СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок иностранного языка

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья по современному уроку иностранного языка

Просмотр содержимого документа
«Современный урок иностранного языка»

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА



Каков же современный урок иностранного языка?

«Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия, происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика».

Что стоит за этим сухим определением из методического пособия? Может быть, высказывание В.Г. Белинского: «Иностранный язык как никакой другой предмет способствует умственному развитию учащихся» или практический совет английского педагога-учёного Майкла Уэста: «… учитель должен максимально увеличить время тренировки каждого ученика; сохранить контроль над классом; уменьшить возникающую усталость», а может быть, слова выдающегося лингвиста Е. И. Пассова: « Иностранный язык – блестящий тренажер для развития способностей. Если перечислять, что он дает в плане развития, получится длинный перечень. Способность восприятия и дифференциации на слух, зрительное восприятие, оперативная память, способность к имитации, обобщению, трансформации – те способности, которые работают вообще на развитие речевого механизма и интеллекта в целом…».

Следует отметить, что современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств. Учителю предстоит сочетать и реализовывать разноплановые задачи: с одной стороны – сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний; с другой стороны – находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя индивидуальные особенности учащихся. Овладевая коммуникативным подходом в преподавании иностранных языков, педагоги традиционно ставят во главу угла личностно ориентированный урок. Основной ценностью личностно ориентированного урока является обращение к процессуальной стороне освоения, то есть к тому, как учится ученик и как он сотрудничает с учителем (одноклассниками). Грамотно построенный личностно ориентированный урок изменяет:

  • Тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству);

  • Ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;

  • Позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу, рефлексирующему свои интеллектуальные действия (включая пробные, ошибочные) при решении творческих задач, а не только при выполнении стандартных заданий;

  • Характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников. В своей педагогической практике учителя используют разные типы уроков. Они определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативности способов организации.

Традиционно различают 5 типов уроков:

  • Комбинированный урок;

  • Уроков изучения нового материала (урок лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование);

  • Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков (семинар-практикум, экскурсии, самостоятельные работы);

  • Урок обобщения и систематизации (системное повторение крупных блоков учебного материала, изучаемого на протяжении длительного периода – четверти, полугодия, года обучения);

  • Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков (устный или письменный опрос, диктант, изложение, зачет, экзамен,

Лучшие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечение школьников к активной работе, объяснение и обратной связи, то есть придумывают так называемые авторские уроки, в корне отличающиеся от стандартных уроков классического образца.

Краткие характеристики некоторых типов уроков с целью дальнейшего использования их педагогами в своей практике.

Интегрированные уроки помогают формулировать у школьников более целостную картину мира, создают условия для мотивированного практического применения иноязычных знаний, навыков и умений и дают возможность детям увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовольствие. В образовании путь интеграции сегодня является самым перспективным, поскольку основывается на мудром принципе энергосбережения. Интеграцию можно считать естественным состояние человека, когда он стремится к ней целостности бытия. Когда психологи говорят об интегрированной личности, они имеют в виду такого человека, который способен ощущать единство мироздания, комфортно чувствовать себя в этом единстве и беречь свою индивидуальность в любой ситуации. Педагогическая мысль уже не первое столетие пытается утвердить необходимость интеграционного подхода в образования. Ещё в 17 веке Ян Каменский писал: «Всё, и самое большое и самое малое, так должно быть прилажено между собой и соединено, чтобы образовать неразрывное целое». Общие цели интеграции любого типа и уровня в целом тождественны: мотивация к изучению предмета, интенсификация процесса обучения, развитие творческих способностей обучаемых, совершенствование интегративных мыслительных способностей, развитие догадки, совершенствование эффективности процесса познания.

Процесс обучения иностранному языку является сложной, постоянно развивающийся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. Современный преподаватель иностранного языка должен обладать навыком использования информационных технологий в профессиональном контексте. Компьютер позволяет существенно изменить способы управлению учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность обучающимся запросить определенную форму помощи. излагать учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д. Компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео- и аудиоинформация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения. На данный момент существует огромный выбор мультимедийных продуктов, интернет-страничек, содержащих информацию, необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.

Метод проектов позволяет развить у учащихся интерес и неформальное отношение к изучаемому предмету, расширить кругозор учащихся, научить самостоятельно добывать материал, овладеть современными методами работы с информацией. Ясное осознание педагогом того, от чего в конечном счёте зависит успех групповой работы детей, помогает ему методически более грамотно готовиться к таким урокам и использовать воспитательный потенциал методов обучения в сотрудничестве. Любой проект должен осуществляться по определённому плану, иметь теоретическую, практическую и познавательною направленность и завершаться реально осязаемым результатом.

Игра является благоприятной системой для проявления личностного начала ребёнка. В игровой деятельности на материалах школьного обучения формируются умственные действия детей, развивается образное мышление, усиливается мотивация учения. Игра позволяет успешно решать следующие задачи:

  • Создание психологической готовности детей к речевой деятельности;

  • Обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

  • Тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи; в процессе подготовки к сюжетно-ролевому общению ученики учатся взаимодействию в группе, распределяют роли, составляют сюжет, проигрывают его;

  • Снятие усталости и напряжённости.