СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный школьник в мире компьютерных игр

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Современный школьник в мире компьютерных игр" Польза или вред?

Просмотр содержимого документа
«Современный школьник в мире компьютерных игр»









Современный школьник в мире компьютерных игр. Польза или вред?






















Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…3

Глава I. Теоретическая часть. Влияние компьютерных игр на здоровье……..…..5

1.1. Зрение и компьютерные игры………………………………………….....5

1.2. Игромания – путь к нарушениям работы органов пищеварительного тракта и сердечно-сосудистым и другим заболеваниям…………………………..6

1.3. Заболевания мышц, суставов, позвоночника……………………………7

1.4. Психологические аспекты влияния компьютерных игр на личность человека. Исследование уровня тревожности у подростков………………………8

Глава II. Практическая часть………………………………………………………..12

2.1.Методика исследования……………………………………………….....12

2.2. Исследование и его результаты…………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………………...19

Список используемой литературы………………………………………………….20

Приложение…………………………………………………………………………..21















Введение

Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников, привлекая все больше и больше людей, в особенности детей. В связи с этим в последнее время все чаще стали говорить о компьютерной зависимости детей и подростков, что негативно сказалось на их здоровье.. Итог может быть очень печальным. Поэтому тема работы «Современный школьник в мире компьютерных игр. Польза или вред?» очень актуальна сегодня. Особенно это беспокоит нас, учеников МБОУ Школы № 38, все сотрудники нашего учреждения заботятся о нашем здоровье, применяя здоровьесберегающие технологии в учебное и внеурочное время. Поэтому и мы, школьники, должны бороться за своё здоровье.

Физический вред здоровью от интернет-зависимости не столь очевиден, как, например, цирроз печени при алкоголизме или высокая вероятность удара при использовании кокаина. Но риск для здоровья при использовании компьютерных игр заметен. Обычно зависимые люди стараются воспользоваться игрой при малейшей возможности, причем отдельные сеансы могут длиться до глубокой ночи. Зависимый человек обычно встает позже остальных, часто опаздывает на занятия. Бессонные ночи способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы школьников, после чего резко повышается вероятность заболевания. Вдобавок, сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы – к различным заболеваниям глаз. Кроме этого, в процессе работы за компьютером можно испытывать различные психические состояния, в том числе и компьютерную тревожность, которая в значительной степени обуславливает дискомфортное состояние человека. Специалисты предупреждают, что при таких обстоятельствах возможно усиление нервно-психического напряжения и, следовательно, изменение работоспособности. С точки зрения изучения влияния компьютерных игр на личность школьника, нас больше интересует длительное и регулярное нахождение в виртуальном мире компьютерных игр. Гипотеза: «Компьютер и компьютерные игры плохо влияют на психическое и физическое здоровье школьников, если не соблюдать нормы работы».

Цель работы: исследование степени влияния компьютера и компьютерных игр на здоровье школьников.

Задачи:

  • изучить литературу по теме; проанализировать теоретические подходы к проблеме;

  • изучить режим работы школьников на компьютере и выявить её влияние на школьника

  • проанализировать положение дел в МБОУ «Школе №38» по данной проблеме;

  • изучить меры профилактики компьютерного синдрома;

  • составить рекомендации для школьников по преодолению негативного влияния компьютерных игр на здоровье.

Объект исследования: школьник, увлекающийся компьютерными играми.

Предмет исследования: взаимосвязь компьютерных игр и здоровья школьников

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент, математическая обработка результатов.

Практическая значимость заключается в возможности использования данного материала исследования в учебной деятельности для предотвращения вредного действия компьютерной игромании для здоровья учеников школы.







Глава I. Теоретическая часть. Влияние компьютера и компьютерных игр на здоровье

1.1.Зрение и компьютер

При работе на компьютере человек имеет дело с активной зрительной нагрузкой: он рассматривает картинку на дисплее, считывает конкретные данные, символы, графики, читает текст, постоянно сосредоточен, так как принимает решения, от которых зависит его работа. Глаза человека, сидящего за компьютером, должны перестроиться 15-20 тыс. раз в течение рабочего дня. По мнению офтальмологов длительная и напряженная работа на компьютере вызывает у детей серьезные глазные заболевания. Зрительный аппарат ребенка не совершенен и продолжает формироваться, и потому санитарные нормы жестко регламентируют допустимое время работы на компьютере в зависимости от возраста. Мерцание экрана, невысокая резкость символов, наличие бликов и искажений, проблемы с оптимальным соотношением яркости и контрастности создают серьезные проблемы для глаз и мозга пользователя у 60 - 85% пользователей.

К основным факторам, отрицательно влияющим на зрение при работе с монитором, можно отнести:

  • неправильно настроенная четкость и резкость изображения;

  • неправильно настроенная яркость;

  • мерцание изображения;

  • наличие бликов.

Проводя эксперимент над обучающимися, которые играют в компьютерные игры по 3-4 часа пять дней подряд, получили следующий результат: они жаловались на неприятные ощущения в глазах: жжение, боли в области глазниц, боли при движении глаз, покраснение глазных яблок. Поскольку оторвать ребенка от компьютерной игры чрезвычайно трудно, нормы работы с компьютером соблюдаются редко, зрение его ухудшается, появляются утомление. Как показывают исследования учёных, все эти симптомы развиваются у 80-90% школьников приблизительно через 6-7 часов непрерывной напряженной работы. Причина этих неприятностей в излучении исходящем от монитора, в том, что изображение на мониторе само по себе динамичное и гораздо менее контрастное, чем хотелось бы нашим глазам. Кроме того, нагрев воздуха в помещении в зимнее время также способствует сухости глаз. Причина сухости глаз: отсутствие мигания, из-за чего глаз не вырабатывает достаточно слез для увлажнения. Использование специальных капель, увлажняющих глаза, предотвращает эти проблемы. Если же они не исчезают, обращайтесь к врачу. Таким образом, чрезмерное увлечение компьютерными играми может усугубить уже имеющиеся проблемы со зрением и привести к новым. По данным медицинских осмотров, можно прийти к такому выводу, что заболевание миопия будет прогрессировать среди школьников. Наиболее часто утомляемость зрения приводит также к тому, что дети становятся раздражительными, что является угрозой новых заболеваний.

1.2. Игромания – путь к нарушениям работы органов пищеварительного тракта и сердечно-сосудистым и другим заболеваниям

Чрезмерная увлечённость компьютерными играми нередко поглощает все внимание школьника, и потому он часто пренебрегает нормальным питанием. Это приводит не только к нарушениям работы органов пищеварительного тракта, но и к возникновению минеральной и витаминной недостаточности.

В помещении с работающим компьютером изменяются физические характеристики воздуха: температура может повышаться до 26-27 градусов, относительная влажность – снижаться ниже нормы, то есть до 40-60%, а содержание углекислого газа - увеличиваться. Некоторые люди, в том числе дети, болезненно реагируют на эти изменения. У них появляется першение в горле, покашливание из-за повышенной сухости слизистых оболочек.

Ученые из Новой Зеландии полагают, что сидение часами за играми перед экраном компьютера вызывает развитие тромбоза в венах. Ричард Бисли и его коллеги наблюдали за мужчиной 32 лет, который потерял сознание после нескольких недель того, как у него распухли икры. Причиной оказался большой тромб, которой образовался в вене и дошел до легких, вызвав эмболии (закупорку сосуда). Исследователи пришли к выводу, что его образование связано исключительно с ежедневной работой за компьютером – мужчина проводил за ним не менее 12 часов в сутки. И этот случай указывает на связь между неподвижным сидением за компьютером и эмболией. А детский организм подвержен ещё большей опасности.

1.3.Заболевания мышц, суставов, позвоночника

У детей, работающих на компьютерах, наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов. Чаще всего это просто онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Наиболее распространен, по словам медиков, кистевой туннельный синдром, при котором нервы руки повреждаются вследствие частой и длительной работы на компьютере. Причиной возникновения боли является зацепление нерва в запястном канале. Защемление может быть вызвано распуханием сухожилий, проходящих в непосредственной близи к нерву, а также распуханием самого нерва. Причиной же защемления нерва является постоянная статическая нагрузка на одни и те же мышцы, которая может быть вызвана большим количеством однообразных движений (например, при работе с мышкой) или неудобном положением рук, во время работы с клавиатурой, при котором запястье находятся в постоянном напряжении. Все это может привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в руках, ослаблению и онемению рук, особенно ладоней. Боль в руках может быть вызвана не только защемлением запястного нерва, но и повреждением позвоночника при котором повреждается нерв, идущий к рукам от спинного мозга. В наиболее тяжелой форме этот синдром проявляется в виде мучительных болей, лишающих человека трудоспособности. После опроса родителей и детей, имеющих дело с компьютером, 94% родителей сами испытывают признаки синдрома при работе за компьютером.

Основными заболеваниями позвоночника, развивающимся вследствие долгого нахождения за компьютером являются: остеохондроз и искривления позвоночника. Если возможность развития искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов. Также стоит отметить, что последствия остеохондроза более опасным, чем последствия различных видов искривления позвоночника. Одной из причин развития искривления позвоночника является несоблюдение правильной осанки, как во время работы за компьютером, так и при ходьбе и т.д. Таким образом, ребенок который и в школе за партой и доме за компьютером не сидит прямо, вполне может приобрести искривление позвоночника. Искривление позвоночника не только делает человека непривлекательным, но может впоследствии привести к нарушению работы внутренних органов, что впоследствии скажется на его здоровье. Остеохондроз – болезнь человека, как биологического вида. Массовая заболеваемость связана прежде всего с вертикальным положением человека, при котором нагрузка на позвоночник и межпозвоночные диски – хрящевые прокладки между позвонками, из-за чего межпозвонковые отверстия суживаются и выходящие через них нервные спинномозговые корешки ущемляются и это вызывает сильную боль.

1.4. Психологические аспекты влияния компьютерных игр на личность человека. Исследование уровня тревожности у подростков

Еще один важный фактор – нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Работая за компьютером, ребенок испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Многие неучебные компьютерные игры создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение и на смену ему приходит псевдообщение. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В то же время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у детей подобие психологической зависимости от компьютера. Нарастание увлеченности компьютерными играми ведет к тому, что ценность виртуального мира и нахождения в нем возрастает наряду с угасанием интереса к реальности. В связи с этим человек начинает все больше времени проводить в виртуальном мире компьютерных игр и все меньше интересоваться реальным миром, более того, человек развивается в виртуальности, развивая свое «Я виртуальное», а развитие реальной личности резко затормаживается. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортней, чем в реальной жизни создает угрозу для успешности реальной жизни.

Особенно актуальна проблема учета психических состояний в обучении, где от способности субъектов приходить в адекватные для учебной деятельности состояния зависит продуктивность учебного процесса.

Специалисты выделяют три основные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов (те, кто проводит время за компьютером более 3-х часов в день):
1. Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее. Из бесед с аддиктами можно сказать, что в игре их настроение существенно улучшается, но после выхода из виртуального мира настроение снова ухудшается, быстро возвращаясь на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего "вхождения" в виртуальный мир. Выход из виртуальной реальности болезнен так как, он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ухудшение самочувствия.

2. Другая причина отклонений в эмоциональной сфере аддиктов – это субъективное переживание на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу психологической зависимости.

3. Наряду с бегством от реальности игровыми аддиктами движет также потребность в принятии роли. Аддикт стремится войти в роль компьютерного персонажа, обрести свое "виртуальное Я", потому что "Я виртуальное" не испытывает проблем адаптации. Выход из виртуальной реальности - это возвращение из роли сверхчеловека в свое обычное состояние, повышающее тревожность человека.

Тревожность у компьютерных аддиктов – это не только причина и следствие длительного и регулярного нахождения в виртуальности, но такая личностная характеристика, которая является своего рода катализатором формирования и усиления психологической зависимости человека от компьютерных игр.

Учитывая то, что основная часть людей, увлекающихся компьютерными играми – дети, главная задача которых на своем возрастном этапе – развитие личности, а не компьютерного героя, необходимо всячески предотвращать злоупотребление нахождением в виртуальности и проводить незамедлительную, хотя бы разъяснительную, работу с компьютерными игроками. Однако разъяснительной работой не поможешь людям, уже оказавшимся в состоянии зависимости. Для психологической помощи аддиктам необходимо разработать методический инструментарий, и именно это является целью ближайших исследований в области изучения психологической зависимости человека от компьютерных игр.

Измерение тревожности как свойство личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. К проблеме высокой тревожности у аддиктов может быть два подхода: высокая тревожность как причина зависимости от компьютерных игр и высокая тревожность как следствие этой зависимости. Наиболее вероятно предположить, что верно и первое, и второе: являясь одной из причин зависимости, и без того высокая тревожность усиливается под влиянием длительного и регулярного нахождения в виртуальной реальности.

Таким образом, познакомившись с теоретическим материалом, мы выяснили, что при несоблюдении норм работы за компьютером, излишней увлечённостью компьютерными играми, переходящими в игроманию, в первую очередь страдает зрение, во вторую – нервная система, в третью у человека опорно-двигательный аппарат, а также сердечно-сосудистая и дыхательная системы, что наглядно представлено далее:

Таблица 1

Влияние компьютера на здоровье человека


Данные

Системы

Зрительная

Нервная

Опорно-двигательная

Сердечно-сосудистая

Дыхательная

Болезни

«Компью-терный зрительный синдром», миопия.

Функцио-нальные нарушения ЦНС, пси-хо-логическая зависимость

Сколиоз, синдром запястного сустава, кифоз, радикулит, остеохондроз

Кардиалгия, аритмия, нарушения кровоснаб-жения организма.

Болезни верхних дыхательных путей (трахеиты, бронхиты и т.п.)

Статистика

Отмечено у 60-85% пользовате-лей

Болезни встречаются в 4,6 раза чаще

Болезни встречаются в 3,1 раза чаще

Болезни встречаются в 2,1 раза чаще

Болезни встречаются в 1,9 раза чаще








Глава II. Практическая часть

2.1.Методика исследования

Базой исследования явилась МБОУ Школа № 38 г.о.Самара. Исследование проводилось с обучающимися 5-9 классов. Также в исследовании принимали участие медицинские работники и педагоги школы, родители, студенты-практиканты. Нами были использованы методики:

1.Анкетирование «Компьютерные игры в нашей жизни» (Приложение 1).

2. Практическая работа «Влияние компьютера на здоровье человека»

3. Опросник личностной тревожности Спилбергера. Текст опросника состоит из 20-ти утверждений, на каждое из которых предлагается 4 варианта ответов - от полного несогласия до полного согласия с утверждением. Сумма числовых значений вариантов ответов и составляет уровень тревожности личности (в баллах).

4. Методика САН (Самочувствие, Активность, Настроение). Данная методика позволяет определить уровень каждого из этих параметров, исходя из субъективной оценки испытуемых. Опросник состоит из 30-ти пар противоположных признаков и характеристик состояния (по 10 пар на каждый параметр). В каждой паре присутствует биполярная шкала от -3 до 3 с шагом 1, на которой испытуемому предлагается отметить цифру, в наибольшей степени отражающую его обычное состояние.

5. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчина, дополнен В.Г. Норакидзе). Опросник состоит из 60 утверждений, на каждое из которых требуется ответить согласием или не согласием, опросник имеет шкалу лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах.

  1. Тест И. Смирновой на выявление Интернет-зависимости и зависимости от компьютерных игр (приложение).

  2. Беседы с медицинскими работниками и педагогами.

2.2. Исследование и его результаты

Ученикам 5, 6, 7, 9 классов была предложена анкета, в которой в основном надо было выбрать один или несколько ответов «Компьютерные игры в нашей жизни». Было проведено также тестирование по выявлению зависимости от компьютерных игр (тест И.Смирновой), беседы с испытуемыми и лицами из их окружения. Критериями отбора служили следующие факторы: отношение к играм и компьютеру в целом, наличие потребности в игре на компьютере, регулярность и продолжительность игры, игровой «стаж». Результаты опроса:

Диаграмма 1

Возраст начала компьютерных игр

Диаграмма 2

Время, безотрывно проводимое за игрой по возрастам


Анализ анкет показал, что 10 испытуемых (среди них 1 студентка-практикантка) серьезно увлекаются компьютерными играми и имеют подозрение на игровую аддикцию. Они и составили собственно экспериментальную группу (группа аддиктов). 8 респондентов увлекаются компьютерными играми и составляют вторую экспериментальную группу. 19 человек (среди них 3 студентов-практикантов) мало интересуются играми и за компьютером проводят мало времени. Во время пребывания в школе дети используют компьютер только в учебных целях, чего нельзя сказать о проведении значительного времени за компьютером, когда они находятся дома в течение 2-х выходных и каникул.

Диаграмма 3

Время, безотрывно проводимое за игрой (обобщённое)

Диаграмма 4

Регулярность дней, проводимых за компьютерными играми

Диаграмма 5

Предпочтение типов игр (обобщенное)

Диаграмма 6


Отношение к играм, в которых происходит разрушение, насилие

Среди учеников школы больше тех, кто против таких игр или считает, что это всего лишь игра, которая никогда не реализуется в действительности. 2 человека, которым нравятся эти игры, из неблагополучных семей.

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Основной целью исследования явилось изучение уровня тревожности у подростков, увлекающихся компьютерными играми. Предварительно было проведено анкетирование по выявлению зависимости от компьютерных игр по методике измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчина, В.Г. Норакидзе), наблюдение и беседы с испытуемыми и лицами из их окружения. Критериями отбора служили следующие факторы: отношение к играм и компьютеру в целом, наличие потребности в игре на компьютере, регулярность и продолжительность игры, игровой «стаж». Контрольную группу (группа не-аддиктов) составили те, кто мало интересуется играми и за компьютером проводят от 30 минут до 1 часа.

Таблица 2

Результаты исследования уровня личностной тревожности в группах игровых компьютерных аддиктов и обычных людей

(Опросник тревожности Спилбергера)


Аддикты

(Время за компьютером

Более 3-раз в неделю и более

3 часов)

Увлекающиеся

(Время за компьютером 2-3 часа)

Контрольная

(Время за компьютером 30 мин-1час)

Шкала тревоги

Личная тревожность

Шкала тревоги

Личная тревожность

Шкала тревоги

Личная тревожность

1

36

47

1

30

41

1

27

22

2

32

47

2

29

37

2

22

12

3

49

59

3

15

21

3

37

26

4

46

49

4

25

31

4

31

16

5

36

35

5

25

50

5

32

19

6

50

44

6

25

41

6

32

40

7

45

52

7

36

40

7

18

41

8

46

45

8

18

16

8

17

29

среднее

42,5

47,2


25,5

32,6


24,5

28,1

Как видно из таблицы, средние показатели уровня тревожности в группе аддиктов выше, чем у остальных испытуемых. Средние значения группы аддиктов по методике САН по всем трем параметрам психических состояний (самочувствие, активность, настроение) существенно ниже средних значений этих же параметров в группе не-аддиктов: В связи с этим экспериментальную гипотезу можно считать доказанной.

Таблица 3

Результаты исследования психических состояний

в группах игровых компьютерных аддиктов и обычных людей

Аддикты

(Время за компьютером

более 3-х часов)

Увлекающиеся

(Время за компьютером 2-3 часа)

Контрольная

(Время за компьютером

30мин-1час)

Само-
чувствие

Актив-
ность

Настро-
ение

Само-
чувствие

Актив-
ность

Настро-
ение

Само-
чувствие

Актив-
ность

Настро-
ение

1

30

41

50

1

30

41

50

1

53

52

55

2

39

37

47

2

39

37

47

2

30

43

48

3

45

31

52

3

45

31

52

3

52

48

59

4

35

31

44

4

35

31

44

4

50

46

47

5

45

50

41

5

45

50

41

5

54

51

62

6

35

41

48

6

35

41

48

6

48

53

53

среднее

37,975

39,6

45,6


38,9


38,9


46,1



45,9


48,6


51,6


Среднее/10

3,8

4,0

4,6


3,9

3,9

4,6


4,6

4,9

5,2

Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном, нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов.

Влияние компьютера на здоровье человека мы проверили и с помощью практической работы, цель которой: выявление влияния компьютера на детей, имеющих отклонения в здоровье. Было проведено три сеанса эксперимента, в которых участвовали дети, имеющие нарушение осанки, предрасположенность к аллергии и заболеваниям дыхательных путей, заболевания глаз и функциональные нарушения ЦНС. Перед экспериментами и после них детей обследовал врач. Измерив давление, осмотрев детей, врач дал разрешение на проведение экспериментов.

Эксперимент №1.

На этот эксперимент согласилось 6 детей, имеющих нарушение осанки. После 3х часовой работы за компьютером получили следующие результаты обследования:

п/п

Арте-риальное

давление

Боль в спине

Онеме- ние шеи

Онеме-ние рук

Боль в пояснице

Онеме-ние спины

Боль в голове

Покалы-вание в ногах

Ониме-ние ног

1

90/60

110/70

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

Да

Да

2

120/90

160/110

Нет

Да

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

3

100/70

110/75

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

Нет

4

100/70

130/80

Нет

Да

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

5

90/60

110/75

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет

6

100/70

120/80

Нет

Нет

Да

Да

Да

Да

Нет

Нет

Эксперимент №2

Целью данного эксперимента является выявление влияния долговременной работы за компьютером на детей, имевших предрасположенность к аллергии и заболеванием легких. Проведя исследование: более трех часов работы за компьютером, получили следующие результаты обследования:

п/п

Настроение

Состояние дыхания

Сухость в горле

Сухость в носу

Состояние кожного покрытия

1

Да

Участилось

Появилось

Появилось

Покраснения

2

Да

В норме

Появилось

Появилось

В норме

3

Да

Участилось

Появилось

Появилось

В норме

4

Да

Участилось

Появилось

Появилось

В норме

5

Да

Участилось

Появилось

Появилось

В норме

6

Да

В норме

Появилось

Появилось

В норме

Эксперимент №3

Целью данной эксперимента является выявление влияния долговременной работы за компьютером на детей, имевших отклонения зрения. Эксперимент длился всего 1,5 часа. Получился такой результат:

Напря-жение глаз

Голов-ная боль

Покрас-нение глазных яблок

Сухость глаза

Жжение

Скребучесть

Двойное изображение

Чувство попадание чего-то в глаза

1

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

2

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

Нет

3

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

4

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

Нет

5

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

6

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

Да



Заключение

В нашей работе мы рассмотрели проблему компьютерной игромании и зависимость от неё здоровья школьников. Доказали гипотезу и выяснили:

1.Самое главное достоинство компьютера то, что он является средством коммуникации. Компьютер в настоящее время – это та реальность, где каждый может воплотить задуманные мечты, проявить свои индивидуальные и потенциальные возможности, порадоваться за товарищей и удивить собой.

2. При несоблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Проведённые нами эксперименты, наблюдения, анкетирование, беседы доказывают: компьютерная игромания и работа за компьютером без соблюдения санитарно-гигинических норм наносят неизгладимый вред здоровью

3. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

4. Если школьник много времени проводит за компьютерной игрой, у него развиваются заболевания зрения, органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, мышц, суставов и позвоночника, а также могут происходить психологические расстройства.

5. Работа за компьютером не принесёт вреда детям, если соблюдать все санитарно-гигиенические нормы и создавать в помещении благоприятную среду.

6. Для того чтобы предотвратить нежелательные последствия, надо выполнять профилактические мероприятия, рекомендации врачей для детей, имеющих отклонения в здоровье, а также и рекомендации для здоровых детей.

7. Чтобы не навредить здоровью, надо ограничить количество времени, проводимого детьми за компьютером без перерыва. Идеальной «разрядкой» между компьютерными занятиями может быть физическая активность, не требующая напряжения зрения: прогулка, игра в мяч на воздухе.

8. Если соблюдать все меры предосторожности, не использовать вредные компьютерные игры, то и они не повредят здоровью.


Список литературы

  1. Абрамов Н. «Что может компьютер» М.1999 г

  2. Бекрева А. Н. «Помощник или…» газета «Третья столица» №11 от 26 марта 2003г

  3. Демирчоглян Г. Г. «Компьютер и здоровье» М. Лукоморье, Темп МБ, новый центр 1997г

  4. Киселев Г. А. «Что же с нами происходит» журнал «Лиза» №4,5 2002г

  5. Новиков А.Ф. «Дети и компьютеры» М.Бином 1996г

  6. Тринус К. «О вредном компьютере замолвите слово» М 1999 г

























Приложение 1

«Компьютерные игры в нашей жизни»

Возраст

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1. Сколько тебе лет?







3

6

10

4

6

2. Есть ли у тебя компьютер дома?







да







2

5

5

3

4

нет







1

1

5

1

2

3. Играл(а) ли ты когда-нибудь в компьютерные игры?  







да







3

6

10

4

6

нет







0

0

0

0

0

4. В каком возрасте ты играл(а) в компьютерную игру в первый раз?








3

0

5

6

9

6

2

3

0

0

1

5. Сколько времени обычно ты сидишь за компьютерной игрой?












до 30мин







2

1

2

3

3

от 30мин до 1ч







0

3

5

0

2

от 1ч до 2ч







1

1

0

1

1

более 2ч







0

1

3

0

0

6. Как часто ты садишься за игру? 

1 р/нед







2

4

6

2

1

2 р/нед







0

2

1

0

2

3 р/нед







0

0

0

1

1

Более 3 р/нед







1

0

3

2

2

7. Какие игры ты предпочитаешь












стрелялки







1

4

3

2

2

бродилки







0

2

2

2

1

логические







0

3

5

1

2

стратегии







0

2

6

0

2

гонки







3

2

3

1

4

учебные







3

1

3

0

2

8. Как ты относишься к играм, в которых происходит разрушение, убийства, насилие?

отрицательно







2

3

5

1

0

нравится







0

1

2

0

0

это нормально для игр







1

2

3

3

6

9. Как ты учишься?


Хорошо







1

4

4

1

3

Средне







2

0

1

3

2

Удовлетворительно







0

2

5

0

1









Приложение 2 Опрос сотрудников школы, родителей и школьников

Всем был задан один и тот же вопрос. «Каково Ваше личное мнение о компьютерных играх? Можно ли сказать, что компьютерные игры – наши враги, или – наши друзья?»

Отец одного из учащихся школы:

«Моё мнение резко отрицательное. Компьютерные игры не признаю ни в каком виде. Может быть, и есть хорошие игры, но подростки выбирают те типы игр, в которых есть разрушения, кровь, насилие. И потом переносят это в жизнь»

Ученик 7 класса (попросил не называть фамилию):

«К компьютерным играм отношусь нормально, они развивают. В «стрелялках» тоже есть плюс: играющий умеет ориентироваться, абстрактно мыслить, развивается память. А вообще такие игры нужны, чтобы «убить время». На мой взгляд, лучшие играть в стратегии, так как они развивают логику».

Бочкунова Г.С., медсестра:

«Мнение отрицательное. Многие люди «подсаживаются» на компьютерные игры, полностью погружаются в виртуальный мир, и забывают реальную жизнь, т.е. игры затягивают как наркотики. В моей практике бывали подобные случаи»

Курбатова Е.А., зам.директора по УВР:

«Большое количество игр содержат насилие (убийство, кровь, разрушение) – это разрушает психику человека, а особенно у детей. Но есть и интеллектуальные игры, которые развивают познавательную активность детей».

Старкова И.О., заместитель директора по ВР:

«По-моему, все дело в том, в какие игры играем. Например, я не желаю развивать в себе умение причинять другим насилие и боль, поэтому я играю в гонки. Другие люди находят себе игры по своим интересам, и они помогают им развить в себе волю к победе и уверенность в себе».

Полуэктова А.О., учитель технологии:

«Древний врач Сенека говорил "все есть яд и все есть лекарство – все дело в дозе». Любое благое можно разрушить непомерным использованием».

Приложение 3 Анкета

Ученикам 5, 7, 9 классов была предложена анкета, в которой в основном надо было выбрать один или несколько ответов.

«Компьютерные игры в нашей жизни»

1. Сколько тебе лет? ___.

2. Есть ли у тебя компьютер дома?

да нет

3. Играл(а) ли ты когда-нибудь в компьютерные игры?


да нет

4. В каком возрасте ты играл(а) в компьютерную игру в первый раз? ___.

5. Сколько времени обычно ты сидишь за компьютерной игрой?

до 30мин от 30мин до 1ч от 1ч до 2ч более 2ч

6. Как часто ты садишься за игру?

1 р/нед 2 р/нед 3 р/нед больше 3 р/нед

7. Какие игры ты предпочитаешь?

Стрелялки, бродилки, логические, стратегии, гонки , учебные

8.Как ты относишься к играм, в которых происходит разрушение, убийства, насилие?

отрицательно нравится это нормально для игр.

9. Как ты учишься?








Приложение 4

Анкета для школьников

  1. Знаете ли вы, что существует электромагнитное, рентгеновское и радиационное излучение?

  2. В чем разница между рентгеновским и радиационным излучением?

  3. Создают ли бытовые приборы электромагнитное излучение?

  4. Вредно ли электромагнитное поле на здоровье ребенка?

  5. Как вы думаете, влияет ли работа на компьютере на зрение?

  6. Что вы испытываете со зрением, если долго сидите за компьютером?

  7. Знаете ли вы, почему ваши глаза устают при работе за компьютером?

  8. После долгой работы за компьютером вы чувствуете дискомфорт, становитесь вялыми или раздражительными?

  9. Необходимо ли посещение офтальмолога после долгой работы за компьютером?

  10. Нужно ли учителю регламентировать работу за компьютером?

  11. Что влияет при работе за компьютером?

  12. Какое самочувствие у вас при работе за плохим монитором?

  13. Влияет ли монитор на зрение?

  14. Может ли работа за компьютером вызывать стрессовые ситуации?

  15. При работе за компьютером происходит ли онемение шеи, возникает ли боль в плечах, пояснице, руке?

  16. Чем вы это можете объяснить?

  17. При работе за компьютером могут ли прогрессировать заболевания позвоночника, если да, то чем это объяснить?

  18. Какие изменения в органах дыхания у вас возникает при работе за компьютером, в компьютерном классе?

  19. Знаете ли вы, что существует электромагнитное, рентгеновское и радиационное излучение?

  20. В чем разница между рентгеновским и радиационным излучением?

  21. Создают ли бытовые приборы электромагнитное излучение?

  22. Вредно ли электромагнитное поле на здоровье ребенка?

  23. Как вы думаете, влияет ли работа на компьютере на зрение?

  24. Что вы испытываете со зрением, если долго сидите за компьютером?

  25. Знаете ли вы, почему ваши глаза устают при работе за компьютером?

  26. После долгой работы за компьютером вы чувствуете дискомфорт, становитесь вялыми или раздражительными?

  27. Необходимо ли посещение офтальмолога после долгой работы за компьютером?

  28. Нужно ли учителю регламентировать работу за компьютером?

  29. Что влияет при работе за компьютером?

  30. Какое самочувствие у вас при работе за плохим монитором?

  31. Влияет ли монитор на зрение?

  32. Вреден ли монитор для здоровья ребенка?

  33. Может ли работа за компьютером вызывать стрессовые ситуации?

  34. При работе за компьютером происходит ли онемение шеи, возникает ли боль в плечах, пояснице, руке

  35. При работе за компьютером могут ли прогрессировать заболевания позвоночника, если да, то чем это объяснить?

  36. Какие изменения в органах дыхания у вас возникает при работе за компьютером, в компьютерном классе?


Приложение 5

Для профилактики и лечения заболеваний

  1. Как можно чаще прерывать нахождение в одной позе, вставать из-за стола, двигаться.

  2. Постоянно следить за своей осанкой, оптимально организовать своё рабочее место.

  3. По возможности заниматься спортом, делать зарядку и т.д. Очень полезно для позвоночника плавание и упражнения на турнике после работы за компьютером.

  4. Для профилактики и лечения синдрома запястного канала следует позаботиться об эргономичности своего рабочего места, как можно чаще прерывать работу и выполнять небольшой комплекс упражнений для рук, при этом необходимо соблюдать правильное положение рук:

  • При работе с клавиатурой, угол сгиба руки в локте должен быть прямым(90 градусов)

  • При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края

  • Стул или кресло должно быть с подлокотниками, так же желательно наличие специальной выпуклости для запястья (коврик для мыши, специальной формы клавиатура или компьютерный стол с такими выпуклостями).

Упражнения для рук, которые необходимо выполнять тем больше, так как они принесут при этом пользу6

  1. Встряхните руки.

  2. Сжимайте пальцы в кулаки (10 раз)

  3. Вращайте кулаки вокруг своей оси.

4. Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу.

С помощью этих упражнений вы улучшите кровообращение в мышцах, и вы растяните их.

Упражнения для профилактики нервных расстройств:

  1. Необходимо сделать так, чтобы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Например: почаще чистите мышку, структурируйте информацию для того, чтобы было легче её найти и т. д.

  2. В Интернет: не ждите долго загрузки страницы, посмотрите в это время другую, постарайтесь пользоваться качественным доступом.

  3. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности проводите больше времени на улице.

Санитарно-гигиенические правила для кабинета информатики:

  1. Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.

  2. Для увеличения влажности можно составить открытую емкость с водой. Например: аквариум с рыбками (во-первых, увеличивает влажность, во-вторых, рыбки успокаивают нервы), декоративные водопады (опять же, повышают влажность, а падающая вода является естественным ионизатором воздуха, хотя конечно эффекта как после дождя с грозой не будет, но все же).





















Приложение 6


Гимнастика для глаз.

Все упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана компьютера, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

КОМПЛЕКС №1.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы на счёт 1 -4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить упражнение 4 – 5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1 – 4, при этом не доводите глаза до усталости. Затем перевести взгляд вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1 – 6. Не поворачивая головы, посмотреть налево и зафиксировать взгляд на счёт 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1 – 6. Не поворачивая головы, посмотреть вверх и зафиксировать взгляд на счёт 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1 – 6. Не поворачивая головы, посмотреть вниз и зафиксировать взгляд на счёт 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1 – 6. Повторить упражнение 3 – 4 раза.

Попереводить быстро взгляд по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1 – 6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

КОМПЛЕКС №2.

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счёт 1 -4, затем широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить упражнение 4 – 5 раз.

Посмотреть на кончик носа на счёт 1 – 4. Затем перевести взгляд вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Не поворачивая головы, делайте медленные круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз – вправо. Затем посмотрите вдаль на счёт 1 – 6. Повторите упражнение 4 – 5 раз.

При неподвижной голове переведите взор с фиксацией его на счёт 1 – 4 вверх, на счёт 1 – 6 прямо; затем - на счёт 1 – 4 вниз, на счёт – 1 – 6 прямо; затем на счёт 1 – 4 вправо, затем на счёт 1 – 6 прямо; затем на счёт 1 – 4 влево, на счёт 1 – 6 прямо. Повторите упражнение 3 – 4 раза.

КОМПЛЕКС №3.

Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счёт 10 – 15.

Не поворачивая головы ( голова прямо), с закрытыми глазами «посмотреть» направо на счёт 1 – 4, затем налево на счёт 1 – 4 и прямо на счёт 1 – 6. Поднять глаза вверх на счёт 1 – 4, опустить вниз на счёт 1 – 4 и перевести взгляд прямо на счёт 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Посмотреть на указательный палец, удалённый от глаз на расстояние 25 – 30 см, на счёт 1 – 4, потом перевести взор вдаль на счёт 1 – 6. Повторите упражнение 4 – 5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить упражнение 1 – 2 раза.




Приложение 7


Комплексы физкультурных минуток

Физкультминутка способствует снятию локального утомления. По содержанию физкультминутки различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физкультминутка общего воздействия

Физкультминутка общего воздействия может применяться, когда физкультурную паузу нет возможности выполнить.

Исходное положение – стойка ноги врозь, 1 – руки назад, 2 – 3 – руки в стороны и вверх, встать на носки, 4 – расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперёд. Повторить упражнение 4 – 6 раз. Темп упражнения – медленный.

Исходное положение – стойка ноги врозь, руки согнутые вперёд, кисти в кулаках, 1 – с поворотом туловища налево «удар» правой рукой вперёд, 2 – исходное положение, 3 – 4 – с поворотом туловища вправо «удар» левой рукой вперёд. Упражнение повторяется 6 -8 раз. Дыхание не задерживается.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность. Дыхательные упражнения изменяют кровенаполнение сосудов головного мозга. Всё это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – исходное положение. 3 – 4 – махом правую руку занести через левое плечо, голову повернуть направо. Повторить упражнение 4 – 6 раз. Темп упражнения – медленный.

Исходное положение – основная стойка. Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше. 2 – движение рук через стороны, хлопок в ладоши вперёд на уровне головы. Повторить упражнение 4 – 6 раз. Темп упражнения – быстрый.

Исходное положение – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо. 2 – исходное положение. 3 – голову наклонить влево. 4 – исходное положение. Повторить упражнение 4 – 6 раз. Темп упражнения – средний.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.


Исходное положение – стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 1 – дугой кверху расслабленно правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево. 2 – исходное положение. 3 – 4 дугою кверху расслабленно левую руку вправо с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть вправо. Руки не напрягаются. Упражнение повторить 6 – 8 раз. Темп упражнения – средний.

Исходное положение – основная стойка. 1 – руки вперёд, ладони книзу. 2 – 4 – зигзагообразными движениями руки в стороны. 5 – 6 – руки вперёд. 7 – 8 – руки расслабленно вниз. Повторить упражнение 4 – 6 раз. Темп упражнения – средний.

Исходное положение – основная стойка. 1 – руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 – расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки и приподнять их, скрестив перед грудью. Упражнение повторить 6 – 8 раз. Темп упражнения – средний.

Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног

Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крообращения и лимфообращения, отёчности в нижних конечностях.

Исходное положение – стойка ноги врозь, руки вправо. 1 – полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз. Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево. 2 – разгибая левую ногу, выпрямляя туловище и передавая тяжесть тела на правую ногу, мах руками вправо. Упражнение выполняется слитно, повторяется 4 – 6 раз. Темп упражнения средний.

Исходное положение – руки в стороны. 1 – 2 – приседание, колени вместе, руки за спину. 3 – выпрямляя ноги, наклон вперёд, руками коснуться пола. 4 – исходное положение. Упражнение повторить 6 – 8 раз. Темп упражнения - средний.

Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз вправо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Упражнение повторить 6 – 8 раз. Темп упражнения – средний.

Физкультурные паузы

Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

1. Ходьба на месте 20 – 30 с. Темп упражнения – средний.

2. 1 – Исходное положение – основная стойка. Руки за голову. 1 – 2 – встать на носки, прогнуться, отвести локти назад. 3 – 4 – опуститься на ступни, слегка прогнуться вперёд, локти вперёд. Повторить упражнение 6 – 8 раз. Темп упражнения – медленный.

3. Исходное положение – основная стойка. 1 – шаг вправо, руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями вверх. 3 – приставить левую ногу, руки вверх. 4 – руки дугами в стороны и вниз, свободным махом скрестить перед грудью. 5 –– шаг влево, руки в стороны. 6 – повернуть кисти ладонями вверх. 7 – приставить правую ногу, руки вверх. 8 – руки дугами в стороны и вниз, свободным махом скрестить перед грудью. Упражнение повторить 6 – 8 раз. Темп упражнения – средний.

4. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон вперёд к правой ноге, хлопок в ладони. 2 – исходное положение. 3 – наклон вперёд к левой ноге, хлопок в ладони. 4 – исходное положение. Упражнение повторяется 6 – 8 раз. Темп упражнения – средний.

5. Исходное положение – стойка ноги врозь, левая впереди, руки в стороны или на поясе. 1 – 3 – три пружинистых полуприседания на левой ноге. 4 – переменить положение ног. 5 – 7 – три пружинистых полуприседания на правой ноге. Повторить упражнение 4 – 6 раз. Перейти на ходьбу (20 - 25 с). Темп упражнения – средний.

6. Исходное положение – стойка ноги врозь пошире. 1 – с поворотом туловища влево, наклон назад, руки назад. 2 – 3 – сохраняя положение туловища в повороте, пружинистый наклон вперёд, руки вперёд. 4 – исходное положение. 5 – с поворотом туловища вправо, наклон назад, руки назад. 6 – 7 – сохраняя положение туловища в повороте, пружинистый наклон вперёд, руки вперёд. 8 – исходное положение. Повторить упражнение по 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп упражнения – медленный.

7. Исходное положение – придерживаясь за опору, согнуть правую ногу, захватив рукой за голень. 1 – вставая на левый носок, мах правой ногой назад, правую руку в сторону – назад. 2 – исходное положение. 3 – вставая на правый носок, мах левой рукой назад, левую руку в сторону – назад. 4 – исходное положение. Упражнение повторить 6 – 8 раз. Темп упражнения – средний.

8. Исходное положение – основная стойка. 1 – Руки назад в стороны, ладони наружу, голову наклонить назад. 2 – руки вниз, голову наклонить вперёд. Повторить упражнение 6 – 8 раз. Темп упражнения – медленный.









35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!