Актуализация знаний | Язык является средством общения людей. Он, как и человечество, живет и развивается. С помощью языка человек выражает свои мысли и передает их другим, а делать это он может как письменно, так и устно. Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом». | |
Работа по теме урока Знакомство с статьей учебника (стр. 82-83) Работа в парах. Чтение фрагмента интервью с лингвистом М. Л. Каленчук. (стр. 83, упр. 86) Знакомство со значением слов «речь» и «язык». «Речь» «Язык» | - Как вы поняли, что значит «современный русский литературный язык»? - Что входит в понятие «языковая норма»? - Назовите основные показатели культурной речи. - Прочитайте предложения, в которых содержится главная информация текста. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь. Звучащий язык. Русская речь музыкальна. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать. Публичное выступление. Выступать с речью. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка. | |
Работа с текстом «Язык». (Текст должен быть распечатан для каждого учащегося.) | 1. Чтение текста учителем. Язык. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”. Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?! Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа. 2.Словарная работа (Ксанф, Эзоп, Древняя Греция, предание). Ксанф, Ксант (др.-греч. Ξάνθος): в древнегреческом языке означало «жёлтый, светло-золотистый». Слово не имеет индоевропейской этимологии и сопоставляется с этрусским замфи («золотой»). Эзо́п (др.-греч. Αἴσωπος) — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г до н. э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Дре́вняя Гре́ция, Эллáда (др.-греч. Ἑλλάς) — общее название территорий городов-государств, которые населяли, в основном, древнегреческие Племена. Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в ее народной трактовке. Его передают из поколения в поколение. 3. Вопросы и задания: – Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие? – Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи. – Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого? “Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?” К чему призывает Л.Н.Толстой? | |