СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии обучения русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю Вашему вниманию обобщение опыта работы, где рассказывается о современных педагогических технологиях преподавания русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии обучения русскому языку»

Обобщение опыта работы


учителя русского языка и литературы

I квалификационной категории

Варфоломеевой Алены Геннадьевны,


Современные педагогические технологии обучения русскому языку

Сегодня, как никогда в последние годы, школа приковывает к себе всеобщее внимание, обсуждаются пути её дальнейшего развития. Процесс модернизации российского образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В условиях модернизации образования первостепенными задачами своей профессиональной деятельности считаю:

- совершенствование процесса преподавания русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения;

- интенсификация процесса преподавания русского языка и литературы;

- обеспечение условий для развития личности в социальном, психологическом, интеллектуальном планах;

- владение целостной системой, включающей в себя целеполагание, отбор содержания и технологий;

- формирование всесторонне развитой личности, востребованной современным обществом;

- развитие творческого потенциала обучающихся.

Решить данные задачи в условиях традиционной системы обучения сложно, поэтому стала использовать в своей педагогической деятельности современные педагогические технологии обучения русскому языку и литературе: развивающее обучение, проблемное, дифференцированное, проекты, игровые технологии, исследование, компьютерные технологии. Мой опыт показал, что применение современных педагогических технологий поддерживает интерес учащихся к предмету, повышает мотивацию. Эффективное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной сферы ребёнка: памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психологических функций, является в этой связи одной из важнейших педагогических задач современного обучения.

Обучая на уроке всех учеников, я стараюсь помнить, что процесс познания, восприятие учебного материала у каждого школьника свой собственный, индивидуальный. Потому на уроках стремлюсь уходить от традиционного воспроизведения знаний обучающихся к творческому осмыслению изучаемого материала. Это способствует повышению интереса школьников к предмету, стимулирует их желание познавать законы языка, анализировать особенности литературных текстов.

Одной из самых интересных технологий считаю - исследование. Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующего самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся.

Представляю фрагмент урока.

Тема: «-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных». (6 кл)

Цели:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных»

Практические:

  1. Совершенствовать умение писать слова с изученной орфограммой

  2. Формировать орфографическую зоркость

Воспитательные:

  1. Создать эмоциональную творческую обстановку

Развивающие:

  1. Обогащать словарный запас учащихся

  2. Обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия

  3. Развивать творческие способности учащихся

Тип урока: урок изучения нового материала;

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Чтобы это выяснить, с каким материалом будем работать? ( со словами). Давайте начнем с такого наблюдения.

На доске запись.

Трава- травяной, песок -песчаный, гусь -гусиный, обед – обеденный, авиация – авиационный, сон – сонный (основы и суффиксы выделены)

Учитель: Прочитайте слова. От чего и с помощью чего могут образовываться имена прилагательные? (от сущ.; с помощью суффиксов)

Учитель: С помощью каких суффиксов? (-ин-, - ан-, -ян-, -енн-, -онн-, -н-).

Учитель: Можете ли вы сейчас сказать, когда пишется н и нн в суффиксах прилагательных? (дети выдвигают свои гипотезы)

Учитель: Хорошо. Кое-что вы уже сказали правильно. Давайте ещё понаблюдаем.

(на экране)

  1. Старина – старинный; карман- карманный.

  2. Земля- земляной, грач – грачиный, кожа – кожаный.

  3. Утро – утренний, экскурсия – экскурсионный;

  4. Интересная (полное прилаг.) – интересна (крат. прилагательное); туманный – туманна.

(все корни и суффиксы выделены)

Учитель: В каких суффиксах прилагательных, образованных от существительных, пишется одно Н? Какой это пункт из тех, что есть на экране (2) (-ин-, -ян-. –ан-)

Учитель: В каких суффиксах прилагательных, образованных от существительных, пишется НН? (-онн-, -енн-) Какой это пункт? (3)

Учитель: Сколько н пишется в кратких прилагательных? Какой это пункт? (4)

Учитель: Если прилагательное образовано от существительного с основой на –н, сколько будем писать нн? Какой это пункт? Какой будем выделять суффикс? (1; -н-)

Учитель: Давайте сделаем выводы и сформулируем правило. (дети говорят, в каких случаях пишется –н- и –нн-

Учитель: Прочитайте правило в учебнике и найдите, о чем мы с вами не говорили? (о словах – исключениях). Запишите их в тетрадь.

4.«Пауза» для осмысления учебных действий

5.Осмысление этапов исследовательской работы.

Учитель: Ребята, скажите, как мы пришли к выводу по теме нашего урока? Что мы для этого делали? (находили, от какого существительного и с помощь чего образовалось прилагательное, выделяли основы, находили суффикс и определяли, сколько –н- пишется. (Учитываем правописание слов-исключений)

В конце урока для закрепления понятий даются тренировочные упражнения. (полный конспект урока смотри в разделе «Методические разработки»).

Технология проблемного обучения

Чтобы ученик из пассивного слушателя превратился в активного участника образовательного процесса, он должен наблюдать, сравнивать, классифицировать, выявлять закономерности. В этом поможет технология проблемного обучения. Цель проблемного обучения- это не только усвоение результатов научного познания, системы знания, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей школьников через решение проблемных задач, создание проблемно-творческой ситуации на уроках русского языка и литературы.

Представляю фрагмент урока с использованием технологии проблемного обучения.

Тема: «Слитные, раздельные и дефисные написания» (10 кл)

Тип урока: Урок обобщение знаний по курсу морфологии и орфографии

Цель урока:. развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;

обобщение знаний по курсу морфологии и орфографии, закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи;

Задачи: 1) Научить детей систематизировать полученные знания; 2)Развивать умения применять теоретические знания на практике;

3)Воспитывать любовь к родному слову русской речи.

3 этап. Постановка проблемы.

-Посмотрите на экран. Что вы знаете о правописании следующих слов?

Мотокросс, экс-чемпион, ледокол, полчаса, Мамин-Сибиряк, пол-Москвы, в продолжение часа, шахматно-шашечный, вертихвостка, вплотную. (дети высказывают гипотезы) – 5мин

4Этап. Обработка информации, подтверждение или опровержение гипотез. На партах у вас лежит обобщающая таблица правописания. Ознакомьтесь с ней, найдите правила, которые объясняют правописание данных слов, приготовьте по три вопроса одноклассникам по таблице.

5этапПерекрестный опрос (дети задают друг другу вопросы по таблице).

-Ребята, что нового вы узнали?

– А теперь оцените свою работу. Изучили таблицу, объяснили правописание слов, составили три вопроса, ответили на один вопрос «5», изучили таблицу, объяснили правописание слов, составили три вопроса, не ответили на вопросы «4», изучили таблицу, объяснили правописание слов, не составили вопросы- «3»

6этап . Физминутка.

-Ребята, глазами и пальцами напишите следующие слова: точь-в-точь, бок о бок. Как пишутся эти слова?

7этап. Подтверждение гипотез практически. Выполнение тренировочных упражнений.

  • 1)Отметьте номера слов, которые пишутся через дефис (на слайде).

1Пол(армии), 2(полу)ботинки, 3 (пол)города, 4 (сорви)голова, 5 (северо)восточный, 6(мало) полмалу, 7(полу)остров, 8(девяти)летний, 9(яхт)-клуб, 10 (научно)исследовательский.

-Ребята, давайте проверим. Оцените свою работу.

0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4 – 5 ошибок – «3», более 5 ошибок – «2».



  • 2)–Ребята, продолжаем подготовку к экзаменам. Задания с сайта «Решу ЕГЭ». Работать будете в парах. Затем на экране появится ответ.

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Эксперимент был проведен удачно, ПРИ(ЧЕМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.

2) (В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят теплые, безветренные.

3) Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.

4) Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО ее и любили в деревне. (1)


В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живет в Италии, Швейцарии, Франции. 5 мин

- Ребята, оцените работу . 0 ошибок- «5», 1ошибка –«4», 2 ошибки «3».


  • 3)Сигнальные карточки(С-слитно, Р-раздельно, Д-дефис)

Стоить работу по-новому, встретиться где-нибудь, брести еле-еле, полдома, Салтыков-Щедрин, пол-России, лимонно-желтый, контр-адмирал, купить зонт подешевле, трехэтажный, вследствие, в сердцах, делать шиворот-навыворот, многолетний, свежеиспеченный, полушубок, микромир.



Проектная деятельность

Задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением позволяет решать метод проектов. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствуя умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.

ПРИМЕР проекта (фрагмент)

Проект «Синонимы и антонимы в просторечной лексике»».

Цель работы: показать, что в просторечной лексике есть синонимы и антонимы.

Гипотеза: в просторечной лексике, как и в русском литературном языке, можно выделить синонимы и антонимы

Этапы работы:

1. Определение темы проекта;

2. Работа с толковыми словарями, составление картотеки просторечий;

3. Выбор синонимов и антонимов;

4. Защита проекта;

Просторечие – слова, выражения, распространенные в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка, явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм.

Места реализации просторечной лексики: семья, посиделки во дворе коммунальных домов, суд (свидетельские показания), кабинет врача (рассказ пациента о болезни).

Синонимы:

Группы: «Части тела человека», «Характеристика человека», «Действия человека».

«Части тела человека»

Кумпол - котелок - башка- голова человека.

Примеры: У тебя совсем котелок не варит. Башкой своей подумай .

Брюхо-пузо- живот человека.

Пример: Закрой своё пузо. Вот отъел брюхо.

Рожа-харя -лицо человека.

Примеры: Ну у тебя и рожа!

Космы-лохмы- длинные волосы.

Примеры: Заплети свои лохмы.

«Характеристика человека»

Дохляг-доходяга - слабосильный, вялый человек.

Примеры: Этот доходяга мне надоел.

Этот дохляг даже дрова поколоть не может.

Дурачьё, дурень- дуреха – глупый человек.

Примеры: Ты, дуреха, ничего не понимаешь. Чё с тобой разговаривать, ты же дурень!

Жадюга – жмот –жадина –жила - скупой человек .

Примеры: У этого жадюги снега зимой не выпросишь. Ну, ты и жмот.

Трепач – балаболка. - Человек, занимающийся пустой болтовней.

Примеры: Этот трепач все растрепал. У меня от этой балаболки голова уже болит

Горлопан, горлан, крикун. - Человек, который громко и много кричит.

Примеры: Что ты разорался, горлопан. Твой Васька – такой крикун .

Живоглот – живодер.- Жестокий человек.

Примеры: Мой живодер всех котов разогнал. Хватит, живоглот, над животными издеваться.

"Действия человека"

Втюриться – втрескаться. - Влюбиться.

Примеры: Да он давно в Катьку втюрился. Да он втсрескался по самые уши.

Галдеть – горланить. - Громко говорить.

Примеры: Что вы разгалделись? На базаре что ли? Перестань горланить, ничего не слышно.

Вывозить вываляться – излызгать . - Испачкаться, замараться.

Примеры: Ты опять всю кофту вывозил! Ты посмотри на себя. Где так вывалялся?

Вылупиться – глазеть. - Смотреть, широко открыв глаза.

Примеры: Что ты на меня вылупился?

Бацнуть – бахнуть – жахнуть – засветить. Сильно ударить.

Примеры: Она меня как жахнула по лицу. Вот он щас приедет, я ему засвечу.

Ишачить – вкалывать. - Много работать .

Примеры: Отстань, я устал, целый день ишачил на огороде. Он с утра до ночи вкалывает, а она на всякую ерунду тратит.

Антонимы

Горлопан – молчун.- Крикливый человек. Крикливый человек.

Дохляг – здоровила. Слабосильный человек. Здоровый человек

Дурень – умник. Глупый человек. Умный человек.



Дифференцированное обучение.

Использование системы дифференцированного обучения предполагает знания психологических особенностей каждого обучающегося. А хорошо знать своих учеников – значит дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы. Известно, что единые требования закладывают фундамент неуспеваемости. Учитывая учебные возможности каждого обучающегося, уровень работоспособности и обученности в каждом классе образованы разноуровневые группы. Данные группы подвижны. Каждый получает задание в объёме своих возможностей и справедливо заработанную оценку.


Примерные дифференцированные задания по русскому языку. 8 класс

А

Определите способ связи в словосочетаниях.

А) открывая ключом б) ключом с бородкой в) изящным ключом

В

Определите способ связи в словосочетаниях.

1.В нашей столовой 2. Парень в кепке 3. Внимательно смотреть 4. Смотреть со вниманием 5. Покрытый покрывалом 6. Слегка качаясь.


С

Определите способ связи в словосочетаниях, сгруппировав их в зависимости от того, к какой части речи принадлежит главное слово.


1.Умный не по годам 2. Восемь галок 3. Что-то из газет 4. Пяти воронам 5. Его портфель 6. Справа от нас


Игровые технологии

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

Среди многообразия игр, которые используют в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые и дидактические. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются педагогом в воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки путешествия, КВН, уроки - викторины.

Представляю фрагменты урока-путешествия «Прогуляемся по лесу» (5 кл)

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности


  1. Запись темы, постановка целей урока.

Учитель: Ребята, вы чувствуете приближение лета. Стало теплее, птички поют, появляются первые цветы, листочки, потом будут ягоды и грибы. Как хорошо сейчас в лесу! Я вам предлагаю сегодня прогуляться по лесу.

- Открываем тетради, записываем число. Классная работа, тему урока «Прогуляемся по лесу». (появляется на слайде)

Отступите строчку, чтобы потом дописать тему.

Учитель: Ребята, слово какой части речи является главным в словосочетании «прогуляемся по лесу» (глагол). О чем мы сегодня будем говорить? (о глаголе). Верно, давайте допишем тему урока «повторение и обобщение по теме «Глагол».

- Давайте поставим цели нашего урока. (повторить, закрепить знания по теме)


6. Закрепление понятий «вид глагола», «спряжение».

Учитель: Наша прогулка продолжается. Ветерком вам на парты принесло листочки березовые и дубовые. Вам необходимо определить вид глагола и поднять соответствующий листочек. (на слайдах появляются глаголы: расти, преодолеть, брать, взять, класть, положить, кричать, выкрикнуть, победить.) Зеленый цвет- нес.в., желт. цвет- сов. в. Те, у кого лежит земляника, работаем на карточке самостоятельно.

2 ученика работают с карточками и сдают их, когда заканчивается общее задание. (см. приложение №2)

Учитель: В какой форме стоят все глаголы? (н.ф.).- Что вы знаете об н. ф. глагола? -Что вы можете сказать о глаголе «победить»?(не имеет формы 1 лица ед.ч.)

Учитель: Ребята, с собой на прогулку мы взяли корзинки, но они ещё пустые. Давайте наполним их. А наполнять мы будем глаголами 1 и 2 второго спряжения. (на слайдах появляются две корзины, ребята их рисуют себе в тетради и распределяют глаголы по корзинам, потом правильный ответ показывается на слайде.).Те, у кого на парте лежат листы с рябиной, работаем самостоятельно.

3 ученика работают самостоятельно.



Компьютерные технологии.

Хороших результатов в обучении помогают достичь компьютерные технологии. Это и презентации, и тестирующие программы, и работа с интерактивной доской, видеоролики.

Представляю фрагмент урока с использованием презентации. Тема: « А.С. Пушкин «Зимнее утро». Единение природы и человека. Антитеза»

1. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили ? Садитесь.

С усердием трудитесь.

2. Эмоциональный настрой, введение в тему.

Ребята, посмотрите на экран.








-Что изображено на картинах известных русских художников? (Зима, отдых людей зимой).

-А что вам нравится зимой?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о зиме)


3.Проверка домашнего задания

— А теперь представьте себе, что вы проснулись зимним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну... Попробуйте рассказать, что вы там видите. Как выглядит снег, соседние дома, что видно вдали? Расскажите о том, какое настроение вызывает у вас эта картина. Можно использовать материал домашнего задания, где вам нужно было подобрать эпитеты, метафоры, сравнения, помогающие описать ваше утро.


Ребята, к этой работе мы еще вернемся и послушаем других ребят! А пока давайте посмотрим, каким рисует зимнее утро известный русский поэт А. С. Пушкин.


Давайте запишем тему урока А.С. Пушкин «Зимнее утро». Единение природы и человека. Антитеза.


С помощью программного обеспечения учитель русского языка может разработать различные материалы. Это могут быть карточки с заданиями, тесты, алгоритмы решения лингвистических задач, опорные, конспекты схемы, таблицы, иллюстрации.

ПРИМЕР

Вставьте пропущенные буквы и Ь, если это необходимо. Найдите фразеологизмы и подчеркните их.

1.Такой буран засвищ..т, что невмочь, что станет свету белого не видно! 2. Вск…рабкалась, ждет- навострила ушко. 3. А самому так плохо, хоть к..раул кричи. 4. По п..там за мной голод гон..т…ся.

Тест

Орфография.

1. Укажите ряд, где во всех словах есть непроизносимая согласная.

А) Лес…ной, без..убый, звез…ный; Б) Окрес..ный, гиган…ский, звез..ный; В) Мес..ный, лес..ничный, лес..ной

2. Укажите ряд, где во всех словах пишется Ъ

А) солов…и, в..езд, улыбат..ся; Б) об..явление, с…езд, вороб..и, В) пред..юбилейный, раз..ехаться, с..ёмка

3. Укажите ряд, где во всех словах в окончании пишется Е.

А) пиш..т, кле..м, смотр..т; Б) беле…т, бре..т, чит…м; В) завис..т, стел..м, та..т

4. Укажите ряд, где во всех словах на конце приставки пишется –з

А) Бес..мысленный, бе…домный, бе..зубый; Б) Рас..вет, рас..тилает, без..законие;

В) Ра..возить, ра..мочить, ра..дать.

5. Укажите ряд, где во всех словах пишется чередующаяся гласная А

А) слаг..емое, р..стет, излг…ть; Б) распол..жить, выр..щивать, р...сток; В) р..слый, изл..жение, сл..жение

6. Укажите ряд, где во всех словах в корне после шипящей пишется Ё

А) Ж..лудь, ч..рный,ш..в; Б) ш..рох, ш…лковый, ч..лка; В) ш..пот, ж..лтый, ч..рствый.

7. Укажите ряд, где во всех словах в корне пишется И.

А) Ц…ган, ц…рк, куц..й; Б) Ц…нковый, ц..ркуль, ц…рк; В) Синиц…н, ц…кнуть, на ц…почках;

8. Укажите ряд, где во всех словах в окончании после шипящей пишется О

А) Морж..м, ключ..м, с врач..м; Б) Полотенц..м, грач..м, шприц..м; В) плеч..м, полотенц..м.

9. Укажите ряд, где во всех словах в корне пишется одна и та же гласная.

А) возр..ст, предл..жение, прил..жение; Б) зат..рать, соб..рать, уп..раться; В) заж..гать, сд..ру, зам..рание.

10. Укажите ряд, где пропущена одно и та же буква.

А)По договоренност…,в сражении.., около берлог…; Б) у Наталь…, к Наталь…, около березк….; В) на окошк…, на елк…, в направлении…

Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка как при подготовке к уроку, так и на самом уроке.

Таким образом, современный урок в моем понимании не может быть уроком, обеспечивающим только усвоение школьниками определенной суммы знаний. Он должен создавать условия для развития творческих способностей учеников, их интеллектуальной и эмоциональной активности, формировать личность и мировоззрение. Комплексное использование различных методов и приемов обучения, уроки разных типов позволяют избежать схематизма, однообразия, создают творческую атмосферу, обеспечивают интенсивную работу обучающихся, сотрудничество учителя и обучающихся на уроках, обеспечивают высокое качество знаний. Главной задачей для меня является то, чтобы постараться заинтересовать своим предметом всех обучающихся, которые приходят на урок. Чтобы достичь таких результатов, стараюсь сделать каждый урок интересным, познавательным, побуждающим к исследованию, открытию нового, желанию думать.






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!