, а также обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии - гуманизации образования и личностно-ориентированного подхода, способствуют интеллектуальному развитию студентов, их самостоятельности. Отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Целью работы является внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности обучающихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей обучающихся на уроках «Экономики».

Основные противоречия заключаются в следующем: это противоречие между быстрым темпом наращивания знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидуумом. Это противоречие заставляет отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу — максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.

Отмеченные противоречия обусловили актуальность избранной темы. На основе данного противоречия, возникает проблема необходимости повышения качества образования, приведение его в соответствие с компетентностно-ориентированным подходом в современном образовании и невозможностью решения этих проблем в формате традиционного подхода к организации образовательного процесса. 

В работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, использование различных современных методов обучения, наблюдение за работой обучающихся на уроках.

В русле поисков современных подходов к обучению, на мой взгляд, заслуживает внимание построение урока, выдержанное в технологии критического мышления. Одним из методов овладения технологией критического мышления можно считать решение творческих заданий на предметном уровне. Приведу примеры творческих заданий из предметной области «Экономика». Задание. Приступая к изучению основ экономики, часть студентов воспринимает эту учебную дисциплину как такую, которая не имеет прямого отношения к их повседневной жизни. Ваш одногруппник сделал вывод, что на самом деле это совсем не так. В доказательство он привёл следующую информацию. Известно, что в нашей стране на предприятиях запрещено использовать труд детей до 15 лет. Поэтому с чисто экономической точки зрения можно предположить, что ребенок с момента его рождения потребляет необходимые ему блага как бы в счет своеобразного «аванса». Дайте оценку приведённым фактам. Как вы думаете, доказывая своё утверждение, одногруппник привёл достаточный аргумент? Кто и как предоставляет «аванс» молодежи, чтобы она могла жить и учиться? Творческие задания предоставляют студентам возможность получения образовательного продукта, углубления и расширения знаний по предмету, приобретения опыта творческой деятельности.

Одним из направлений совершенствования образовательного процесса являлась научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. Исследовательская деятельность на уроках экономики позволяет сформировать такие общие компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения. Одной из значимых форм исследовательской деятельности по экономике является написание курсовой работы. Курсовая работа – это учебное исследование, содержащее результаты теоретических, аналитических исследований по данной дисциплине. Студенты самостоятельно выбираются тему, но в строгом соответствии с темой будущей дипломной работы. При защите курсовой работы некоторые студенты используют один из сервисов Web 2.0, создавая презентацию в формате «Печа-куча» с использованием сервиса Zentation.com.

Информационные (компьютерные) технологии открывают поистине необозримые возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач.  Одной из форм эффективной работы с обучающимися, является создание личного сайта преподавателя, который можно использовать для организации самостоятельной работы студентов. На бесплатном хостинге http://ru.jimdo.com/ мной был создан сайт для использования в учебном процессе.

Кейс-технология – это обучение действием, изучение явлений на основе конкретных ситуаций. Кейс - технологии приемлемо использовать на уроках экономики, так как это дисциплина,  требующая анализа большого количества документов и первоисточников. Кейсы, содержащие подробную информацию о развитии и проблемах экономики, используются мной для обсуждения в малых группах.

Игровые технологии. Деловая игра является стимулом активизации самостоятельной работы студентов по приобретению знаний, умений, повышению их уровня компетентности. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего студента не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать лишнее, сопоставлять, оценивать. Приведу пример ситуационно-ролевой игры «Инвестирование в будущее». Здесь обучающимся придётся самим стать инвесторами и распорядиться своими деньгами. Пройдя эту игру, студенты научатся самостоятельно принимать решения и анализировать свои действия. В конце игры они должны будут сделать вывод по своей работе.

На основе проведенной работы можно дать следующие рекомендации по применению различных современных технологий на уроках: успешным будет то занятие с использованием современных образовательных технологий, где имеется постоянная обратная связь с обучающимися; систематическое применение заданий, создающих психическую установку на успешное усвоение и самостоятельное применение знаний и умений, позволяющих обучающимся добиваться творческих решений; при выборе той или иной технологии обучения ориентироваться на внутренние изменения в развитии личности обучающихся; создание особой информационно-образовательной среды, включаю­щей различные учебные продукты – от рабочего учебника до компьютер­ных обучающих программ, слайд-лекций и аудио-курсов, работа с которыми может быть легко организована и в домашних условиях; оснащение современным оборудованием, создание материально-технической базы, с наличием новой цифровой техники.

Проведенная работа позволила сделать следующие выводы. Ограничений в применении технологий нет. Закон “Об образовании” дает право преподавателю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам.  Современные образовательные технологии (СОТ), интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого. Разнообразные СОТ  применяемые современным преподавателем способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень  мотивации, формировать функциональную грамотности студентов и ключевых компетенций на более высоком уровне,  эффективнее развивать потенциальные способности обучающихся и не только в предметной области экономики, а также и по другим предметам.

Я уверена, что коэффициент полезного действия урока с использованием СОТ будет высоким, ведь у каждого своя начальная ступенька – и сегодня он научился тому, что не давалось. Студент не готовое чужое должен переварить, а сам добывать знания, сам создавать продукт.