СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются современные формы работы учителя- логопеда с семьями воспитанников.

Просмотр содержимого документа
«Современные инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ»

Современные инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ.

При работе с детьми с ОВЗ необходима постоянная обратная связь с родителями, так как ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Поэтому мы должны так организовать работу, чтобы самым безразличным и «занятым» родителям захотелось принять участие в жизни своего ребёнка. Важно показать родителям: мы видим своеобразие каждого ребёнка, мы понимаем и принимаем занятость и загруженность работающих родителей, поэтому учитываем все эти особенности в нашей совместной деятельности.

На сегодняшний день существуют разнообразные формы взаимодействия педагогов с родителями.

Формы взаимодействия педагогов с родителями .

Индивидуальные

Групповые

Наглядно-информационные

Консультирование родителей

«Консультативный пункт»

Анкетирование

Оформлении информационно-методических стендов, папок-передвижек

«Гостевая книга» на сайте ДОУ

Дни открытых дверей

Издание брошюр, памяток

Просмотр родителями открытых мероприятий в режиме он-лайн или видеозаписи

Родительские собрания

Оформление мультимедийных презентаций

Создание медиатеки

Консультирование через электронную почту

Интернет-конференция через систему Skype

Создание логопедом личного сайта

Тетради для домашних заданий

Совместные праздники, мероприятия

Шкатулка для вопросов родителей «Задай вопрос специалисту»

Посещение семьи ребенка

Практические занятия с родителями


Пятиминутки

Круглый стол


Занятия с родителем и ребенком

Проведение открытого занятия


Сегодня мы хотим, представить вашему вниманию инновационные формы взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников.

Многие родители в силу большой занятости и дефицита времени могут встречаться с учителем - логопедом лично только на родительских собраниях. Этого недостаточно для налаживания отношений сотрудничества. Организация электронного общения через Интернет поможет решить эту проблему. Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную логопедическую практику позволяет сделать просветительскую работу учителя- логопеда более продуктивной и эффективной.

Электронное общение не может заменить межличностного общения и логопеду не нужно к этому стремиться.

Взаимодействие в сети Интернет  это дополнительный ресурс к средствам общения, применяемых логопедом для осуществления работы с родителями дошкольников с ОВЗ.

При организации сотрудничества с родителями педагоги могут использовать ресурсы Интернет, в том числе социальных сетей. Это вполне осуществимо, так как согласно ФГОС, органы государственной власти субъектов Российской Федерации финансируют деятельность дошкольной образовательной организации, в том числе выделяют деньги на подключение к сети Интернет, а Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет необходимость всем образовательным организациям иметь официальный сайт в сети Интернет.

Доступность и открытость информации – основное требование государства к дошкольным организациям. А в современном мире одним из основных средств реализации этого принципа является сайт ДОУ. Сайт дошкольного учреждения – это не просто доказательство того, что ваш сад прогрессивный и современный. Это, прежде всего, эффективный инструмент взаимодействия с родителями.

На сайте нашего учреждения много лет существует «Гостевая книга» , где родители всегда могут получить ответ от специалистов на любой интересующий их вопрос, оставить отзывы о проведённых мероприятиях в ДОУ.

При организации взаимодействия логопеда и родителей должны быть соблюдены следующие условия:

1) непосредственная связь предлагаемого родителям дидактического материала с образовательной программой детского сада. Материал должен быть подобран с учетом дефицита времени у родителей и отсутствием у них специального образования;

2) охват всех образовательных областей, специфических для ребенка дошкольного возраста (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельности и чтение художественной литературы);

3) организация партнерского взаимодействия с родителями, сотрудничества родителей с ребенком .


Просмотр родителями открытых мероприятий в режиме он-лайн или видеозаписи может быть использован при построении сотрудничества логопеда с родителями ребенка . Эта форма взаимодействия особо актуальна для работающих родителей.

Одним из средств логопедического просвещения родителей является электронная почта. При помощи электронной почты учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации, а также контролировать своевременное выполнение домашних заданий.

Логопед может отправлять родителям воспитанников задания для самостоятельной работы: игровые упражнения, карточки с игровыми заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать детский сад. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между логопедом и семьей, так и между родителями также может происходить через электронную почту.

Для более эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений учитель-логопед может самостоятельно записать на электронные носители видеоконсультации по различным темам, картотеки с заданиями для закрепления того или иного материала и предлагать их родителям на собраниях, очных консультациях и прочих мероприятиях.

В некоторых современных ДОУ организуются Интернет-конференции через систему Skype, где с родителями в online-режиме могут обсуждаться вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка.

Мультимедийные презентации оформляются учителем-логопедом для ознакомления родителей с различными развивающими и обучающими программами, для закрепления звукопроизношения и лексической темы.

Медиатека – мультимедийные материалы к занятиям с детьми-логопатами  знакомят родителей с развивающими и обучающими компьютерными программами. . Создание медиатеки с тематическими презентациями, разноуровневыми интерактивными играми и мультитекой позволяет реализовать специалистам единство требований в коррекционной работе .

Каждый современный учитель-логопед должен иметь собственный сайт, на котором размещает ознакомительную и обучающую информацию.

Ознакомительная информация сайта включает следующий материал:

‒ о реализуемой образовательной программе;

‒ о задачах и содержании логопедической работы на год;

‒ о времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, собраний, тренингов, мастер-классов с указанием темы и цели и т.д.

‒ о мероприятиях, происходящих в образовательном учреждении: днях открытых дверей, интеллектуальных играх, марафонах и других мероприятий, желательно с фотоотчетом.

Обучающая информация может быть представлена в следующих рубриках:

‒ «Родителям на заметку» (содержит информацию о развитии речи в онтогенезе, этиологии нарушений устной и письменной речи, последствиях несвоевременной коррекции и т.д.).

‒ «Полезные книжки» (содержит список популярной логопедической литературы).

‒ «Советы логопеда» (содержат игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков с указанием цели, задач и оборудования / материала) .

Взаимодействие в социальной сети Вконтакте должно предшествовать личное знакомство логопеда и родителей. Проще всего это сделать на родительском собрании, предложив родителям электронное общение в социальной сети. Для этого нужно заручиться согласием родителей о добавлении в друзья, взять у них данные об аккаунте и договориться с ними о времени, когда логопед будет online. Например, это может быть 2 дня в неделю с 19.00 до 20.00. Логопед должен уверить родителей, что на все обращения родителей он обязательно ответит в течение ближайших суток и выполнять данное обязательство.

Затем логопеду необходимо создать личную страничку ВКонтакте, в которой по максимум будет представлена информация о его профессиональной деятельности. Желательно поместить фотографии с логопедических занятий с детьми группы, фото с родительского собрания, фото коллектива детского сада, логопедического кабинета, фото с совместных мероприятии родителей и детей, например, утренников, фото сертификатов повышения квалификации и дипломов об образовании. Желательно разместить на Стене полезные ссылки.

После добавления родителей в друзья начинать общение с ними рекомендуется с простых вопросов, главная цель которых  вступить в диалог и выяснить пожелания родителей. Это могут быть 4-6 простых вопросов, например:

  1. Как сегодня настроение имя ребенка?

  2. Вам прислать информацию о мероприятиях детского сада в чате сети?

  3. Вам удобнее смотреть домашнее задание в индивидуальной тетради ребенка или получать его в чате сети?

  4. Кто дома чаще выполняет домашнее задание с имя ребенка?

  5. Вам прислать ссылки на методическую литературу по развитию речи?

Если родителям удобнее получать домашнее задание с помощью социальной сети, то логопеду рекомендуется его регулярно отсылать.

Работа по информированию родителей в соц.сети может включать следующие направления: оповещение о мероприятиях в группе, в ДОУ, о городских мероприятиях для детей; персональное приглашение на различные мероприятия.

По мере общения с родителями целесообразно на Стене размещать материалы, являющиеся ответом на типичные родительские вопросы о развитии речи и воспитании детей.

Консультирование родителей в сети может проходить в двух вариантах:

1) прямой ответ на вопрос родителя;

2) обращение с вопросом о трудностях, возникших при выполнении домашнего задания, а также трудностях воспитательного характера. Не рекомендуется задавать общие вопросы типа «Есть ли трудности …?».

Лучше вопрос формулировать узко, например, «Имя ребенка сегодня на занятиях правильно произнес звук. Дома он также правильно его произносит, выполняя упражнения?». Если у родителей возникают вопросы, лучше продолжить консультирование по телефону, перед этим уточнить, можно ли позвонить.

Если родители задают в сети вопросы, требующие развернутого ответа, лучше также перевести электронное общение в телефонный разговор. Не рекомендуется вступать в длительную вопросно-ответную переписку, так как при электронном общении происходит значительное искажение и потеря информации.

В отдельных случаях лучше договориться о личной консультации родителей.

Для организации интерактивного взаимодействия родителей детей группы рекомендуется приглашать родителей принять участие в веб-форумах; приглашать родителей ознакомиться с методическими видеоматериалами; просить родителей оставить комментарии; приглашать родителей посмотреть новые фотографии их детей, заснятых в различных режимных моментах и на логопедических занятиях, ознакомиться с описанием достижений конкретного ребенка, приведенных к фотографиям.

Для подтверждения продуктивности сотрудничества родителей и логопеда рекомендуется выкладывать видеозаписи речи ребенка в начале логопедических занятий (сентябрь), спустя 2-3 месяца. Внимание родителей нужно акцентировать на том, что динамика развития речи ребенка обусловлена совместным вкладом родителей и логопеда.

Логопеду необходимо регулярно запрашивать обратную связь от родителей. Для этого нужно регулярно задавать родителям вопросы о текущем состоянии речи ребенка, сообщать им об успехах их детей и поведении на занятиях, отвечать на все вопросы родителей, просить их о помощи, выражать им благодарность, создавать условия для анонимного опроса.

При организации интерактивного взаимодействия с родителями необходимо учитывать тип родителя.

Например, авторитарных родителей рекомендуется привлекать к участию в форумах, к общению с другими родителями детей, поскольку они имеют тенденцию игнорировать мнение специалистов. Некоторые авторитарные родители очень настойчивы в достижении цели. Им можно поручить собрать какую-то полезную информацию и поделиться ею с другими родителями ВКонтакте.

Родители невротического типа наоборот, излишне пассивные. При общении с ними через социальную сеть логопеду необходимо стимулировать их активность, инициировать переписку, апеллировать к их чувству ответственности, акцентировать внимание родителей на положительной динамике в развитии речи ребенка, оказывать им эмоциональную поддержку.

В электронном общении с психосоматичными родителями рекомендуется информацию преподносить дозировано, поскольку есть риск переутомления у таких родителей, сосредотачивать их внимание на положительном прогнозе развития речи ребенка. По механизму обратной связи взаимодействие учителя-логопеда и родителей приобретет определенную частотность и ритм: с одними родителями взаимодействие в соц.сети будет происходить чаще, с другими реже. Этот ритм постепенно сам сформируется.

При виртуальном общении с родителями учителю-логопеду необходимо соблюдать правила сетевого этикета

К электронному общению с родителями логопеду рекомендуется привлекать педагога-психолога ДОО, который может помочь в разрешении внутриличностных проблем родителей, скорректировать стиль семейного воспитания, детско-родительские отношения.

Скайп – это еще одна удобнaя и, пожaлуй, самая популярная в мире программа для общения через интернет. Скайп – это общение с высоким качеством звука и видео.

Тaкая взаимосвязь учителя-логопеда с родителями подойдет тем, кто, в силу своей зaнятости, зaгруженности, или в силу других причин (родитель-инвалид, работающая мать-одиночка, многодетные родители) не может регулярно встречаться со специалистом для обсуждения «логопедических» вопросов в работе с ребенком. Консультирование с помощью скайпа продуктивнее письменных советов логопедов на сайтах и форумах. Специалист может наглядно показать все тонкости и особенности многих коррекционных (логопедических) приёмов: массаж, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры – упражнения и др. Для многих родителей эта форма работы, взаимодействия с логопедом является наиболее приемлемой и очень желаемой, потому что соответствует следующим их требованиям:

Доступность – если у родителей есть интернет, значит, у них есть возможность личного общения со специалистом. Это возможность не прерывать занятия с логопедом, даже если семья уезжает в отпуск, командировку – если там есть интернет, у родителей будет логопед. Ведь, как известно, один из принципов логопедического воздействия – систематичность, стабильность занятий.

Удобство - это удобно и для молодых мам с двумя (и более) детьми: не нужно отказываться от консультации логопеда для старшего ребенка, потому что не с кем оставить младшего на время похода к логопеду.

Экономия времени – для работающих родителей это всегда является актуальным.

Конфиденциальность – интернет - консультации позволяют сохранить конфиденциальность.

Разговоры между пользователями Скайпа совершенно бесплатны. Надо лишь оплачивать интернет, если у вас безлимитный интернет, то и никаких дополнительных плат не требуется. Запустив программу Скайп можно обмениваться текстовыми сообщениями, общаться друг с другом посредством видео связи.

Таким образом, данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.





Используемая литература


  1. Алтухова Т. В. Социальная компьютерная сеть «ВКонтакте»: жанровая характеристика // Вестник Кемеровского гос. ун-та. Выпуск № 3. Том 4. 2012. С. 2125.

  2. Анкета для родителей «Компьютер и интернет в семье». URL: http://dou3-vol.narod.ru/dokum/anketa.pdf .

  3. Арнаутова Е. П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.  М.: ВЛАДОС, 2008.  213 с.

  4. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я. 2004. № 4. С. 30–37.

  5. Баринова Т. М. Семья и семейное воспитание.  Оренбург, 2006.  187 с.

  6. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.  М.: ТЦ Сфера, 2009. С. 12–17.

  7. Бондаренко Т. А. Опыт организации работы логопеда с родителями, воспитывающими ребёнка с нарушением речи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. № 32. 2011. С. 138–145.

  8. Булатова К. К. Использование информационных технологий в образовательной практике ДОО // Сборники конференций НИЦ Социосфера. № 19. 2014. С. 37–40.

  9. Вакуленко Л. С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы.  СПб: «Детство-пресс», 2012.  176 с.

  10. Воробьева Н. А. Педагогические условия подготовки будущего педагога к профессиональной интернет-коммуникации: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук.  Омск , 2010.  23 с.

  11. Вренева Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи // Логопед. 2010. № 5. С. 4652.

  12. Галстян С.Г. Инновационные формы работы с родителями // Челябинский Гуманитарий. 2015. № 1 (30). С. 53-61

  13. Добикова Т. И. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий // Проблемы педагогики. № 5 (6). 2015. С. 3–8.

  14. Доронова Т. Н. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014. № 1. С. 49–55.
















Модель взаимодействия учителя-логопеда и родителя дошкольника с ОНР в социальной сети ВКонтакте

1 шаг  устная договоренность о взаимодействии с родителем

ВКонтакте при личной встрече (родительское собрание) - получение согласия на добавление в друзья и данных об аккаунте, договоренность о времени online








2 шаг  создание логопедом личной странички ВКонтакте

с акцентом на профессиональную деятельность, размещение фотографий занятий с детьми группы в личной страничке, фотографий коллектива детского сада, детей на различных мероприятиях







3 шаг  добавление родителей в друзья и общение с ними





ПОЛУЧЕНИЕ

ОБРАТНОЙ СВЯЗИ:

  • регулярный опрос родителей,

  • анкетирование;

  • обращение с вопросами;

  • ответы на вопросы родителей;

  • создание условий для анонимного опроса;

  • персональное обращение к родителям с просьбами;

  • выражение родителям благодарности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ:

  • приглашение родителей принять участие в веб-форумах, организация веб-форумов;

  • выкладывание видеоматериалов по вопросам занятий с ребенком и речевого развития, приглашение родителей ознакомиться и оставить комментарии;

  • выкладывание фотографий детей группы, заснятых в различных режимных моментах и на логопедических занятиях, с описанием достижений конкретного ребенка, приглашение родителей ознакомиться и прокомментировать;

  • выкладывание видеозаписи открытого урока, приглашение родителей ознакомиться;

  • выкладывание видеозаписей речи ребенка с начале логопедических занятий и спустя время.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ:

  • выяснение в личной переписке, есть ли трудности при выполнении домашнего задания, в случае затруднений  оказание консультативной помощи по телефону;

  • выяснение в личной переписке, есть ли трудности во взаимодействии с ребенком, в случае затруднений  оказание консультативной помощи по телефону;

  • договоренность о личной консультации при необходимости.


ИНФОРМИРОВАНИЕ:

  • отправление домашнего задания родителям детей;

  • оповещение о групповых мероприятиях;

  • оповещение о мероприятиях ДОУ, о городских мероприятиях для детей;

  • приглашение на различные мероприятия;

  • размещение методических материалов на Стене по итогам обобщения родительских запросов.













Схема 1.