СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные образовательные технологии как средство обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках физики».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Современные образовательные технологии как средство обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках физики».

Просмотр содержимого документа
««Современные образовательные технологии как средство обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках физики».»

«Современные образовательные технологии как средство обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках физики».

Основную часть свободного времени учащиеся практически всех возрастов проводят отнюдь не в библиотеках и театрах, а в основном за компьютером. Это связано с поиском различного рода информации учебного и внеучебного характера. Но справиться с огромным объемом поступающей информации ребята, как правило, не могут, так как не обладают комплексом умений и навыков, позволяющих должным образом обработать и усвоить необходимый материал.

Сложившаяся ситуация позволяет выделить ряд противоречий.

  1. Главным является противоречие между объемом информационного потока и отсутствием инструментов для его усвоения.

  2. Противоречие между ожидаемыми результатами деятельности учащихся и реальным уровнем подготовки выпускников.

  3. Противоречие между фронтальной формой обучения и индивидуальным характером познавательной деятельности учеников.

Решить противоречия можно путем подбора комплекса образовательных педагогических технологий для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся в условиях модернизации образования.

В связи с этим становится актуальным отследить динамику результативности познавательной деятельности учащихся как показателя формирования метапредметных умений и навыков средствами ИКТ-технологий..

Результаты общего образования не обязательно должны быть выражены в предметном формате и могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации знаний, где оптимальным средством достижения результата выступают ИКТ-технологии.

Формирования ключевых метапредметных компетенций многие авторы (Симонова Ю.В., Родосская Н.Б., Добролюбова Л.Л., Югова Л.Б., Полат Е.С., Бельчусов А.А., Яковлев А.И.) связывают с информационно-коммуникационными технологиями.

В урочной и внеурочной деятельности для обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся используются следующие возможности ИКТ – технологий.

1. Использование ресурсов электронных пособий в форме печатного текста (как на дисплее компьютера, так и в виде раздаточного материала).

А. Задания могут быть следующими: Впишите в рассказ пропущенные слова.

Б. Еще одним вариантом использования печатного текста является соотнесение формул, названий, единиц измерений и обозначений.

В. Анализ текстовых документов и выделение признаков различных терминов и понятий.

Вывод: работа с печатными ресурсами формирует у учащихся, прежде всего, информационные умения, навыки (выявление проблемы исследования; постановка цели и задач, определение объекта и предмета поиска информации; формулировка гипотез исследования; проверка гипотез; поиск и сбор информации; аналитическая работа; корректировка поставленных задач и хода исследования; обобщение — рассуждение — получение новых данных; оформление результатов исследования; обсуждение и транслирование полученных результатов.).

Кроме того, в ходе работы с печатными материалами развиваются и метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

2. Использование видео и аудиоматериалов. Эта группа средств используется:

  • в качестве наглядных дидактических материалов, активизирующих познавательные процессы,

  • в качестве источника для проблемных заданий, учебного проектирования и др.,

  • как ресурсы, несущие в себе огромный воспитательный потенциал.

На уроках изучения нового материала используется видеоряд в качестве наглядных пособий (диаграммы, таблицы, эксперименты). Урок можно проводить в форме лекции с использованием мультимедийного проектора.

Ведущей целью применения электронных средств обучения на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в изучаемую тему.

Кроме того, видео и аудиоматериалы могут стать и отправной точкой для создания на уроке проблемной ситуации, организации дискуссии, учебного проекта (например, прослушать/просмотреть фрагмент…. и выразить свое мнение с приведением аргументов).

Работа с видео и аудиоматериалами способствует не только формированию метапредметных компетентностей, но и несет воспитательную функцию, что является актуальным и неотъемлемым элементом любого урока по физики и географии.

3. Информационный поиск как форма творческой деятельности учащихся и способ самообразования.

Информационный поиск как технология позволяет выбрать из множества документов только те, которые отвечают данной проблеме, будь то узкая учебная задача, теме проекта, вопросы по подготовке к олимпиаде или конкурсу по предмету.

В этом отношении показательным является метод проектов.

В ходе работы над проектами ученики столкнулись с рядом проблем. Это было связано с огромным потоком информации, который пришлось обрабатывать, постигая новые умения и навыки работы с текстом, изображениями, схемами и диаграммами. Возникла необходимость отобрать материал.

Такая форма работы способствует формированию у школьников: самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели; навыка планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции.

  1. Контроль и оценивание знаний учащихся средствами ИКТ.

Использование ИКТ-технологий позволяет применить на практике широкий спектр контрольного материала. Наибольшей популярностью среди учащихся на уроках пользуются тесты.

Первый тип теста - с выбором одного или нескольких вариантов ответа из предлагаемого набора .

Другой тип тестов - приведение в соответствие название физической величины и формулы (ячейки правой колонки в таблице нужно привести в соответствие с ячейками в левой).

Третий тип предлагаемых тестов - выбор термина, соответствующего определению или описанию; кроссворд.

Подобные формы контроля знаний позволяют более эффективно подготовить учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА. Использование в педагогической практике современных образовательных технологий позволяет достигать более высоких метапредметных результатов деятельности учащихся.

Применение мультимедиа позитивно сказывается сразу на нескольких аспектах учебного процесса:

  • стимулирует восприятие и осознание информации;

  • повышает мотивацию учащихся;

  • помогает в развитии навыков совместной работы и коллективного познания учащихся;

  • развивает у учащихся более глубокий подход к обучению, и, следовательно, помогает в формировании более глубокого понимания учебного материала.

Метапредметные умения и навыки, сформированные средствами ИКТ, позволяют учащимся успешно реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал, уметь быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию, работать с базами данных, что позволяет социализироваться в современном обществе.

Литература

1. Браверман, Э. М. Как повысить эффективность учебных занятий:

некоторые современные пути / Э. М. Браверман // Физика в школе. –

2005. - №6.

2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма

результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.

4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2008. -№5.

5. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.

6. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.

3