СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок в аспекте содержания ФГОС. формы и методы работы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презинтация состанлена согластно требованиям ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Современный урок в аспекте содержания ФГОС. формы и методы работы»

Современный урок  в аспекте содержания ФГОС  формы и методы  работы   Пирогова Ю.В.  2018

Современный урок в аспекте содержания ФГОС формы и методы работы Пирогова Ю.В. 2018

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:  1. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению и создаются условия для индивидуального развития каждого ребенка. 2. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. 3. На уроке реализуется деятельностный метод к обучению. 4. Организация урока динамична и вариативна. 5. На уроке используются современные педагогические технологии. Приоритетными задачами школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Современный урок – это урок,

характеризующийся следующими признаками:

1. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению и создаются условия для индивидуального развития каждого ребенка.

2. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

3. На уроке реализуется деятельностный метод к обучению.

4. Организация урока динамична и вариативна.

5. На уроке используются современные педагогические технологии.

Приоритетными задачами школьного образования становится развитие у учащихся

способности самостоятельно ставить учебные

цели, проектировать пути их реализации,

контролировать и оценивать свои достижения.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее добывать» А. Дистервег Методы обучения: Пассивные Активные Интерактивные

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее добывать» А. Дистервег

Методы обучения:

Пассивные

Активные

Интерактивные

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.

Китайские мудрости:  «Я слышу – я забываю. Я вижу - я запоминаю. Я делаю - я усваиваю».  «Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню.  Дай мне действовать самому, и я научусь».

Китайские мудрости:

  • «Я слышу – я забываю.

Я вижу - я запоминаю.

Я делаю - я усваиваю».

  • «Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

и я научусь».

Основная педагогическая задача:  организация условий, инициирующих детское действие.

Основная педагогическая задача:

организация условий, инициирующих детское действие.

Основные принципы:  Принцип непрерывности  Принцип целостности Принцип вариативности и творчества

Основные принципы:

Принцип непрерывности

Принцип целостности

Принцип вариативности и творчества

 Типология уроков:

Типология уроков:

 Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода    Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы :

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы :

Типология уроков . Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. Уроки в системе развивающего обучения:

Типология уроков

.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

Уроки в системе развивающего обучения:

Критерии результативности урока по ФГОС

¨ Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

¨ Учитель владеет технологией диалога , обучает учащихся ставить и

адресовать вопросы.

¨ Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы

обучения, учит детей работать по правилу и творчески .

¨ На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

¨ Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися,

используя для этого специальные приемы.

¨ Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика,

поощряет и поддерживает минимальные успехи.

¨ Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

¨ Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником, собствен ную

позицию , иное мнение, обучает корректным формам их выражени я.

¨ Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу

сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

¨ На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «уч итель –

ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Структура урока в системе деятельностного метода обучения  Этапы урока Цель этапа 1.Целеполагание и мотивация к учеб-ной деятельности  Цель: организация осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке, определении целей и содержательных рамок урока (плана). 2.Актуализация знаний и способов действий, созда-ние проблемной ситуации Цель: подготовка мышления детей, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия ими нового материала, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний. 3.Открытие нового знания и способов действий  Цель: построение проекта выхода из затруднений. В нимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и с помощью моделей ( схем ) .

Структура урока в системе деятельностного метода обучения

Этапы урока

Цель этапа

1.Целеполагание и

мотивация к учеб-ной деятельности

Цель: организация осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке, определении целей и содержательных рамок урока (плана).

2.Актуализация знаний и способов действий, созда-ние проблемной ситуации

Цель: подготовка мышления детей, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия ими нового материала, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний.

3.Открытие нового знания и способов действий

Цель: построение проекта выхода из затруднений. В нимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и с помощью моделей ( схем ) .

Структура урока в системе деятельностного метода обучения  4.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Цель: закрепление изученного содержания и фиксирование во внешней речи. 5.Самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь) Цель: организация обратной связи и самоконтроля усвоения нового учебного содержания и одновременно интериоризация нового знания. 6.Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель: определение границ применимости нового знания, тренировка навыков его использования совместно с ранее изученным материалом и повторение содержания, которое потребуется на следующих уроках. 7.Рефлексия учеб-ной деятельности (итог урока) Цель: осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиск наиболее рационального.  Фиксируется новое знание, изученное на уроке, его значимость, организуется самооценка и согласование домашнего задания

Структура урока в системе деятельностного метода обучения

4.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель: закрепление изученного содержания и фиксирование во внешней речи.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь)

Цель: организация обратной связи и самоконтроля усвоения нового учебного содержания и одновременно интериоризация нового знания.

6.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: определение границ применимости нового знания, тренировка навыков его использования совместно с ранее изученным материалом и повторение содержания, которое потребуется на следующих уроках.

7.Рефлексия учеб-ной деятельности

(итог урока)

Цель: осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиск наиболее рационального. Фиксируется новое знание, изученное на уроке, его значимость, организуется самооценка и согласование домашнего задания

      Исходя из функций, рефлексии предлагается следующая классификация:   Р ефлексия- самоанализ деятельности  и её результатов  рефлексия настроения и эмоционального состояния Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с  целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. рефлексия деятельности Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. рефлексия содержания учебного материала  Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость». .

Исходя из функций, рефлексии предлагается следующая классификация:

Р ефлексия- самоанализ деятельности

и её результатов

рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ.

рефлексия содержания учебного материала

Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

.

Проектирование и анализ современного урока в свете требований ФГОС к организации учебной деятельности.

Критерии оценки качества урока .

Требование к уроку

Что оценивается

1.Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности.

Работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность учащихся.

Четкость постановки учебных целей в соответствии с возрастными особенностями школьников.

2. Тип, форма и содержание урока.

Соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока.

Соответствие типа урока поставленным целям для ученика.

Соответствие формы урока достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

3. Структура урока.

Оптимальность структуры данного урока, логическая связь его этапов.

4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей.

Особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная).

Уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Уровень достижения поставленных учебных целей.

5. Инструментарий учителя (технология, методы, приемы).

Эффективное использования инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия.

Адекватность выбранных форм, методов и приемов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

6. Дидактическое оснащение урока.

7. Формирование и развитие УДД.

Разнообразие заданий различного типа, вида и формы.

Использование учителем разных источников информации. Оптимальность, целесообразность и формы организации ИКТ на уроке.

8. Организация контроля и результатов обучения.

Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УДД: личностных, познава-тельных, коммуникативных, регулятивных.

Разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока.

9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей.

10. Стиль общения.

Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока. Разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотация, тест, контрольное упражнение и т.д.).

Формы самооценки (рефлексия) деятельности уч-ся.

Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником.

На уроке учителю необходимо : 1) управлять вниманием учащихся; 2) разъяснять смысл предстоящей деятельности; 3) актуализировать необходимые мотивационные состояния;  4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности; 5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач;  6) обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях; 7) оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.

На уроке учителю необходимо :

1) управлять вниманием учащихся;

2) разъяснять смысл предстоящей деятельности; 3) актуализировать необходимые мотивационные состояния;

4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности;

5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач;

6) обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях;

7) оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.

Какие требования предъявляются к современному уроку?    хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока, УУД, планируемые результаты; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, уровень восприятия и воспроизведения устной речи; стремление и потенциальные возможности учащихся, настроение детей;  умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи. Урок должен быть добрым .

Какие требования предъявляются к современному уроку?

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока, УУД, планируемые результаты;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие

аспекты, как профиль класса, уровень восприятия и воспроизведения устной речи;

  • стремление и потенциальные возможности учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи.

Урок должен быть добрым .

«Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием…»  А. Дистервег .

«Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием…»

А. Дистервег

.


Скачать

© 2018 789 9

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!