Современный здоровьесберегающий урок
Рекомендации
Здоровьесберегающий урок должен:
- воспитывать,
- стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми,
- учить их ощущать радость от каждого прожитого дня,
- показывать детям, что жизнь - это прекрасно,
- вызывать у детей позитивную самооценку.
Анализ урока с точки зрения сохранения здоровья школьников
- Гигиенические условия в классе (кабинете);
- Число использованных учителем видов преподавания;
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
- Чередование видов преподавания;
- Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
- Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
- Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
- Физкультминутки и физкультпаузы;
- Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
- Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
- Благоприятный психологический климат на уроке;
- Преобладающее выражение лица учителя;
- Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
- Темп и особенности окончания урока;
- Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
- Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.
- Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
- отсутствие назидательности и авторитарности,
- элементы индивидуализации обучения,
- мотивация на здоровый образ жизни учителя и учеников,
- интерес к учебе, желание идти в школу,
- физкультминутки,
- гигиенический контроль
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.
Критерии здоровье- сбережения
Характерис-тика
Количество видов учебной деятель-
ности
Рациональ-ный уровень
Виды учебной деятельности : опрос,письмо,чтение,слуша-ние,рассказ, ответы на вопросы,рас- сматривание,
списывание
Недостаточ-но рацио-нальный
4-7
Нерацио-нальный
2-3
1-2
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.
Критерии здоровье- сбережения
Характерис-тика
Рациональ-ный уровень
Недостаточ-но рацио-нальный
Не более 10 мин.
Нерацио-нальный
11-15 мин.
Более
15 мин.
Средняя продолжи- тельность и частота чередова-ния видов деятельно-сти
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.
Критерии здоровье- сбережения
Характерис-тика
Количество видов пре-подавания
Рациональ-ный уровень
Виды препода- вания: словесный, наглядный, самостоятель-ная или практическая работа, аудиовизуаль- ный
Недостаточ-но рацио-нальный
Не менее
3-х
Нерацио-нальный
2
1
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока .
Критерии здоровье- сбережения
Характерис-тика
Чередова-ние видов преподава-ния
Плотность урока
Рациональ-ный уровень
Количество времени, затраченное школьником на работу
Недостаточ-но рацио-нальный
Не позже, чем через 10-15 мин.
Не менее 60% и не более
75-80%
Нерацио-нальный
Через
15-20 мин.
85-90%
Не череду-ются
Более
90%
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.
Критерии здоровье- сбережения
Характерис-тика
Рациональ-ный уровень
Недостаточ-но рацио-нальный
На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого
Нерацио-нальный
1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью
Отсутст-вует
Наличие, место, содержание и продолжи- тельность на уроке моментов оздоровле-ния
Физкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Работоспособность в течение учебного дня 1-6 классы
Работоспособность в течение учебного дня 7-11 классы
Работоспособность в течение рабочей недели 1-6 классы
Работоспособность в течение рабочей недели 7-11 классы
Принципы
- учет возрастно-половых особенностей;
- учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;
- использование здоровьесберегающих действий.
Современный здоровьесберегающий урок должен включать 3 этапа:
На 1 этапе – учитель, совместно с детьми, добывает информацию, построенную таким образом, чтобы стимулировать вопросы учащихся.
На 2 этапе - учащиеся задают вопросы.
На 3 этапе - учитель и дети находят на них ответы.
Характеристика
здоровьесберегающего урока
Выполнение рекомендаций СанПиНа:
- требования к освещенности кабинета, требования к мебели;
- температурный режим помещения;
- проветривание помещения;
- уровень шума;
- место и длительность применения ТСО
- игровые ситуации на уроках;
- разные формы уроков;
- использование парной и групповой работы;
- драматизации диалогов с движением;
- разыгрывание сценок литературных сюжетов;
- подвижные игры на переменах;
- наглядность;
- занимательные упражнения;
- фантазирование;
- творческие домашние задания
Особенности здоровьесберегающих
образовательных технологий
- отсутствие назидательности и авторитарности,
- воспитание, а не изучение культуры здоровья,
- элементы индивидуализации обучения,
- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников,
- интерес к учебе, желание идти в школу,
- наличие физкультминуток,
- наличие гигиенического контроля.
Здоровьесберегающие действия:
- о птимальная плотность урока,
- ч ередование видов учебной деятельности
Оздоровительные моменты на уроке:
- физкультминутки, динамические паузы,
- минутки релаксации,
- дыхательная гимнастика,
- гимнастика для глаз,
- массаж активных точек
Требования к проведению физкультминуток
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
- Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Виды физкультминуток
- Упражнения для снятия общего или локального утомления.
- Упражнения для кистей рук.
- Гимнастика для глаз.
- Гимнастика для слуха.
- Упражнения корректирующие осанку.
- Дыхательная гимнастика
Тренажер для глаз
Зрительная гимнастика Тренажер Базарного В.Ф.
Методика выполнения упражнения
- 1. Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2 м от него.
- 2. Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами).
- 3. Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.
- 4. Выполняется в следующем порядке:
- - влево - вправо;
- - вверх - вниз;
- - по часовой стрелке и против часовой стрелки;
- - по восьмерке.
- 5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.
- 6. Продолжительность упражнения - 1 минута.
Гимнастика глаз улучшает не только зрение, но тренирует мускулатуру лица, оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат
Сенсорно-дидактические кресты
Патент. Представляет собой приспособление для крепления наглядного материала.
Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия.
На класс необходимо минимум 4 шт.
Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц.
Подвесная леска представляет собой натянутую леску на боковой стене класса. Подвесная рейка состоит из рейки, подвешенной к потолку тонкой нитью. На леске и рейке располагается дидактический материал, опорные схемы, алгоритмы ответов, воспринимаемые в режиме дальнего зрения и в режиме поиска.
Дыхательные упражнения
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
Исходное положение – стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
Гимнастика дыхательная
Успокаивающее дыхание:
Вдох выдох пауза 4 с - 5с - 2с 4 с - 4 с - 2с 4 с - 6с – 2с
Мобилизующее дыхание: Вдох выдох пауза 4с - 2с - 4с 4с - 5с - 2с 4с - 6с - 2с
Цветотерапия Игра «Цветные сны»
Желтый – стимулирует умственную деятельность, влияет на умственное состояние, это цвет хорошего настроения. Под его воздействием быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача.
зеленый - умиротворяет, успокаивает; создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него); работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов;
голубой - снижает кровяное давление, успокаивает; влияет на эмоции;
синий - располагает к серьезности, строгости в поведении; способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности;
фиолетовый - возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности.
черный - в небольшой дозе сосредотачивает внимание.
В течение каждого урока проводятся 3-4 физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения
на снятие усталости,
укрепление
опорно-двигательной системы и
мышц глаз.
Упражнения для глаз хорошо сочетаются с «Игрой в весёлых человечков».
На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети вначале рассматривают человечка, а затем выполняют его движения.
Эти физминутки тренируют зрение,
зрительную память,
произвольное внимание,
наглядно- образное мышление.
Физкультминутки
на растягивание
отделов позвоночника
- Наклоны вперед, назад, в сторону.
- Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому плечу, к левому.
- Тянемся максимально вперед (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное положение, - голова прямо.
на снижение утомления
упражнение «Дерево»
И. п.: стоя, ноги вместе.
Одновременно со вздохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой.
Подбородок поднят, грудь развернута, дыхание свободное.
для снятия локального мышечного напряжения
упражнение «Железная дорога»
Руки имитируют движение поезда по рельсам.
Кисти сцеплены в замок, руки вытянуты и подняты до уровня плеч.
Кисти рук описывают большие восьмерки по горизонтали и по вертикали.
смена статических поз во время урока:
слушание протекает в следующей позе:
- расслабились,
- откинулись на спинку стула,
- руки свободно висят вдоль тела или сцеплены в замок за спинкой стула.
- Методические приемы повышения эффективности раскрепощения психомоторной функции производятся с помощью произвольно-телесных усилий. Настоящая методика направлена на повышение эффективности психомоторных и речемоторных функций за счет подведения их под основу произвольного шагового логоритма. Шаговый логоритм повышает зрительно фиксационные возможности, скорость восприятия.
- Его можно использовать:
- - при прочтении текста в режиме ближнего зрения (ученик берет в правую руку держалку, на которой закреплен лист со стихотворением, отодвигает на максимальное расстояние и начинает читать по слогам, подбирая шаг к каждому слогу);
- при прочтении текста в режиме дальнего зрения. (На школьной доске фиксируется лист ватмана, на котором написан текст стихотворения. Школьник становиться на максимальное расстояние от доски. Устремив взгляд на размещенный текст, вначале медленно, а потом быстрее, он начинает к нему продвигаться, произнося каждый
- слог строго под каждый шаг.)
Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой
Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:
- мизинец - Какие знания, опыт я сегодня получил?
- безымянный - Что я делал и чего достиг?
- средний - Какое у меня настроение?
- указательный - Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
- большой - Что я сделал для своего здоровья?
Пальчиковая гимнастика в начале урока
1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)
2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
7. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).
10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы) и т. д.
Пальчиковая гимнастика
Колокольчик, колокольчик
все звенит, звенит, звенит - Язычком он шевелит.
(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает)
А у кошки ушки, Ушки на макушке, Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх)
Гимнастика для слуха
- Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.
- Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.
- Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
- Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
- Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.
- Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.
- Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.
- Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).
Наличие эмоциональных разрядок
- поговорка,
- высказывание,
- веселое четверостишие,
- юмористическая или поучительная картинка
Важно!
- Правильная поза ученика во время занятий за столом
- Правильная рабочая поза при письме
за столом
- длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка;
- высота ножек стула должна равняться длине голени;
- голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;
- между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка;
- расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см;
- тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
при письме
- при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы;
- позвоночник опирается на спинку стула;
- предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно;
- надплечья находятся на одном уровне.
Положительные эмоции
- создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса,
- положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий
Учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.
Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.
Факты:
- Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”.
- У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
Тренинг-тест «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать »
I . Если утром вам надо встать пораньше, вы
1. заводите будильник,
2. доверяете внутреннему голосу,
3.полагаетесь на случай.
II . Проснувшись утром, вы
1. сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела,
2. встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на занятия,
3. увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом.
III . Из чего состоит ваш обычный завтрак? 1. из кофе или чая с бутербродами, 2. из мясного блюда и кофе или чая, 3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять. IV . Вы предпочли бы, 1. чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность успеть поесть в столовой, 2. поесть, не торопясь, и еще спокойно выпить чашку кофе, 3.поесть, не торопясь, еще немного отдохнуть.
V . Как часто в суете учебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами 1. каждый день 2. иногда 3. редко VI . Если вы отказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, то пытаетесь разрешить ее 1. долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию, 2. флегматичным отстранением от споров 3. ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров
VII . Надолго ли вы обычно задерживаетесь после окончания занятий 1.не более чем на 20 минут 2.до 1 часа 3.более 1 часа
VIII . Чему вы обычно посвящаете свое свободное время? 1.встречам с друзьями, общественной работе 2.хобби, 3.домашним делам
IX . Встреча с друзьями и прием гостей для вас – это 1.возможность встряхнуться и отвлечься от забот 2.потеря времени и денег 3.неизбежное зло
X . Когда вы ложитесь спать? 1.всегда примерно в одно и тоже время 2.по настроению 3.по окончанию всех дел
XI . Как вы хотели бы использовать для отдыха свой отпуск? 1. все сразу, 2. часть летом, а часть – зимой, 3. по два-три дня, когда у вас накапливается много домашних дел. XII . Какое место занимает спорт в вашей жизни? 1. ограничиваетесь ролью болельщика, 2. делаете зарядку на свежем воздухе, 3. находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной.
XIII . За последние 14 дней вы хотя бы раз 1. танцевали,
2. занимались физическим трудом или спортом, 3. прошли пешком не менее 4 км. XIV . Как вы проводите летние каникулы? 1. пассивно отдыхаете, 2. физически трудитесь, например, в саду, 3. гуляете и занимаетесь спортом. XV . Ваше честолюбие проявляется в том, что вы 1. любой ценой стремитесь достичь своего, 2. надеетесь, что ваше усердие принесет свои плоды,
3. намекаете окружающим на вашу ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы.
1
1
30
2
2
3
3
20
10
10
20
30
4
0
30
30
5
0
0
0
6
0
10
7
30
20
30
8
10
9
0
30
30
30
10
10
10
11
0
30
20
30
30
0
12
0
0
20
13
0
0
14
0
0
15
30
30
0
0
30
20
30
30
- 400-480 очков : у вас почти максимальная сумма очков, и можно сказать, что вы ведете правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей работы. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придает ей монотонность – напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.
- 280-400 очков : вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша общественная и личная жизнь и впрямь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у вас есть еще резервы повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями вашего организма.
- 160-280 очков : вы «середнячок». Если вы будите и дальше жить в таком же режиме, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.
- Менее 160 очков : по правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и дела у вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста – врача-гигиениста или психолога. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.
Хочешь быть счастлив один день –
сходи в гости;
Хочешь быть счастлив неделю –
женись;
Хочешь быть счастлив месяц –
купи себе машину;
Хочешь быть счастлив всю жизнь –
будь здоров!
“ Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
СОКРАТ