СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современное общество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия. Продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества. Развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов глобализация и создание информационного общества;

Просмотр содержимого документа
«Современное общество»

10 класс

УРОК № 9

Тема: «Современное общество»

Цель:

  • Продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества;

  • Развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов глобализация и создание

информационного общества;

  • Конкретизировать теоретические представления о роли политики в глобальном мире (развитие информационного общества);

  • Развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять

познавательные задания;

  • Использовать возможности ИКТ-технологий в создании интерактивного познавательного

процесса

  • Воспитывать в детях интерес к глобальным процессам, происходящем в современном обществе

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, наглядная презентация

Ход урока

  1. Организационный момент

(ученики подготовились к уроку, учитель и учащиеся

взаимно приветствуют друг друга)

  1. Актуализация

Вспомните!

  • Что такое свобода? К чему может привести неограниченная свобода выбора?

  • В чем выражается общественная необходимость?

  • Какое общество можно считать свободным?

(ученики отвечают на вопросы)

  1. Мотивационный этап

Подумайте!

  • Было ли глобальным общество в древности?

  • Создание постиндустриального общества, глобализация – это позитивный или негативный опыт общественного развития?

(Заслушать ответы нескольких учащихся, но не углубляться в дискуссию)

  1. Изучение нового материала

План:

  1. Особенности глобализации как явления современности

  2. Современное информационное пространство

  3. Глобальная информационная экономика

  4. Социально-политическое измерение информационного общество


  1. Особенности глобализации как явления современности

Современный мир многообразен и разнолик. Какие факты можно привести? (Учащиеся отмечают пунктуальность и аккуратность немцев, чопорность и следование традиции англичан, фривольность и игривость нрава французов, широту души и надежду на «авось» русских, отсутствие внешней эмоциональной реакции японцев и т. д.)

(учащиеся приводят факты, касающихся самых разных сторон жизни общества. Можно взять какую-нибудь одну характеристику, например, главную черту менталитета.)

Чем можно объяснить такое многообразие? (Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию.)

Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация). Зарождение глобализации связывают с временами Римской империи, с Великими географическими открытиями, с развитием рыночных отношений, с НТР в 20 веке, а также развитием постиндустриального общества.

  • Работа над понятием:

Постиндустриальное общество – современный этап общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой ведущую роль играют информационные технологии. И развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов.

(ученики записывают определение в тетради)

Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв. Это проявлялось в усилении вывоза капиталов, создании международных монополий, расширении внешней торговли, что привело к интернационализации хозяйственных связей. Появились новые формы межнационального общения (Дни русской культуры, устраиваемые Дягилевым в Париже), политических союзов (образование двух военно-политических блоков) и т. д.

  • Работа над понятием:

Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов на основе экономического, политического и культурного взаимодействия.

(ученики записывают определение в тетради)

Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия.

Парадоксальность ситуации в том, что человечество все еще не нашло надежных средств предотвращения глобальных катастроф, а их угроза может усиливаться действиями различных структур общества, социальных механизмов, иногда возникших в предшествующий период. Например, глобальной стала необходимость борьбы с международным терроризмом. Противники глобализации считают аксиомой, что от этой борьбы выигрывают только богатые страны. Отсюда призывы к Западу поделиться богатством с бедными странами. В противном случае - угроза применить насилие.

  • Работа с учебником:

  • В чем выражается асимметричность процессов глобализации?

(ученики работают с текстом учебника и составляют схему)

Противоречия глобализации


  • Задание: подтвердить примером существование каждого из названных противоречий


  1. Современное информационное пространство

Символом глобализации стала коммуникация – обмен информацией!

  • Работа со схемой учебника «Информационная сфера» и ее описанием (стр. 82).

(материал обобщает известные ученикам факты и расширяет их представления о сферах общества).

  • Работа над документом (стр.90). Ответить на вопросы

  • Организуется обсуждение следующего проблемного вопроса: СМИ все чаще называют «четвертой властью». Приведите доводы и факты «за» и «против».

  • Составьте кластер со словом СМИ + заполнение таблицы


Свободное СМИ

За

против

1. Свобода слова и свобода информации есть величайшее завоевание человечества, на котором зиждется демократия. Нельзя возвращаться к временам тоталитаризма.

2. Контроль за СМИ со стороны кого бы то ни было приводит к нарушению прав человека.

3. Если телевидение будет действительно свободным, то общество получит трибуну для выражения своего мнения. Все общественные организации и представители разных субкультур должны иметь право высказаться.

4. Контроль за СМИ со стороны рекламодателей и коммерческих структур привел к их однообразию и безнравственности.

1. Свобода СМИ привела к разгулу насилия и безнравственности, росту преступности и суицида.

2. Свобода слова и свобода СМИ не тождественны. Свободное телевидение не возможно в принципе, так если это коммерческий канал, то производство телепрограмм подчинено достижению прибыли, если это государственный канал, то государство будет (хочет оно этого или нет) влиять на суть и форму программ (госзаказ).

3. СМИ являются четвертой властью, государство должно контролировать эту власть, чтобы 1) избежать раскола общества, 2) подрыва авторитета государства и закона, 3) оказывать положительное влияние на формирование сознания подрастающего поколения, 4) использовать СМИ для объединения общества, 5) не допустить вреда, наносимого психике людей.

(учащиеся работают, заполняют таблицу)

Итак, СМИ сегодня, особенно телевизионные коммуникации, важнейшее средство формирования общественной позиции по различным вопросам и один из важнейших факторов глобализации современного общества.


  1. Глобальная информационная экономика

В современной науке распространение получили термины «экономика знаний» и «общество знания», а так же «интеллектуальный капитал» и «человеческий капитал» - это знания, которые могут быть конвертированы в стоимость, другими словами, это сумма всего того, что знают и какими навыками обладают работники и что формирует конкурентноспособность организации.

Какие новые качества обрела современная глобальная экономика?

  • Заслушивание сообщения ученицы: «ТНК- лидер мирового рынка»

  • субъект глобальной экономики:

- ТНК

- сетевые структуры

- региональный уровень

- роль государства в глобальной экономике. Модели взаимодействия государства и экономики

- интеллектуальный капитал. Новые требования к работнику в информационном обществе.


  1. Социально-политическое измерение информационного общество

Может ли существовать информационное общество без государства? (важно подвести учащихся к выводу о взаимосвязи экономической, социальной и политической сфер информационного общества и о возможностях, которые открываются на этом этапе общественного развития перед социумом.

В современном мире формирование информационного общества рассматривается как одно из направлений государственной политики.

  1. Закрепление

  1. В чём выражается асимметричность процессов глобализации

  2. Какую роль в современном мире играет Интернет?

  3. Чем отличаются американская, азиатская, европейская модели экономической политики государства?

  4. Что такое социальна сеть?

(ученики отвечают на вопросы)

  1. Подведение итогов

(заключительное слово учителя и выставление оценок)

Итак, теоретические знания о современном этапе развития общества позволят вам лучше ориентироваться в повседневной жизни: вы получаете возможность увидеть главные процессы развития, такие как глобализация и создание информационного общества. Вы можете дать им оценку, но и осознанно выбрать стратегию своей деятельности, например профессию, отражающую реальные потребности общества.

  1. Домашнее задание

§8 прочитать, написать эссе на одну из тем «Может ли существовать информационное общество без государства?», «Кто владеет информацией, тот владеет миром».