СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ как средство повышения качества образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете в Ишимбайском СУВУ  на тему "Современные технологии обучения , как средство повышения качества образования

Просмотр содержимого документа
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ как средство повышения качества образования»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка обучающихся к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности обучающейся и их реализацию.

Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

1.научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

Например, при выполнении производственного задания в помещении склада при отработки умения приготавливать штукатурный раствор и формирования профессиональной компетенции простого оштукатуривания поверхностей для обучающейся Ткачевой Ольги стало открытием, что выполнение приёма набрасывания и разравнивания раствора зависит от качественного приготовления раствора. Об этом конечно не раз говорилось на уроках производственного обучения, но в этом она убедилась сама практически и для неё стало изобретением, как правильно приготавливать раствор, чтобы повысить производительность и качество работы, учитывая конкретные условия ( поверхности и материалы). К этому открытию и изобретению она пришла после многократного выполнения операции простого оштукатуривания и приготовления раствора.

2. проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

Например, для выполнения проекта дома, его чертежей, макета дома, интерьера, проекта декоративных работ, беседки, проекта мастерской обучающимися в группе штукатур приходилось применять знания, полученные в школе при изучении общеобразовательных дисциплин и общепрофессиональных дисциплин на производстве. Знания, которых было не достаточно, необходимо было искать самим. Проектная деятельность стимулировала к мотивации приобретения знаний.

3. образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Например, Согласно ФГОС по професии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ по квалификации 19727 Штукатур областью профессиональной деятельности обучающихся является выполнение наружных и внутренних штукатурных работ.

Выпускник, освоивший программу обучения по профессии 19727 Штукатур должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ.

ПК 1.2. Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности.

ПК 1.3. Выполнять отделку оштукатуренных поверхностей.

ПК 1.4. Выполнять ремонт оштукатуренных поверхностей.

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

- усвоением максимального объема знаний;

- максимальной творческой активностью;

- широким спектром практических навыков и умений.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников. И педагогов и обучающихся.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации. Этому способствуют образовательные сайты. Например, образовательный сайт: Мультиурок, Инфоурок и др., представленные на них методические разработки уроков производственного обучения, а так же методические разработки уроков и презентаций к ним преподавателей и мастеров производственного обучения Ишимбайского СУВУ.

  2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

Например, обучающиеся 6 производственной группы формируют профессиональные компетенции оштукатуривания поверхностей стен в условиях, реально существующих в строительстве, а не в условиях штукатурной мастерской, приближённым к условиям строительства и соответственно результат формирования профессиональных компетенций за 1 полугодие 2019-2020 учебного года следующий:

Наименование

освоенной

профессиональной компетенции

Разряд работы

Согласно ЕТКС

Фамилия, имя обучающихся

Гарнаева С.

Долинина Н.

Елистратова А.

Иванова Дарья

Новосельцева Д.

Руцкова В.

Савельева К.

Ткачёва О.

Фатеева Е.

1

Выполнение подготовки поверхности к оштукатуриванию

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Приготовление растворов из сухих штукатурных смесей

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Простое оштукатуривание поверхности стен

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Штукатурный ремонт

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Улучшенное оштукатуривание поверхностей стен

4





+


+



6

Провешивание поверхности стен для высококачественного оштукатуривания

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7

Высококачественное оштукатуривание поверхностей стен

5





+





8

Улучшенное оштукатуривание пилястр

4

+

+



+


+


+

9

Улучшенное оштукатуривание колонн

4




+






10

Улучшенное оштукатуривание оконных откосов

4





+

+




Эти операции штукатурных работ были отработаны обучающимися при выполнении производственного задания в помещении склада.

В условиях, приближённым к реальным в жизни и производстве формируются профессиональные компетенции по профессии швея, садовник, парикмахер.

  1. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения. Дистанционную форму обучения используют мастера и преподаватели п/о при прохождении курсов повышения квалификации. В 1 п/г 2019-2020 года мастера и преподаватели п\о проходили курсы повышения в институте имени Герцена.

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед учебными заведениями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.

Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий.

Например, в результате освоения программы обучения по профессии 19727 Штукатур обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями.

Общие компетенции включают в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. В настоящий момент в профессиональном обучении применяют самые различные педагогические инновации. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

  1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность:

-значительно ускорить процесс поиска и передачи информации;

- преобразовать характер умственной деятельности;

- автоматизировать труд педагога и обучающегося;

- повысить мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

- увеличить долю творческих работ, расширить возможность в получении дополнительных знаний по общепрофессиональным дисциплинам и МДК в стенах мастерских;

- повысить производительность его труда, повысить общую информационную культуру мастера и преподавателя п/о.

2. Личностно – ориентированные технологии



Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всего профессионального обучения личность обучающейся, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность в этой технологии проявляется в освоении учащимися рабочих профессиональных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

Учитываются физиологические возможности (скорость, внимание, усидчивость, сообразительность, реакция, характер и т.д.) обучающейся, их потребности освоить ту или иную профессиональную компетенцию, например, освоить оштукатуривание прямоугольной колонны было предоставлено Ивановой Даше. Оштукатуривание прямоугольной колонны - работа, соответствующая 4 квалификационному разряду. Девочка собирается поступать обучаться по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ» после выхода из учебного заведения. Предоставляется возможность досрочной сдачи квалификационного экзамена по профессии 19727 Штукатур Руцковой Василисе в связи с её успешным освоением профессиональных компетенций.

3. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования на уроках МДК и общепрофессиональных дисциплин, выполнение срезовых работ, проверочных и квалификационных работ по производственному обучению, проведение предметных олимпиад и профессиональных конкурсов, чемпионатов и построения графиков динамики успеваемости. Мониторинг динамики успеваемости обучающихся и формирование у них профессиональных компетенций рассматривается на МО мастеров и преподавателей п\о, методических и педагогических советах.

4. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного обучающегося

Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях. Это участие в конкурсах, олимпиадах, чемпионатах профессионального мастерства на уровне учебного заведения, муниципального, республиканского, всероссийского, международного . Участие обучающихся в «Неделе садовода», «Неделе штукатура, «Неделе швейного дела», «Неделе парикмахера», волонтёрской деятельности.

5. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ

Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, оформление и защита проектов, групповые, дифференцированные способы обучения. Это участие в конкурсах социально- трудовых проектов на уровне учебного заведения и всероссийского. В 1 п/г 19-20 уч.г. на МО мастеров и преподавателей п/о заслушивали преподавателя Галиеву Э.Г. по теме самообразования: «Дифференцированный метод обучения на занятиях допрофессионального обучения».

Использование тех или иных инноваций в учебно - производственных мастерских анализируется на методических объединениях мастеров и преподавателей п/о.

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: обучающегося, мастера . преподавателя п\о.

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях определенный период времени. Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для мастера, преподавателя – средство обратной связи.

Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие обучающихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели современных технологий обучения.

Современные технологий обучения содействуют развитию личности, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, удается решить следующие взаимообусловленные проблемы:

1. способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы;

2. изменить характер взаимодействия субъектов системы профессионального обучения: мастер и обучающаяся – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”;

3. повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса;

4. уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.



Мастер п/о Шенкоренко Л.Ф.



Библиография:

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3.

2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение. – 1984.

3. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков // Профильная школа. - 2005. - № 6.

4. Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (23) – 2010.

5. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3.

6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта». – 2003.

7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. – 2010.

8. Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994.

9. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. дис. Хабаровск, 2000.

10. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003.

11. Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной школы. // Народное образование. - № 5. – 2010.

12. Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.: Глобус, 2009.

13. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008.

14. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

15. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997.

16. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос. академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2009.

.