Сущность и структура педагогической технологии
Прежде чем дать определение педагогической технологии, раскроем происхождение слова «технология». С понятием технологии связаны такие слова, как производство, процесс, техника, машины, конвейер, станки и др. Совсем не обязательно со словом технология будут ассоциироваться ученики, урок, школа, так как привычно это понятие связывать с производством какой-либо продукции. Действительно, «технология (от греческих слов techne – искусство, мастерство, умение и logos – учение, наука) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции».
В словаре русского языка С.И. Ожегова говорится: «Технология – это совокупность производственных процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства».
Понятие технологии в современном значении используется прежде всего в производстве (промышленном, сельскохозяйственном), различных видах научно-производственной деятельности человека и предполагает совокупность знаний о способах (совокупность способов, операций, действий) осуществления производственных процессов, гарантирующих получение определённого результата. Таким образом, ведущими признаками, характеристиками технологии являются:
•совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;
•логика, последовательность компонентов;
•методы (способы), приёмы, действия, операции;
•гарантия результата.
Все эти характеристики относятся и к педагогической технологии как совокупности способов педагогического взаимодействия, создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определённый результат этого развития.
Педагогическая технология предполагает логику, последовательность педагогических методов и приёмов, совместных действий учителя и ученика, которые дают конкретный результат развития. Иначе говоря, технология отличается от методики свой алгоритмичностью. Но в отличие от алгоритма, который предполагает точную репродукцию действий, педагогическая технология учитывает и допускает творчество педагога.
Всегда ли применение в педагогическом процессе совокупности способов, шагов взаимодействия педагога и воспитанника гарантирует предполагаемый результат? Эффективность (результативность) используемых в педагогическом процессе способов взаимодействия зависит от многих факторов: индивидуальных и половозрастных особенностей педагога и воспитанников; владения педагогом педагогической техникой; содержания педагогического процесса; смены видов деятельности; психофизиологического и эмоционального состояния учителя и ученика; ситуативности; уникальности педагогического процесса и т.д. В этой связи можно говорить о том, что применение в педагогическом процессе совокупности способов взаимодействия не гарантирует решения педагогических задач, а даёт возможность продвижения к результатам, создаёт условия для их решения. А так как все педагогические задачи связаны с развитием человека, личности, то правомерно говорить о создании условий развития личности учащегося. Поэтому владение педагогическими технологиями является компонентом готовности педагога к профессиональной деятельности, технологии – это инструментарий педагогической деятельности.
В логике организации педагогического процесса, где максимально реализуются внутриличностные возможности ребёнка, где создаются условия для самореализации, самоактуализации ребёнка, где превалируют межсубъектные взаимодействия, наиболее эффективными являются максимально индивидуализированные, созданные самим педагогом технологии, будь то воспитательные, дидактические или другие, но вместе с тем, для дальнейшего развития педагогических знаний необходимо осмысление педагогом процессов инновационных технологий, условий их создания, дальнейшего функционирования и их использования.
Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения.
Термин «технология» используется в педагогической литературе и получил множество (более трехсот) формулировок.
Технология – это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт и т.д.)
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям:
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию.
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Выделяются следующие виды педагогических технологий:
1. Традиционные технологии.
2. Инновационные технологии.
Инновационные технологии классифицируются по 4 критериям:
1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
–Игровые технологии.
–Технология проблемного обучения
–Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
–Технология уровневой дифференциации
–Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)
–Технология программированного обучения
–Информационные технологии обучения.
–Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования).
–Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ)
2. Альтернативные технологии
–Технология свободного труда (С. Френе)
–Технология проектного обучения.
–Технология мастерских.
–Дальтон-технология.
–Кейс-технология.
3. Природосообразные технологии
–Технология сбережения и укрепления здоровья
–Технология обучения детей с признаками одаренности
4. Технологии развивающего обучения
–Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
–Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)
Технология проблемного обучения
Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности.
В основе проблемного обучения (урока) находится проблемная ситуация.
Проблемная ситуация (или ситуация проблемности) возникает тогда, когда имеет место противоречие между знанием и незнанием. Она всегда характеризуется новизной. Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения, т.е. она решается не по схеме, алгоритму или образу. Поэтому проблема – это прежде всего поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний. В обучении это будет такая задача, для решения которой необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.
Методически правильно созданная проблемная ситуация обеспечивает возникновение у них познавательного интереса, раскрывает противоречие между познвательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения с помощью ранее приобретенного запаса знаний и способов действия, помогает определить основную проблему, осмыслить ее и найти выход из затруднения. От умелого создания проблемной ситуации в значительной степени зависит успех организации проблемного обучения в целом.
Способы создания проблемных ситуаций:
•побуждение учащихся к анализу противоречий, возникающих между понятиями и житейскими представлениями о них;
•побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению, в результате которых возникает проблемная ситуация;
•выдвижение предположений (гипотез);
•постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения и др.
Одним из интересных для учащихся заданий, связанных с созданием проблемной ситуации, считается задание «Найти лишнее слово», которое направлено на установление связей между отдельными языковыми элементами. При изучении темы «Буквы з/с на конце приставок» предлагается выполнить задание такого рода:
1. Беззаботный, ветреный, беспечный, беспокойный.
2. Бесчувственный, бездушный, бессодержательный, жестокий.
Необходимо найти лишнее слово, объяснить орфограмму.
В результате осуществления проблемного обучения развивается познавательная активность детей, появляется интерес к изучаемому материалу.
Игровые технологии
Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач – обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.
Классификация игр по виду деятельности:
•двигательные,
•интеллектуальные,
•трудовые,
•психологические и т.д.
Классификация игр по характеру игровой методики:
•предметные,
•сюжетные,
•ролевые,
•деловые,
•имитационные,
•игры–драматизации.
Классификация игр по характеру педагогического процесса:
1. Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.
2. Познавательные, воспитательные, развивающие.
3. Репродуктивные, творческие.
4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные.
Игровая технология – это группа методов и приёмов в форме различных игр, что активизирует учебную деятельность. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).
Дидактическая игра «Все наоборот». Цель: закрепить написание слов с сочетанием -чн-. Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание -чн-:
Игрушка для елки - (елочная игрушка). Герой сказки - (сказочный герой).Сок яблока - (яблочный сок). Суп из молока - (молочный суп). Варенье из клубники - (клубничное варенье). Каша из гречки - (гречневая каша). Вода из речки - (речная вода). Скважина в замке - (замочная скважина). Мука из пшеницы - (пшеничная мука) и т.п.
Игра «Найди пару». Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.
Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова-действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.
Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.
Урок-игру можно проводить на уроках повторения, обобщения определённых тем, например: «Морфемика», «Лексика» и т.д.
Применение игровых технологий на уроках русского языка в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке, раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Технология дифференцированного обучения (дифференцированный подход в обучении русскому языку)
Дифференциальные задания должны реализовать основные принципы контроля: целенаправленность, системность, объективность, т. е. обеспечивать:
- всестороннюю проверку знаний;
- определение уровня усвоения знаний;
- проверку умений, навыков познавательного и практического характера.
Технология дифференцированного обучения – это совокупность методов и форм обучения, конкретные операции по достижению необходимого учебного результата отдельными группами класса.
Дифференцированное обучение вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки. Применяют его не только по отношению к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки, но и к детям, опережающим класс.
Вот некоторые формы и приёмы работы, которые могут быть использованы на уроках русского языка.
Детям предлагается вставить в данных словах пропущенные орфограммы. Учащиеся с более высоким уровнем подготовки должны самостоятельно подобрать слово с аналогичными орфограммами и обозначить их.
Учащиеся должны поставить существительные в форму творительного падежа и подчеркнуть орфограммы. Задача более сильных учеников состоит в следующем: указать, какие ранее полученные знания необходимы для выполнения этого задания.
Для слабых учеников: представьте, что вы готовитесь к докладу, у вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал. Поставьте ударение в словах, используя словарь.
Для сильных учеников. Представьте, что вы корректор журнала «Костёр». Вам нужно подготовить для набора научную статью «Какую роль играют в тексте фразеологизмы». Проверьте текст, исправьте орфографические и фактические ошибки. Для проверки используйте словарь.
Благодаря дифференцированному обучению успешно развивается познавательная активность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Дифференцированное обучение способствуют формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности.
Основной целью дифференцированного и индивидуального подхода является создание условий для того, чтобы научить детей не бояться проявлять себя и помочь им сформировать и ощутить в себе личность.
Реализация дифференцированного обучения требует тщательного анализа языковых способностей учащихся, качественного подбора дидактического материала.
Информационные технологии
В практике информационные технологиями обучения называют технологии, использующие специальную технику и информационные средства.
Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучающему, средством осуществления которых является компьютер.
Формы использования ИТ разнообразны: от демонстрации на уроке до дистанционного образования.
Информационные технологии включают гипертекст и мультимедиа, программируемое тестирование и контроль, имитационное обучение, демонстрации.
Образовательные ресурсы сети Интернет:
Глоссарий.ру.http :// www . glossary . ru /
Грамота.ру.http :// spravka . gramota . ru /
ДЕНЬСЛОВАРЯ.РФ
Словари.ру.http :// www . slovari . ru /
Словарь сокращений русского языка. http :// www . sokr . ru /
Толковый словарь В.И. Даля.http :// vidahl . agava . ru ./
Данные образовательные ресурсы используются в учебной практике для подготовки домашних заданий, индивидуальных опережающих заданий и пр.
Тестовые технологии
Тестирование – это форма контроля знаний обучающихся, основанное на применении педагогических тестов.
Функции тестов:
- учетно-контрольная (информационная), которая систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;
- контрольно-корректирующая (диагностическая), которая обеспечивает связь «учитель-ученик», для внесения коррективов в методику обучения, перераспределения учебного времени между различными вопросами темы и пр., позволяет осуществлять диагностику причин отставания школьников;
- обучающая, которая в результате помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, показывает на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся;
- воспитательная (мотивационная), которая стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;
- аттестационная, которая связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основной его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения.
Виды тестов: На уроках в школе используют следующие виды тестов: по форме, по способу предъявления, по цели назначения, по виду деятельности, по месту использования, по объему содержания и времени проведения.
Виды тестов форме:
- тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых);
- тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым);
- тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа).
Виды тестов по способу предъявления:
- С предъявлением готового ответа
- С предъявлением ответа в краткой форме
- С предъявление развернутого ответа
Виды тестов по цели назначения:
- Первичное закрепление
- Контроль ЗУН
- Разминка в начале урока
- Тренажер
Различные виды тестовой деятельности:
- Самостоятельная работа
- Контрольная работа
- Фронтальный устный опрос
-Тренировочная работа
- Зачетная работа
- Индивидуальный опрос по карточкам
- Заполнение пропусков
- Сопоставление явления(события) и его характеристики
- Распознавание понятия
- Составление последовательности
Таким образом, различные виды деятельности, кроме диктантов, изложений и сочинений, можно проводить в форме тестов.
Виды тестов по месту использования (этапы урока):
- Актуализация ЗУН
- Первичное закрепление ЗУН
- Упражнения
Виды тестов по объему содержания и времени проведения (контроль ЗУН):
- Стартовый контроль
- Тематические тесты
- Итоговый контроль
- Промежуточная аттестация
- Итоговая аттестация.
Технология мастерских
Мастерская – одна из форм организации учебного процесса, предполагающая творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы.
Структура мастерских стройна и продуманна, так занятие начинается с индукции, которая позволяет создать эмоциональный настрой. Индуктор, который предлагает учитель (слово или слова, предметы, рисунки, образы, мелодия, звук), должен быть понятен ученику. Он помогает включить подсознание, сформировать собственное отношение к предмету обсуждения, разбудить чувства, вызвать цепь ассоциаций, воспоминаний, вопросов, ощущений.
Следующий этап предполагает индивидуальную работу (самоконструкция) по постановке вопросов, формулировке целей урока, оценке ситуации, выдвижению учащимися индивидуальных гипотез, выполнению проектов, объяснению фактов и явлений, решению задач и т.п. За ним следуют этапы коллективной работы (социоконструкция и социализация), в процессе которой происходит взаимодействие с другими учащимися, обеспечивающее расширение источника опыта, идей за счёт увеличения числа участников, размышляющих над проблемой. Здесь чрезвычайно важный момент – представление учениками своих мыслей и идей группе. Особенно следует выделить этап афиширования, так как важно не просто продумать решение проблемы, обсудить его в группе, но и суметь его обнародовать, озвучить.
Кульминацией мастерской является этап разрыва, на котором происходит понимание участниками неполноты своих знаний, внутренний эмоциональный конфликт, который подталкивает к углублению в проблему, к поиску ответов, к сопоставлению новых знаний с литературным или научным источником.
И логическим завершением такой работы является рефлексия – анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской, осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате его преодоления. Такое построение урока помогает учащимся и учителю прийти к единому результату, решить поставленные задачи, выслушать каждого участника, дав ему реализовать все свои способности.
Таким образом, в атмосфере доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения ученик стремится наиболее полно раскрыть свои возможности. Видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, он начинает стремиться к решению более сложных задач. Ему очень важно ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют. Учитель вполне может создать такие условия, чтобы обеспечить детям возможность высказывать своё мнение, строить предположения, выбирать. Важно, что каждый школьник начинает понимать, что он тоже на что-то способен и может преодолеть трудности учения. Особенно в этом нуждаются дети с неустойчивой или сниженной самооценкой, для которых ситуации неуспеха являются особенно трудными, вызывают повышенную тревожность, мешающую полностью проявить свои возможности.
Этапы работы на уроке-мастерской:
1. Индуктор.
2. Создание творческого продукта.
3. Социализация.
4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности.
5. Поисковая деятельность.
6. Социализация.
7. Общая рефлексия.
Методы и приемы работы на уроках с использованием технологии мастерских:
•Метод символического видения (иллюстрирование орфографического правила, создание алгоритмов).
•Метод сравнения версий.
•Метод «Если бы…».
•Метод «ключевых слов».
•Метод эвристического исследов
исследования.
•Метод конструирования вопросов.
•Метод смысловых ассоциаций.
•Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом.
•Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные, философы, богословы и т.д.
•Метод «Если бы…». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдёт, если в мире что-то изменится.
•Метод «ключевых слов». Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом.
•Метод конструирования вопросов. Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.
•Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри.
•Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта.
•Приём «Чтение с пометками»
•Приём «Закончи предложение»
•Приём «Панель». Цель: дать возможность всем желающим высказать свою точку зрения, создать условия для возникновения вопросов, разных способов решения той или иной задачи.
Литература:
1. Беспалько, В. П. Реализация учебного процесса. Слагаемые педагогической технологии. – Москва : Педагогика.1989. – 192 с.
2. Гузева, Н. Ю. Современные образовательные технологии на уроках русского языка: учебное пособие. – Чехов : ЦОИНК, 2016. – 84 с.
3. Ерёмина, Т. Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: книга для учителя. – Санкт-Петербург : ГУПМ, 2002. – 136 с.
4. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии : учебно-методическое пособие. – Москва, 2000. – 371 с.
5. Кузнецова, А. Г. Личностно-ориентированный подход к современному уроку: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, слушателей учреждений дополнительного педагогического образования. – Хабаровск : ХКИППК ПК, 2001. – 94 с.
6. Маркина, И. В. Современный урок. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.
7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. – Москва : Народное образование, 1998. – 256 с.
8. Хайдаров, Ж. С., Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии. – Москва : РПА, 1996.
9. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека. – Москва, 1996. – 22 с.