СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные тенденции преподавания математики в школе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова,существенным элементом формирования личности.

Гуманитарная составляющая математического образования определяется отношением к человеку, его общественному бытию и сознанию, т.е. в конечном счете к обществу.

Именно поэтому математические знания должны стать неотъемлемой частью общей культуры и обязательным элементом в воспитании и обучении ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Современные тенденции преподавания математики в школе»

ЕДИНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ  ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.   СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ Выступление на РМО 26.08.2019 Столбенникова Наталья Васильевна

ЕДИНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ

Выступление на РМО 26.08.2019

Столбенникова Наталья Васильевна

Есть множество важных наук,  Но, что есть важней математики?  Она как усердный паук  Сплетает науку и практику.  Сплетает по нитке бионику,  Точками плетет сеть ботаники,  Плетет она электронику,  Плетет и стратегию с тактикой.  И шахматы с ней, и фантастика,  Нейлон и другая пластика.  Есть математика в логике,  Есть в газе, в ударе молнии.  Всего вряд ли нам всё и везде перечесть,  Везде и во всём математика есть!

Есть множество важных наук, Но, что есть важней математики? Она как усердный паук Сплетает науку и практику.

Сплетает по нитке бионику, Точками плетет сеть ботаники, Плетет она электронику, Плетет и стратегию с тактикой.

И шахматы с ней, и фантастика, Нейлон и другая пластика. Есть математика в логике, Есть в газе, в ударе молнии.

Всего вряд ли нам всё и везде перечесть, Везде и во всём математика есть!

Главная цель нацпроекта — сделать так, чтобы Россия вошла в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Для этого будут обновлены образовательные программы (особое внимание уделят цифровым навыкам), а знания школьников начнут оценивать на основе международных исследований, например,  PISA . Не забудут и о взрослых: для родителей создадут просветительский сайт и центры психолого-педагогической поддержки. Будут внедрять непрерывное образование, а в российские вузы — привлекать всё больше иностранных студентов.

Главная цель нацпроекта — сделать так, чтобы Россия вошла в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Для этого будут обновлены образовательные программы (особое внимание уделят цифровым навыкам), а знания школьников начнут оценивать на основе международных исследований, например,  PISA . Не забудут и о взрослых: для родителей создадут просветительский сайт и центры психолого-педагогической поддержки. Будут внедрять непрерывное образование, а в российские вузы — привлекать всё больше иностранных студентов.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации 24 декабря 2013 г. № 2506-р

Концепция

развития математического образования в Российской Федерации

24 декабря 2013 г.

№ 2506-р

I . ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития РФ

I . ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе

Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития РФ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ Задача российского педагогического сообщества Основная цель Вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире Заключается в том, чтобы математика в России стала передовой и привлекательной областью знания и деятельности, а получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

Задача российского педагогического сообщества

Основная цель

Вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире

Заключается в том, чтобы математика в России стала передовой и привлекательной областью знания и деятельности, а получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом

II . ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

II . ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ     Показатель   Средний балл ЕГЭ по математике профильного уровня     2017 Средняя оценка по математике базового уровня 47,8           Средний балл ЕГЭ по математике профильного уровня, без учета вечерних (сменных) ОО 2018     4,26         50,5             2019   48,6 4,39             Средняя оценка ЕГЭ по математике базового уровня, без учета вечерних (сменных) ОО   57,1                                   4,09 50,6           4,29                                       57,2       4,42                                         4,13                               ВЫВОД: Результаты сдачи ЕГЭ по математике подтверждают необходимость внесения изменений в преподавание математики

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

 

 

Показатель

 

Средний балл ЕГЭ по математике профильного уровня

 

 

2017

Средняя оценка по математике базового уровня

47,8

 

 

 

 

 

Средний балл ЕГЭ по математике профильного уровня, без учета вечерних (сменных) ОО

2018

 

 

4,26

 

 

 

 

50,5

 

 

 

 

 

 

2019

 

48,6

4,39

 

 

 

 

 

 

Средняя оценка ЕГЭ по математике базового уровня, без учета вечерних (сменных) ОО

 

57,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4,09

50,6

 

 

 

 

 

4,29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57,2

 

 

 

4,42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4,13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД: Результаты сдачи ЕГЭ по математике подтверждают необходимость внесения изменений в преподавание математики

ЦЕЛИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Приоритеты математического образования – это развитие способностей к:

ЦЕЛИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритеты математического образования – это развитие способностей к:

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

IV . ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

IV . ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

МАТЕМАТИКА В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ   Для каждого ребенка должен индивидуально проектироваться его «коридор ближайшего развития» Понятие «ребенок, не способный к математике»  должно потерять смысл и исчезнуть из лексикона учителей, родителей, школьников и общества

МАТЕМАТИКА В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Для каждого ребенка должен индивидуально проектироваться его «коридор ближайшего развития»

Понятие «ребенок, не способный к математике» должно потерять смысл и исчезнуть из лексикона учителей, родителей, школьников и общества

МАТЕМАТИКА В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

МАТЕМАТИКА В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ формируют у ученика личностные качества созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и предлагают для этого:

ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

формируют у ученика личностные качества созидателя

и творца, его духовно-нравственное воспитание и

предлагают для этого:

Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:

Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:

КАК ОБУЧАТЬ?

КАК ОБУЧАТЬ?

С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО УЧИТЬ?

С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО УЧИТЬ?

КАК ПРОВЕРИТЬ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ?

КАК ПРОВЕРИТЬ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ?

ОСНОВА СТАНДАРТА-СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. ОН ОБЕСПЕЧИВАЕТ: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию   проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования активную учебно-познавательную деятельность обучающихся построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

ОСНОВА СТАНДАРТА-СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.

ОН ОБЕСПЕЧИВАЕТ:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Основными принципами построения школьного курса математики на основе системно-деятельностного подхода должны стать :

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Основными принципами построения школьного курса математики на основе системно-деятельностного подхода должны стать :

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ Позиция учителя:  К классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом Позиция ученика: Самостоятельное познание мира (в специально организованных для этого условиях)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Позиция учителя:

К классу не с ответом

(готовые знания, умения, навыки),

а с вопросом

  • Позиция ученика:

Самостоятельное познание мира

(в специально организованных

для этого условиях)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ усвоение содержания обучения и развитие ученика путем передачи некоторой информации в процессе собственной активной деятельности

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

усвоение содержания обучения и развитие ученика

путем передачи

некоторой

информации

в процессе

собственной активной

деятельности

Для того, чтобы знания обучающихся были Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать познавательную деятельность учеников.

Для того, чтобы знания обучающихся были Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать познавательную деятельность учеников.

ЦЕЛЬ ФГОС ФГОС нового поколения призваны стать «проводниками» перспективных отечественных, международных и европейских тенденций реформирования и развития системы образования, исходя из стратегических интересов и культурно-образовательных тенденций России

ЦЕЛЬ ФГОС

ФГОС нового поколения призваны стать «проводниками» перспективных отечественных, международных и европейских тенденций реформирования и развития системы образования, исходя из стратегических интересов и культурно-образовательных тенденций России

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Учитель  Ученик  В традиционной системе образовательного процесс а Получает готовую информацию Транслирует информацию Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Новое качество образования Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся 28

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Учитель

Ученик

В традиционной

системе

образовательного

процесс а

Получает готовую

информацию

Транслирует

информацию

Организует

деятельность

ученика в

инновационной

образовательной

среде

Осуществляет:

  • поиск
  • выбор
  • анализ
  • систематизацию и

презентацию

информации

Новое качество

образования

Новый образовательный

результат

«Компетентности к обновлению

компетенций» и мотивация к обучению

на разных этапах развития личности обучающихся

28

В ЖИЗНИ НАМ ПОСТОЯННО ПРИХОДИТСЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ!  А УЧИТ ЛИ ЭТОМУ ШКОЛА?   Решение проблем в жизни Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения.  Структура традиционного урока 1. Учитель  проверяет д/з учеников. 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель  объясняет новую тему. 4. Учитель  организует закрепление знаний учениками.  Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Родители часто обижаются на то, что школа не учит детей жизни, и, следовательно, дети не умеют решать именно жизненные задачи, с которыми сталкиваются практически ежедневно. А если мы посмотрим на структуру традиционного урока, на котором учились и мы сами! Кто более активен на уроке, а кому приходится быть активным в жизни, чтобы решить то, с чем столкнулись в тот или иной момент.

В ЖИЗНИ НАМ ПОСТОЯННО ПРИХОДИТСЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ! А УЧИТ ЛИ ЭТОМУ ШКОЛА?

Решение проблем в жизни

  • Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения.

Структура традиционного урока

1. Учитель проверяет д/з учеников.

2. Учитель объявляет новую тему.

3. Учитель объясняет новую тему.

4. Учитель организует закрепление знаний учениками.

Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»

2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.

3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)

4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Родители часто обижаются на то, что школа не учит детей жизни, и, следовательно, дети не умеют решать именно жизненные задачи, с которыми сталкиваются практически ежедневно. А если мы посмотрим на структуру традиционного урока, на котором учились и мы сами! Кто более активен на уроке, а кому приходится быть активным в жизни, чтобы решить то, с чем столкнулись в тот или иной момент.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования ФГОС  Традиционные задания Обновленные задания Определить периметр прямоугольника. Найти длину забора, которым нужно огородить прямоугольный участок земли , если в заборе есть калитка и ворота заданной ширины. Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. Определить объем цилиндра Две кружки имеют форму цилиндра. Во сколько раз объем первой кружки больше объема второй, если диаметр основания первой кружки в два раза больше диаметра второй , а высота кружек одинаковая?

Продуктивные задания – главное средство достижения

результата образования

ФГОС

Традиционные задания

Обновленные задания

Определить периметр прямоугольника.

Найти длину забора, которым нужно огородить прямоугольный участок земли , если в заборе есть калитка и ворота заданной ширины.

Определите площадь прямоугольника.

Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

Определить объем цилиндра

Две кружки имеют форму цилиндра.

Во сколько раз объем первой кружки больше объема второй, если диаметр основания первой кружки в два раза больше диаметра второй , а высота кружек одинаковая?

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Современные педагогические технологии  Здоровьесберегающие технологии Технологии интегрированного обучения Учебно-исследовательская деятельность Технологии сотрудничества Обучение на основе учебных задач и ситуаций Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная) Информационнокоммуникационная (ИКТ)  Личностно-ориентированные технологии Деловые игры Технологии дифференцированного обучения Проблемное обучение Компьютерные технологии Интерактивные технологии Портфолио учащихся Технологии разноуровнего обучения

Современные педагогические технологии

Здоровьесберегающие технологии

Технологии интегрированного

обучения

Учебно-исследовательская деятельность

Технологии сотрудничества

Обучение на основе учебных задач и ситуаций

Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная)

Информационнокоммуникационная (ИКТ)

Личностно-ориентированные технологии

Деловые игры

Технологии дифференцированного обучения

Проблемное обучение

Компьютерные технологии

Интерактивные технологии

Портфолио учащихся

Технологии разноуровнего обучения

СУТЬ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам,  решению этих проблем, умение практически применять полученные знания Дает возможность результативного проектирования учебного процесса ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

СУТЬ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решению этих проблем, умение практически применять полученные знания

Дает возможность результативного проектирования учебного процесса

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Метод проектов- способ организации познавательно-трудовой деятельности  учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ориентация на получение результата!

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Метод проектов- способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров

СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ориентация на получение результата!

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    Проект –это «пять П»

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проект –это «пять П»

ОТЛИЧИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ПРОЕКТНОЙ

ОТЛИЧИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ПРОЕКТНОЙ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Применение проект но – исследовательской технологии на уроках очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач:

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Применение проект но – исследовательской технологии на уроках очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач:

НЕДОСТАТКИ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ

НЕДОСТАТКИ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия !

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия !