СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные требования к качеству урока – ориентир на обновление содержания образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенный материал можно использовать для выступления на педагогическом совете или на школьном методическом объединении учителей естественно - математического цикла.

Просмотр содержимого документа
«Современные требования к качеству урока – ориентир на обновление содержания образования»


Доклад на тему

«Современные требования к качеству урока – ориентир

на обновление содержания образования»


Подготовила учитель биологии Приходченко Н.А.

 Современный   урок – это, прежде всего  урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого  и  осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

 Планируя современный урок, мы должны знать: чему учить; ради чего учить; как учить.

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку?

Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

урок должен быть проблемным и развивающим:

  • учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • вывод делают сами учащиеся;

  • в центре внимания урока – дети;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

Методы и формы современного урока:

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии (интеграция);

Без применения ИКТ не может быть современного урока. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;

  • работа с ресурсами Интернет.

  • использование готовых обучающих программ;

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, проектор, интерактивная доска и т.п.);

  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику.

  • урок, содержащий разные виды деятельности.

  • урок, на котором ученику должно быть комфортно.

  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

  • современный урок развивает у детей креативное мышление.

  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Биология как учебный предмет имеет большое разнообразие подходов к природным данным ребенка как никакой  другой  предмет. Я на своих уроках могу применять  разнообразные методы обучения, которые не могут в полной мере быть использованы на уроках других дисциплин. Это - наблюдение, эксперимент, решение логических задач, рисунки, схемы, игровые моменты и т.д., которые развивают у детей память, мышление, творческие способности, умение находить межпредметные связи с различными дисциплинами.

Для  развития способностей обучающихся необходимо его заинтересовать, применить индивидуальный психологический подход. Познать индивидуальные способности каждого  ученика очень сложно, но можно, если предложить им разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора, которые помогут раскрыть не только  природные данные, но и становление свободной мыслящей творческой личности.

В разном возрасте по-разному проявляется познавательный интерес у  детей. Чем старше учащийся, тем сложнее вызвать у него интерес к учебе. Развивающее обучение  помогает поддержать интерес к учебе через разнообразные технологии.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и ученика на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.


ПРИМЕРЫ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Экскурсии, лабораторные работы, эксперименты  - способствуют развитию  исследовательских  навыков, которые помогают самостоятельно приобретать новые знания, сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы.

 Основную сложность у ребят при выполнении этих работ вызывает написание вывода, т.к. часто они не понимают цели работы. Одна из развивающих технологий это  использование четкого алгоритма выполнения:

  • Цель (зачем делаем)

  • Ход (как делаем)

  • Результат (что получили)

  • Вывод  

На примере этого алгоритма, я хочу продемонстрировать, как мы с ребятами сделали вывод о растворимости некоторых веществ  в воде.

Урок в 5 классе (природоведение) по теме «Растворимые в воде вещества»

Цель: выяснить, какие вещества растворяются в воде.

Ход: берем пробирку, наливаем воду, пробуем на вкус-вода прозрачная, без вкуса, насыпаем в пробирку с водой крупинки поваренной соли, взбалтываем.

Результат: соли не видно, пропала, исчезла, вода прозрачная, пробуем на вкус-соленая

Вывод: соль в воде растворилась, т.е. стала невидимой, изменился вкус воды.

Аналогично проводится опыт с сахарным песком, питьевой содой и лимонной кислотой.

Делается общий вывод: соль, сахар, питьевая сода, лимонная кислота в воде растворяются, т. е. становятся невидимыми, вода остается прозрачной, меняется только вкус воды.

Элементы технологии развивающего обучения

Включение в урок оригинальных материалов значительно оживляют процесс изучения предмета, учат ребенка пользоваться уже полученными знаниями, развивают их биологическую память, дают учителю и ученикам возможность творческого сотрудничества, дружеского заинтересованного общения на уроках.

Игра «Словоед»

В каждом задании дают четыре картинки, нужно найти слово, чтобы оно соответствовало чему-то общему между картинками. Что именно общего у картинок – это и является главной задачей, которую необходимо решить.

Игра «Словесная анатомия»  

Отгадайте слова, содержащие части тела и органы людей

Биологические задачи   

Биологические задачи - это задания различного уровня, для ответов, на которые от школьников требуется применение умений анализировать, сопоставлять, использовать имеющиеся знания в новой ситуации.

Решение биологических задач позволяет проверить знания обучающихся, учащиеся могут перевести новые знания из состояния понятия - на уровень осознанного понимания и дальнейшего применения.
При этом приходится ученику использовать различные мыслительные техники. Совершенно правильно писал  С.Л. Рубинштейн: "Мышление обычно начинается с проблемного вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс..."

Гемофилия – генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Из-за нехватки одного из факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется очень медленно или не образуется вообще. Эта наследственная аномалия проявляется лишь у мужчин, в то время как женщины являются только носительницами гена, но не подвержены болезни. У гемофиликов, даже небольшие раны, могут приводить к смертельным кровопотерям.

Интеллект-карты   

Интеллект-карты-это удобный инструмент отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. С позиций нейрофизиологии, изучение информации через интеллект-карты объединяет работу левого и правого полушарий в целое, следовательно, происходит более быстрая и качественная фиксация изучаемого материала.

Карта состоит из взаимосвязанных между собой элементов, позволяющих отследить все причинно-следственные связи, сделать необходимые выводы и систематизировать имеющиеся знания.

Принципы рисования

1.Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуем в центре.

2.От центрального образа отходят ветки первого уровня и пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

3.От веток первого уровня при необходимости отходят ветки второго уровня. По возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты.

4.Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями.

5.При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.

Конкретный пример.

Все знают, что жизнь на планете Земля представлена единственной формой — клетка. Раскрытие понятия «клетка» в биологии — это объемный, достаточно трудный материал, который изучается на протяжении нескольких школьных лет. Интеллект - карта позволяет построить объемную модель изучения темы.

Вводим четыре основных блоковых характеристик живой клетки:

  • уровни клеточной организации в природе

  • разнообразие клеток в природе

  • химический состав клеток

  • общность структурной организации клеток в природе

Изучаем блок «Уровни клеточной организации»

  • Какие царства живой природы вы знаете (работа по таблице)

  • Блок «Разнообразие клеток» (чтение статьи)

  • Блок «Состав клетки» (работа по таблице, презентация)

  • Блок «Химический состав клетки»  (опорная карта, схемы, опыты)

При помощи интеллект-карт решается поставленная задача — дать систему обобщенных знаний. Ученики воспринимают проблему целиком и прослеживают связи между основными звеньями в системе, а учебный процесс становится интересным, и нет необходимости  заучивать большие объемы плохо осмысленного материала. Урок не превращается  в развлечение, во время занятия используются лишь те методы и приемы, которые помогают достичь главной цели: научить ребенка учиться, не потеряться  в огромном информационном потоке, выбирать, анализировать и классифицировать информацию из различных источников.

Какие растения имеют восковой налет на листьях: растения засушливых стран или растения умеренного пояса? Почему?

 Психологи отмечают огромную  роль зрительной и слуховой памяти в учебном процессе.

Использование  на  уроках   информационно-коммуникационных технологий способствуют развитию мышления, логики, зрительной и слуховой памяти:

 А) просмотр презентаций, кинофильмов (по ходу уч-ся  могут отвечать письменно на вопросы, заполнять таблицу и т.д.)

 Б) использование магнитофона (голоса животных).

Использование на уроках пазлов, кроссвордов, составление синквейнов  – развитие  логики, мышления, умения из отдельных фрагментов составить единое целое и по  составленной картинке ответить на вопросы по данной теме.

Развитие творческих способностей уч-ся:

 А) изготовление наглядных пособий (вулкан, структуры  белка и т.д.)

 Б) альбомы, рисунки

 В) сочинения-рассуждения носят развивающий характер, чтобы их написать, надо знать базовые понятия по данной теме, конкретно их применить

 Г) создание презентаций

 При такой работе развивается мышление  способность излагать свои мысли делать выводы, видеть в отдельных фактах биологические закономерности.

Работа со справочным материалом (доклады, рефераты) развивает аналитико-синтезирующее мышление, т.к. дает  уч-ся  возможность выбрать интересующие его темы и  защиту своей точки зрения, что  отражает широту интересов.

Проектная деятельность способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!