Современный урок в соответствии с требования ФГОС ООО
Учитель математики и физики
МБОУ Наро-Фоминской СОШ №4
Булгакова Н.И .
О сути образования
Японская пословица
« Налови мне рыбу-и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу-так я буду сыт до конца жизни»
Требования ФГОС ООО к современному уроку
Федеральные компоненты ГОС : ∑ ЗУН (знания умения навыки)
ФГОС : ∑ ЗУ + УУД(метапредметные)+УУД(личностные образовательные результаты)
Цель Содержание Результат
формы методы средства
(в каких условиях?) (как?) (с помощью чего?)
Требования ФГОС ООО к современному уроку
Урок должен быть направлен на ведущие целевые установки
и решать комплексно конкретные задачи:
- Развития ……………………….метапредметные УУД
- Воспитания ………………….. личностные УУД
- Образования ………………….предметные УУД
Рекомендуем разделять цели педагогические и методические и образовательные цели для учащихся.
То есть целеполагание к занятию желательно составлять двух уровневое.
Как формулировались цели ранее? - Из предложенного списка ниже в зависимости от занятия выбираем то, что нужно…..
- Образовательная (формирование предметных уд и ууд):
- сформировать представления о . . .
- раскрыть содержание
- раскрыть физический смысл
- сформировать умения и навыки решения графических задач по теме
- ввести понятия о
- познакомить с современной трактовкой
- раскрыть физические принципы действия
- выяснить проблемы, связанные с
- познакомить учащихся с
- установить зависимость между
- выделить главные и существенные признаки
- обобщить и систематизировать знания учащихся о
- научить применять знания при
- углубить и расширить представления учащихся о
- повторить и закрепить знания учащихся о
- выяснить уровень усвоения учебного материала
- проконтролировать и оценить знания, умения и навыки учащихся по теме
Требования ФГОС ООО к современному уроку Как формулировать цели:
Воспитательная (формирование личностных ууд):
- формирование и развитие нравственных, патриотических, эстетических качеств личности;
- формирование и развитие интереса к познанию законов природы и их применению;
- воспитание культуры общения, культуры умственного труда; воспитание внимательности, ответственности, организованности в учебном труде.
Развивающая (формирование метапредметных ууд):
- формирование и развитие навыков самостоятельной работы с графиками
- формирование и развитие навыков критического мышления, логического мышления, абстрактного мышления;
- формирование и развитие навыков самоконтроля и самооценки;
- формирование и развитие навыков работы в команде;
- формирование и развитие умения высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения;
- развитие памяти, речи, волевых усилий;
- формирование и развитие навыков решения задач
Требования ФГОС ООО к современному уроку – стимуляция деятельности учащихся
При формулировке целей нового урока желательно использовать глаголы:
- Анализировать
- Высказывать
- Формулировать определения
- Демонстрировать
- Использовать
- Понимать
- Оценивать
- Объяснять
- Предсказывать последствия
- Создавать
Урок — тип учебного занятия
- - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).
- Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива
Длительность
- Уроки в России обычно длятся 40 или 45 минут, между которыми имеется свободное время — перемена (5-15 минут, иногда больше, например, на обед).
- О.А.Саввина и И.А. Марушкина установили, что продолжительность урока в истории России была неодинаковой. Например, в 1828 году урок длился 90 минут, а в 1865 году - 60 минут.
- Иногда уроки объединяются в пары (особенно в лицеях и вузах), посвящённые одному предмету, внутри которых перемена уменьшена.
- В одних школах длительность урока постоянна, в других может зависеть от номера урока и дня недели. В предпраздничные дни время урока может быть сокращено решением администрации учебного заведения.
- Уроки в других странах могут отличаться по длительности. Так, например, урок в средней и старшей школе Японии длится 50 минут.
Сравним:
Традиционный урок
Урок по ФГОС
- Оргмомент
- Создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учащимися
- Актуализация опорных знаний
- Поиск решения проблемы учениками
- Выражение и представление учениками решения
- Применение знаний учениками
- Подача д/з
- Итог урока, рефлексия
- Оргмомент, объявление темы урока
- Актуализация опорных знаний
- Формирование ЗУН
- Первичное закрепление
- Подача д/з
- Итог урока
Классификация часто встречающихся типов уроков (по дидактической цели)
- Урок изучения нового материала
- Урок совершенствования и углубления ЗУ
- Урок обобщения и систематизации ЗУ
- Урок контроля / коррекции
Классификация редко встречающихся типов урока
- уроки-консультации ,
- уроки создания или применения опорных сигналов,
- уроки дифференцированного обучения
- уроки проблемных ситуаций,
- уроки с игровой ситуацией на повторение, на изучение новой темы, на закрепление материала
- уроки-смотры самостоятельного изучения основной и дополнительной литературы,
- уроки-конференции по достижениям науки и техники в разных областях занний
- Учебные конференции, интеллектуальные олимпиады. Малые учебные олимпиады.
- Творческие конкурсы,
- диспуты, дискуссии, круглые столы,
Классификация редко встречающихся типов урока
- Уроки экспериментальных или теоретических индивидуальных мини-проектов по разделу или изучаемой теме.
- Урок - исследование
- Урок - лаборатория
- Урок - творческий отчет
- Урок - экспертиза
- Урок - экскурс в эпоху
- Урок – защита мнений или гипотез
- Урок – доказательство истины
- Урок – презентации домашних исследовательских проектов
Классификация типов уроков
Урок усвоения нового материала
Урок формирования умений и навыков
- 1. Организационный этап 2. Этап актуализации опорных знаний 3. Этап усвоения новых знаний 4. Этап закрепления новых знаний 5. Этап самоконтроля и самопроверки 6. Этап коррекции знаний 7. Подведение итогов урока 8. Инструктаж по выполнению д/з
- 1. Организационный этап
- 2. Этап актуализации опорных знаний
- 3. Этап усвоения новых знаний
- 4. Этап закрепления новых знаний
- 5. Этап самоконтроля и самопроверки
- 6. Этап коррекции знаний
- 7. Подведение итогов урока
- 8. Инструктаж по выполнению д/з
- 1. Организационный этап 2. Этап актуализации опорных знаний 3. Этап усвоения новых умений 4. Этап закрепления новых умений 5. Этап промежуточного контроля 6. Этап коррекции знаний 7. Инструктаж по выполнению д/з
- 1. Организационный этап
- 2. Этап актуализации опорных знаний
- 3. Этап усвоения новых умений
- 4. Этап закрепления новых умений
- 5. Этап промежуточного контроля
- 6. Этап коррекции знаний
- 7. Инструктаж по выполнению д/з
Классификация типов уроков
Урок повторения
Комбинированный урок
- 1. Организационный этап 2. Этап проверки д/з 3. Этап актуализации опорных знаний 4. Этап усвоения новых знаний 5. Этап первичной проверки знаний 6. Этап закрепления новых знаний 7. Этап самоконтроля и самопроверки 8. Подведение итогов урока 9. Инструктаж по выполнению д/з
- 1. Организационный этап
- 2. Этап проверки д/з
- 3. Этап актуализации опорных знаний
- 4. Этап усвоения новых знаний
- 5. Этап первичной проверки знаний
- 6. Этап закрепления новых знаний
- 7. Этап самоконтроля и самопроверки
- 8. Подведение итогов урока
- 9. Инструктаж по выполнению д/з
- 1 . Организационный этап 2. Этап актуализации опорных знаний 3. Этап повторения 4. Этап самоконтроля и самопроверки 5. Этап коррекции знаний 6. Подведение итогов урока 7. Инструктаж по выполнению д/з
- 1 . Организационный этап
- 2. Этап актуализации опорных знаний
- 3. Этап повторения
- 4. Этап самоконтроля и самопроверки
- 5. Этап коррекции знаний
- 6. Подведение итогов урока
- 7. Инструктаж по выполнению д/з
Тип урока можно определить:
- По дидактической цели
- По количеству времени, отводимому на основные этапы урока
- 1,2,7,8 – вспомогательные этапы урока (могут быть или не быть)
- 3,4,5,6 – основные этапы урока
- Этапы остаются – наполнение этапов изменяется! Другие виды деятельности должны быть у учителя и учащихся!
Модель общения учителя влияет на восприятие предмета и всего действа на занятии. Подумайте, кто Вы в этом действе:
- Китайская стена (непреодолимая, неприступная)
- Монблан гора(недостижимая высота)
- Тетерев (глухарь – поет сам для себя, никого не слыша)
- Локатор (избирательное отношение к ученикам)
- Союзник (сотрудничество, сотворчество, согласованность)
- Гамлет (быть или не быть? - вечное сомнение и нерешительность…)
Выбор за Вами…..
Статистика
Интерес к предмету формируется
на 88% от интереса к личности учителя.
Структура урока
- Рабочий и психологический настрой
- Целевая установка
- Раздача тетрадей
- И т.д.
Структура урока
2 . Проверка д/з:
- Обучающий характер (нужно организовать обучающую деятельность ученика)
- Составить план ответа
- Дать рецензию на ответ ученика
- Прочитать схему, формулу, таблицу
- Самоконтроль
- Взаимоконтроль
Структура урока
3 . Актуализация опорных знаний
(форма любая, но наиболее эффективная для активной деятельности всех школьников на конкретном уроке)
4. Формирование ЗУ:
- Навык и умение связаны между собой – это умение, доведённое до автоматизма! Но это не у всех, и не всегда. Поэтому мы теперь говорим о знаниях и умениях.
- Главное, существенное повторение на уроке 3-7 раз, в разной форме, на разных этапах
- Смена видов деятельности от 4 до 9 раз за урок (каждые 5-10 минут!) в зависимости от уровня подготовленности класса
Структура урока, задания
Формулирование заданий:
- Проанализируйте
- Допишите
- Объясните
- Сравните
- Обобщите
- Выберите решение
- Оцените
- Проиллюстрируйте
- И т.д.
Первичное закрепление
- Формирование ЗУ, применение в простой ситуации
- К доске вызываем среднего ученика
- Если фронтальная работа- вызываем любого ученика
Практическое применение
- По образцу
- Вариативное
- Творческое применение (в новых условиях под контролем учителя)
- Самостоятельная работа
Подача домашнего задания
- Обязательно до звонка (!) – перемену учитель не имеет права забирать у учащихся…
- Что и как делать дома должно быть ясно всем сразу после окончания урока
Итог урока
- Оценить деятельность учащихся
- Рефлексия должна быть эффективной. Она должна влиять на самооценку и стимулировать к совершенствованию знаний
- Это не может быть на уровне хорошо-плохо или нравится – не нравится…
Алгоритм конструирования урока открытия нового знания (учителем)
Структура самого урока
Введения/Формирования/ Открытия нового знания
в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1 этап. Мотивирование к учебной деятельности
- Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
- 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
- В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик,осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
- 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию(“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3 этап. Выявление места и причины затруднения.
- На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
- 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
- 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Планирование
- На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения),согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5 этап. Реализация построенного проекта.
- На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
- Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8 этап. Включение в систему знаний и повторение.
- На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
- Организуя этот этап, учитель подбирает задания , в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Спасибо за внимание