СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный взгляд на развитие патриотического воспитания молодежи.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ современных взглядов на развитие патриотического воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Современный взгляд на развитие патриотического воспитания молодежи.»

Современный взгляд на развитие патриотического воспитания молодежи.

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и "помолодела" преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Что такое патриотизм? В Википедии можно найти определение: «Патриоти́зм (от греч. соотечественник, отечество) — социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы».

С точки зрения психологии патриотизм — это принятие своей идентичности и себя как части страны.

В философии сущность патриотизма истолковывается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к отече­ству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоя­щее, стремление защищать интересы родины.

В концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность к своему отечеству, стремлении служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

В Государственной программе «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» говорится о том, что патриотическое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную работу органов государственной власти и общественных организаций по формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению долга и конституционных

обязанностей по защите интересов Родины.

Главной целью патриотического воспитания является – формирование личностных качеств, необходимых для плодотворной жизни в обществе.

Цели воспитания не являются изначально данными, постоянными, они претерпевают изменения вместе с социально-политическим строем.

Один из специалистов патриотического воспитания молодежи  профессор Анатолий Николаевич Вырщиков  выделяет следующие   разновидности  патриотизма:

1. Государственный (державный) патриотизм ставит превыше всего идею служения государству, приоритета государственных интересов над личными, частными интересами гражданина. Для развития государственного патриотизма необходимо знание истории своего государства, воспитания соответствующего правосознания, требующего взаимного уважения прав гражданина и государства.

2. Российский патриотизм как социально-психологический феномен. Основой российского патриотизма являются понятия Родина, Родина-мать, Отечество. Даже в словах просматривается определённый патернализм – отношение к своей стране как к родителю, а к родителям, самым близким людям, мы относимся с любовью, потеряв её, тоскуем. В этом смысле понятие патриотизм раскрывает духовную основу этого чувства.

3. Национальный патриотизм – основан на истории и культуре конкретного народа. Любовь к своей земле, к своему народу, уважение к культуре через знание истории и знакомство с достоянием народа является условием  формирования осознанной национальной идентичности, способствует развитию чувства гордости за свой народ, желание сохранять  и приумножать его ценности.

4. Местный патриотизм – проявляется в любви к родным местам, к тому, что принято называть «малой Родиной». Формирование этих чувств невозможно без осознания глубины природных, социальных и  духовных связей. Именно с понятия «малая Родина» и начинается, на наш взгляд, формирование, национального российского, государственного патриотизма. И этот процесс, начинаясь в семье, организованный и целенаправленный характер приобретает в школе, называясь системой  и процессом патриотического воспитания. Без патриотов не существует ни одно государство, не сберегаются культурные достижения наций.

Компоненты патриотизма

Если судить по приведенным определениям, то патриотизм — многосоставное понятие. В связи с этим возникает ряд вопросов: следует ли считать патриотом только человека, которому свойственны все основные признаки патриотизма или же достаточно какого-либо одного (или нескольких) из них, а также как быть в тех случаях, когда различные слагаемые патриотизма рассогласуются друг с другом?

За многосоставным понятием патриотизма стоит и многосоставное явление. «Патриотизм - многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по разному проявляющихся на различных уровнях социальной системы. В частности, в психологической науке это проявление не может быть описано, кокой - либо одной из психологических категорий, а предлагает комплекс таких категорий, как чувство, установки, переживания, отношения, идентификация, поведение и др.

Вызывают вопросы и отдельные слагаемые патриотизма. Вроде бы очевидное понятие «Отечество» становится непростым в эпоху интенсивных миграций населения, появления немалого количества личностей, которые считают себя «гражданами вселенной», и других подобных факторов. В связи с этим новую остроту приобретает неновый вопрос о возможности эмигрантского патриотизма. Понятие любви к Отечеству является очень сложным и неоднозначным. В психологических текстах любовь определяется, например, как «высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к матери, детям, родине, музыке и т. д.)».

Так с какой же силой надо любить Отечество, чтобы считаться патриотом, и возможны ли разные градации патриотизма в зависимости от этой силы? Такая слагаемая патриотизма, как «гордость достижениями и культурой своей Родины», не вызывает возражений (хотя у разных людей существуют различные представления о том, что следует считать ее достижениями), если речь идет о высокой культуре. Однако можно ли отказать в статусе патриота человеку, который негативно относится к ее бытовой культуре, например, к. нашей так называемой национальной традиции материться, плеваться и бросать окурки в общественных местах, загрязняют природу и ведут себя так, как будто это не их родная земля.

Еще больше осложнилась ситуация, когда патриоту предписывается гордиться историей своей Родины. Должен ли он гордиться историей своей родин? Ведь в нашей Российской истории много предметов для гордости, но есть моменты, которыми трудно гордиться.

«Огромное значение для формирования патриотического сознания имеет история Отечества, являющаяся необходимым элементом духовно-нравственной природы патриотизма». Заслуживает внимания такой упомянутый в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви элемент патриотизма, как уважение и почитание истории своей страны. Уважение к истории предполагает не только ее знание, но и понимание, умение видеть ее фрагменты не в черно-белом свете.

Эмоциональное вовлеченное восприятие отечественной истории во всех ее светлых и темных сторонах более характерно для истинного патриота, чем идентификация с нашими победами и эмоциональное отвержение поражений. В свою очередь, содержащееся в определениях патриотизма упоминание идентификации себя с «другими членами народа», с народом в целом, можно

дополнить идентификацией с его историей. Такой атрибут патриотизма, как желание сохранять характер и культурные особенности своей Родины, порождает вопрос о том, можно ли считать патриотами радикальных реформаторов, видящих отсталость своей страны и стремящихся радикально изменить ее социально-политическое устройство. Конечно, проще всего отнести к патриотам лишь тех реформаторов, которые осуществляют реформы действительно во благо Родины (а не руководствуются, скажем, какими-либо корыстными целями) и проводят их на фоне бережного отношения к национальной культуре.

Непросто обстоит дело и с таким часто выделяемым атрибутом патриотизма, как вера в свою страну, в то, что она преодолеет все свои основные трудности, и ее ожидает замечательное будущее. Подобный атрибут — скорее функция не патриотизма, а оптимизма. Вполне возможно (и нередко встречается) такое явление, как патриот-пессимист, любящий свою страну, остро переживающий за нее, но не разделяющий оптимистичного образа ее будущего.

Можно ли таких людей вычеркивать из числа патриотов? Естественно, в основе патриотизма лежит образ своей Родины, который у разных людей, в том числе и истинных патриотов, всегда различен. В частности, горячая любовь к Родине может сочетаться с весьма критическим отношением к ней, ее социально-политическому устройству, внешней и внутренней политике и т. п.

В таком случае можно говорить о «критическом патриотизме», если, конечно, критическое отношение к своей стране связано с желанием сделать ее лучше, а не, как принято говорить, ее «очернить». В то же время наибольшие сложности возникают в связи с различением когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов патриотизма, как и в целом при разделении этих трех аспектов социальных установок.

Если патриотизм сводится только к своему вербальному компоненту, например, человек повсеместно твердит о своей любви к Родине, но не переживает за нее, не идентифицирует себя с ней, то такой «вербальный» (можно его назвать также показным и т. п.) патриотизм вряд ли можно считать истинным. Труднее обстоит дело в тех случаях, когда на вербальном уровне человек проявляет установки, которые выглядят непатриотическими, но героически погибает за Родину на поле боя. Или когда то же самое совершает человек, не имеющий выраженного эмоционального отношения к своей Отчизне. В подобных ситуациях, видимо, поведенческий компонент патриотизма «перевешивает» два других, а в экстремальных ситуациях могут проявляться скрытые патриотические установки и настроения, которые не выражены в более спокойных условиях.

При этом в истории поведенческий компонент патриотизма у разных социальных групп может иметь прямо противоположную направленность. Например, по мнению современных исследователей, патриотизм был свойственен многим представителям, как Красной армии, так и Белого движения, и «сегодня, спустя почти век со времени великого раскола России, вряд ли правомерно отказывать в патриотизме тем нашим соотечественникам, которые потерпели поражение в борьбе за ее иное будущее». Однако и поведенческий компонент патриотизма может не быть решающим, если, например, чувство страха и инстинкт самосохранения перевешивают другие чувства, и истинные патриоты бегут с поля боя, что не раз случалось в истории разных стран и народов.

Патриотизм не тождественен героизму, хотя многие герои совершают свои героические поступки из патриотических побуждений. Возможен как патриотизм без героизма, так и наоборот, героизм без патриотизма, поскольку героизм может иметь и другие мотивы. Тем не менее, существует тенденция если не к отождествлению, то по крайней мере к сближению этих понятий, а погибшим на поле брани часто приписываются патриотические мотивы, которые могут и отсутствовать (например, в случае массовой мобилизации).

Из рассмотренных ситуаций, возможного расхождения обычно выделяемых слагаемых патриотизма и их непростого внутреннего характера можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев гораздо проще судить о том, кто является патриотом — если у того или иного лица присутствуют все эти слагаемые, чем о том, кто им не является, поскольку можно быть патриотом и в отсутствие каких-либо из них.

Такой атрибут патриотизма, как чувство гордости за страну, не носит тотального характера и очень избирательно проявляется в отношении различных составляющих состояния страны и различных фрагментов ее истории. Это делает данный компонент патриотизма очень неопределенным и нуждающимся в уточнениях в каждом конкретном случае. Подтверждается необходимость выделения различных видов патриотизма, а также, при сохранении общего ядра и таких компонентов, как, например, любовь к Родине, обнаруживается большое количество его индивидуальных пониманий. Констатируется и то, что «патриотизм в России принимает различные формы». Существует большой разброс мнений в отношении частных признаков патриотизма (или его отсутствия), таких как двойное гражданство, работа в иностранной фирме, готовность вступить в брак с иностранцем и т. п. Может возникнуть намерение исключить подобные обстоятельства из числа критериев патриотизма, однако большое количество респондентов, придающих им значение в данном качестве, не позволяет этого сделать. Достаточно заметное место в феноменальном поле наших сограждан, наряду с понятием патриотизма, занимает и понятие непатриотизма (иногда в качестве антипода патриотизма рассматривается национальный нигилизм а то, кто является патриотом, нередко определяется от противного — кто им не является.

Подводя итоги патриотом можно назвать того, кто действительно переживает за свою страну, кто чтит все ее достоинства и пытается выправить недостатки. Патриот, это тот, кто хорошо знает историю и очень любит и уважает все традиции, что передавались из поколения в поколение. Очень важно, чтобы человек в случае необходимости мог защитить свою страну, тогда он настоящий патриот и готов, если нужно, отдать жизнь за собственную родину. Таким должен быть каждый гражданин нашей страны.





ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

  1. Давыдова М. Ю., Сурков С. Н. Патриотизм в XXI веке: примеры проявления // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 616-618.

  2. Проблемы патриотического воспитания современной молодежи // Научно-издательский центр «Социосфера». URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2017/135/problemy_patrioticheskogo_vospitaniya_sovremennoj_molodezhi/

  3. Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 240-243.





























3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!