Современный урок и как его подготовить?
Выродова Е.В,
учитель информатики СШ№18
урок как клеточку педагогического процесса, в
Урок это клеточка педагогического процесса,
в котором как солнце в капле воды,
отражаются все его стороны….
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялась максимальное развитие их личности. Учитель новой формации должен быть не только “включен” своим предметом, но и включаться в другие виды деятельности, быть одновременно исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом. Только путем повышения эффективности труда учителя, профессионального мастерства можно добиться успеха и превратить школу – в страну знаний, куда ученик будет стремиться.
Итак, давайте разберемся, что из себя представляет понятие «современный урок». В педагогической литературе последних лет существует большое количество интерпретаций понятия « современный урок». Так, по мнению Ю.А. Конаржевского(профессор, доктор педагогических наук),современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. А Щуркова Н.Е.(профессор, доктор педагогических наук) даёт такое определение: Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Исходя из большого множества различных трактовок понятия «современный урок» можно выделить три основных постулата (которые заложены в основание новой технологии урока.)
- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Именно в процессе таких уроков постигаются образцы высокой культуры отношений, обеспечивается возможность свободного умственного труда, радость общения и интенсивного духовного развития каждого ребёнка.
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока. Каждый урок имеет внутреннее строение – структуру. Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
- четко определить и сформулировать для себя его тему;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3. Спланировать учебный материал- подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли Интернет-ресурсы, энциклопедические издания и .т.д
Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить набор заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
5.Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
7. Подготовить оборудование для урока. Подбор презентаций, учебных видеофильмов, набор флипчартов, указать при необходимости ссылки на Интернет-ресурсы и т.д.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть и необходимые рекомендации для его выполнения.
Главное условие успешного обучения –способность учителя модифицировать, комбинировать, ранжировать собственную деятельность в нестандартном ключе. В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”(автор- А.А.Гин), применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Разработан алгоритм деятельности по применению данной техники. Согласно, которому урок строится следующим образом:
- Начало урока.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление, тренировка, отработка умений.
- Повторение.
- Контроль.
- Домашнее задание.
- Конец урока.
Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, то есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора урока. При использовании “Конструктора” значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень. Конструктор урока будет “дышать” и изменяться, как живое существо. И значительная часть приемов окажутся не нужными. Остановимся на некоторых методических приемах, используемых в конструкторе урока:
1. Интеллектуальная разминка
Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.
- Что лишнее (Монитор, Клавиатура, Системный блок, Флеш- накопитель) и т.п.
- Обобщить – что это (Монитор, Системный блок, Клавиатура – это основные устройства ПК)
- Какое слово скрывается (Раутквалиа - Клавиатура) и так далее.
2.Удивляй! Отсроченная отгадка
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Необходимо найти такой угол зрения, при котором даже обыденное, становится удивительным. Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
3. Лови ошибку!
Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите для него время.
4. Вопросы – суждения к тексту.
К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов суждений: Почему?., Как доказать?., Чем объяснить?., Вследствие чего?., В каком случае?., Каким образом?
5. “Сочинялка”
На дом задаются творческие задания – написать сочинение - эссе. Темы “Разговор компьютеров о своем назначении”, “Компьютер- новая книга” и другие.
6. Идеальное задание
Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
Используя педагогическую технику “Конструктор” каждому учителю-предметнику важно:
- Составить собственную таблицу – конструктор урока, отразив в ней этапы урока.
- Составить описание методических приемов, используемых в педагогической деятельности.
- При составлении календарно-тематического планирования выделить отдельную графу, в которую записать формулы уроков.
P.S. При подготовке урока с использованием педагогической техники «Конструктор урока» возрастает не только творческий потенциал учителя, но и значительно повышается интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обученности.