СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Так же здесь представлены типы и структуры уроков.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

Современный урок в соответствии с требования ФГОС ООО Учитель математики и физики МБОУ Наро-Фоминской СОШ №4 Булгакова Н.И .

Современный урок в соответствии с требования ФГОС ООО

Учитель математики и физики

МБОУ Наро-Фоминской СОШ №4

Булгакова Н.И .

О сути образования Японская пословица « Налови мне рыбу-и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу-так я буду сыт до конца жизни»

О сути образования

Японская пословица

« Налови мне рыбу-и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу-так я буду сыт до конца жизни»

Требования ФГОС ООО к современному уроку  Федеральные компоненты ГОС : ∑ ЗУН (знания умения навыки) ФГОС : ∑ ЗУ + УУД(метапредметные)+УУД(личностные образовательные результаты) Цель Содержание Результат формы методы средства (в каких условиях?) (как?) (с помощью чего?)

Требования ФГОС ООО к современному уроку

Федеральные компоненты ГОС : ∑ ЗУН (знания умения навыки)

ФГОС : ∑ ЗУ + УУД(метапредметные)+УУД(личностные образовательные результаты)

Цель Содержание Результат

формы методы средства

(в каких условиях?) (как?) (с помощью чего?)

Требования ФГОС ООО к современному уроку Урок должен быть направлен на ведущие целевые установки  и решать комплексно конкретные задачи: Развития ……………………….метапредметные УУД Воспитания ………………….. личностные УУД Образования ………………….предметные УУД Рекомендуем разделять цели педагогические и методические и образовательные цели для учащихся. То есть целеполагание к занятию желательно составлять двух уровневое.

Требования ФГОС ООО к современному уроку

Урок должен быть направлен на ведущие целевые установки

и решать комплексно конкретные задачи:

  • Развития ……………………….метапредметные УУД
  • Воспитания ………………….. личностные УУД
  • Образования ………………….предметные УУД

Рекомендуем разделять цели педагогические и методические и образовательные цели для учащихся.

То есть целеполагание к занятию желательно составлять двух уровневое.

Как формулировались цели ранее? - Из предложенного списка ниже в зависимости от занятия выбираем то, что нужно…..   Образовательная (формирование предметных уд и ууд): сформировать представления о . . . раскрыть содержание раскрыть физический смысл сформировать умения и навыки решения графических задач по теме ввести понятия о познакомить с современной трактовкой раскрыть физические принципы действия выяснить проблемы, связанные с познакомить учащихся с установить зависимость между выделить главные и существенные признаки обобщить и систематизировать знания учащихся о научить применять знания при углубить и расширить представления учащихся о повторить и закрепить знания учащихся о выяснить уровень усвоения учебного материала проконтролировать и оценить знания, умения и навыки учащихся по теме

Как формулировались цели ранее? - Из предложенного списка ниже в зависимости от занятия выбираем то, что нужно…..

  • Образовательная (формирование предметных уд и ууд):
  • сформировать представления о . . .
  • раскрыть содержание
  • раскрыть физический смысл
  • сформировать умения и навыки решения графических задач по теме
  • ввести понятия о
  • познакомить с современной трактовкой
  • раскрыть физические принципы действия
  • выяснить проблемы, связанные с
  • познакомить учащихся с
  • установить зависимость между
  • выделить главные и существенные признаки
  • обобщить и систематизировать знания учащихся о
  • научить применять знания при
  • углубить и расширить представления учащихся о
  • повторить и закрепить знания учащихся о
  • выяснить уровень усвоения учебного материала
  • проконтролировать и оценить знания, умения и навыки учащихся по теме
Требования ФГОС ООО к современному уроку  Как формулировать цели:   Воспитательная (формирование личностных ууд): формирование и развитие нравственных, патриотических, эстетических качеств личности; формирование и развитие интереса к познанию законов природы и их применению; воспитание культуры общения, культуры умственного труда; воспитание внимательности, ответственности, организованности в учебном труде. Развивающая (формирование метапредметных ууд): формирование и развитие навыков самостоятельной работы с графиками формирование и развитие навыков критического мышления, логического мышления, абстрактного мышления; формирование и развитие навыков самоконтроля и самооценки; формирование и развитие навыков работы в команде; формирование и развитие умения высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения; развитие памяти, речи, волевых усилий; формирование и развитие навыков решения задач

Требования ФГОС ООО к современному уроку Как формулировать цели:

Воспитательная (формирование личностных ууд):

  • формирование и развитие нравственных, патриотических, эстетических качеств личности;
  • формирование и развитие интереса к познанию законов природы и их применению;
  • воспитание культуры общения, культуры умственного труда; воспитание внимательности, ответственности, организованности в учебном труде.

Развивающая (формирование метапредметных ууд):

  • формирование и развитие навыков самостоятельной работы с графиками
  • формирование и развитие навыков критического мышления, логического мышления, абстрактного мышления;
  • формирование и развитие навыков самоконтроля и самооценки;
  • формирование и развитие навыков работы в команде;
  • формирование и развитие умения высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие памяти, речи, волевых усилий;
  • формирование и развитие навыков решения задач
Требования ФГОС ООО к современному уроку – стимуляция деятельности учащихся При формулировке целей нового урока желательно использовать глаголы: Анализировать Высказывать Формулировать определения Демонстрировать Использовать Понимать Оценивать Объяснять Предсказывать последствия Создавать

Требования ФГОС ООО к современному уроку – стимуляция деятельности учащихся

При формулировке целей нового урока желательно использовать глаголы:

  • Анализировать
  • Высказывать
  • Формулировать определения
  • Демонстрировать
  • Использовать
  • Понимать
  • Оценивать
  • Объяснять
  • Предсказывать последствия
  • Создавать
Урок  — тип учебного занятия - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива

Урок  — тип учебного занятия

  • - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).
  • Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива
Длительность Уроки в России обычно длятся 40 или 45 минут, между которыми имеется свободное время — перемена (5-15 минут, иногда больше, например, на обед). О.А.Саввина и И.А. Марушкина установили, что продолжительность урока в истории России была неодинаковой. Например, в 1828 году урок длился 90 минут, а в 1865 году - 60 минут. Иногда уроки объединяются в пары (особенно в лицеях и вузах), посвящённые одному предмету, внутри которых перемена уменьшена. В одних школах длительность урока постоянна, в других может зависеть от номера урока и дня недели. В предпраздничные дни время урока может быть сокращено решением администрации учебного заведения. Уроки в других странах могут отличаться по длительности. Так, например, урок в средней и старшей школе Японии длится 50 минут.

Длительность

  • Уроки в России обычно длятся 40 или 45 минут, между которыми имеется свободное время — перемена (5-15 минут, иногда больше, например, на обед).
  • О.А.Саввина и И.А. Марушкина установили, что продолжительность урока в истории России была неодинаковой. Например, в 1828 году урок длился 90 минут, а в 1865 году - 60 минут.
  • Иногда уроки объединяются в пары (особенно в лицеях и вузах), посвящённые одному предмету, внутри которых перемена уменьшена.
  • В одних школах длительность урока постоянна, в других может зависеть от номера урока и дня недели. В предпраздничные дни время урока может быть сокращено решением администрации учебного заведения.
  • Уроки в других странах могут отличаться по длительности. Так, например, урок в средней и старшей школе Японии длится 50 минут.
Сравним: Традиционный урок Урок по ФГОС Оргмомент Создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учащимися Актуализация опорных знаний Поиск решения проблемы учениками Выражение и представление учениками решения Применение знаний учениками Подача д/з Итог урока, рефлексия Оргмомент, объявление темы урока Актуализация опорных знаний Формирование ЗУН Первичное закрепление Подача д/з Итог урока

Сравним:

Традиционный урок

Урок по ФГОС

  • Оргмомент
  • Создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учащимися
  • Актуализация опорных знаний
  • Поиск решения проблемы учениками
  • Выражение и представление учениками решения
  • Применение знаний учениками
  • Подача д/з
  • Итог урока, рефлексия
  • Оргмомент, объявление темы урока
  • Актуализация опорных знаний
  • Формирование ЗУН
  • Первичное закрепление
  • Подача д/з
  • Итог урока
Классификация часто встречающихся типов уроков (по дидактической цели) Урок изучения нового материала Урок совершенствования и углубления ЗУ Урок обобщения и систематизации ЗУ Урок контроля / коррекции

Классификация часто встречающихся типов уроков (по дидактической цели)

  • Урок изучения нового материала
  • Урок совершенствования и углубления ЗУ
  • Урок обобщения и систематизации ЗУ
  • Урок контроля / коррекции
Классификация редко встречающихся типов урока уроки-консультации , уроки создания или применения опорных сигналов, уроки дифференцированного обучения уроки проблемных ситуаций, уроки с игровой ситуацией  на повторение, на изучение новой темы, на закрепление материала уроки-смотры самостоятельного изучения основной и дополнительной литературы, уроки-конференции по достижениям науки и техники в разных областях занний Учебные конференции, интеллектуальные олимпиады. Малые учебные олимпиады. Творческие конкурсы, диспуты, дискуссии, круглые столы,

Классификация редко встречающихся типов урока

  • уроки-консультации ,
  • уроки создания или применения опорных сигналов,
  • уроки дифференцированного обучения
  • уроки проблемных ситуаций,
  • уроки с игровой ситуацией на повторение, на изучение новой темы, на закрепление материала
  • уроки-смотры самостоятельного изучения основной и дополнительной литературы,
  • уроки-конференции по достижениям науки и техники в разных областях занний
  • Учебные конференции, интеллектуальные олимпиады. Малые учебные олимпиады.
  • Творческие конкурсы,
  • диспуты, дискуссии, круглые столы,
Классификация редко встречающихся типов урока Уроки экспериментальных или теоретических индивидуальных мини-проектов по разделу или изучаемой теме. Урок - исследование Урок - лаборатория Урок - творческий отчет Урок - экспертиза Урок - экскурс в эпоху Урок – защита мнений или гипотез Урок – доказательство истины Урок – презентации домашних исследовательских проектов

Классификация редко встречающихся типов урока

  • Уроки экспериментальных или теоретических индивидуальных мини-проектов по разделу или изучаемой теме.
  • Урок - исследование
  • Урок - лаборатория
  • Урок - творческий отчет
  • Урок - экспертиза
  • Урок - экскурс в эпоху
  • Урок – защита мнений или гипотез
  • Урок – доказательство истины
  • Урок – презентации домашних исследовательских проектов
Классификация типов уроков Урок усвоения нового материала Урок формирования умений и навыков 1. Организационный этап 2. Этап актуализации опорных знаний 3. Этап усвоения новых знаний 4. Этап закрепления новых знаний 5. Этап самоконтроля и самопроверки 6. Этап коррекции знаний 7. Подведение итогов урока 8. Инструктаж по выполнению д/з 1. Организационный этап 2. Этап актуализации опорных знаний 3. Этап усвоения новых знаний 4. Этап закрепления новых знаний 5. Этап самоконтроля и самопроверки 6. Этап коррекции знаний 7. Подведение итогов урока 8. Инструктаж по выполнению д/з 1. Организационный этап 2. Этап актуализации опорных знаний 3. Этап усвоения новых умений 4. Этап закрепления новых умений 5. Этап промежуточного контроля 6. Этап коррекции знаний 7. Инструктаж по выполнению д/з   1. Организационный этап 2. Этап актуализации опорных знаний 3. Этап усвоения новых умений 4. Этап закрепления новых умений 5. Этап промежуточного контроля 6. Этап коррекции знаний 7. Инструктаж по выполнению д/з  

Классификация типов уроков

Урок усвоения нового материала

Урок формирования умений и навыков

  • 1. Организационный этап 2. Этап актуализации опорных знаний 3. Этап усвоения новых знаний 4. Этап закрепления новых знаний 5. Этап самоконтроля и самопроверки 6. Этап коррекции знаний 7. Подведение итогов урока 8. Инструктаж по выполнению д/з
  • 1. Организационный этап
  • 2. Этап актуализации опорных знаний
  • 3. Этап усвоения новых знаний
  • 4. Этап закрепления новых знаний
  • 5. Этап самоконтроля и самопроверки
  • 6. Этап коррекции знаний
  • 7. Подведение итогов урока
  • 8. Инструктаж по выполнению д/з
  • 1. Организационный этап 2. Этап актуализации опорных знаний 3. Этап усвоения новых умений 4. Этап закрепления новых умений 5. Этап промежуточного контроля 6. Этап коррекции знаний 7. Инструктаж по выполнению д/з  
  • 1. Организационный этап
  • 2. Этап актуализации опорных знаний
  • 3. Этап усвоения новых умений
  • 4. Этап закрепления новых умений
  • 5. Этап промежуточного контроля
  • 6. Этап коррекции знаний
  • 7. Инструктаж по выполнению д/з  
Классификация типов уроков Урок повторения Комбинированный урок 1. Организационный этап 2. Этап проверки д/з 3. Этап актуализации опорных знаний 4. Этап усвоения новых знаний 5. Этап первичной проверки знаний 6. Этап закрепления новых знаний 7. Этап самоконтроля и самопроверки 8. Подведение итогов урока 9. Инструктаж по выполнению д/з 1. Организационный этап 2. Этап проверки д/з 3. Этап актуализации опорных знаний 4. Этап усвоения новых знаний 5. Этап первичной проверки знаний 6. Этап закрепления новых знаний 7. Этап самоконтроля и самопроверки 8. Подведение итогов урока 9. Инструктаж по выполнению д/з 1 . Организационный этап 2. Этап актуализации опорных знаний 3. Этап повторения 4. Этап самоконтроля и самопроверки 5. Этап коррекции знаний 6. Подведение итогов урока 7. Инструктаж по выполнению д/з 1 . Организационный этап 2. Этап актуализации опорных знаний 3. Этап повторения 4. Этап самоконтроля и самопроверки 5. Этап коррекции знаний 6. Подведение итогов урока 7. Инструктаж по выполнению д/з

Классификация типов уроков

Урок повторения

Комбинированный урок

  • 1. Организационный этап 2. Этап проверки д/з 3. Этап актуализации опорных знаний 4. Этап усвоения новых знаний 5. Этап первичной проверки знаний 6. Этап закрепления новых знаний 7. Этап самоконтроля и самопроверки 8. Подведение итогов урока 9. Инструктаж по выполнению д/з
  • 1. Организационный этап
  • 2. Этап проверки д/з
  • 3. Этап актуализации опорных знаний
  • 4. Этап усвоения новых знаний
  • 5. Этап первичной проверки знаний
  • 6. Этап закрепления новых знаний
  • 7. Этап самоконтроля и самопроверки
  • 8. Подведение итогов урока
  • 9. Инструктаж по выполнению д/з
  • 1 . Организационный этап 2. Этап актуализации опорных знаний 3. Этап повторения 4. Этап самоконтроля и самопроверки 5. Этап коррекции знаний 6. Подведение итогов урока 7. Инструктаж по выполнению д/з
  • 1 . Организационный этап
  • 2. Этап актуализации опорных знаний
  • 3. Этап повторения
  • 4. Этап самоконтроля и самопроверки
  • 5. Этап коррекции знаний
  • 6. Подведение итогов урока
  • 7. Инструктаж по выполнению д/з
Тип урока можно определить: По дидактической цели По количеству времени, отводимому на основные этапы урока 1,2,7,8 – вспомогательные этапы урока (могут быть или не быть) 3,4,5,6 – основные этапы урока Этапы остаются – наполнение этапов изменяется! Другие виды деятельности должны быть у учителя и учащихся!

Тип урока можно определить:

  • По дидактической цели
  • По количеству времени, отводимому на основные этапы урока
  • 1,2,7,8 – вспомогательные этапы урока (могут быть или не быть)
  • 3,4,5,6 – основные этапы урока
  • Этапы остаются – наполнение этапов изменяется! Другие виды деятельности должны быть у учителя и учащихся!
Модель общения учителя влияет на восприятие предмета и всего действа на занятии.  Подумайте, кто Вы в этом действе: Китайская стена (непреодолимая, неприступная) Монблан гора(недостижимая высота) Тетерев (глухарь – поет сам для себя, никого не слыша) Локатор (избирательное отношение к ученикам) Союзник (сотрудничество, сотворчество, согласованность) Гамлет (быть или не быть? - вечное сомнение и нерешительность…) Выбор за Вами…..

Модель общения учителя влияет на восприятие предмета и всего действа на занятии. Подумайте, кто Вы в этом действе:

  • Китайская стена (непреодолимая, неприступная)
  • Монблан гора(недостижимая высота)
  • Тетерев (глухарь – поет сам для себя, никого не слыша)
  • Локатор (избирательное отношение к ученикам)
  • Союзник (сотрудничество, сотворчество, согласованность)
  • Гамлет (быть или не быть? - вечное сомнение и нерешительность…)

Выбор за Вами…..

Статистика Интерес к предмету формируется на 88% от интереса к личности учителя.

Статистика

Интерес к предмету формируется

на 88% от интереса к личности учителя.

Структура урока Оргмомент: Рабочий и психологический настрой Целевая установка Раздача тетрадей И т.д.

Структура урока

  • Оргмомент:
  • Рабочий и психологический настрой
  • Целевая установка
  • Раздача тетрадей
  • И т.д.
Структура урока 2 . Проверка д/з: Обучающий характер (нужно организовать обучающую деятельность ученика) Составить план ответа Дать рецензию на ответ ученика Прочитать схему, формулу, таблицу Самоконтроль Взаимоконтроль

Структура урока

2 . Проверка д/з:

  • Обучающий характер (нужно организовать обучающую деятельность ученика)
  • Составить план ответа
  • Дать рецензию на ответ ученика
  • Прочитать схему, формулу, таблицу
  • Самоконтроль
  • Взаимоконтроль
Структура урока 3 .  Актуализация опорных знаний (форма любая, но наиболее эффективная для активной деятельности всех школьников на конкретном уроке) 4. Формирование ЗУ: Навык и умение связаны между собой – это умение, доведённое до автоматизма! Но это не у всех, и не всегда. Поэтому мы теперь говорим о знаниях и умениях. Главное, существенное повторение на уроке 3-7 раз, в разной форме, на разных этапах Смена видов деятельности от 4 до 9 раз за урок (каждые 5-10 минут!) в зависимости от уровня подготовленности класса

Структура урока

3 . Актуализация опорных знаний

(форма любая, но наиболее эффективная для активной деятельности всех школьников на конкретном уроке)

4. Формирование ЗУ:

  • Навык и умение связаны между собой – это умение, доведённое до автоматизма! Но это не у всех, и не всегда. Поэтому мы теперь говорим о знаниях и умениях.
  • Главное, существенное повторение на уроке 3-7 раз, в разной форме, на разных этапах
  • Смена видов деятельности от 4 до 9 раз за урок (каждые 5-10 минут!) в зависимости от уровня подготовленности класса
Структура урока, задания Формулирование заданий: Проанализируйте Допишите Объясните Сравните Обобщите Выберите решение Оцените Проиллюстрируйте И т.д.

Структура урока, задания

Формулирование заданий:

  • Проанализируйте
  • Допишите
  • Объясните
  • Сравните
  • Обобщите
  • Выберите решение
  • Оцените
  • Проиллюстрируйте
  • И т.д.
Первичное закрепление Формирование ЗУ, применение в простой ситуации К доске вызываем среднего ученика Если фронтальная работа- вызываем любого ученика

Первичное закрепление

  • Формирование ЗУ, применение в простой ситуации
  • К доске вызываем среднего ученика
  • Если фронтальная работа- вызываем любого ученика
Практическое применение По образцу Вариативное Творческое применение (в новых условиях под контролем учителя) Самостоятельная работа

Практическое применение

  • По образцу
  • Вариативное
  • Творческое применение (в новых условиях под контролем учителя)
  • Самостоятельная работа
Подача домашнего задания Обязательно до звонка (!) – перемену учитель не имеет права забирать у учащихся… Что и как делать дома должно быть ясно всем сразу после окончания урока

Подача домашнего задания

  • Обязательно до звонка (!) – перемену учитель не имеет права забирать у учащихся…
  • Что и как делать дома должно быть ясно всем сразу после окончания урока
Итог урока Оценить деятельность учащихся Рефлексия должна быть эффективной. Она должна влиять на самооценку и стимулировать к совершенствованию знаний Это не может быть на уровне хорошо-плохо или нравится – не нравится…

Итог урока

  • Оценить деятельность учащихся
  • Рефлексия должна быть эффективной. Она должна влиять на самооценку и стимулировать к совершенствованию знаний
  • Это не может быть на уровне хорошо-плохо или нравится – не нравится…
Алгоритм конструирования урока открытия нового знания (учителем)

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания (учителем)

Структура самого урока Введения/Формирования/  Открытия нового знания  в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

Структура самого урока

Введения/Формирования/ Открытия нового знания

в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1 этап. Мотивирование к учебной деятельности Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);  2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);  3) устанавливаются тематические рамки (“могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик,осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

1 этап. Мотивирование к учебной деятельности

  • Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
  • 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
  • В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик,осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;  2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;  3) мотивацию к пробному учебному действию(“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;  4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  • На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

  • 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию(“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3 этап. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

  • На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
  • 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Планирование На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения),согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Планирование

  • На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения),согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5 этап. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

5 этап. Реализация построенного проекта.

  • На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  • На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
  • Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8 этап. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания , в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

8 этап. Включение в систему знаний и повторение.

  • На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
  • Организуя этот этап, учитель подбирает задания , в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9 этап. Рефлексия учебной деятельности  на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

  • На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!