«Современные образовательные технологии как средство обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках физики».
Основную часть свободного времени учащиеся практически всех возрастов проводят отнюдь не в библиотеках и театрах, а в основном за компьютером. Это связано с поиском различного рода информации учебного и внеучебного характера. Но справиться с огромным объемом поступающей информации ребята, как правило, не могут, так как не обладают комплексом умений и навыков, позволяющих должным образом обработать и усвоить необходимый материал.
Сложившаяся ситуация позволяет выделить ряд противоречий.
Главным является противоречие между объемом информационного потока и отсутствием инструментов для его усвоения.
Противоречие между ожидаемыми результатами деятельности учащихся и реальным уровнем подготовки выпускников.
Противоречие между фронтальной формой обучения и индивидуальным характером познавательной деятельности учеников.
Решить противоречия можно путем подбора комплекса образовательных педагогических технологий для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся в условиях модернизации образования.
В связи с этим становится актуальным отследить динамику результативности познавательной деятельности учащихся как показателя формирования метапредметных умений и навыков средствами ИКТ-технологий..
Результаты общего образования не обязательно должны быть выражены в предметном формате и могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации знаний, где оптимальным средством достижения результата выступают ИКТ-технологии.
Формирования ключевых метапредметных компетенций многие авторы (Симонова Ю.В., Родосская Н.Б., Добролюбова Л.Л., Югова Л.Б., Полат Е.С., Бельчусов А.А., Яковлев А.И.) связывают с информационно-коммуникационными технологиями.
В урочной и внеурочной деятельности для обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся используются следующие возможности ИКТ – технологий.
1. Использование ресурсов электронных пособий в форме печатного текста (как на дисплее компьютера, так и в виде раздаточного материала).
А. Задания могут быть следующими: Впишите в рассказ пропущенные слова.
Б. Еще одним вариантом использования печатного текста является соотнесение формул, названий, единиц измерений и обозначений.
В. Анализ текстовых документов и выделение признаков различных терминов и понятий.
Вывод: работа с печатными ресурсами формирует у учащихся, прежде всего, информационные умения, навыки (выявление проблемы исследования; постановка цели и задач, определение объекта и предмета поиска информации; формулировка гипотез исследования; проверка гипотез; поиск и сбор информации; аналитическая работа; корректировка поставленных задач и хода исследования; обобщение — рассуждение — получение новых данных; оформление результатов исследования; обсуждение и транслирование полученных результатов.).
Кроме того, в ходе работы с печатными материалами развиваются и метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
2. Использование видео и аудиоматериалов. Эта группа средств используется:
в качестве наглядных дидактических материалов, активизирующих познавательные процессы,
в качестве источника для проблемных заданий, учебного проектирования и др.,
как ресурсы, несущие в себе огромный воспитательный потенциал.
На уроках изучения нового материала используется видеоряд в качестве наглядных пособий (диаграммы, таблицы, эксперименты). Урок можно проводить в форме лекции с использованием мультимедийного проектора.
Ведущей целью применения электронных средств обучения на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в изучаемую тему.
Кроме того, видео и аудиоматериалы могут стать и отправной точкой для создания на уроке проблемной ситуации, организации дискуссии, учебного проекта (например, прослушать/просмотреть фрагмент…. и выразить свое мнение с приведением аргументов).
Работа с видео и аудиоматериалами способствует не только формированию метапредметных компетентностей, но и несет воспитательную функцию, что является актуальным и неотъемлемым элементом любого урока по физики и географии.
3. Информационный поиск как форма творческой деятельности учащихся и способ самообразования.
Информационный поиск как технология позволяет выбрать из множества документов только те, которые отвечают данной проблеме, будь то узкая учебная задача, теме проекта, вопросы по подготовке к олимпиаде или конкурсу по предмету.
В этом отношении показательным является метод проектов.
В ходе работы над проектами ученики столкнулись с рядом проблем. Это было связано с огромным потоком информации, который пришлось обрабатывать, постигая новые умения и навыки работы с текстом, изображениями, схемами и диаграммами. Возникла необходимость отобрать материал.
Такая форма работы способствует формированию у школьников: самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели; навыка планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции.
Контроль и оценивание знаний учащихся средствами ИКТ.
Использование ИКТ-технологий позволяет применить на практике широкий спектр контрольного материала. Наибольшей популярностью среди учащихся на уроках пользуются тесты.
Первый тип теста - с выбором одного или нескольких вариантов ответа из предлагаемого набора .
Другой тип тестов - приведение в соответствие название физической величины и формулы (ячейки правой колонки в таблице нужно привести в соответствие с ячейками в левой).
Третий тип предлагаемых тестов - выбор термина, соответствующего определению или описанию; кроссворд.
Подобные формы контроля знаний позволяют более эффективно подготовить учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА. Использование в педагогической практике современных образовательных технологий позволяет достигать более высоких метапредметных результатов деятельности учащихся.
Применение мультимедиа позитивно сказывается сразу на нескольких аспектах учебного процесса:
стимулирует восприятие и осознание информации;
повышает мотивацию учащихся;
помогает в развитии навыков совместной работы и коллективного познания учащихся;
развивает у учащихся более глубокий подход к обучению, и, следовательно, помогает в формировании более глубокого понимания учебного материала.
Метапредметные умения и навыки, сформированные средствами ИКТ, позволяют учащимся успешно реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал, уметь быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию, работать с базами данных, что позволяет социализироваться в современном обществе.
Литература
1. Браверман, Э. М. Как повысить эффективность учебных занятий:
некоторые современные пути / Э. М. Браверман // Физика в школе. –
2005. - №6.
2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма
результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.
4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2008. -№5.
5. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.
6. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.
3