Современный урок в условиях введения обновлённых ФГОС (Слайд 1)
(Слайд 2) ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
• Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город.
(Слайд 3) • ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ.
• ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
• ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
• ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
• ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
(Слайд 4) Первое поколение ФГОС были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.
(Слайд 5) Второе поколение ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действовали до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений. Развитие способности самостоятельно добывать информацию с использованием информационных технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность учащихся. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности, развитию толерантности и стремлению к здоровому образу жизни.
(СЛАЙД 6) Третье поколение ФГОС Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения осуществлён в сентябре 2021 года.
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. В предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы.
Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных результатах. Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.
Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
На современном этапе развития профессионального педагогического образования возникла необходимость в использовании современных технологий, которые повышают эффективность урока, развивают мотивацию, делают процесс обучения успешным.
(Слайд 7) Принципы обновленных ФГОС. Обновленные ФГОС не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.
Сохраняется привычная для образовательных организаций и педагогов структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности (наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации дифференцированных программ, возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов. Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам.
Остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.
(Слайд 8)Каковы же основные изменения обновленных ФГОС? Детализация требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.
Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся.
Детализация и конкретизация образовательных результатов определяет минимальное содержание рабочих программ по учебным предметам и дает четкие ориентиры для оценки качества образования учителем, образовательной организацией.
Произошли изменения в количестве учебных предметов, изучающихся на углубленном уровне, введено понятие «учебный модуль», разработаны примерные рабочие программы. Определено понятия «современная цифровая информационно-образовательная среда», детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы, определены связи воспитательного и учебного процесса а также обозначены виды воспитательной деятельности как способы достижения личностных образовательных результатов.
(Слайд 9) Определены 5 типов учебных занятий
1. Урок изучения новых знаний (лекция, экскурсия, лабораторная работа, вводный урок, практическая работа, которые имеют своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний);
2. Урок закрепления знаний (практикум, собеседование, отработка материала - имеют своей целью вторичное закрепление усвоенных знаний, выработку умений по их применению);
3. Урок комплексного применения знаний (цель - вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению, перенос в новые условия, самостоятельное выполнение);
4. Урок обобщения и систематизации знаний (проектное задание) - имеют своей целью обобщение единичных знаний в систему);
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний (проверочная работа, контрольная работа, тест, общественный смотр знаний, зачет - имеют своей целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, провести оценку своей деятельности каждым учеником, ее результатов и себя в ней).
(Слайд 10) Современный урок по обновленным Фгос – это урок, характеризующийся следующими признаками:
Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. (Гуманизация – это тенденция в образовании, при которой особое внимание уделяется каждому учащемуся, а гуманитаризация – тенденция, характеризующаяся повышением роли общественных дисциплин в образовании).
На уроке реализуется системно-деятельностный подход к обучению.
Организация урока динамична и вариативна.
На уроке используются современные педагогические и цифровые технологии
(Слайд 11) Какие требования предъявляются к современному уроку:хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
выводы делают сами учащиеся, иногда с помощью учителя;
на уроке должно быть минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
в центре внимания урока, конечно же, дети;
обязателен учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
учитель должен уметь демонстрировать методическое искусство;
планировать обратную связь;
и, конечно, урок должен быть добрым.
(Слайд 12) Пример этапов комбинированного урока
и учебной деятельности в рамках обновленных стандартов виден на слайде, изменений практически незаметно, важен результат.
(Слайд 13) Поэтому в соответствии с обновленными стандартами, нужно:
усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира,
продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание,
поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
(Слайд 14) Для решения учебной задачи могут использоваться учебные задания:
работа с учебником, справочником, словарем, информационными ресурсами,
работа по карточкам, работа у доски, заполнение таблиц,
решение задач и упражнений, проведение исследований, написание рефератов, докладов,
задания по проектной деятельности,
применение игровых технологий и др.
(Слайд 15) Критерии результативности урока
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учет личностных, метапредметных и предметных планируемы результатов в определении целей урока.
Использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих активность учащихся.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.
Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
(Слайд 16) Если говорить о конкретных методиках, формирующих УУД,
они могут включать в себя экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и проектную деятельность и многое другое.
Ученический проект станет индикатором достижения метапредметных результатов образования в контексте ФГОС третьего поколения.
(Слайд 17) Каковы формы организации учебной деятельности? Они не сильно изменились, это:
Индивидуальная работа
Фронтальная работа
Групповая работа
И все эти формы организации учебной деятельности применяются в сочетании.
(Слайд 18) Как организовать учебную деятельность?
Если мы хотим, чтобы учащийся был познавательно активным, необходимо сделать его субъектом своего образования, чтобы он ставил цели и планировал пути их достижения, т.е. осуществлял действия целеполагания, программирования, планирования, контроля и оценивания.
учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика на уроке;
требуется большая подготовка для диагностики и оценивания достижений учащихся;
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать ФГОС третьего поколения без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.
(Слайд19) Спасибо за внимание! Всем успехов
А теперь поговорим немного о сегодняшнем уроке. Тема урока «Омонимы. Виды омонимии». Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель урока: Познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов; познакомить с видами омонимов (омографы, омофоны, омоформы). Задачи: Знать понятие «омонимы», различия между омонимами и многозначными словами, научиться находить в толковом словаре омонимы, многозначные слова; определять виды омонимов; знать роль использования омонимов в речи (читательская грамотность). Освоение действий при нахождении в тексте омонимов и их разновидностей.
Планируемые результаты
Предметные: овладеть основными понятиями темы, различать омонимы и многозначные слова, распознавать омонимы и их разновидности, наблюдать за ролью омонимов в художественных текстах, использовать их в собственной речи;
личностные: осознавать роль омонимов в формировании и выражении мыслей и чувств;
Метапредметные: пользоваться толковым словарём; преобразовывать информацию из одной формы в другую (интеллект-карту, схему), таким образом формируя читательскую грамотность; строить продуктивное взаимодействие в группе; точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Исходя из целей, структура урока состоит из этапов.
1-Оргмомент
2- Создание проблемной ситуации посредством наблюдения над явлениями языка - прием «опережающее домашнее задание».
3.Актуализация опорных знаний учащихся, определение темы урока и целеполагание. Учащиеся сами формулируют тему, цели урока, опираясь на ранее полученные знания.
(Проектная деятельность в виде интеллект-карты ведется в течение нескольких уроков)
4.Открытия нового знания – Учащиеся, посредством наблюдения над языком, с помощью исследовательской деятельности, коллективно формулируют определение новых лингвистических терминов «омофоны», «омографы», «омоформы».
5.Практическая деятельность по закреплению новых знаний проходит в форме групповой работы (по парам), что способствует самореализации, самоутверждению ученика, развитию познавательного интереса.
6. Для решения учебных задач осуществляется самостоятельная работа со взаимопроверкой.
На уроке использована рефлексия: посредством приема составления схемы по теме урока. Оценивание учащихся произведено с помощью листка самооценки.
- Домашнее задание к уроку – разноуровневое: детям было предложено выбрать его самостоятельно из двух предложенных упражнений, либо в зависимости от собственных интересов и предпочтений выбрать творческое задание. Характер домашнего задания посильный, творческий, что призвано повышать мотивацию к изучению предмета, повышать активность и улучшать качество знаний каждого ученика.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке были разнообразны: слушание, чтение, диалог, письмо, что является неотъемлемой частью читательской грамотности. На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с обучающимися. Дети свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах была оптимальная для этого возраста.
Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая) было целесообразным.
В ходе занятия я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала обучающихся, сталкивающихся с трудностями, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показать свои способности.
На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность обучающихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей. Проанализировав занятие можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживались взаимосвязь всех этапов, что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями обновленных ФГОС, Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.
6