СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные виды оценивания образовательных результатов в дополнительном образовании»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система оценивания в дополнительном образовании – гибкая и вариативная система, выполняющая развивающую и стимулирующую функции, а также обеспечивающая комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретенного ребенком в ходе освоения дополнительной образовательной программы.

Просмотр содержимого документа
««Современные виды оценивания образовательных результатов в дополнительном образовании»»

«СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Доводы, до которых человек додумывается сам,

обычно убеждают его больше, нежели те,

которые пришли в голову другим.

Б.Паскаль

Система оценивания в дополнительном образовании – гибкая и вариативная система, выполняющая развивающую и стимулирующую функции, а также обеспечивающая комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретенного ребенком в ходе освоения дополнительной образовательной программы.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы должна:

- отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности;

- ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание учащихся, достижение планируемых результатов освоения программного материала и формирование универсальных учебных действий у учащихся;

- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов;

- предусматривать оценку динамики учебных достижений учащихся;

- обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки учащихся в интересах всех участников образовательных отношений.

Оценивание деятельности учащихся является важным элементом педагогического процесса, а оценка – мощным педагогическим средством, выполняющим ту или иную задачу педагога. Любая оценочная деятельность исходит из потребности ребенка или педагога получить информацию о том, насколько эффективно проходит их взаимодействие в ходе образовательного процесса.

Оценка выступает как система разнообразных форм, методов, средств и видов качественного или количественного оценивания результатов образовательного процесса: будь то учебные достижения учащихся, качество знаний и умений по программе или результаты их личностного развития, продвижения в творческой деятельности.

Можно сказать, что оценивание предполагает не только констатацию конечного результата обучения, но и постоянно сопровождает образовательный процесс.

В дополнительном образовании у педагогов имеются неограниченные возможности для оценочной деятельности, так как именно в дополнительном образовании детей отсутствует обязательная система оценок и уж тем более отметок.

Оценивание рассматривается как инструмент мониторинга образовательных достижений учащихся, результативности их деятельности. Результат и его измерение, отслеживание и оценивание есть неразрывные проблемы и единый процесс. Образовательный результат Н.В. Кленова и Л.Н. Буйлова определяют как итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной программе.

Оценка результатов образовательной деятельности определяется как на уровне ребенка (динамика его развития в целом, каких-либо психических процессов, освоение умений и приобретение навыков, в улучшении качества изготовляемых продуктов и т.д.), так и на уровне педагога (рост профессионализма в целом, овладение современными технологиями и др.).

Специфика оценивания результатов деятельности учащихся в дополнительном образовании детей заключается в том, что она ориентирована не только на результат, но и на процесс этой деятельности, на еѐ цели, способы, средства, условия и включает не только оценку педагога, но и самооценку учащегося.

В учреждениях дополнительного образования выделяют две основные группы диагностических методик, используемых для оценивания деятельности учащихся – количественные методы и методы экспертной оценки, где оценивание опирается на заранее разработанную и предъявляемую ребенку систему критериев.

Практика показывает, что формы, подходы, методики оценивания и фиксирования достижений учащихся в учреждении дополнительного образования очень разнообразны, их использование зависит от возраста учащихся и направленности дополнительных образовательных программ, целей и задач педагогической работы. Педагогами используются различные нецифровые формы оценивания – вербальное выражение оценки (похвала, порицание и пр.) или материальное выражение оценивания (флажки, звезды, конфеты, открытки и пр.).

Особую роль, по мнению В.С. Безруковой, играет
эмоциональная сторона поведения педагога: его мимика, жесты, модуляция голоса, критическое замечание, добрый поощрительный или укоризненный взгляд, движение рук, плеч – все приобретает оценочный смысл.

Существуют различные формы оценивания достижений учащихся: дневник педагогических наблюдений, папки развития, диагностические карты, зачетные и личные учебные книжки и так далее.

Примером такого оценивания может служить портфолио. В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается
портфолио, выделяют портфолио – собственность (собирается для себя) и портфолио – отчет (собирается для педагога).

В зависимости от содержания выделяют:

 портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;

 рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений;

 проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;

 тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.

При работе с портфолио учащийся осознает, как происходит процесс обучения, освоения определенной деятельности; делает выводы о том, насколько эффективны для него лично те или иные виды работы; оценивает свои достижения и возможности, собственное продвижение. Таким образом, «портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, который нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса».

Еще одна форма оценивания – система рейтинга. Она сочетает в себе количественные и качественные характеристики. Показатели для рейтинга могут быть любые.

Ю.В. Науменко выделяет преимущества рейтинговой системы оценивания: оценка не зависит от характера межличностных отношений педагога и учащихся, итог определяется в виде суммирования всех собранных баллов, которые могут быть исправлены до начала подведения итогов, учащийся волен сам выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее.

Необходимо отметить, что рейтинговая система обладает ни с чем не сравнимой гибкостью, что позволяет выстроить свою систему оценивания по каждому курсу с учетом его специфики и особенностей учащихся, его изучающих.

Особое внимание нужно уделить такому виду оценивания, как, самооценка. По определению Н.В. Клѐновой и Л.Н. Буйловой самооценка – «это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристика уровня его притязаний».

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке, становились субъектом оценочной деятельности. При этом создаются такие условия активного взаимодействия педагога и ребенка, в результате которого происходит развитие и саморазвитие как того, так и другого.

Формирование способности к самооценке «влияет на эффективность социальной адаптации личности, является регулятором поведения и взаимоотношения человека с окружающими, сказывается на отношении к успехам и неудачам».

Таким образом, с современной точки зрения, оценка – это эффективное педагогическое средство развития личности ребенка. Оценивание выполняет развивающую и мотивирующую функции, а также способно формировать адекватную и позитивную самооценку ребенка.

Не случайно в системе дополнительного образования детей существуют свои особенные позиции к оцениванию качества и результативности деятельности учащихся.

Педагоги стремятся находить критерии, методики и формы оценивания, наиболее отвечающие специфике и задачам дополнительного образования. Поэтому так важен в учреждении дополнительного образования детей поиск новых форм оценивания деятельности учащихся, которые бы соответствовали целям и задачам дополнительной образовательной программы, содержанию деятельности, возрасту и уровню развития ребенка, но при этом бы стимулировали бы учащихся на продолжение деятельности и саморазвитие.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!