СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендацииы помогут учителям литературы овладеть инструментарием в подготовке открытых уроков, нестандартных занятий .

Просмотр содержимого документа
«Современный урок литературы»






Современный урок литературы







Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

МБОУ гимназии №44 Кантеровой В.В


.

Введение……………………………………………….……… …….3

Теоретическая часть


  1. Литературное развитие школьников ……………………………… 5

2. Нетрадиционные уроки как новый тип уроков ……………………. 9

3. Из истории появления нетрадиционных уроков ………… ……….12

4. Характеристика некоторых уроков нетрадиционного типа

4.1. Игры, в которые мы играем ……………………………….. .…14

4.2. Урок – деловая игра ………………………………………… …...15

4.3. Урок – устный журнал ………………………………………… 16

4.4. Урок-дискуссия ……………………………………………... …17

5. Ученики как читатели ………………………………………….. .…..18


Практическая часть

Урок русской литературы в 7 классе …………………………………..21

«Сквозь столетия в будущее», урок в форме

деловой игры в 7 классе……………………………………………………...24


Заключение ………………………………………………………....…. 28

Литература……………………………………………………………… 30












Введение

Урок… Он первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который помогает ученикам набраться сил. В школе, на уроке формируется человек завтрашнего дня, поэтому быть учителем – не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность. Сегодня мы много говорим о перестройке школы, часто забывая, что это не абстрактное понятие, а будничная, конкретная работа. Каждый наш день – творческий поиск, решение вопросов: как сделать уроки и внеклассовые мероприятия по-настоящему обучающими. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более радостной, эффективной?

Наверное, неслучайно профессию педагога сравнивают с профессией актера. И дело тут не только в том, что, как и актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков. Педагог-новатор Ильин советует: «Не бойтесь быть артистичными. Мы себя не демонстрируем. Мы себя передаем. Урок – это социальность, публичность, человечность».

Но почему так серо и скучно бывает порой на уроках русской литературы, где, казалось бы, сама содержательная ткань – текст – должна радовать и удивлять?

Так грамотно все написано и обозначено в программах, так ясно поставлены цели литературного образования, а что-то недооценено учителем, ученики его не слышат, перестают читать книги, не пишут стихи, не… Сколько их, этих «не», на уроках литературы!

К сожалению, в новых социокультурных условиях, в которых оказалось современное общество, когда «век расшатался», «порвалась связь времен» – разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, угрожающе деформируется личность молодого человека, часто не различающего, где добро и зло, красота и уродство, колоссальный нравственный и эстетический потенциал литературы остается невостребованным юным читателем в той мере, в какой это необходимо сегодня подрастающему поколению. Учителя сетуют на то, что книга вообще уходит из жизни современного школьника. Чтение он рассматривает чаще всего как принудительное учебное занятие или как «развлекаловку» (с соответствующим выбором книг).

Как преодолеть эту беду, приобщить школьника к чтению, вернуть ему интерес к книге, объяснить, что без нее невозможно формирование личности; как научить слышать и понимать слово писателя, его думы, чаяния, надежды, сопереживать им и формировать собственную жизненную позицию? Это тем более сейчас необходимо, так как литература занимает, бесспорно, особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, речи, творческих сил, то есть играет важную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика. Поэтому во главу обучения литературе сейчас поставлено развитие личности ученика, тем более что литературное развитие – грань общего личностного развития человека.

Большое значение на современных уроках литературы сейчас приобретают необычные, творческие, нешаблонные уроки. Сюда входят уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-композиции, уроки-экскурсии, уроки игрового типа, пресс-конференции и многое другое. Короче говоря, любой урок, у которого есть что-то оригинальное, выдающееся классифицируется как нестандартный. Как примета современного урока. Найти такую нестандартность становится для многих учителей важнейшей задачей.











Теоретическая часть


  1. Литературное развитие школьников


Бесспорно, литературу всегда рассматривали как «учебник жизни», но нельзя забывать о ее многофункциональности. «Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, нравственное поведение в обществе, коллективе, семье, на эстетическое и художественное развитие, – по существу, на формирование всей личности человека. Однако, чтобы читать и глубоко воспринимать художественное произведение, надо обладать необходимыми знаниями, развитым воссоздающим воображением, эмоциональной отзывчивостью, способностью к художественному обобщению»1.

Все это необходимо развивать у учащихся. Поэтому в новых программах указано, что «целью изучения литературы является приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетической ориентации». Причем психологи подчеркивают особую роль эмоций в художественном познании мира. Это наводит на мысль, что по-другому необходимо проводить работу с литературными произведениями на уроках. «Раньше считалось, что оно носит развлекательный характер, если ученик, анализируя художественное произведение, понимает его сложный смысл, улавливает позицию автора. Это недостаточно. Необходимо, чтобы кроме формирования полноценных знаний о содержании литературного произведения у школьников обязательно возникали полноценные сложные эмоции, сопереживания художественному образу и, что еще важнее и труднее, чтобы обязательно развивалась сама способность к переживанию сложных художественных чувств»2.

Психолог Л.С. Выготский, отмечая, что переживание, вызываемое художественным произведением, носит, скорее, эстетический, а не интеллектуальный характер, выдвинул также положение о том, что восприятие произведения искусства – это акт сотворчества, и поэтому придавал большое значение восприятию читателя с развитым воображением, способностью к вдумчивому аналитическому чтению, с повышенным вниманием к слову как «первоэлементу литературы». Важное для читателя умение воссоздавать в воображении картины и образы, нарисованные писателем, считал одним из главных умений и М.Горький. В «Письмах начинающим литераторам» он писал: «Произведение литературы лишь тогда более или менее сильно действует на читателя, когда он видит все то, что показывает ему литератор, когда литератор дает ему возможность тоже «вообразить» – дополнить, добавить – картины, образы, фигуры, характеры, данные литератором, из своего читательского, личного опыта, из запаса его, читателя, впечатлений, знаний». Поэтому так необходимо целенаправленно и поэтапно формировать у читателя умения эмоционально воспринимать мир литературных героев, активно и объективно воссоздавать картины и образы, глубоко и осмысленно постигать содержание произведения, мысль автора, чутко относиться к художественному слову и форме.

И еще одно необходимое условие сотворчества читателя с писателем – это развитые творческие способности самого читателя. В понятие творческой деятельности школьников в процессе изучения литературы, безусловно, входят не только всевозможные виды сочинений на литературные и свободные темы, не только непосредственно литературные творения, но и любое проявление самостоятельности ученика при общении с литературным произведением. Таких видов деятельности учащихся можно перечислить бесконечное множество. Условно я ограничусь теми, которые выявляют, фиксируют и развивают определенные качества читателя.



Эмоции

Осмысление содержания

Воображение

Реакция на художественную форму

1

2

3

4

1.Выразителное чтение

1. Составление плана

1. Творческие пересказы

1. Пересказ, близкий к тексту

2. Сочинение и ответы на вопросы после первого чтения

2. Сжатый пересказ

2. Устное словесное рисование

2. Стилистический анализ

3. Оживление личных впечатлений жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом

3.Комментирова-ние текста

3. Составление киносценария

3. Оправдание слов-образов и приемов авторского повествования

4. Сопоставление литературного текста с явлениями других видов искусств на уровне эмоциональной оценки

4. Ответы на аналитические вопросы, в том числе и на вопросы проблемного характера

4. Инсценирование

4. Сопоставление произведения и его реальной основы


5. Рассмотрение композиции художественного произведения

5. Домысливание сюжета



6. Сопоставление литературных произведений

6. Реконструкция внесценических эпизодов драмы



7. Сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции




Итак, из всего этого «арсенала» видов деятельности учитель отбирает те, которые возможны при изучении того или иного литературного произведения и необходимы определенному классному коллективу с учетом его своеобразия и возможностей каждого ученика, чтобы целенаправленно развивать все читательские качества и способности. Затем он может спланировать их использование на каждом из уроков по изучаемому произведению.





  1. Нетрадиционные уроки как новый тип уроков


Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков литературы. В основу их классификации кладется содержание литературного образования, методик проведения и этапы изучения произведений и тем. Взгляд на урок с современных позиций требует пересмотра традиционных типов форм организации занятий и их структуры. Все чаще предлагалось заменить традиционные уроки формами обучения, у которых нет строгой структуры, но они открывают простор для творческой фантазии учителя. Однако на практике это не привело к конкретным позитивным сдвигам в методике школьного обучения, поскольку на таких уроках нередко проявлялись хаотичность, бессистемность, несоответствие цели. При этом допускалось ошибочное понимание современной интерпретации урока. Хоть проблема заключается не в структуре, а в том, что между сущностью учебного познания и методическим инструментарием урока должна быть точность, соотнесенная с целью обучения.

Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности выдерживают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работы. Можно увидеть это по следующей схеме:


Формы обучения


Цель как основа типологии форм обучения

Традиционные формы обучения

Нетрадиционные формы обучения

Изучение обзорных и монографических тем. Изучение литературно-критических статей. Начало изучения биографии и творчества писателя

Вступительные занятия. Уроки изучения нового.

Урок-лекция. Урок-исследование. Урок-устный журнал. Урок-пресс-конференция

Анализ литературного произведения. Теория литературы.

Общедидактические типы уроков с разными путями анализа.

Урок-деловая игра. Урок-путешествие. Урок с групповыми формами работы. Урок-конкурс. Урок-суд.

Развитие языка учеников. Контроль за знаниями, умениями и навыками.

Уроки развития языка. Урок контроля и оценки знаний.

Урок-зачет. Урок-семинар. Урок-творческий отчет.


Нетрадиционные формы обучения, в первую очередь, требуют поисков учителя с целью разнообразить формы урока. Любые поиски нужно приветствовать, только нужно не забывать, что поиски без издержек бывают редко. Но в подготовке разных видов и типов уроков по изучению поэзии есть сложности. Особенного внимания, на мой взгляд, требует философская лирика, потому что правильно построенное обсуждение не только заставит учеников задуматься над проблемой, но и поможет становлению гуманистической, гражданской, жизненной позиции школьника. Под правильным управлением учителя на таком уроке вырабатываются моральные принципы подростка.

Педагогическая деятельность – творческая деятельность: учитель при подготовке нетрадиционного урока волен в выборе методов, приемов и форм обучения, которые, по его разумению, обеспечивают эффективность дидактического процесса. Однако это не означает, что педагогическая деятельность не регламентирована определенными требованиями, правилами, нормами.

У каждого вида профессиональной деятельности есть своя технология. У педагогической работы тоже есть своя технология – правила организации нетрадиционного урока. Чтобы урок литературы был эффективным, нужно:

1. Точно обозначить тему, дидактическую, развивающую и воспитательную цели, тип и структуру урока.

2. Обозначить значение урока в системе других, связать его с предыдущим и следующим.

3. Отобрать содержание учебного материала (определить его объем, установить связь с выученным ранее, подобрать дополнительный материал и т.д.).

4. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнородные виды деятельности.

5. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

6. Обеспечить оптимальный темп урока и единую логику развертывания деятельности учителей и учеников.

7. На практике реализовать требования, которые следуют из общедидактических и методологических принципов.

8. Установить демократический стиль управления учебой детей, создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности учителя и ученика.

Пришло время, чтобы учитель включился в процесс создания индивидуальных программ, на что ориентирует нас закон «Об образовании в Республике Беларусь». Еще хочется, чтобы именно педагоги поднимали актуальные проблемы преподавания литературы в школе. Без выступлений учителей в печати не может быть движения вперед в разработке методики преподавания литературы в школе.


3. Из истории появления нетрадиционных уроков


С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отлучение учеников от познавательной работы педагоги пробовали остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками, главной целью которых является пробуждение интереса школьников к учебной работе. Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру. Взгляды педагогов на нетрадиционные уроки различаются: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают эти шаги опасным нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов под натиском учеников, которые не хотят и не умеют серьезно работать.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков:


  1. Урок-«погружение»

  2. Урок – деловая игра

  3. Урок – пресс-конференция

  4. Урок-соревнование

  5. Театрализованный урок

  6. Урок с групповыми формами работы

  7. Урок – взаимообучение учеников

  8. Компьютерные игры

  9. Урок-творчество

  10. Урок-консультация

  11. Урок-аукцион

  12. Урок, который ведут школьники

  13. Урок-зачет

  14. Урок-сомнение

  15. Урок – творческий отчет

  16. Урок-формула

  17. Урок-конкурс

  18. Бинарный урок

  19. Урок-обобщение

  20. Урок-фантазия

  21. Урок-игра

  22. Урок-«суд»

  23. Урок поиска правды

  24. Урок-лекция «Парадоксы»

  25. Урок-концерт

  26. Урок-диалог

  27. Урок «Следствие ведут знатоки»

  28. Урок – ролевая игра

  29. Урок-конференция

  30. Урок-семинар

  31. Интегральный урок

  32. Урок «Круговая тренировка»

  33. Межпредметные уроки

  34. Урок-экскурсия

  35. Урок-игра «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»


Легко заметить, что в число нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в более ранних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассовые и внеурочные формы организации учебной работы.



  1. Характеристика некоторых уроков

нетрадиционного типа


    1. Игры, в которые мы играем


В нашей жизни игры имеют разное значение. Всякая деятельность, которая связана с условностями, – это игра. Особенное значение имеют игры для учебной деятельности. Термин «игра» ассоциируется с шуткой и показывает связь этого процесса с положительными эмоциями. Поэтому в последнее время в педагогике появился термин “edutainment” (образования и забава). Одна и та же игра может иметь несколько функций, например:

функция обучения – развитие общих умений, навыков, памяти, внимания;

развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из будничного, скучного мероприятия в занимательное приключение;

коммуникативная функция – объединение коллектива учеников, установление эмоциональных контактов;

релаксационная функция – снимает эмоциональное напряжение.

Педагогическая практика все чаще обращается к игровой деятельности, а это, конечно, расширило классификацию игр (деловые, ролевые, организационно-деятельностные, тренинговые интеллектуальные и т.д.).


4.2. Урок-деловая игра


В деловой игре воспроизводится предметное и содержательное содержание профессиональной и общественной деятельности, это значит, моделируются объективные условия и системы отношений, характерные для данного вида практики. В деловой игре заложена возможность принять решение и организовать его выполнение. Участники игры имеют возможность увидеть последствия своей деятельности, сравнить их с последствиями других участников.

Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В проект такого урока входят: цели обучения, развитие и воспитание учеников, формулировка изучаемой проблемы, план деловой игры, содержание деятельности членов игры, правила игры. Деловая игра включает следующие этапы:

– актуализация базовых знаний, мотивация деятельности учеников, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

– формирование творческих групп по 3-5 человек, презентация команд (обсуждение названия, девиза, эмблемы каждой команды). В каждой игровой группе выбираются ведущие (или ответственные);

– создание проблемной ситуации, формулировка проблемы;

работа в творческих группах.

Каждая команда получает творческое задание и материалы, необходимые для его выполнения, и вырабатывает свою концепцию решения проблемы.

– Общее обсуждение проблемы: на данном этапе совершается коллективная выработка решения проблемы.

– Анализ деятельности каждой команды, выведение суммарных поощрений и штрафных баллов, оценка деятельности всех участников группы.

– Домашнее задание.



4.3. Урок – устный журнал


Наиболее часто применяются следующие виды таких уроков: вопрос-ответ, развернутый разговор, устные доклады с последующим их обсуждением, обсуждение письменных творческих работ учеников, комментированное чтение первоисточников. Журнал должен содействовать более глубокому изучению темы учениками. В процессе подготовки журнала должны быть поставлены вопросы, проблемы для обдумывания. При проведении урока-устного журнала учитель должен уметь организовать и поддержать обсуждение, во время которого важно притягивать учеников к аргументации и доказательствам своей точки зрения. Организация обсуждения или дискуссии требует от преподавателя умения сформулировать проблему, вопросы; ораторского мастерства, такта, знания сущности вопроса. Стиль проведения урока-устного журнала должен быть демократичным, выводы учителя – убедительными. Участие в таком уроке дает возможность ученикам стать авторами тезиса, строить личную гипотезу, стать критиком высказываний других учеников или преподавателя. К уроку готовятся экспресс-доклады. Каждому ученику представляется возможность попрактиковаться в публичных выступлениях.




4.4. Урок-дискуссия


Цель такого урока – втягивание слушателей в активное обсуждение проблемы, выявление противоречий разных жизненных и литературных явлений. Форма проведения – групповое обсуждение теоретических вопросов.

Методика организации:

– определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз последствий;

– определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия.

Методика проведения:

– ознакомление слушателей с проблемой, ситуационной задачей. Вопросы для учеников ставятся последовательно в соответствии с планом;

– организация обсуждения разных точек зрения по сущности рассматриваемой проблемы.

– заключения по выводам обсуждения. В заключительном слове учитель выделяет активность или пассивность аудитории, оценивает ответы, при необходимости аргументировано опровергает неправильные обсуждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения.


  1. Ученики как читатели







Практическая часть

Урок русской литературы в 7 классе


Тема: Антуан Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цели: познакомить со сказкой А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц», показать подтверждение ответственности человека за все, происходящее вокруг него, осуждение потребительской морали и бездумных, эгоистичных поступков.

– Развивать умение логично и доказательно строить свое высказывание, выделять главное и существенное;

– показать ученикам иносказательность и поучительность сказки, отражение в ней гуманизма писателя;

– воспитывать доброе и ответственное отношение к людям.

Эпиграф: «…Да, странный народ – эти взрослые! Пустяки кажутся им важными, а главного они не видят. Вместо того чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, свою планету, они ведут войны, тиранят других людей, и сушат свои мозги дурацкой цифирью, и тешатся жалкой мишурой, и оскорбляют своей суетой и алчностью красоту закатов и восходов, полей и песков. Нет, не так надо жить!…» (А. Де Сент-Экзюпери)

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка к восприятию.

  3. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением великого французского писателя. Повесть, которую мы рассмотрим, называется «Маленький принц». Урок пройдет в форме дискуссии. Каждый выскажет свои мысли по поднятым в повести вопросам.

  4. Эпиграфом к уроку будут слова из этой повести (зачитываются).

– А задумывались ли вы, как надо жить?

Сент-Экзюпери сознавался, что ничего нового он не открыл, что он словно бы проснулся и внезапно увидел то, что видеть перестал. “Уснул”, само собой разумеется, не Сент-Экзюпери – “уснули” люди, которые забыли, что главное в нашей жизни. Им-то и бросает вызов писатель, напоминая о мудрости, о философском смысле “простых” истин, о прозорливости неискушенного, “детского” взгляда на мир. Таким именно взглядом осматривает мир Маленький принц – главный герой этой небольшой, совсем не похожей на другие произведения Экзюпери, сказки «Маленький принц». Просто и проникновенно, говорит он о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу и о том, каким же быть человеку на этой еще не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете Земле.

Добрый сказочник уверен, что люди должны жить по-иному. Он знает, что им нужна чистая вода глубоких колодцев, нужны бубенцы звезд в ночном небе, а они упрямо не желают этого понять, понять, что вода и звезды им просто необходимы, и, оттого, что сказочник не уверен, удастся ли ему внушить людям свою – их собственную! – правду, сказка так грустна, так печальна.

3. Чтение отрывков из произведения учителем.

4. Проверка читательского восприятия.

– Какие мысли вызвало только что прочитанное?

5. Анализ.

– Почему произведение «Маленький принц» названо именно сказкой?

– Что ищет Маленький принц в своих путешествиях?

– Что вы поняли из общения Маленького принца с Лисом?

– Как автор относится к своему герою? Есть ли в сказке прямое присутствие автора?

– Как вы понимаете слова: «Мы в ответственности за тех, кого приручили»?

– За кого отвечает Маленький принц?

– Ваше отношение к Маленькому принцу?

На доске написаны слова Антуана Де Сент-Экзюпери: «Ищите меня в том, что я пишу». Разъясните эти слова.

А теперь давайте определим главную мысль сказки «Маленький принц» и свяжем ее с личностью писателя.

6. Прочтение учениками понравившихся эпизодов.

7. – Что такое притча?

– Определите в сказке «Маленький принц» элементы притчи.

– Какие художественные средства использует автор и для чего?

– Какие выводы вы сделали из сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц»?

8. И в конце урока напишите мини-сочинение, где выскажите свои мысли, впечатления после всего сказанного на уроке. Сочинение должно быть небольшим (7-12 предложений) и заканчиваться словами из сказки: «И если вам придется проезжать здесь, умоляю, не торопитесь, постойте немного прямо под звездой! И если к вам подойдет ребенок, если он станет смеяться, если у него будут золотистые волосы, вы сразу догадаетесь, кто он. И тогда – будьте так добры! – развейте мою печаль, поскорей сообщите мне, что он вернулся…»

9. Подведение итогов и выставление оценок.



Урок в форме деловой игры в 7 классе по теме: «Сквозь столетия в будущее» (Уильям Шекспир, сонеты, Александр Пушкин, сонеты, Максим Богданович, сонеты)


Цели:

– познакомить учеников с такой классической формой литературы, как сонет, его разработками, структурой, формой на примере шекспировских, пушкинских и богдановичевских сонетов;

– развить навыки художественного чтения стихотворений, пересказа, усовершенствовать умение анализировать материал и делать самостоятельные заключения и выводы;

– воспитывать гордость и уважение по отношению к белорусской литературе.


Подготовка: ученики делятся на четыре группы:

1 – ученик-Шекспир, ученик-историк, ученик-литературовед, ученик-художник, два чтеца стихотворений.

2 – ученик-Пушкин, ученик-историк, ученик-литературовед, ученик-художник, два чтеца стихотворений.

3 – ученик-Богданович, ученик-историк, ученик-литературовед, ученик-художник, два чтеца стихотворений.

4 – ученики-аналитики.

Группа аналитиков по ходу выступлений задает вопросы группам, готовится проанализировать материал и сделать выводы.


Возле трех «крыльев» доски стоят столы трех групп, остальные сидят напротив. План исследования определяется отдельно:

  1. Представление эпохи (рисунок-эмблема группы и комментарий историка).

  2. Рассказ про представителя группы.

  3. Чтение произведений.

  4. Выступление литературоведа.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка к восприятию

Про зрелость и развитость любой поэзии свидетельствует наличие в этой поэзии разнообразных жанров и видов стихотворений, которые вырабатывает национальное и мировое стихотворчество. Один с самых совершенных видов стихотворения, который выработала мировая поэзия, – сонет.

Возник он в Италии в 13 ст., откуда и пошли во все языки и литературы мира форма и само название стихотворения (sonetto от sonare – звучать, звенеть).

Сонет состоит обычно из 14 строк, объединенных в два четырехстрочия и два трехстрочия. Построение сонета тесно связано с раскрытием в нем поэтического содержания. В четырехстрочии идет развитие темы, в трехстрочии – кульминация и развязка.

В кладовую всемирного сонетария наиболее значительный вклад внесли:

Данте Алигьери

Франческо Петрарка

Уильям Шекспир

Иоганн Вольфганг Гете

Адам Мицкевич

Александр Пушкин

Михаил Лермонтов

Максим Богданович

Максим Танк

К тому времени, пока сонет пришел в белорусскую поэзию, всемирный сонетарий стал очень богатым. Сначала сонет был принадлежностью исключительно интимной лирики. Постепенно тематика и жанровые рамки его расширились. У Шекспира сонет наполнился философским содержанием.


  1. Выступление первой группы.


Ученик-историк объясняет эмблему группы, отображение на ней характерных черт эпохи Возорждения.

Ученик-Шекспир (примерный рассказ): Родился я в Англии, в семье богатого ремесленника. Учился в начальной школе родного города. Но отец мой стал банкротом и сладкая жизнь закончилась. Подался в Лондон, чтобы заработать денег на жизнь. Попал в труппу Бербеджа. А это было не абы что. Бербедж основал в Лондоне первый театр «Глобус». Тут нашел я занятия по душе, тут я нашел себя. Было в жизни всякое. В 1612 году я подался домой.

Ученик-литературовед: Вокруг биографии великого драматурга и поэта в 18 ст. возникло много легенд. Утверждали даже, что произведения писал совсем другой человек, образованный и известный в мире, и в целях конспирации подписывался фамилией Шекспир. Вызвано это было тем, что после смерти Шекспира почти не осталось никаких сведений про его жизнь, только произведения.

Уильям Шекспир в некоторой степени отступил от классической формы сонета. В первую очередь тем, что писал стихи философского содержания, нарушил трехвековую традицию европейской лирики, показав красоту не через штампованный, статичный образ, а показал красоту реальной женщины.

Шекспир посвящал сонет одной теме. В первом четырехстрочии называл ее, а в другом развивал и в двустрочии подводил вывод.

  1. Чтение сонетов

На стыке 16-го и 17-го столетий эпоха Возрождения подарила человечеству великого художника слова, который выдал целую книгу сонетов, работал над развитием и совершенствованием этой классической формы. Перенесемся в 19 и 20 столетия. Появились ли еще мастера сонета? Не состарился ли сонет?

  1. Выступление второй группы

Защита эмблемы, рассказ ученика-Пушкина, чтение сонетов, рассказ ученика-литературоведа.

  1. Выступление третей группы

Защита эмблемы, рассказ ученика-Пушкина, чтение сонетов, рассказ ученика-литературоведа.

  1. Вопросы к аналитикам.

– Чем близки стихотворения поэтов?

– К какому виду лирики они принадлежат?

– Сравните количество строк в сонетах и их разделение на смысловые части. В чем авторы отступили от классической формы?

– Сонет существует с 13 века. Почему поэты и сейчас используют его?

– Посмотрите на тему урока, вспомните все, о чем говорилось, и сделайте общий вывод.

  1. Подведение итогов.

Как мы видим, сонет шел к нам с 13 века. Конечно, как не остается неизменным время, так и сонет не мог остаться в начальном варианте. Но, как видите, сонет не только еще не состарился с 13 века, а наоборот вступает в 21 век все еще молодым, потому что его используют поэты (белорусский поэт Морозов), совершенствуют и развивают дальше, изобретают новые виды и формы.

  1. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание.



Заключение


Таким образом, изучив научную литературу по означенной курсовой работой проблеме, я пришла к следующим выводам.

Во-первых, изучение литературы в современной школе – сложный процесс, который обуславливается особенностями психологического развития школьников. К таким урокам нужно особенно готовиться, пользоваться всеми приемами методики преподавания русской, белорусской и зарубежной литератур и все свое педмастерство.

Во-вторых, нетрадиционные уроки, необычные по своему замыслу, организации и методике преподавания, больше нравятся ученикам, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным ритмом работы.

В-третьих, нестандартные формы уроков являются эффективным средством обучения школьников, потому что втягивают в активную познавательную деятельность каждого ученика отдельно и всех вместе, и тем самым являются эффективным средством управления учебным процессом. Обучение выполняется путем активности учеников, собственной деятельности, в процессе которой усваивается 80-90 % информации.

Анализ методической литературы и собственного опыта помогли выделить несколько советов-рекомендаций учителям:

  1. При изучении творчества отдельного писателя не нужно ограничиваться только его программными произведениями. Использование нескольких произведений одной тематики разносторонне раскроет проблему, даст отличный материал по теории литературы, поможет построить разговор на сравнении или сопоставлении.

  2. Читать и изучать наследие писателя в разрезе всемирной литературы.

  3. Темы, которые затрагивают морально-этические проблемы, давать через дискуссии, обсуждения, проблемно-поисковые ситуации. Это посодействует лучшему пониманию материала и поможет школьникам в выработке собственных жизненных позиций.

  4. При изучении писателя знакомить учеников с ним, в первую очередь, как с личностью, не хрестоматийно, а рассказывать про интересные и поучительные случаи с жизни, про писателя как человека.

  5. Давать школьникам задания творческого характера, чтобы они могли раскрыться и удовлетворить свои потребности в творческой интересной работе.

  6. Ориентировать изучение литературы на жизнь, чтобы ученики понимали важность и необходимость знания творчества изучаемого писателя.

  7. В 8-9 классах важное место на уроке нужно отводить устным высказываниям школьников. Это будет не только содействовать формированию культуры речи, но и будет соответствовать психологическим особенностям подростков: утвердить себя как личность, избавиться от застенчивости и неуверенности.

  8. В 5-7 классах большое значение имеет метод «слова учителя», особенно вступительного и заключительного, потому что младшие школьники еще не имеют навыков самостоятельного анализирования и абстрагирования, не умеют на основе материала делать собственные выводы без помощи взрослого. Учитель должен подвести учеников к определенным выводам и проговорить их вместе с ними, потому что деть воспринимают мир через взрослого, так, как говорит учитель.

«Непосредственная эстетическая и нравственная сопричастность человека миру представлена, например, в художественной литературе и является в определенном смысле ее движущей силой», – писал российский академик В.В. Давыдов3. С урока на урок, от учителя к ученику идет дорога к духовно-практическому знанию о мире, о человеке, о себе самом. Подлинное образование переводит нас из обыденного пространства наличных предметов в иное, в котором мы всегда стоим перед выбором между благородством и ничтожеством, растительным существованием или активной жизненной позицией.


Литература


  1. Билинкис Я.С. Русская классика и изучение литературы в школе: Книга для учителя. – М: Просвещение, 1986.

  2. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. – Тула: Автограф, 2000.-

  3. Лышова О.С. Внедрение инновационных технологий в преподавание русского языка и литературы как необходимое условие повышения качества образования // Русский язык и литература, 2002.-№2.

  4. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М., 1976.

  5. Окунев А. Как учить не уча. – СПб.: Питер-Пресс, 1996.

  6. Пархоменко В.П. Воспитание творческой личности как цель образовательных систем. – Мн., 1995.

  7. Петровская Л.К. Учить воспринимать искусство слова – литературу // Русский язык и литература, 2001.-№ 5.

  8. Рожина Л.Н. Развитие художественных способностей в процессе преподавания русской литературы // Русский язык и литература, 2002.-№3, 5.

  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

  10. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю.Богдановой, В.Г.Маранцмана: В 2 ч. – М.: Владос, 1995.

  11. Ваніна Н.Т. Нетрадыцыйныя формы арганізацыі метадычнай работы з настаўнікам у школе. Пачатковая школа., 1999. – №6.

  12. Вывучэнне літаратуры: Пытанні методыкі / Пад рэд. В.У. Івашына. Мн., 1980.

  13. Гербутаў В.А. Уверх па лесвіцы, што вядзе углыб // Адукацыя і выхаванне, 1992.-№9.

  14. Каляда А. Мастацкае чытанне у школе. 5-11 кл. Мн., 1992.

  15. Лесахоніна Л.М. Урок-дыспут: З вопыту працы.-Мн.: Асвета, 1965.

  16. Ляшук В.Я. Сучасны ўрок: які ён? // Роднае слова, 1993.-№2.

  17. Праблемы літаратурнай адукацыі. Накірункі перабудовы / Пад рэд. М. А. Лазарука. Мн., 1985



Выписка из заседания педагогического совета по теме « Психолого –педагогические ресурсы развития современного урока в достижении нового качества образования». Протокол №4 от18.12.2009 г.


Слушали : Кантерову В.В.,учителя русского языка и литературы, по теме: «Психолого - педагогические ресурсы развития современного урока литературы в достижении нового качества образования». Она сказала, что урок- первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который помогает ученикам набраться сил. В школе, на уроке формируется человек завтрашнего дня, поэтому быть учителем – не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность. Сегодня мы много говорим о перестройке школы, часто забывая, что это не абстрактное понятие, а будничная, конкретная работа. Каждый наш день – творческий поиск, решение вопросов: как сделать уроки и внеклассовые мероприятия по-настоящему обучающими. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более радостной, эффективной?

Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков литературы. В основу их классификации кладется содержание литературного образования, методик проведения и этапы изучения произведений и тем. Взгляд на урок с современных позиций требует пересмотра традиционных типов, форм организации занятий и их структуры.

Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности выдерживают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работы.


Решили:

-признать опыт работы Кантеровой В.В.положительным;

-рекомендовать опыт учителя к распространению среди учителей школы.




Председатель педсовета Жуковская- Латышева Л.С.



Секретарь Бычкова С.В.






1 Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М., 1976

2 Берхин Н.Б. Обучение и развитие на уроках литературы // Сов. Педагогика. – 1989. – №3. – С.29-33.

3