СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок "Деление дробей" 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Современный урок математики» по математики 5 класс по теме: «Деление дробей»

Просмотр содержимого документа
«Современный урок "Деление дробей" 5 класс»

Аннотация


Данная методическая разработка посвящается активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью технологии критического мышления с элементами проблемного обучения.

Раскрывает следующие вопросы:

- как с помощью методов и форм обучения можно поставить урок в интересной для детей форме;

- дать новые знания, не загружая умственные способности детей, в более облегченном варианте.

Разработка может быть полезна УМК.


































Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

имени героя Российской Федерации Максима Пассара

Найхинского сельского поселения Нанайского муниципального района

Хабаровского края























Методическая разработка «Современный урок математики»

по математики 5 класс

Тема: «Деление дробей»



























учитель математики:

Оненко Александра Юрьевна









2015г.

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………..…….4

  2. Методические рекомендации по проведению урока……………...…….5

  3. План урока……………………………...………………………………….6

  4. Заключение ………………………………………………………………..9

  5. Список литературы ………………………………………………………12

  6. Список приложения ……………………………………………………..13

Технологическая карта………………………………………………...…14





































Введение

Еще в древние времена люди пришли к понятию дроби. Измерять массу предмета, площадь, длины не всегда можно измерить с помощью натуральных чисел, не всегда единица величины укладывается целое число раз в измеряемой величине. Чтобы в такой ситуации точно выразить результат измерения, необходимо расширить запас чисел, введя числа, отличные от натуральных.

Перед учащимися всегда возникают проблемы при изучении дробей. Несмотря на то, что проведен целый ряд исследований усвоения дробей, вопрос остается открытым.

Основными причинами низкого качества усвоения понятия дроби (а также и последующих затруднений, с которыми сталкиваются учащиеся при его изучении) заключаются в механическом заучивании, в недостаточном внимании к осознанному восприятию понятия, установлению взаимосвязи между множествами изученных и вновь введенных чисел, выявлению общих и особенных характеристик этих множеств.

Цель разработки урока: дать простое, внятное объяснение деления дробей с использованием технологии критического мышления с элементами проблемного обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

        1. Применение федеральных стандартов второго поколения для реализации цели;

        2. Использование разных форм и методов обучения учащихся на уроке.

Для решения поставленных задач использовали технологию критического мышления, проблемный метод, проведение тестирования учащихся, проверки усвоения материала.



























Методические рекомендации по проведению урока

Для проведения урока необходимы технические средства:

Компьютер с мультимедийным проектором, презентация «Деление дробей». Оборудование: учебник, литы для обратной связи, листы рефлексии.







































План урока:

Тема урока: " Деление дробей"

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель урока:

1) научить детей правильно делить дроби;

2)вывести алгоритм деления дробей и сформировать способность к его выполнению;

3) применять правило деления при решении примеров и задач различной степени трудности.

Задачи:

обучающие:

- познакомить учащихся с записью частного в виде дроби.

- выработать у учащихся умение записывать частное в виде дроби и дроби в виде частного, записывать любое число в виде дроби с любым знаменателем.

- уметь применять знания нахождения дроби от целого в примерах и задачах;

развивающие:

- развивать вычислительные навыки, логическое мышление;

- развитие коммуникативности, навыков само- и взаимоконтроля;

- умение сотрудничать и работать в группе;

- развитие грамотной математической речи;

- рефлексия способов и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

воспитательные:

- воспитывать и формировать положительную мотивацию и интереса к предмету,

- воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

- воспитывать стремление к достижению положительного результата при выполнении работы, самостоятельность и аккуратность.

Формирование УУД:

Личностные: определять и высказывать самые просты, общие правила поведения в совместной работе и сотрудничества, способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цели урока с помощью учителя; проговаривать последовательность учебных действий: высказывать свои предположения; оценивать правильность выполнения действий на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения на уроках, в школе.

Познавательные: уметь отличать новое от уже известного; добывать новые знания, ответы на вопросы; извлекать информацию в разных формах; наблюдать и делать самостоятельные выводы.


Используемые технологии: критическое мышление, групповая технология, ИКТ, элементы проблемного обучения и игровой технологии.

Формы учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Методы обучения: наглядные, частично-поисковые, проблемные.

Структура урока:

Этап урока

Время

1

Орг.момент. Тема и цель урока

3 мин

2

Актуализация знаний. Устный счет

5 мин

3

Изучение нового материала

10 мин

4

Закрепление новых знаний

10 мин

4.1

Физкультминутка

1мин

5

«Самостоятельная работа»

10 мин

6

Подведение итогов

2 мин

7

Рефлексия

3 мин

8

Выдача домашнего задания

1 мин

Конспект урока «Деление дробей»

  1. Организационный момент

Приветствие класса. Поверка готовности у року, перекличка учеников. Сообщение темы урока.

  1. Актуализация знаний. Устный счет

Провести устный счет, подготовить учащихся к новой теме.

Проводит прием «тонкие вопросы»:

- Когда дробь равна 1?

- Чем можно заменить черту дроби?

- Когда частное будет целым числом?

- Когда частное будет дробным числом?

- Какие действия с обыкновенными дробями вы научились выполнять?

- Какое число называется частным натуральных чисел a и b?

Запишите в виде дроби выражения: 2:5; 23:47; 36:36; 2:10

Подготовка к изучению нового материала.

Устный счет (прием перепутанная логическая цепочка). Представить учащимся цепочку примеров из простых арифметических действий с дробями, найти ошибку:









Приемы по развитию навыков прогнозирования (даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения):

- чтобы разделить дробь на дробь, нужно разделить сначала числитель с числителем, а затем знаменатель с знаменателем.

- чтобы разделить число на дробь, нужно числитель умножить на перевернутую дробь.

- взаимно обратные дроби – это дроби у которых числитель и знаменатель поменяны местами.

Организует постановку цели урока. Учащиеся на основании устного счета должны понять цель урока.

  1. Изучение нового материала. Учитель объясняет новый материал, приводит примеры.

Если взять любую дробь и «перевернуть» ее, поменяв числитель и знаменатель местами, то получим дробь . Дроби и называются ВЗАИМНО ОБРАТНЫМИ.

Например, - взаимно обратные. Найдем произведение взаимно обратных дробей

Используя взаимно обратные дроби, можно деление дробей свести к умножению. Правило деления двух дробей записывается так: , где .

Записать правило! ЧТОБЫ РАЗДЕЛИТЬ ДРОБЬ НА ДРОБЬ, НУЖНО ДЕЛИМОЕ УМНОЖИТЬ НА ДРОБЬ, ОБРАНУЮ ДЕЛИТЕЛЮ.

Например, найдем частное дробей .

Прочитайте два примера: 1) Разделите дробь 2) Разделите число 3 на дробь . Как вы думаете, решение примеров одно и тоже?

Ранее мы при делении дроби на число, решали по формуле . Пример 1 решается по этой формуле . Пример 2 решается по новому правилу:

Записать правило! ЧТОБЫ РАЗДЕЛИТЬ НАТУРАЛЬНОЕ ЧИСЛО НА ДРОБЬ, МОЖНО ВЗТЬ ОБРАТНУЮ ДРОБЬ И УМНОЖИТЬ ЕЕ ЧИСЛИТЕЛЬ НА ЗНАМЕНАТЕЛЬ НАТУРАЛЬНОЕ ЧИСЛО.

Применение приема «инсерт»

  1. Закрепление новых знаний

Продолжить работа по учебнику (С. А. Козлова, А. Г. Рубин Математика 5 класс, 2 часть). Стр. 92 №1 устно. Работа по группам

Продолжите предложения.

- взаимно обратными называются дроби…

- чтобы разделить две дроби …

Прием «синквейн». С помощью данного приема составить алгоритм деления дробь на дробь.

Чтобы дробь разделить на дробь нужно

1) …

2) …

3) …

4) …

№4 (а, б, в, г) №5 №6. 7(а). решение данных примеров у доски, при необходимости помогая

4.1 Физкультминутка.

Провести на 1-2 минутки разминку для тела.

5. «Самостоятельная работа»

Оценочный лист, решить три задания на деление дробей, при затруднении написать проблему в комментариях.




Ф.И. О.


Задание

ответ

комментарии

1

Разделить дробь



2

Разделить число



3

Разделить дроби





Подводится итог самостоятельной, подсчитываются результаты.


  1. Рефлексия. Итог урока

Дается таблица , заполнить ее, учитывая уровень усвоения материала


Работать с взаимообратными числами

Деление дробь на дробь

Деление дроби на натуральное число

Умею сам(а)




Умею, но с помощью учителя




Не умею






8. Домашняя работа.

Выдаются задания для домашнего закреплении по уровню усвоения материала. По учебнику п. 6.4, выучить правила, стр. 92, № 4 (д, е, ж, з), 6(в, г), 7 (б), на оценку «4 и 5» + № 10 (а)





















Заключение

Данная разработка современного урока по математике в 5 классе по теме «Деление дробей» дает возможность учащимся получить простое, видение деления дробей с использованием технологии критического мышления с элементами проблемного обучения, ведения государственных федеральных стандартов второго поколения.

Использование разных форм и методов обучения, ИКТ компетенции педагога при изучении нового материала, поднимает уровень знаний учащихся.









































Литература:

1. Козлова С.А., Рубин А.Г. Рабочая программа по математике 5 класса/ М.: Баласс, 2012г.

2.. Козлова С.А., Рубин А.Г. ФГОС. Математика. 5кл: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч.- М.: Баласс,2012г.

3. Козлова С.А., Рубин А.Г., Гераськин В. Н. Тесты и самостоятельные работы к учебнику «Математика» 5 класс.

4. Козлова С.А., Рубин А.Г.. Контрольные работы учебнику «Математика» 5 класс.

5. Козлова С.А., Рубин А.Г., Гераськин В.Н.. Дидактический материал по математике для 5 класса.

6. Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика.5кл: Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс,2011г.
































Список приложений:

1. Презентация «Деление дробей» ;

2. Технологическая карта урока





























Приложение 2

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Деление дробей»

Основное содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационная деятельность.

Орг.момент. Приветствие класса, запись темы, классной работы

Проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует учащихся. Устанавливает тематические рамки.


Записывают тему урока, классную работу.

Личностные: определять и высказывать самые простые, общие правила поведения в совместной работе и сотрудничества,

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других;

Познавательные: уметь отличать новое от уже известного;


Вызов. Актуализация учебного процесса.

Проводит прием «тонкие вопросы»:

- Когда дробь равна 1?

- Чем можно заменить черту дроби?

- Когда частное будет целым числом?

- Когда частное будет дробным числом?

- Какие действия с обыкновенными дробями вы научились выполнять?

- Какое число называется частным натуральных чисел a и b?

Запишите в виде дроби выражения: 2:5; 23:47; 36:36; 2:10

  1. Подготовка к изучению нового материала.

Устный счет (прием перепутанная логическая цепочка). Представить учащимся цепочку примеров из простых арифметических действий с дробями, найти ошибку:









Приемы по развитию навыков прогнозирования (даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения):

- чтобы разделить дробь на дробь, нужно разделить сначала числитель с числителем, а затем знаменатель с знаменателем.

- чтобы разделить число на дробь, нужно числитель умножить на перевернутую дробь.

- взаимно обратные дроби – это дроби у которых числитель и знаменатель поменяны местами.



Организует постановку цели урока.

Отвечают на вопросы учителя устно, выполняют задания.

Должны определить по данным вопросам цель урока.

Личностные: способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности, вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к мнению других, отличных от собственных.

Регулятивные: умение определять и формулировать цели урока с помощью учителя; проговаривать последовательность учебных действий

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения на уроках, в школе.

Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний, Личностные: определять и высказывать самые просты, общие правила поведения в совместной работе и сотрудничества, способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цели урока с помощью учителя; проговаривать последовательность учебных действий: высказывать свои предположения; оценивать правильность выполнения действий на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения на уроках, в школе.

Познавательные: уметь отличать новое от уже известного; добывать новые знания, ответы на вопросы; извлекать информацию в разных формах; наблюдать и делать самостоятельные выводы.

; извлекать информацию в разных формах; наблюдать и делать самостоятельные выводы.


Осмысление. Изучение нового материала

Объяснение темы урока.

Если взять любую дробь и «перевернуть» ее, поменяв числитель и знаменатель местами, то получим дробь . Дроби и называются ВЗАИМНО ОБРАТНЫМИ.

Например, - взаимно обратные. Найдем произведение взаимно обратных дробей

Используя взаимно обратные дроби, можно деление дробей свести к умножению. Правило деления двух дробей записывается так: , где .

Записать правило! ЧТОБЫ РАЗДЕЛИТЬ ДРОБЬ НА ДРОБЬ, НУЖНО ДЕЛИМОЕ УМНОЖИТЬ НА ДРОБЬ, ОБРАНУЮ ДЕЛИТЕЛЮ.

Например, найдем частное дробей .

Прочитайте два примера: 1) Разделите дробь 2) Разделите число 3 на дробь . Как вы думаете, решение примеров одно и тоже?

Ранее мы при делении дроби на число, решали по формуле . Пример 1 решается по этой формуле . Пример 2 решается по новому правилу:

ЧТОБЫ РАЗДЕЛИТЬ НАТУРАЛЬНОЕ ЧИСЛО НА ДРОБЬ, МОЖНО ВЗТЬ ОБРАТНУЮ ДРОБЬ И УМНОЖИТЬ ЕЕ ЧИСЛИТЕЛЬ НА ЗНАМЕНАТЕЛЬ НАТУРАЛЬНОЕ ЧИСЛО.

Применение приема «инсерт»

Познакомиться с правилами деления дроби на дробь, дроби на натуральное число, научиться применять их на практике. Проговаривают алгоритм деления дробей.

Личностные: способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цели урока с помощью учителя; проговаривать последовательность учебных действий: высказывать свои предположения; оценивать правильность выполнения действий на уроке.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем во время фронтальной работы, выслушивать мнения других; корректировать свое мнение, при ошибочном мнении

Познавательные: уметь добывать новые знания, ответы на вопросы; извлекать информацию в разных формах; наблюдать и делать самостоятельные выводы. Личностные: определять и высказывать самые просты, общие правила поведения в совместной работе и сотрудничества, способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цели урока с помощью учителя; проговаривать последовательность учебных действий: высказывать свои предположения; оценивать правильность выполнения действий на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения на уроках, в школе.

Познавательные: уметь отличать новое от уже известного; добывать новые знания, ответы на вопросы; извлекать информацию в разных формах; наблюдать и делать самостоятельные выводы.



Первичное закрепление материала.















































ФИЗКУЛЬТ минутка

Продолжить работа по учебнику (С. А. Козлова, А. Г. Рубин Математика 5 класс, 2 часть). Стр. 92 №1 устно. Работа по группам

Продолжите предложения.

- взаимно обратными называются дроби…

- чтобы разделить две дроби …

Прием «синквейн». С помощью данного приема составить алгоритм деления дробь на дробь.

Чтобы дробь разделить на дробь нужно

1) …

2) …

3) …

4) …

№4 (а, б, в, г) №5 №6. 7(а). решение данных примеров у доски, при необходимости помогая

























Проводит зарядку сам, либо вызывает ученика


Работать по учебнику. Выполнение заданий. Взаимопроверка.

Задает вопросы при их появлении.













































Делают зарядку

Личностные: Уметь ясно, точно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем, друг другом во время взаимопроверки, использование в общении правил вежливости, сотрудничества.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задаче и условиями ее реализации. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Познавательные: выполнять действия по алгоритму, построение логической цепочки рассуждений, обобщение, подведение под понятие.


Самостоятельная работа.

Подать задания для самостоятельной работы, применив прием «оценочное окно». Работа по карточкам (индивидуально)


Работают по карточкам. Выполняют самопроверку, выявляют место затруднения, исправляют свои ошибки

Личностные: вырабатывают способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи, формирование умений оценивать полноту усвоения информации.

Регулятивные: формирование умения ставить личностные цели деятельности, планировать работу и оценивать результаты.

Познавательные: формирование умения делить дроби, делать выводы, обобщать.


Рефлексия.

Домашнее задание

По учебнику п. 6.4, выучить правила, стр. 92, № 4 (д, е, ж, з), 6(в, г), 7 (б), на оценку «4 и 5» + № 10 (а)

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Подает д.з по уровню усвоения информации.

Отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали нового, чему научились. Делают самооценку. Записывают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения темы урока

Личностные: способность к самооценке.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий, уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия цели урока.






18





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!