Современные технологии обучения немецкому языку, как второму иностранному языку.
Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают на первое место не только формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, но и развитие личности обучающихся посредством образования. Характерной чертой современной педагогической науки является создание новых образовательных технологий, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями.
Сейчас становится модным знать несколько иностранных языков. Взрослое поколение изучает их сознательно, а для детей есть возможность изучить их в школе. По действующим ФГОС изучение второго иностранного языка является обязательным. Чем больше иностранных языков мы будем знать, тем больше возможностей реализоваться в будущем будет у наших детей. Но мы встречаемся с трудностями: дополнительная нагрузка обучающимся, дистанционное обучение, нехватка кадров. Я работаю с УМК автора М. Аверина, учебник "Горизонты", используя наиболее эффективные методы обучения и современные технологии.
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранного языка
Современный урок стал разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технологий обучения. Учитель может сочетать разноплановые задачи: с одной стороны – сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний; с другой стороны – находить пути вовлечения в работу каждого ученика. Овладевая коммуникативным подходом в преподавании иностранных языков, педагоги традиционно ставят личностно-ориентированный урок, основной ценностью которого является обращение к процессуальной стороне освоения: как учится ученик и как он сотрудничает с учителем (одноклассниками). Грамотно построенный личностно- ориентированный урок изменяет:
тип взаимодействия учителя и ученика; ориентацию учителя на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения; позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу; характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.
Что касается современных технологий:
Проектная технология в обучении иностранному языку
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результат этой работы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения
Учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам.
Целью обучения является не система языка, а речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартам, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.
Игровая технология.
Основана на следующих функциях:
Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятия
информации, развития внеучебных умений и навыков. Воспитательная - заключается в воспитании такого качества как вежливость, внимание, доброжелательное отношение к партнеру по игре. Развлекательная - состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке,
превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное
приключение, а пророй и в сказочный мир. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива обучающихся, установление новых эмоционально- коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке. Релаксационная функция- снятие эмоционального напряжения. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств обучающихся для активизации резервных возможностей личности.
Мультимедийные технологии
Основными задачами являются: поддержка учебной работы обучающихся; обеспечение реальной коммуникации с носителями языка; развитие познавательного интереса и мотивации. Рациональное сочетание традиционных образовательных средств с современными информационными технологиями является одним из возможных путей решения задачи модернизации образования. Иностранный язык — это учебный предмет, который в силу своей специфики предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение. Если раньше использовались светотехнические и звукотехнические средства, то в настоящее время всё больше применяются: компьютер, мультимедийный учебник, Интернет, электронный образовательный ресурс. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Основные предназначения мультимедийного урока: изучение нового материала; преподнесение новой информации и расширение кругозора учащихся; закрепление пройденного; отработка учебных умений и навыков; практическое применение полученных знаний, умений навыков; обобщение и систематизация знаний.
Здоровьесберегающие технологии
Задачей образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся является забота о здоровье детей и профилактика заболеваний. Для предупреждения утомления во время учебного процесса необходим отдых (2-5 минут) в виде физических упражнений. Физкультурные минуты на уроках благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают статические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение осанки. На уроках я провожу физкультурные минутки в виде повторения счёта, заучивание рифмовок. Использую мяч, приглашаю в гости Монику.
Технология интерактивного обучения
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким
образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса обучения, решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность.
Технология «Обучение в сотрудничестве»
Обучение в сотрудничестве – это обучение в малых группах. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности всех учащихся. Ученики разные - одни быстро “схватывают” все объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями, другим требуется больше времени и дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы слабые ученики поняли материал, и зачастую это делают лучше, чем учитель, так в силу возраста понимают друг друга лучше. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Данная технология очень экономит время на уроке.
Технология проблемного обучения
Под проблемным обучением понимают обучение, протекающее в виде разрешения создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Благодаря технологии проблемного обучения, мы развиваем самостоятельность учащихся и их мышление.
Например, грамматический материал в учебнике не всегда даётся в готовом виде. Вместо конкретных правил есть рубрики Denk nach. "А если подумать...", где с помощью цветного шрифта выделяются те элементы, на которые ученикам нужно обратить внимание и самим сформулировать правило на основе данной информации или по аналогии составить речевое высказывание.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что современные технологии обучения, развивают коммуникативные способности учащихся, развивают активность и мышление учащихся, их творческие способности, способности к самообучению и повышают мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.