СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный русский литературный язык. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. "Современный русский литературный язык". 5 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Современный русский литературный язык. 5 класс»

Современный русский литературный язык

Цель: раскрыть значение культуры речи, усвоить понятие «норма современного русского языка».

Задачи урока:

1. познакомить учащихся с понятием «литературная норма»;

2. уяснить необходимость овладевать литературными нормами, соблюдение которых делает язык удобным средством общения;

3. познакомиться со словарями, фиксирующими различные нормы литературного языка;

4. повторить сведения о литературных нормах, полученные в начальной школе.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент



Формулировка темы и цели урока



Актуализация знаний

Язык является средством общения людей. Он, как и человечество, живет и развивается. С помощью языка человек выражает свои мысли и передает их другим, а делать это он может как письменно, так и устно. Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».


Работа по теме урока


Знакомство с статьей учебника (стр. 82-83)




Работа в парах. Чтение фрагмента интервью с лингвистом М. Л. Каленчук. (стр. 83, упр. 86)


Знакомство со значением слов «речь» и «язык».

«Речь»






«Язык»




- Как вы поняли, что значит «современный русский литературный язык»?

- Что входит в понятие «языковая норма»?




- Назовите основные показатели культурной речи.

- Прочитайте предложения, в которых содержится главная информация текста.






  1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.

  2. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.

  3. Звучащий язык. Русская речь музыкальна.

  4. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.

  5. Публичное выступление. Выступать с речью.



  1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.

  2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.

  3. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.

  4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.

  5. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.

  6. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.



Выборочный диктант


Мы познакомились со значениями слова «речь». Давайте поучимся различать значения этого слова в предложениях. Запишем их и в скобках обозначим цифрой значение 1, 2, 3, 4 или 5.

1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)
2) Об этом не может быть и речи. (4.) 
3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.) 
4) Звучит многоязычная речь. (3.) 
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью. (2.) 
6) О чем речь? (5.)


Выполнение упр. 87.

- Прочитайте стихотворение О. А. Александровой. Какое название можно дать тексту?

- Прочитайте стихотворение вслух, передавая чувства автора.

- Как вы понимаете слова поэта «Ах, какое это наслажденье – говорить на русском языке»?

- Каково значение родного языка в жизни человека? Приведите примеры из текста.

- Какие слова можно назвать символами России? Почему?

- Как в словах отражается история России? Приведите примеры из текста.

- На какие особенности русской речи обращает внимание поэт? Прочитайте строки, подтверждающие вашу мысль.



  1. Работа с текстом «Язык». (Текст должен быть распечатан для каждого учащегося.)


1. Чтение текста учителем.

Язык.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

2.Словарная работа (Ксанф, Эзоп, Древняя Греция, предание).


Ксанф, Ксант (др.-греч. Ξάνθος): в древнегреческом языке означало «жёлтый, светло-золотистый». Слово не имеет индоевропейской этимологии и сопоставляется с этрусским замфи («золотой»).

Эзо́п (др.-греч. Αἴσωπος) — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г до н. э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. 

Дре́вняя Гре́ция, Эллáда (др.-греч. Ἑλλάς) — общее название территорий городов-государств, которые населяли, в основном, древнегреческие 

Племена.

Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в ее народной трактовке. Его передают из поколения в поколение.


3. Вопросы и задания:

– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?
– Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.
– Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого?

“Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”

К чему призывает Л.Н.Толстой?


Домашнее задание

Выполнить упр. 88


Подведение итогов. Выставление оценок.



Закончите предложения.


На уроках русского языка мы учимся …

Человек, нарушающий языковые нормы, …

Нужно овладевать нормами литературного языка, потому что…