СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный здоровьесберегающий урок

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здорвьесберегающий урок должен :вопитывать;

 стимулировать детей жить, быть здоровыми и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Современный здоровьесберегающий урок»

Современный здоровьесберегающий урок   Рекомендации

Современный здоровьесберегающий урок

Рекомендации

Здоровьесберегающий урок должен:  воспитывать,  стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми,  учить их ощущать радость от каждого прожитого дня,  показывать детям, что жизнь - это прекрасно,  вызывать у детей позитивную самооценку.

Здоровьесберегающий урок должен:

  • воспитывать,
  • стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми,
  • учить их ощущать радость от каждого прожитого дня,
  • показывать детям, что жизнь - это прекрасно,
  • вызывать у детей позитивную самооценку.

Анализ урока с точки зрения сохранения здоровья школьников Гигиенические условия в классе (кабинете); Число использованных учителем видов преподавания; Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности; Чередование видов преподавания; Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов; Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы; Физкультминутки и физкультпаузы; Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке; Благоприятный психологический климат на уроке; Преобладающее выражение лица учителя; Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности; Темп и особенности окончания урока; Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Анализ урока с точки зрения сохранения здоровья школьников

  • Гигиенические условия в классе (кабинете);
  • Число использованных учителем видов преподавания;
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
  • Чередование видов преподавания;
  • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
  • Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
  • Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
  • Физкультминутки и физкультпаузы;
  • Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
  • Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
  • Благоприятный психологический климат на уроке;
  • Преобладающее выражение лица учителя;
  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
  • Темп и особенности окончания урока;
  • Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.  Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:
  • Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.
  • Здоровьесберегающие технологии это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:
       1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.      2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.      3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.      4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание  только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

      1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

     2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.

     3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.

     4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание  только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий отсутствие назидательности и авторитарности, элементы индивидуализации обучения, мотивация на здоровый образ жизни учителя и учеников, интерес к учебе, желание идти в школу, физкультминутки, гигиенический контроль

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

  • отсутствие назидательности и авторитарности,
  • элементы индивидуализации обучения,
  • мотивация на здоровый образ жизни учителя и учеников,
  • интерес к учебе, желание идти в школу,
  • физкультминутки,
  • гигиенический контроль

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения  Характерис-тика  Количество видов учебной деятель- ности Рациональ-ный уровень  Виды учебной деятельности : опрос,письмо,чтение,слуша-ние,рассказ, ответы на вопросы,рас- сматривание, списывание Недостаточ-но рацио-нальный   4-7 Нерацио-нальный   2-3  1-2

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.

Критерии здоровье- сбережения

Характерис-тика

Количество видов учебной деятель-

ности

Рациональ-ный уровень

Виды учебной деятельности : опрос,письмо,чтение,слуша-ние,рассказ, ответы на вопросы,рас- сматривание,

списывание

Недостаточ-но рацио-нальный

4-7

Нерацио-нальный

2-3

1-2

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения  Характерис-тика  Рациональ-ный уровень  Недостаточ-но рацио-нальный   Не более 10 мин. Нерацио-нальный   11-15 мин.  Более  15 мин. Средняя продолжи- тельность и частота чередова-ния видов деятельно-сти

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.

Критерии здоровье- сбережения

Характерис-тика

Рациональ-ный уровень

Недостаточ-но рацио-нальный

Не более 10 мин.

Нерацио-нальный

11-15 мин.

Более

15 мин.

Средняя продолжи- тельность и частота чередова-ния видов деятельно-сти

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения  Характерис-тика  Количество видов пре-подавания Рациональ-ный уровень  Виды препода- вания: словесный, наглядный, самостоятель-ная или практическая работа, аудиовизуаль- ный Недостаточ-но рацио-нальный   Не менее 3-х Нерацио-нальный   2  1

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.

Критерии здоровье- сбережения

Характерис-тика

Количество видов пре-подавания

Рациональ-ный уровень

Виды препода- вания: словесный, наглядный, самостоятель-ная или практическая работа, аудиовизуаль- ный

Недостаточ-но рацио-нальный

Не менее

3-х

Нерацио-нальный

2

1

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока . Критерии здоровье- сбережения  Характерис-тика  Чередова-ние видов преподава-ния  Плотность урока Рациональ-ный уровень      Количество времени, затраченное школьником на работу Недостаточ-но рацио-нальный  Не позже, чем через 10-15 мин.  Не менее 60% и не более  75-80% Нерацио-нальный   Через 15-20 мин.   85-90%  Не череду-ются   Более  90%

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока .

Критерии здоровье- сбережения

Характерис-тика

Чередова-ние видов преподава-ния

Плотность урока

Рациональ-ный уровень

Количество времени, затраченное школьником на работу

Недостаточ-но рацио-нальный

Не позже, чем через 10-15 мин.

Не менее 60% и не более

75-80%

Нерацио-нальный

Через

15-20 мин.

85-90%

Не череду-ются

Более

90%

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения  Характерис-тика  Рациональ-ный уровень  Недостаточ-но рацио-нальный   На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого Нерацио-нальный   1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью  Отсутст-вует Наличие, место, содержание и продолжи- тельность на уроке моментов оздоровле-ния Физкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.

Критерии здоровье- сбережения

Характерис-тика

Рациональ-ный уровень

Недостаточ-но рацио-нальный

На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого

Нерацио-нальный

1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью

Отсутст-вует

Наличие, место, содержание и продолжи- тельность на уроке моментов оздоровле-ния

Физкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Работоспособность в течение  учебного дня 1-6 классы

Работоспособность в течение учебного дня 1-6 классы

Работоспособность в течение  учебного дня 7-11 классы

Работоспособность в течение учебного дня 7-11 классы

Работоспособность в течение  рабочей недели 1-6 классы

Работоспособность в течение рабочей недели 1-6 классы

Работоспособность в течение  рабочей недели 7-11 классы

Работоспособность в течение рабочей недели 7-11 классы

Принципы учет возрастно-половых особенностей; учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения; структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся; использование здоровьесберегающих действий.

Принципы

  • учет возрастно-половых особенностей;
  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
  • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;
  • использование здоровьесберегающих действий.

Современный здоровьесберегающий урок должен включать 3 этапа: На 1 этапе – учитель, совместно с детьми, добывает информацию, построенную таким образом, чтобы стимулировать вопросы учащихся. На 2 этапе - учащиеся задают вопросы. На 3 этапе - учитель и дети находят на них ответы.

Современный здоровьесберегающий урок должен включать 3 этапа:

На 1 этапе – учитель, совместно с детьми, добывает информацию, построенную таким образом, чтобы стимулировать вопросы учащихся.

На 2 этапе - учащиеся задают вопросы.

На 3 этапе - учитель и дети находят на них ответы.

 Характеристика здоровьесберегающего урока Выполнение рекомендаций СанПиНа: требования к освещенности кабинета, требования к мебели; температурный режим помещения; проветривание помещения; уровень шума; место и длительность применения ТСО

Характеристика

здоровьесберегающего урока

Выполнение рекомендаций СанПиНа:

  • требования к освещенности кабинета, требования к мебели;
  • температурный режим помещения;
  • проветривание помещения;
  • уровень шума;
  • место и длительность применения ТСО
игровые ситуации на уроках; разные формы уроков; использование парной и групповой работы; драматизации диалогов с движением;
  • игровые ситуации на уроках;
  • разные формы уроков;
  • использование парной и групповой работы;
  • драматизации диалогов с движением;
разыгрывание сценок литературных сюжетов; подвижные игры на переменах; наглядность; занимательные упражнения; фантазирование; творческие домашние задания
  • разыгрывание сценок литературных сюжетов;
  • подвижные игры на переменах;
  • наглядность;
  • занимательные упражнения;
  • фантазирование;
  • творческие домашние задания
Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий   отсутствие назидательности и авторитарности,  воспитание, а не изучение культуры здоровья,  элементы индивидуализации обучения,  наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников,  интерес к учебе, желание идти в школу,  наличие физкультминуток,  наличие гигиенического контроля.

Особенности здоровьесберегающих

образовательных технологий

  • отсутствие назидательности и авторитарности,
  • воспитание, а не изучение культуры здоровья,
  • элементы индивидуализации обучения,
  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников,
  • интерес к учебе, желание идти в школу,
  • наличие физкультминуток,
  • наличие гигиенического контроля.
Здоровьесберегающие действия:   о птимальная плотность урока,  ч ередование видов учебной деятельности

Здоровьесберегающие действия: 

  • о птимальная плотность урока,

  • ч ередование видов учебной деятельности

Оздоровительные моменты на уроке:   физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Оздоровительные моменты на уроке:

  • физкультминутки, динамические паузы,
  • минутки релаксации,
  • дыхательная гимнастика,
  • гимнастика для глаз,
  • массаж активных точек

Требования к проведению физкультминуток Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Требования к проведению физкультминуток

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
  • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Виды физкультминуток Упражнения для снятия общего или локального утомления. Упражнения для кистей рук. Гимнастика для глаз. Гимнастика для слуха. Упражнения корректирующие осанку. Дыхательная гимнастика

Виды физкультминуток

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления.
  • Упражнения для кистей рук.
  • Гимнастика для глаз.
  • Гимнастика для слуха.
  • Упражнения корректирующие осанку.
  • Дыхательная гимнастика

Тренажер для глаз

Тренажер для глаз

Зрительная гимнастика  Тренажер Базарного В.Ф.

Зрительная гимнастика Тренажер Базарного В.Ф.

Методика выполнения упражнения   1. Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2 м от него.   2. Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами).   3. Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.   4. Выполняется в следующем порядке:   - влево - вправо;   - вверх - вниз;   - по часовой стрелке и против часовой стрелки;   - по восьмерке.   5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.   6. Продолжительность упражнения - 1 минута.

Методика выполнения упражнения

  •   1. Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2 м от него.
  •   2. Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами).
  •   3. Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.
  •   4. Выполняется в следующем порядке:
  •   - влево - вправо;
  •   - вверх - вниз;
  •   - по часовой стрелке и против часовой стрелки;
  •   - по восьмерке.
  •   5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.
  •   6. Продолжительность упражнения - 1 минута.
Гимнастика глаз улучшает не только зрение, но тренирует мускулатуру лица, оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат

Гимнастика глаз улучшает не только зрение, но тренирует мускулатуру лица, оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат

Сенсорно-дидактические кресты Патент. Представляет собой приспособление для крепления наглядного материала. Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия. На класс необходимо минимум 4 шт.    Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц.

Сенсорно-дидактические кресты

Патент. Представляет собой приспособление для крепления наглядного материала.

Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия.

На класс необходимо минимум 4 шт.

Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц.

Подвесная леска представляет собой натянутую леску на боковой стене класса. Подвесная рейка состоит из рейки, подвешенной к потолку тонкой нитью. На леске и рейке располагается дидактический материал, опорные схемы, алгоритмы ответов, воспринимаемые в режиме дальнего зрения и в режиме поиска.

Подвесная леска представляет собой натянутую леску на боковой стене класса. Подвесная рейка состоит из рейки, подвешенной к потолку тонкой нитью. На леске и рейке располагается дидактический материал, опорные схемы, алгоритмы ответов, воспринимаемые в режиме дальнего зрения и в режиме поиска.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения

  • "Свеча”

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

  • "Дышим носом”

Исходное положение – стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

  • "Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Гимнастика дыхательная Успокаивающее дыхание:  Вдох выдох пауза 4 с - 5с - 2с 4 с - 4 с - 2с 4 с - 6с – 2с   Мобилизующее дыхание: Вдох выдох пауза 4с - 2с - 4с 4с - 5с - 2с 4с - 6с - 2с

Гимнастика дыхательная

Успокаивающее дыхание:

Вдох выдох пауза 4 с - 5с - 2с 4 с - 4 с - 2с 4 с - 6с – 2с

Мобилизующее дыхание: Вдох выдох пауза 4с - 2с - 4с 4с - 5с - 2с 4с - 6с - 2с

Цветотерапия Игра «Цветные сны» Желтый  – стимулирует умственную деятельность, влияет на умственное состояние, это цвет хорошего настроения. Под его воздействием быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача. зеленый - умиротворяет, успокаивает;  создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него); работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов;  голубой - снижает кровяное давление, успокаивает;  влияет на эмоции;  синий - располагает к серьезности, строгости в поведении;  способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности;  фиолетовый - возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;  красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности.  черный - в небольшой дозе сосредотачивает внимание.

Цветотерапия Игра «Цветные сны»

Желтый стимулирует умственную деятельность, влияет на умственное состояние, это цвет хорошего настроения. Под его воздействием быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача.

зеленый - умиротворяет, успокаивает; создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него); работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов;

голубой - снижает кровяное давление, успокаивает; влияет на эмоции;

синий - располагает к серьезности, строгости в поведении; способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности;

фиолетовый - возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;

красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности.

черный - в небольшой дозе сосредотачивает внимание.

 В течение каждого урока проводятся 3-4 физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.

В течение каждого урока проводятся 3-4 физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения

на снятие усталости,

укрепление

опорно-двигательной системы и

мышц глаз.

 Упражнения для глаз хорошо сочетаются с «Игрой в весёлых человечков». На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети вначале рассматривают человечка, а затем выполняют его движения. Эти физминутки тренируют зрение, зрительную память, произвольное внимание, наглядно- образное мышление.

Упражнения для глаз хорошо сочетаются с «Игрой в весёлых человечков».

На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети вначале рассматривают человечка, а затем выполняют его движения.

Эти физминутки тренируют зрение,

зрительную память,

произвольное внимание,

наглядно- образное мышление.

 Физкультминутки  на растягивание отделов позвоночника   Наклоны вперед, назад, в сторону.  Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому плечу, к левому.  Тянемся максимально вперед (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное положение, - голова прямо.

Физкультминутки

на растягивание

отделов позвоночника

  • Наклоны вперед, назад, в сторону.

  • Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому плечу, к левому.

  • Тянемся максимально вперед (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное положение, - голова прямо.

на снижение утомления  упражнение «Дерево»  И. п.: стоя, ноги вместе. Одновременно со вздохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой. Подбородок поднят, грудь развернута, дыхание свободное.

на снижение утомления

упражнение «Дерево»

И. п.: стоя, ноги вместе.

Одновременно со вздохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой.

Подбородок поднят, грудь развернута, дыхание свободное.

для снятия локального мышечного напряжения  упражнение «Железная дорога»   Руки имитируют движение поезда по рельсам. Кисти сцеплены в замок, руки вытянуты и подняты до уровня плеч. Кисти рук описывают большие восьмерки по горизонтали и по вертикали.

для снятия локального мышечного напряжения

упражнение «Железная дорога»

Руки имитируют движение поезда по рельсам.

Кисти сцеплены в замок, руки вытянуты и подняты до уровня плеч.

Кисти рук описывают большие восьмерки по горизонтали и по вертикали.

смена статических поз  во время урока: слушание протекает в следующей позе: расслабились, откинулись на спинку стула, руки свободно висят вдоль тела или сцеплены в замок за спинкой стула.

смена статических поз во время урока:

слушание протекает в следующей позе:

  • расслабились,
  • откинулись на спинку стула,
  • руки свободно висят вдоль тела или сцеплены в замок за спинкой стула.

 Методические приемы повышения эффективности раскрепощения психомоторной функции производятся с помощью произвольно-телесных усилий. Настоящая методика направлена на повышение эффективности психомоторных и речемоторных функций за счет подведения их под основу произвольного шагового логоритма. Шаговый логоритм повышает зрительно фиксационные возможности, скорость восприятия. Его можно использовать: - при прочтении текста в режиме ближнего зрения (ученик берет в правую руку держалку, на которой закреплен лист со стихотворением, отодвигает на максимальное расстояние и начинает читать по слогам, подбирая шаг к каждому слогу); при прочтении текста в режиме дальнего зрения. (На школьной доске фиксируется лист ватмана, на котором написан текст стихотворения. Школьник становиться на максимальное расстояние от доски. Устремив взгляд на размещенный текст, вначале медленно, а потом быстрее, он начинает к нему продвигаться, произнося каждый  слог строго под каждый шаг.)
  • Методические приемы повышения эффективности раскрепощения психомоторной функции производятся с помощью произвольно-телесных усилий. Настоящая методика направлена на повышение эффективности психомоторных и речемоторных функций за счет подведения их под основу произвольного шагового логоритма. Шаговый логоритм повышает зрительно фиксационные возможности, скорость восприятия.
  • Его можно использовать:
  • - при прочтении текста в режиме ближнего зрения (ученик берет в правую руку держалку, на которой закреплен лист со стихотворением, отодвигает на максимальное расстояние и начинает читать по слогам, подбирая шаг к каждому слогу);
  • при прочтении текста в режиме дальнего зрения. (На школьной доске фиксируется лист ватмана, на котором написан текст стихотворения. Школьник становиться на максимальное расстояние от доски. Устремив взгляд на размещенный текст, вначале медленно, а потом быстрее, он начинает к нему продвигаться, произнося каждый
  • слог строго под каждый шаг.)
Рефлексию на уроке можно совместить  с пальчиковой гимнастикой    Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы: мизинец - Какие знания, опыт я сегодня получил? безымянный - Что я делал и чего достиг? средний - Какое у меня настроение? указательный - Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал? большой - Что я сделал для своего здоровья?

Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой

Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:

  • мизинец - Какие знания, опыт я сегодня получил?
  • безымянный - Что я делал и чего достиг?
  • средний - Какое у меня настроение?
  • указательный - Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
  • большой - Что я сделал для своего здоровья?

Пальчиковая гимнастика в начале урока 1. Ладони на столе (на счет

Пальчиковая гимнастика в начале урока

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)

2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").

3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

7. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).

10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы) и т. д.

Пальчиковая гимнастика Колокольчик, колокольчик все звенит, звенит, звенит -  Язычком он шевелит. (Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает) А у кошки ушки,  Ушки на макушке,  Чтобы лучше слышать  Мышь в ее норушке. (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх)

Пальчиковая гимнастика

Колокольчик, колокольчик

все звенит, звенит, звенит - Язычком он шевелит.

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает)

А у кошки ушки, Ушки на макушке, Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх)

 Гимнастика для слуха Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми. Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха. Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте. Потяните ушки в сторону – снова 20 раз. Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

Гимнастика для слуха

  • Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.
  • Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.
  • Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
  • Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
  • Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.
  • Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.
  • Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.
  • Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).
Наличие эмоциональных разрядок поговорка, высказывание,  веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картинка

Наличие эмоциональных разрядок

  • поговорка,
  • высказывание,
  • веселое четверостишие,
  • юмористическая или поучительная картинка

Важно! Правильная поза ученика во время занятий за столом  Правильная рабочая поза  при письме

Важно!

  • Правильная поза ученика во время занятий за столом

  • Правильная рабочая поза при письме

   за столом   длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка;  высота ножек стула должна равняться длине голени; голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол; между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка; расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см; тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.

за столом

  • длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка;
  • высота ножек стула должна равняться длине голени;
  • голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;
  • между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка;
  • расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см;
  • тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.

при письме   при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы;  позвоночник опирается на спинку стула; предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно; надплечья находятся на одном уровне.

при письме

  • при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы;
  • позвоночник опирается на спинку стула;
  • предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно;
  • надплечья находятся на одном уровне.

Положительные эмоции создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса,   положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий

Положительные эмоции

  • создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса,
  • положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий

Учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.  Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.  Факты: Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”.  У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.

Учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.

Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.

Факты:

  • Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”.
  • У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.

Тренинг-тест  «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать » I . Если утром вам надо встать пораньше, вы  1. заводите будильник,  2. доверяете внутреннему голосу,  3.полагаетесь на случай.  II . Проснувшись утром, вы  1. сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела,  2. встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на занятия,  3. увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом.

Тренинг-тест «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать »

I . Если утром вам надо встать пораньше, вы

1. заводите будильник,

2. доверяете внутреннему голосу,

3.полагаетесь на случай.

II . Проснувшись утром, вы

1. сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела,

2. встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на занятия,

3. увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом.

III . Из чего состоит ваш обычный завтрак?  1. из кофе или чая с бутербродами,  2. из мясного блюда и кофе или чая,  3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять.   IV . Вы предпочли бы,  1. чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность успеть поесть в столовой,  2. поесть, не торопясь, и еще спокойно выпить чашку кофе,  3.поесть, не торопясь, еще немного отдохнуть. 

III . Из чего состоит ваш обычный завтрак? 1. из кофе или чая с бутербродами, 2. из мясного блюда и кофе или чая, 3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять. IV . Вы предпочли бы, 1. чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность успеть поесть в столовой, 2. поесть, не торопясь, и еще спокойно выпить чашку кофе, 3.поесть, не торопясь, еще немного отдохнуть. 

V . Как часто в суете учебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами  1. каждый день  2. иногда  3. редко   VI . Если вы отказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, то пытаетесь разрешить ее  1. долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию,  2. флегматичным отстранением от споров  3. ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров

V . Как часто в суете учебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами 1. каждый день 2. иногда 3. редко VI . Если вы отказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, то пытаетесь разрешить ее 1. долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию, 2. флегматичным отстранением от споров 3. ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров

VII . Надолго ли вы обычно задерживаетесь после окончания занятий  1.не более чем на 20 минут  2.до 1 часа  3.более 1 часа  VIII . Чему вы обычно посвящаете свое свободное время?  1.встречам с друзьями, общественной работе  2.хобби,  3.домашним делам

VII . Надолго ли вы обычно задерживаетесь после окончания занятий 1.не более чем на 20 минут 2.до 1 часа 3.более 1 часа

VIII . Чему вы обычно посвящаете свое свободное время? 1.встречам с друзьями, общественной работе 2.хобби, 3.домашним делам

 IX . Встреча с друзьями и прием гостей для вас – это  1.возможность встряхнуться и отвлечься от забот  2.потеря времени и денег  3.неизбежное зло   X . Когда вы ложитесь спать?  1.всегда примерно в одно и тоже время  2.по настроению  3.по окончанию всех дел

IX . Встреча с друзьями и прием гостей для вас – это 1.возможность встряхнуться и отвлечься от забот 2.потеря времени и денег 3.неизбежное зло

X . Когда вы ложитесь спать? 1.всегда примерно в одно и тоже время 2.по настроению 3.по окончанию всех дел

XI . Как вы хотели бы использовать для отдыха свой отпуск?  1. все сразу,  2. часть летом, а часть – зимой,  3. по два-три дня, когда у вас накапливается много домашних дел.   XII . Какое место занимает спорт в вашей жизни?  1. ограничиваетесь ролью болельщика,  2. делаете зарядку на свежем воздухе,  3. находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной.

XI . Как вы хотели бы использовать для отдыха свой отпуск? 1. все сразу, 2. часть летом, а часть – зимой, 3. по два-три дня, когда у вас накапливается много домашних дел. XII . Какое место занимает спорт в вашей жизни? 1. ограничиваетесь ролью болельщика, 2. делаете зарядку на свежем воздухе, 3. находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной.

XIII . За последние 14 дней вы хотя бы раз  1. танцевали, 2. занимались физическим трудом или спортом,  3. прошли пешком не менее 4 км.  XIV . Как вы проводите летние каникулы?  1. пассивно отдыхаете,  2. физически трудитесь, например, в саду,  3. гуляете и занимаетесь спортом.  XV . Ваше честолюбие проявляется в том, что вы  1. любой ценой стремитесь достичь своего,  2. надеетесь, что ваше усердие принесет свои плоды, 3. намекаете окружающим на вашу ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы.

XIII . За последние 14 дней вы хотя бы раз 1. танцевали,

2. занимались физическим трудом или спортом, 3. прошли пешком не менее 4 км. XIV . Как вы проводите летние каникулы? 1. пассивно отдыхаете, 2. физически трудитесь, например, в саду, 3. гуляете и занимаетесь спортом. XV . Ваше честолюбие проявляется в том, что вы 1. любой ценой стремитесь достичь своего, 2. надеетесь, что ваше усердие принесет свои плоды,

3. намекаете окружающим на вашу ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы.

1 1 30 2 2 3 3 20 10 10 20 30 4 0 30 30 5 0 0 0 6 0 10 7 30 20 30 8 10 9 0 30 30 30 10 10 10 11 0 30 20 30 30 0 12 0 0 20 13 0 0 14 0 0 15 30 30 0 0 30 20 30 30

1

1

30

2

2

3

3

20

10

10

20

30

4

0

30

30

5

0

0

0

6

0

10

7

30

20

30

8

10

9

0

30

30

30

10

10

10

11

0

30

20

30

30

0

12

0

0

20

13

0

0

14

0

0

15

30

30

0

0

30

20

30

30

400-480 очков : у вас почти максимальная сумма очков, и можно сказать, что вы ведете правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей работы. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придает ей монотонность – напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.
  • 400-480 очков : у вас почти максимальная сумма очков, и можно сказать, что вы ведете правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей работы. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придает ей монотонность – напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.
 280-400 очков : вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша общественная и личная жизнь и впрямь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у вас есть еще резервы повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями вашего организма.

  • 280-400 очков : вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша общественная и личная жизнь и впрямь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у вас есть еще резервы повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями вашего организма.
 160-280 очков : вы «середнячок». Если вы будите и дальше жить в таком же режиме, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.
  • 160-280 очков : вы «середнячок». Если вы будите и дальше жить в таком же режиме, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.
Менее 160 очков : по правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и дела у вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста – врача-гигиениста или психолога. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.
  • Менее 160 очков : по правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и дела у вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста – врача-гигиениста или психолога. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.
Хочешь быть счастлив один день – сходи в гости; Хочешь быть счастлив неделю – женись; Хочешь быть счастлив месяц – купи себе машину; Хочешь быть счастлив всю жизнь –  будь здоров!

Хочешь быть счастлив один день

сходи в гости;

Хочешь быть счастлив неделю

женись;

Хочешь быть счастлив месяц

купи себе машину;

Хочешь быть счастлив всю жизнь

будь здоров!

“ Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”. СОКРАТ

Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.

СОКРАТ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!