СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный учебник истории и работа с ним в общеобразовательной школе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с современным учебником истории в ОУ

Просмотр содержимого документа
«Современный учебник истории и работа с ним в общеобразовательной школе»

Учебник истории нового века

Учебник истории нового века

Экспертиза учебников (новые подходы) Российская академия наук Российская академия образования Научный аспект Педагогический аспект АПКиПРО и региональные институты ПКРО Федеральный экспертный совет по экспертизе учебников Проведение апробации Допущено  ? Рекомендовано

Экспертиза учебников (новые подходы)

Российская академия наук

Российская академия образования

Научный аспект

Педагогический аспект

АПКиПРО и региональные институты ПКРО

Федеральный экспертный совет по экспертизе учебников

Проведение апробации

Допущено  ? Рекомендовано

Вариант индивидуального исторического повествования, инструмент обучения способам работы с разными историческими интерпретациями Важнейший источник знаний, основа формирования мировоззрения, важнейшее орудие учителя Интерпретация интерпретируемого, «безучебниковое» преподавание Моноконцептуальные учебники Поликонцептуальные учебники

Вариант индивидуального исторического повествования, инструмент обучения способам работы с разными историческими интерпретациями

Важнейший источник знаний, основа формирования мировоззрения, важнейшее орудие учителя

Интерпретация интерпретируемого, «безучебниковое» преподавание

Моноконцептуальные учебники

Поликонцептуальные учебники

Перечень [ ! ] Перечень-каталог [ + ] Гриф «Рекомендовано» или «Допущено». Учебники со своим УМК (программа, раб.тетради, кн. для учителя и др.). Реализовывают Федеральный компонент содержания образования. Соблюдают концептуальное единство дидактических подходов к реализации учебных курсов. Соответствие количеству часов, отводимому БУПом  I раздел – учебные издания, составляющие УМК ( программы, пособия для учащихся, методические пособия и др.) с учебниками, вошедшими в Перечень. II раздел – есть гриф, но не отвечают другим требованиям, предъявленным к учебникам федерального Перечня. III раздел – имеют гриф, но реализуют региональный и школьный компоненты Формирование региональных заказов на учебную литературу

Перечень [ ! ]

Перечень-каталог [ + ]

  • Гриф «Рекомендовано» или «Допущено».
  • Учебники со своим УМК (программа, раб.тетради, кн. для учителя и др.).
  • Реализовывают Федеральный компонент содержания образования.
  • Соблюдают концептуальное единство дидактических подходов к реализации учебных курсов.
  • Соответствие количеству часов, отводимому БУПом
  • I раздел – учебные издания, составляющие УМК ( программы, пособия для учащихся, методические пособия и др.) с учебниками, вошедшими в Перечень.
  • II раздел – есть гриф, но не отвечают другим требованиям, предъявленным к учебникам федерального Перечня.
  • III раздел – имеют гриф, но реализуют региональный и школьный компоненты

Формирование региональных заказов на учебную литературу

Формирование единой вертикали школьных учебников Общий научный редактор серии (А.О. Чубарьян, А.Н. Сахаров и др.). Образовательная программа. Общность содержательных акцентов и приоритетов. Особая структура учебных книг. Оригинальная обложка.

Формирование единой вертикали школьных учебников

  • Общий научный редактор серии (А.О. Чубарьян, А.Н. Сахаров и др.).
  • Образовательная программа.
  • Общность содержательных акцентов и приоритетов.
  • Особая структура учебных книг.
  • Оригинальная обложка.
Отказ от моноидеологии. В центре внимания люди – и «маленькие», и «великие». Понятийная система сменилась образной, главная цель авторов – пробудить чувства и эмоции. Усиление доли фактографического материала, информационная избыточность текста. Новые выразительные способы изложения. Многоуровневая система образов. Новый способ формулирования названий параграфов. Дополнительный текст – самостоятельный источник знаний. Развернутые пояснительные тексты (комментарии, справки, словари). Новая иллюстративная метасистема. Сквозная сеть вопросов и заданий.
  • Отказ от моноидеологии.
  • В центре внимания люди – и «маленькие», и «великие».
  • Понятийная система сменилась образной, главная цель авторов – пробудить чувства и эмоции.
  • Усиление доли фактографического материала, информационная избыточность текста.
  • Новые выразительные способы изложения.
  • Многоуровневая система образов.
  • Новый способ формулирования названий параграфов.
  • Дополнительный текст – самостоятельный источник знаний.
  • Развернутые пояснительные тексты (комментарии, справки, словари).
  • Новая иллюстративная метасистема.
  • Сквозная сеть вопросов и заданий.
Носители ценностных установок и уровни диалога в учебнике истории (полисубъектный подход) 1 Его современники Исторический персонаж 2 3 6 5 Авторы учебника 4 Учитель Ученики 7

Носители ценностных установок и уровни диалога в учебнике истории (полисубъектный подход)

1

Его современники

Исторический персонаж

2

3

6

5

Авторы учебника

4

Учитель

Ученики

7

Пример полисубъектного подхода Как относился к политике Ивана Грозного русский народ? (1) Почему вы так думаете? (6) Какие качества и действия Ивана IV привлекают авторов учебника? (2) Совпадает ли отношение авторов к Ивану Грозному с оценкой современников, которая дана в учебнике? (3) Авторы учебника считают царя Ивана IV «жестоким тираном». Согласны ли вы с такой оценкой его деятельности? (4) Является ли, с вашей точки зрения, Иван Грозный великим историческим деятелем? (5) Какие качества личности и черты характера Ивана Грозного вы хотели бы видеть в современных российских политиках? (7)

Пример полисубъектного подхода

  • Как относился к политике Ивана Грозного русский народ? (1) Почему вы так думаете? (6)
  • Какие качества и действия Ивана IV привлекают авторов учебника? (2)
  • Совпадает ли отношение авторов к Ивану Грозному с оценкой современников, которая дана в учебнике? (3)
  • Авторы учебника считают царя Ивана IV «жестоким тираном». Согласны ли вы с такой оценкой его деятельности? (4)
  • Является ли, с вашей точки зрения, Иван Грозный великим историческим деятелем? (5)
  • Какие качества личности и черты характера Ивана Грозного вы хотели бы видеть в современных российских политиках? (7)
Новые приемы работы с учебным текстом Критическое мышление!!! Кластеры (≈опорные конспекты) Денотатный граф (≈логические схемы) Фишбоун (≈развернутые смысловые планы)

Новые приемы работы с учебным текстом

Критическое мышление!!!

  • Кластеры (≈опорные конспекты)
  • Денотатный граф (≈логические схемы)
  • Фишбоун (≈развернутые смысловые планы)
Прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы. После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в прямоугольных рамках записать принятые названия. Вокруг каждой рамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам. Попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками. После обсуждения дополнить кластеры новыми «веточками»
  • Прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы.
  • После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в прямоугольных рамках записать принятые названия.
  • Вокруг каждой рамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам.
  • Попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками.
  • После обсуждения дополнить кластеры новыми «веточками»
Мидия 550 г. до н.э. Лидия Крез Валтасар Кир Великий – создатель державы Египет 525 г. до. н. э. Вавилон 538 г. до н. э. Столица Персеполь Персидская держава «царство стран» Камбиз Царская дорога Дарий I – самый могущественный правитель 20 сатрапий Воины бессмертные Поставки серебра

Мидия

550 г. до н.э.

Лидия

Крез

Валтасар

Кир Великий – создатель державы

Египет 525 г. до. н. э.

Вавилон

538 г. до н. э.

Столица Персеполь

Персидская держава «царство стран»

Камбиз

Царская дорога

Дарий I – самый могущественный правитель

20 сатрапий

Воины бессмертные

Поставки

серебра

Денотатный граф

Денотатный граф

    Пример денотатного графа Византийская культура Откуда берет начало? Античная культура Христианская культура Что характерно? Сознание превосходства над культурой других народов Внешняя помпезность Приверженность к строгой обрядности Парадность Чем отличается от европейской культуры До XII в. более высокий уровень материального производства Индиви-дуализм Отсутствие сос-ловной замкну-тости господ-ствующего класса Подотчет-ность церк-ви светской власти Устойчивое сохранение античных традиций Культ импера-тора как сакральной фигуры Унификация научного и художественно-го творчества В каких областях культура достигла наибольшего расцвета? Литература Философия Архитектура

    Пример денотатного графа

    Византийская культура

    Откуда берет начало?

    Античная культура

    Христианская культура

    Что характерно?

    Сознание превосходства над культурой других народов

    Внешняя помпезность

    Приверженность к строгой обрядности

    Парадность

    Чем отличается от европейской культуры

    До XII в. более высокий уровень материального производства

    Индиви-дуализм

    Отсутствие сос-ловной замкну-тости господ-ствующего класса

    Подотчет-ность церк-ви светской власти

    Устойчивое сохранение античных традиций

    Культ импера-тора как сакральной фигуры

    Унификация научного и художественно-го творчества

    В каких областях культура достигла наибольшего расцвета?

    Литература

    Философия

    Архитектура

    Фишбоун («рыбий скелет») Варианты На верхних косточках – причины, а на нижних – соответствующие ему следствия. На верхних косточках – экономические причины, на нижних – связанные с ними социально-политические факторы. На верхних косточках главные факты темы, а на нижних – самостоятельная оценка их значения. Всегда : в голове – тема, на хвосте – общий вывод.

    Фишбоун («рыбий скелет»)

    Варианты

    • На верхних косточках – причины, а на нижних – соответствующие ему следствия.
    • На верхних косточках – экономические причины, на нижних – связанные с ними социально-политические факторы.
    • На верхних косточках главные факты темы, а на нижних – самостоятельная оценка их значения.
    • Всегда : в голове – тема, на хвосте – общий вывод.
    Пример фишбоуна Усиление экономи-ческой мощи отдельных земель Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли за счет совершенствования орудий труда и роста населения Укрепление вотчинного землевладения, формирование поместного землепользования Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Торговый путь «из варяг в греки» потерял прежнее значение Натуральное хозяйство Процесс государственной раздробленности на Руси был закономерным явлением Каковы причины распада Руси? Не был определен порядок наследования киевского престола Военное и политическое могущество отдельных земель и княжеств Междоусоб-ные войны и борьба за киевский престол Сложились мощные феодальные группировки бояр, дворянства, купечества и зажиточных ремесленников

    Пример фишбоуна

    Усиление экономи-ческой мощи отдельных земель

    Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли за счет совершенствования орудий труда и роста населения

    Укрепление вотчинного землевладения, формирование поместного землепользования

    Различия территорий по природным и хозяйственным условиям

    Торговый путь «из варяг в греки» потерял прежнее значение

    Натуральное хозяйство

    Процесс государственной раздробленности на Руси был закономерным явлением

    Каковы причины распада Руси?

    Не был определен порядок наследования киевского престола

    Военное и политическое могущество отдельных земель и княжеств

    Междоусоб-ные войны и борьба за киевский престол

    Сложились мощные феодальные группировки бояр, дворянства, купечества и зажиточных ремесленников

    Многоуровневый анализ документа I . «Паспортизация документа» Где и когда создан? Кто автор? Вид документа? II . Историко- логический  О чем говорится в тексте? III . Аксиологи- ческий  Какие ценности заложены в документе? IV . Критический  Объективная ли информация?  Можно ли доверять  этому документу? V . Праксиологический Как использовать документ в изучении истории?  Чем он полезен?

    Многоуровневый анализ документа

    I . «Паспортизация документа»

    Где и когда создан?

    Кто автор?

    Вид документа?

    II . Историко-

    логический

    О чем говорится

    в тексте?

    III . Аксиологи-

    ческий

    Какие ценности

    заложены

    в документе?

    IV . Критический

    Объективная ли

    информация?

    Можно ли доверять

    этому документу?

    V . Праксиологический

    Как использовать

    документ в изучении

    истории?

    Чем он полезен?

    Фотографии («наблюдение», подбор подписей, озвучивание, расследование, «фотограф», «компоративизм», внешняя и внутренняя критика источника). Плакаты (событие  аудитория  персонажи  символика  заказчик) Карикатуры (главная идея  что высмеивает  унижение?  идеология автора  объект воздействия  свое отношение  цель). Репродукции картин (как авторская версия исторического события)
    • Фотографии («наблюдение», подбор подписей, озвучивание, расследование, «фотограф», «компоративизм», внешняя и внутренняя критика источника).
    • Плакаты (событие  аудитория  персонажи  символика  заказчик)
    • Карикатуры (главная идея  что высмеивает  унижение?  идеология автора  объект воздействия  свое отношение  цель).
    • Репродукции картин (как авторская версия исторического события)
    Информационная избыточность Наличие текстового (основного, дополнительного и пояснительного текстов) и внетекстового (иллюстрации, методический аппарат, аппарат ориентировки) структурных компонентов. Активная роль вспомогательных компонентов (шмуцтитулы, эпиграфы, таблицы на форзаце, сноски и т. п.). Не унифицированный порядок расположения структурных компонентов. Избыточность  Перегруженность

    Информационная избыточность

    • Наличие текстового (основного, дополнительного и пояснительного текстов) и внетекстового (иллюстрации, методический аппарат, аппарат ориентировки) структурных компонентов.
    • Активная роль вспомогательных компонентов (шмуцтитулы, эпиграфы, таблицы на форзаце, сноски и т. п.).
    • Не унифицированный порядок расположения структурных компонентов.

    Избыточность Перегруженность