СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка обучающихся к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности обучающейся и их реализацию.
Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
1.научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
Например, при выполнении производственного задания в помещении склада при отработки умения приготавливать штукатурный раствор и формирования профессиональной компетенции простого оштукатуривания поверхностей для обучающейся Ткачевой Ольги стало открытием, что выполнение приёма набрасывания и разравнивания раствора зависит от качественного приготовления раствора. Об этом конечно не раз говорилось на уроках производственного обучения, но в этом она убедилась сама практически и для неё стало изобретением, как правильно приготавливать раствор, чтобы повысить производительность и качество работы, учитывая конкретные условия ( поверхности и материалы). К этому открытию и изобретению она пришла после многократного выполнения операции простого оштукатуривания и приготовления раствора.
2. проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
Например, для выполнения проекта дома, его чертежей, макета дома, интерьера, проекта декоративных работ, беседки, проекта мастерской обучающимися в группе штукатур приходилось применять знания, полученные в школе при изучении общеобразовательных дисциплин и общепрофессиональных дисциплин на производстве. Знания, которых было не достаточно, необходимо было искать самим. Проектная деятельность стимулировала к мотивации приобретения знаний.
3. образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Например, Согласно ФГОС по професии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ по квалификации 19727 Штукатур областью профессиональной деятельности обучающихся является выполнение наружных и внутренних штукатурных работ.
Выпускник, освоивший программу обучения по профессии 19727 Штукатур должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ.
ПК 1.2. Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности.
ПК 1.3. Выполнять отделку оштукатуренных поверхностей.
ПК 1.4. Выполнять ремонт оштукатуренных поверхностей.
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
- усвоением максимального объема знаний;
- максимальной творческой активностью;
- широким спектром практических навыков и умений.
Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников. И педагогов и обучающихся.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации. Этому способствуют образовательные сайты. Например, образовательный сайт: Мультиурок, Инфоурок и др., представленные на них методические разработки уроков производственного обучения, а так же методические разработки уроков и презентаций к ним преподавателей и мастеров производственного обучения Ишимбайского СУВУ.
Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
Например, обучающиеся 6 производственной группы формируют профессиональные компетенции оштукатуривания поверхностей стен в условиях, реально существующих в строительстве, а не в условиях штукатурной мастерской, приближённым к условиям строительства и соответственно результат формирования профессиональных компетенций за 1 полугодие 2019-2020 учебного года следующий:
№ | Наименование освоенной профессиональной компетенции | Разряд работы Согласно ЕТКС | Фамилия, имя обучающихся |
Гарнаева С. | Долинина Н. | Елистратова А. | Иванова Дарья | Новосельцева Д. | Руцкова В. | Савельева К. | Ткачёва О. | Фатеева Е. |
1 | Выполнение подготовки поверхности к оштукатуриванию | 2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | Приготовление растворов из сухих штукатурных смесей | 2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 | Простое оштукатуривание поверхности стен | 3 | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
4 | Штукатурный ремонт | 2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5 | Улучшенное оштукатуривание поверхностей стен | 4 | | | | | + | | + | | |
6 | Провешивание поверхности стен для высококачественного оштукатуривания | 4 | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
7 | Высококачественное оштукатуривание поверхностей стен | 5 | | | | | + | | | | |
8 | Улучшенное оштукатуривание пилястр | 4 | + | + | | | + | | + | | + |
9 | Улучшенное оштукатуривание колонн | 4 | | | | + | | | | | |
10 | Улучшенное оштукатуривание оконных откосов | 4 | | | | | + | + | | | |
Эти операции штукатурных работ были отработаны обучающимися при выполнении производственного задания в помещении склада.
В условиях, приближённым к реальным в жизни и производстве формируются профессиональные компетенции по профессии швея, садовник, парикмахер.
Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения. Дистанционную форму обучения используют мастера и преподаватели п/о при прохождении курсов повышения квалификации. В 1 п/г 2019-2020 года мастера и преподаватели п\о проходили курсы повышения в институте имени Герцена.
В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед учебными заведениями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.
Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий.
Например, в результате освоения программы обучения по профессии 19727 Штукатур обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями.
Общие компетенции включают в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. В настоящий момент в профессиональном обучении применяют самые различные педагогические инновации. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность:
-значительно ускорить процесс поиска и передачи информации;
- преобразовать характер умственной деятельности;
- автоматизировать труд педагога и обучающегося;
- повысить мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
- увеличить долю творческих работ, расширить возможность в получении дополнительных знаний по общепрофессиональным дисциплинам и МДК в стенах мастерских;
- повысить производительность его труда, повысить общую информационную культуру мастера и преподавателя п/о.
2. Личностно – ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всего профессионального обучения личность обучающейся, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность в этой технологии проявляется в освоении учащимися рабочих профессиональных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
Учитываются физиологические возможности (скорость, внимание, усидчивость, сообразительность, реакция, характер и т.д.) обучающейся, их потребности освоить ту или иную профессиональную компетенцию, например, освоить оштукатуривание прямоугольной колонны было предоставлено Ивановой Даше. Оштукатуривание прямоугольной колонны - работа, соответствующая 4 квалификационному разряду. Девочка собирается поступать обучаться по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ» после выхода из учебного заведения. Предоставляется возможность досрочной сдачи квалификационного экзамена по профессии 19727 Штукатур Руцковой Василисе в связи с её успешным освоением профессиональных компетенций.
3. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования на уроках МДК и общепрофессиональных дисциплин, выполнение срезовых работ, проверочных и квалификационных работ по производственному обучению, проведение предметных олимпиад и профессиональных конкурсов, чемпионатов и построения графиков динамики успеваемости. Мониторинг динамики успеваемости обучающихся и формирование у них профессиональных компетенций рассматривается на МО мастеров и преподавателей п\о, методических и педагогических советах.
4. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного обучающегося
Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях. Это участие в конкурсах, олимпиадах, чемпионатах профессионального мастерства на уровне учебного заведения, муниципального, республиканского, всероссийского, международного . Участие обучающихся в «Неделе садовода», «Неделе штукатура, «Неделе швейного дела», «Неделе парикмахера», волонтёрской деятельности.
5. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ
Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, оформление и защита проектов, групповые, дифференцированные способы обучения. Это участие в конкурсах социально- трудовых проектов на уровне учебного заведения и всероссийского. В 1 п/г 19-20 уч.г. на МО мастеров и преподавателей п/о заслушивали преподавателя Галиеву Э.Г. по теме самообразования: «Дифференцированный метод обучения на занятиях допрофессионального обучения».
Использование тех или иных инноваций в учебно - производственных мастерских анализируется на методических объединениях мастеров и преподавателей п/о.
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: обучающегося, мастера . преподавателя п\о.
В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях определенный период времени. Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для мастера, преподавателя – средство обратной связи.
Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие обучающихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели современных технологий обучения.
Современные технологий обучения содействуют развитию личности, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, удается решить следующие взаимообусловленные проблемы:
1. способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы;
2. изменить характер взаимодействия субъектов системы профессионального обучения: мастер и обучающаяся – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”;
3. повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса;
4. уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
Мастер п/о Шенкоренко Л.Ф.
Библиография:
1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение. – 1984.
3. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков // Профильная школа. - 2005. - № 6.
4. Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (23) – 2010.
5. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3.
6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта». – 2003.
7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. – 2010.
8. Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994.
9. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. дис. Хабаровск, 2000.
10. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003.
11. Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной школы. // Народное образование. - № 5. – 2010.
12. Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.: Глобус, 2009.
13. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008.
14. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
15. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997.
16. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос. академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2009.
.