Современные технологии в работе с детьми раннего возраста в ДОО.
Леонова Е.И. старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №31 «Дюймовочка»
Актуальной проблемой современного общества является воспитание, развитие, обучение детей в возрасте от 1-го года до 3-х лет, т.е. раннего возраста.
В раннем детстве происходит закладка фундамента общего развития ребенка. Этот период целесообразно назвать стартом его человеческого начала. В раннем возрасте происходит закладка основ здоровья и интеллекта ребенка, именно в этот период большое значение должно уделяться умственному, социально-нравственному развитию, которые в свою очередь зависят от психофизического состояния и общего настроения ребенка.
В настоящий момент идет положительная тенденция к возрождению педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
2.Технологии проблемного обучения (создается проблемная ситуация, которая решается через активную самостоятельность детей).
3.Технологии проектного обучения (заключается в активной, поэтапной, постоянно усложняющейся деятельности, которая реализуется педагогом вместе с детьми по намеченному плану и направлена на решение поисковых, исследовательских и практических задач).
4.Технология игрового обучения (представляет собой особую организацию образовательной деятельности и решение образовательных задач с использованием собственной активности ребенка).
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
6. Технология «Говорящая стена».
7. Ковролинография.
Рассмотрим наиболее подробно вышеуказанные технологии в аспекте их применения в работе с детьми раннего возраста.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий имеет ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения. Использование в образовательном процессе электронных устройств дает возможность разнообразить способы представления необходимой информации детям (анимированные слайды, видеоролики, звуковое сопровождение и т.п.), что, в свою очередь, способствует привлечению внимания детей, формированию мотивации к обучению и росту познавательной активности.
Разнообразные ресурсы ИКТ помогают обеспечить и наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, а также формированию наглядно-образного мышления, что особенно важно для детей раннего возраста. Слайд-шоу и видеоролики позволяют показать природные явления, птиц, животных, организовать наблюдение за которыми непросто: например, распускающийся подснежник или одуванчик, скворца, сидящего рядом со скворечником, журчащий ручеек и т.д. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить с помощью анимации. Движение какой-либо картинки поможет создать эффект волшебства, сказки и привлечёт внимание ребёнка, и он обязательно увидит и запомнит предложенную информацию. Таким образом, все специально разработанные материалы педагога, представленные в новом виде, будут услышаны и увидены.
Технология проблемного обучения помогает развить в ребенке самостоятельность, любознательность, активность, творческие способности. Ребенок раннего возраста активно познает и исследует окружающий его мир. Он задает взрослым огромное множество вопросов, ищет на них ответы, пытаясь построить свою картину внешнего мира. Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
Проявляя свою любознательность и познавательную активность, ребенок сам может увидеть, что какие-то предметы тонут, а какие-то – плавают, что воздушный шарик летает и опускается вниз медленно, а брошенная машинка падает на пол быстро. У ребенка раннего возраста возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. И задача педагога использовать и развивать в образовательном процессе эту особенность, искусственно создавать интересные для ребенка проблемные ситуации и вместе искать ответы на многочисленные «почему», «зачем» и «как». Ведь именно знания, приобретенные и усвоенные таким образом, представляют особенную ценность.
В работе с детьми раннего возраста актуальным является применение технологии проектного обучения.
Цель проектного обучения: совместный поиск вопросов, проблем и работа над поиском их решения, то есть ребенок задает вопрос и в результате совместной со взрослым деятельности находит на него ответ. При целенаправленном развитии умственных способностей ребенка, важно учить его ставить собственные задачи, а не решать поставленные. При реализации проекта, перед детьми ставятся различные проблемные жизненные ситуации, при решении которых, ребенок действует интуитивно, с помощью уже
сформированных привычек и умений, через использование новых знаний, способов деятельности, которые нужно найти самостоятельно, чтобы решить поставленную практической задачу.
В раннем возрасте дети –«почемучки», которые интересуются буквально всем, все пытаются попробовать «на зуб», что очень удобно использовать в разработке краткосрочных проектов в работе с детьми раннего возраста. В процессе реализации проектов дети осваивают как общепринятые, так и нестандартные способы положительного коммуникативного взаимодействия со сверстниками.
Технология игрового обучения представляет собой группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме игр. Целью игровой технологии является развитие личности ребенка и его способностей. Через правильно организованную игру педагог может решить любую образовательную задачу.
В процессе игры даже ребёнок с пассивной познавательной позицией будет активным участником. В игре, в отличие от других форм образовательной деятельности, ребенок не боится ошибиться, сделать что-то не так. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Игровые технологии:
-Игры по методике М. Монтессори
-Развивающие игры по методике Воскобовича
-Игры Никитина
-Дары Фребеля
-Бизиборд - развивающая доска
-Театрализованные игры
Здоровьесберегающие технологии также должны активно применяться в работе с детьми раннего возраста. Т.В.Хацкевич отмечает: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и
здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Здоровьесберегающие технологии представляют собой целую систему воспитательных, коррекционных, профилактических и оздоровительных мероприятий: соблюдение требований СанПиНа, режима дня, организация рационального питания, оптимизация двигательного режима, физкультурные занятия и досуги, комплексы закаливающих мероприятий, формирование основ здорового образа жизни. Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, частей ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Особое внимание следует обращать на значимость для организма зарядки, приёма пищи, прогулки, сна и других режимных моментов. Нужно на доступном уровне формировать представление о том, что полезно и что вредно для организма. Обучение по данным направлениям должно проводиться и на занятиях (по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой), и во время режимных моментов в различной форме (ситуативные беседы, игры-имитации). Регулярное и систематичное использование различных приемов здоровьесберегающих технологий в итоге поможет сформировать у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Технология «Говорящая стена».
Главная идея «говорящей стены» -преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и воспитывающую.
Интерактивная стена решает важные воспитательно-образовательные задачи:
- Создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей.
- Позволяет изменять ППС с учетом образовательной ситуации.
- Развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, мышление дошкольников.
- Обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.
«Говорящая стена» - это своеобразный живой экран. На уровне глаз детей размещается разнообразная информация в доступной для детей форме. На стенах в группе крепят магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки, прищепки, игры и тематические картинки.
Ковролинография.
Одним из способов совершенствования пальчиковой моторики, а, следовательно, и речевого развития является метод ковролинографии.
Использование коврографа в работе с детьми раннего возраста совершенствует интеллектуальные способности у детей, развивает логическое и творческое мышление, внимание, воображение, память и речь, творческие способности дошкольников, координацию движений, общую и мелкую моторику, ориентацию в пространстве и в собственном теле; зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры и т. п.).
Ковролинограф – ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу фланелеграфа. Однако ковролинограф имеет некоторые преимущества перед фланелеграфом. Современные материалы (ковролин и липучка) имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий.
На ковролине можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Ребенку раннего возраста понять это трудно. Этому помогают дидактические игры на ковролине.
Ковролин удобен для раскладывания героев сказок. Дети лучше запоминают сюжет сказки, а после – и сами с удовольствием пытаются пересказывать текст с использованием картин.
Выводы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для повышения качества образования и обеспечения полноценного и всестороннего развития ребенка в педагогическую практику работы с детьми раннего возраста требуется внедрение современных технологий. Применение современных педагогических технологий помогает сделать образовательно-воспитательный процесс эффективным, личностно-ориентированным. Ведь в процессе воспитания и развития ребенка важно не только то, ЧЕМУ научить, но и то, КАК это сделать.
2