Современный урок – одна из основных форм организации и обеспечения качества профессионального образования
« Урок –это зеркало общей и педагогической культуры преподавателя,
мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
- Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.
- Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: преподаватель и обучающийся.
- Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, преподаватель всегда будет капитаном. Как бы ни старались уравнивать преподавателя с обучающимися, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед преподавателем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые обучающиеся, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
- Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач.
- Как для обучающихся, так и для преподавателя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
- Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
- Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
- В настоящее время большинство преподавателей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Современный урок - это прежде всего урок, на котором преподаватель умело использует все возможности для развития личности обучающегося, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
- Как подготовить современный урок – сейчас это один из самых важных вопросов, который стоит перед преподавателем.
- Современный урок - главная составная часть профессионального образования. Учебная деятельность преподавателя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки обучающихся по той или иной учебной дисциплине или модулю во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
- Главное, что должен обеспечить современный урок - это создание комфортной обстановки для обучающихся и ощущение комфорта преподавателем, а еще современный урок – это прежде всего развитие
- Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у них искренний интерес, увлеченность, формировало их творческое сознание?
- Вы скажете, что и раньше мы говорили о таких характеристиках урока. Получается, что ничего не изменилось? А изменилось очень многое.
- В настоящее время преподаватель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
- Ответственность преподавателя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта ответственность существенно возрастает.
- В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- - создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
- Преподаватель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
- Деятельностный подход на уроках осуществляется через
1. моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
2. использование активных и интерактивных методик;
3. участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
4. вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности обучающегося, подхода к решению задачи.
- Какова же роль обучающихся на современном уроке?
- работают с источниками информации, с использованием ИКТ;
- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
- Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность, поэтому при
Моделировании урока, необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данной группе, разнообразные виды деятельности обучающихся и преподавателя на всех этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
- Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
- Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у обучающихся умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
- Так что же для нас современный урок ?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность
- Что главное в уроке?
- Каждый преподаватель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим обучающихся сразу с появлением преподавателя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда преподавателя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
- Время «готовых» уроков постепенно отходит.
- Новизна современного российского образования требует личностного начала преподавателя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя обучающихся знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
- Можно долго спорить о том , каким должен быть урок .
Неоспоримо одно : он должен быть одушевленным личностью преподавателя.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)