СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные методы географических исследований

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет понять современные методы географических исследований на вводном уроке в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Современные методы географических исследований»

Современные  методы  географических исследований Вводный урок

Современные методы географических исследований

Вводный урок

1.Экономическая и социальная география мира  – это общественная географическая наука. Она изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, социально-экономическая география позволяет лучше понять современный этап мирового развития.   Предметом изучения социально-экономической географии (СЭГ) являются процессы формирования, функционирования и развития территориальных социально-экономических систем, а также способы управления ими.

1.Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука. Она изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, социально-экономическая география позволяет лучше понять современный этап мирового развития. Предметом изучения социально-экономической географии (СЭГ) являются процессы формирования, функционирования и развития территориальных социально-экономических систем, а также способы управления ими.

Территориальные системы разделяются по следующим признакам.    1.  По составу:  – производственно-территориальные системы (пром.-ть, транспорт );   – не производственно-территориальные системы (торговля, финансовая сфера);   – системы населения и расселения (этнические, демографические )   – социально-территориальные системы (культурные, потребительские )   – политико-территориальные системы (межгосударственные, внутригосударственные);   – природно-ресурсные системы (природное богатство);   – территориально-рекреационные системы.

Территориальные системы разделяются по следующим признакам. 1. По составу: – производственно-территориальные системы (пром.-ть, транспорт ); – не производственно-территориальные системы (торговля, финансовая сфера); – системы населения и расселения (этнические, демографические ) – социально-территориальные системы (культурные, потребительские ) – политико-территориальные системы (межгосударственные, внутригосударственные); – природно-ресурсные системы (природное богатство); – территориально-рекреационные системы.

2. По размерам:   – мегасистема (территория земного шара);   – макросистемы (территории материков и отдельных частей материков);   – мезосистемы (территории отдельных стран и части стран);   – микросистемы (территории отдельных городов и районов).

2. По размерам: – мегасистема (территория земного шара); – макросистемы (территории материков и отдельных частей материков); – мезосистемы (территории отдельных стран и части стран); – микросистемы (территории отдельных городов и районов).

Впервые термин    «экономическая география»    появился в 1760 г.   В научный оборот этот    термин ввел М.В. Ломоносов.    Он разработал систему    географических наук     .

Впервые термин «экономическая география» появился в 1760 г. В научный оборот этот термин ввел М.В. Ломоносов. Он разработал систему географических наук .

В настоящее время в состав дисциплин, изучаемых  СЭГ (социально-экономическая география),  входят:    – социальная география;  –  география населения;  – экономическая география;  – география промышленности;  – география транспорта;  – география сельского хозяйства;  – география внешних экономических связей;  – геоэкология.

В настоящее время в состав дисциплин, изучаемых СЭГ (социально-экономическая география), входят: – социальная география; – география населения; – экономическая география; – география промышленности; – география транспорта; – география сельского хозяйства; – география внешних экономических связей; – геоэкология.

При изучении СЭГ используют следующие научные методы:   1. Программно-целевой метод. Включает сбор фактических данных, оценку свойств территориальной системы, установление закономерностей, прогноз развития и изменения территориальной системы.  2. Метод системного анализа. Включает изучение внутренних и внешних связей территориальной системы и всестороннее изучение всей территориальной системы.  3. Статистический метод. Включает обработку и анализ большого массива количественной информации.  4. Картографический метод. Необходим для изучения размещения хозяйства и населения в разрезе стран и отдельных регионов.  5. Экономико-математическое моделирование. Предполагает расчет вариантов поведения систем при различных условиях функционирования и выбор оптимального варианта.  6. Сравнительно-географический метод . Предполагает сравнение различных территориальных систем по различным признакам.  7. Исторический метод. С помощью сравнения общего и особенного в исторических явлениях выявляет основные тенденции развития.

При изучении СЭГ используют следующие научные методы: 1. Программно-целевой метод. Включает сбор фактических данных, оценку свойств территориальной системы, установление закономерностей, прогноз развития и изменения территориальной системы. 2. Метод системного анализа. Включает изучение внутренних и внешних связей территориальной системы и всестороннее изучение всей территориальной системы. 3. Статистический метод. Включает обработку и анализ большого массива количественной информации. 4. Картографический метод. Необходим для изучения размещения хозяйства и населения в разрезе стран и отдельных регионов. 5. Экономико-математическое моделирование. Предполагает расчет вариантов поведения систем при различных условиях функционирования и выбор оптимального варианта. 6. Сравнительно-географический метод . Предполагает сравнение различных территориальных систем по различным признакам. 7. Исторический метод. С помощью сравнения общего и особенного в исторических явлениях выявляет основные тенденции развития.

В задачи  СЭГ входит поиск путей совершенствования территориальной организации общества, организация наиболее рационального размещения производства, обоснование перспектив повышения эффективности развития отдельных регионов и страны в целом.

В задачи СЭГ входит поиск путей совершенствования территориальной организации общества, организация наиболее рационального размещения производства, обоснование перспектив повышения эффективности развития отдельных регионов и страны в целом.

Домашнее задание :  Записи в тетради!!!

Домашнее задание : Записи в тетради!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!