Просмотр содержимого документа
««Современные формы работы с родителями в образовательной организации»»
Доклад «Современные формы работы с родителями в образовательной организации»
Шестакова Л.С.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2»
г .Усолье-Сибирское
Актуальность
- Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
- Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Нормативно-правовые документы отражающие взаимосвязи общественного и семейного воспитания
- «Концепции дошкольного воспитания»,
- «Положение о дошкольном образовательном учреждении»,
- Закон «Об образовании» ст. 18
- Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта
Принципы
- Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую безопасность, защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для активности, самореализации дошкольника.
- Принцип активности, инициативности и субъективности в развитии ребёнка.
- Принцип выбора.
- Принцип доверия и поддержки
Этапы работы с родителями
- Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей.
- Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
- Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
- Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
- Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка.
«Круглый стол» .
- В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания
Вечера вопросов и ответов
- Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей
Родительский совет (комитет) группы.
- Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей .
- Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
- Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других.
«Дни открытых дверей».
- В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.
Презентация дошкольного учреждения .
- Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей.
- Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.
Устный педагогический журнал
- Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
Мини-собрания
- Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры
- В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
Попечительский совет.
- Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ
Тренинги.
- Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины
Дни добрых дел
- Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель
Педагогические беседы с родителями
- Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Требования которым должны отвечать беседы:
- быть конкретными и содержательными;
- давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
- пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
- повышать чувство ответственности за воспитание детей
Посещение семьи
- Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи
Индивидуальные консультации
- Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Индивидуальные блокноты
- Индивидуальные блокноты , куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
Гость группы
- Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец
- У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Оплачиваемая должность
- Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в качестве члена воспитательного коллектива.
Интерактивные формы во взаимодействии с родителями
- Интерактивная игра – это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определённой целью
Термин «интерактивная игра», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия
- Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми.
Досуговые формы взаимодействия с родителями
- Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).
- Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
- Совместные походыи экскурсии
- Благотворительный акции.
- кружки и секции;
- клубы отцов, бабушек, дедушек;
- клуб выходного дня
- выпуск стенгазеты
- домашние гостиные
- работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);
- семейные встречи;
- веломарафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня);
- музыкальные и литературные салоны;
- коллекционирование
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
- Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
- Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
Главная задача наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями
Познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.
К ним относятся:
- записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
- видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
- фотографии,
- выставки детских работ,
- стенды, ширмы, папки-передвижки.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Информационно-ознакомительные формы взаимодействия
Информационно-аналитических форм организации взаимодействия
- Уголок для родителей
- Выставки, вернисажи детских работ
- Информационные листы
- Памятки для родителей
- Папки–передвижки
- Родительская газета
- Видеофильмы
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
- фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
- эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.
Письменные формы взаимодействия с родителями
- Брошюры
- Пособия
- Бюллетень
- Еженедельные записки
- Неформальные записки
- Личные блокноты
- Доска объявлений
- Ящик для предложений.
- Отчеты.
«Родительский университет».
- Эффективной формой решения задач формирования педагогической культуры родителей является «Родительский открытый университет» Родительский университет создан на базе ВСГАО г. Иркутск
Благодарим за внимание