Современный урок и как его подготовить?
Выродова Е.В,
учитель информатики СШ№18
урок как клеточку педагогического процесса, в
Урок это клеточка педагогического процесса,
в котором как солнце в капле воды,
отражаются все его стороны….
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялась максимальное развитие их личности. Учитель новой формации должен быть не только “включен” своим предметом, но и включаться в другие виды деятельности, быть одновременно исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом. Только путем повышения эффективности труда учителя, профессионального мастерства можно добиться успеха и превратить школу – в страну знаний, куда ученик будет стремиться.
Итак, давайте разберемся, что из себя представляет понятие «современный урок». В педагогической литературе последних лет существует большое количество интерпретаций понятия « современный урок». Так, по мнению Ю.А. Конаржевского(профессор, доктор педагогических наук),современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. А Щуркова Н.Е.(профессор, доктор педагогических наук) даёт такое определение: Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Исходя из большого множества различных трактовок понятия «современный урок» можно выделить три основных постулата (которые заложены в основание новой технологии урока.)
- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Именно в процессе таких уроков постигаются образцы высокой культуры отношений, обеспечивается возможность свободного умственного труда, радость общения и интенсивного духовного развития каждого ребёнка.
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока. Каждый урок имеет внутреннее строение – структуру. Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
- четко определить и сформулировать для себя его тему;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3. Спланировать учебный материал- подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли Интернет-ресурсы, энциклопедические издания и .т.д
Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить набор заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
5.Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
7. Подготовить оборудование для урока. Подбор презентаций, учебных видеофильмов, набор флипчартов, указать при необходимости ссылки на Интернет-ресурсы и т.д.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть и необходимые рекомендации для его выполнения.
Главное условие успешного обучения –способность учителя модифицировать, комбинировать, ранжировать собственную деятельность в нестандартном ключе. В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”(автор- А.А.Гин), применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Разработан алгоритм деятельности по применению данной техники. Согласно, которому урок строится следующим образом:
- Начало урока.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление, тренировка, отработка умений.
- Повторение.
- Контроль.
- Домашнее задание.
- Конец урока.
Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, то есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора урока. При использовании “Конструктора” значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень. Конструктор урока будет “дышать” и изменяться, как живое существо. И значительная часть приемов окажутся не нужными. Остановимся на некоторых методических приемах, используемых в конструкторе урока:
1. Интеллектуальная разминка
Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.
- Что лишнее (Монитор, Клавиатура, Системный блок, Флеш- накопитель) и т.п.
- Обобщить – что это (Монитор, Системный блок, Клавиатура – это основные устройства ПК)
- Какое слово скрывается (Раутквалиа - Клавиатура) и так далее.
2.Удивляй! Отсроченная отгадка
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Необходимо найти такой угол зрения, при котором даже обыденное, становится удивительным. Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
3. Лови ошибку!
Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите для него время.
4. Вопросы – суждения к тексту.
К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов суждений: Почему?., Как доказать?., Чем объяснить?., Вследствие чего?., В каком случае?., Каким образом?
5. “Сочинялка”
На дом задаются творческие задания – написать сочинение - эссе. Темы “Разговор компьютеров о своем назначении”, “Компьютер- новая книга” и другие.
6. Идеальное задание
Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
Используя педагогическую технику “Конструктор” каждому учителю-предметнику важно:
- Составить собственную таблицу – конструктор урока, отразив в ней этапы урока.
- Составить описание методических приемов, используемых в педагогической деятельности.
- При составлении календарно-тематического планирования выделить отдельную графу, в которую записать формулы уроков.
P.S. При подготовке урока с использованием педагогической техники «Конструктор урока» возрастает не только творческий потенциал учителя, но и значительно повышается интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обученности.
Просмотр содержимого документа
«Современный урок и как его подготовить»
Современный урок и как его подготовить?
Выродова Е.В,
учитель информатики СШ№18
урок как клеточку педагогического процесса, в
Урок это клеточка педагогического процесса,
в котором как солнце в капле воды,
отражаются все его стороны….
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялась максимальное развитие их личности. Учитель новой формации должен быть не только “включен” своим предметом, но и включаться в другие виды деятельности, быть одновременно исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом. Только путем повышения эффективности труда учителя, профессионального мастерства можно добиться успеха и превратить школу – в страну знаний, куда ученик будет стремиться.
Итак, давайте разберемся, что из себя представляет понятие «современный урок». В педагогической литературе последних лет существует большое количество интерпретаций понятия « современный урок». Так, по мнению Ю.А. Конаржевского(профессор, доктор педагогических наук),современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. А Щуркова Н.Е.(профессор, доктор педагогических наук) даёт такое определение: Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Исходя из большого множества различных трактовок понятия «современный урок» можно выделить три основных постулата (которые заложены в основание новой технологии урока.)
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Именно в процессе таких уроков постигаются образцы высокой культуры отношений, обеспечивается возможность свободного умственного труда, радость общения и интенсивного духовного развития каждого ребёнка.
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока. Каждый урок имеет внутреннее строение – структуру. Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
- четко определить и сформулировать для себя его тему;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3. Спланировать учебный материал- подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли Интернет-ресурсы, энциклопедические издания и .т.д
Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить набор заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
5.Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
7. Подготовить оборудование для урока. Подбор презентаций, учебных видеофильмов, набор флипчартов, указать при необходимости ссылки на Интернет-ресурсы и т.д.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть и необходимые рекомендации для его выполнения.
Главное условие успешного обучения –способность учителя модифицировать, комбинировать, ранжировать собственную деятельность в нестандартном ключе. В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”(автор- А.А.Гин), применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Разработан алгоритм деятельности по применению данной техники. Согласно, которому урок строится следующим образом:
Начало урока.
Объяснение нового материала.
Закрепление, тренировка, отработка умений.
Повторение.
Контроль.
Домашнее задание.
Конец урока.
Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, то есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора урока. При использовании “Конструктора” значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень. Конструктор урока будет “дышать” и изменяться, как живое существо. И значительная часть приемов окажутся не нужными. Остановимся на некоторых методических приемах, используемых в конструкторе урока:
1. Интеллектуальная разминка
Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.
Что лишнее (Монитор, Клавиатура, Системный блок, Флеш- накопитель) и т.п.
Обобщить – что это (Монитор, Системный блок, Клавиатура – это основные устройства ПК)
Какое слово скрывается (Раутквалиа - Клавиатура) и так далее.
2.Удивляй! Отсроченная отгадка
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Необходимо найти такой угол зрения, при котором даже обыденное, становится удивительным. Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
3. Лови ошибку!
Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите для него время.
4. Вопросы – суждения к тексту.
К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов суждений: Почему?., Как доказать?., Чем объяснить?., Вследствие чего?., В каком случае?., Каким образом?
5. “Сочинялка”
На дом задаются творческие задания – написать сочинение - эссе. Темы “Разговор компьютеров о своем назначении”, “Компьютер- новая книга” и другие.
6. Идеальное задание
Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
Используя педагогическую технику “Конструктор” каждому учителю-предметнику важно:
Составить собственную таблицу – конструктор урока, отразив в ней этапы урока.
Составить описание методических приемов, используемых в педагогической деятельности.
При составлении календарно-тематического планирования выделить отдельную графу, в которую записать формулы уроков.
P.S. При подготовке урока с использованием педагогической техники «Конструктор урока» возрастает не только творческий потенциал учителя, но и значительно повышается интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обученности.