Современные педагогические технологии (основная школа)
Бугакова О.В.
Базовые компетентности современного человека:
- Информационная (умение искать, анали-
зировать, преобразовывать, применять инфор-мацию для решения проблем);
- Коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- Самообразования (готовность осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни).
Требования стандарта
Требования к результатам освое-ния основных общеобразовательных программ – ключевая характеристика качества образования.
Основные результаты обучения
- освоение обобщенных способов действий (компетенций);
- достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей);
- обеспечение способности учащихся к саморазвитию и самосовершенстованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Требования к результатам освоения ООП
структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Пути достижения заявленного результата – включение
в образовательный
процесс новых образова-
тельных технологий .
Какие это технологии?
Технология организации самостоятельной деятельности школьников
Технология организации исследовательской деятельности
Технология «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Технология КЕЙСОВ
Технология диалогового взаимодействия
Описание технологии
Технологии, в которых чередо-вание разговора двоих и разговора нескольких является необходимым и достаточным усло-вием для организации учебной деятельности, осуществляемой в четырех организационных формах (индивидуальной, парной, групповой и коллективной – работы в парах сменного состава) называют техно-логиями диалогового взаимодей-ствия .
Важно!
Процесс обучения при
использовании технологий
диалогового взаимодействия приобретает естественность в организации межличностных отношений. Каждый, реализуя свою собственную цель, понимает, что более качественного результата он может добиться, общаясь с другими. Приобретая опыт личностного взаимодействия в обучающем диалоге, любой участник диалога имеет возможность развивать свои индивидуальные способности и качества личности.
В данной технологии учитель должен придерживаться следующих принципов:
- совместно с учащимися погружаться в процесс самообучения и самовоспитания;
- не задавать вопросов, не формулировать проблемы, а создавать ситуации, требующие самостоятельного осмысления изучаемого содержания через собственное видение проблем;
- ведущей организующей силой
является не взаимодействие пары
«учитель – ученик», а пара
«ученик – ученик».
Учащиеся в случае погружения в учебную деятельность благодаря технологиям делового взаимодействия не только имеют возможность развивать УУД, но и приобретают осознание того, что если я хочу , значит, я смогу . Целеполагание становится основным мотивом деятельности школьника.
Многообразие технологий диалогового взаимо-действия позволяет учителю организовать образовательный процесс с ориентацией на индивидуальные способности каждого ребенка , с возможностью самостоятельного его погружения в учебно-воспитательный процесс, когда происходит процесс согласования целей учителя и ученика .
Данные технологии отличаются:
- целями и задачами ожидаемого результата;
- алгоритмом работы и учителя, и ученика;
- подбором и структурированием материала;
- организацией контроля и учета качества приобретаемого знания;
- организацией пространства взаимодействия в процессе учения.
Классификация технологий диалогового взаимодействия
Диалог строится при разных условиях обмена информацией
1. Диалог, построенный на передаче знания одного ученика другому
2. Диалог, построенный на совместном построении нового знания
3. Диалог, построенный при взаимодействии пары учеников, когда каждый изучает свой текст, а другой ему помогает
ТЕ диалогового взаимодействия обеспечивает:
- возможность каждому школьнику работать в своем темпе;
- развитие способности преодолевать самостоятельно с опорой на партнера все возникающие трудности;
- появление потребности самостоятельно оценивать уровень качества выстраиваемых знаний;
- состояние необходимости учиться выбирать и нести ответственность за этот выбор;
- готовность к осознанным поступкам и рефлексии своей деятельности.
Контроль и учет знаний
«Экран изучения тем»
№
ФИ ученика
Название тем
Дата зачета
Отметка
Приемы, этапы, стратегии
Педагогическая стратегия делового взаимодействия на разных этапах обеспечивает успешность каждого в обучающем диалоге и достаточно близко совпадает с основными этапами реализации технологии и этапами формирования УУД.
Этапы технологий
Этапы формирования УУД
Первый этап, вод материала, осуществляется относительно возможностей учащихся. Они могут работать с информацией самостоятельно или в малых группа, ввод может сделать учитель или ассистенты.
Выделение цели формирования УУД в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
Второй этап – кропотливая работа по превращению изучаемой информации в знания. Предпочтение отдается работе в парах сменного состава, так как именно эта работа обеспечивает самостоятельное осмысление материала с ориентацией на понимание его другими.
Организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия (сорегуляции с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).
Этапы технологий
Этапы формирования УУД
Третий этап – проверка качества усвоения. Благодаря компьютерным технологиям этот этап может быть самостоятельно организованным, но предполагает возможности самооценки в пределах малой группы.
Определение ориентировочной основы каждого из УУД, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся при его реализации.
Матрица согласования приемов технологии
Название приема или стратегии, авторы
Деятельность учащихся в терминах технологии
- Индивидуальная работа учащегося:
а) при вводе нового материала;
Учащийся получает тему-задание и готовит к работе свою тетрадь. Он записывает число, название темы и делит страницу на 4 вертикальные части. Первая графа – номер абзаца. Вторая – о чем абзац. Третья – узловые понятия (идеи, формулы, логические связи, аналоги и прочее, по указанию учителя или самого ученика). Четвертая – с кем работал. Затем учащийся начинает работать с текстом. Он сам решает, надо ли ему читать сначала весь текст, или может сразу изучать 1 абзац.
б) при самостоятельной подготовке к зачету;
в) при выполнении части задания, для закрепления изучаемого материала.
Матрица согласования приемов технологии (продолжение)
Название приема или стратегии, авторы
Деятельность учащихся в терминах технологии
2. Работа пары учеников:
а) когда каждый из учеников обладает тем знанием, которым должен поделиться с партнером;
а) В зависимости от используемой технологии один ученик письменно или устно, показывая образец или записывая вопросы, объясняет часть материала, которым он должен владеть на уроне глубокого понимания, не искажая смыслов.
б) когда оба изучают не знакомый для них материал;
В диалоге они выясняют степень осмысления партнером нового знания и меняются ролями.
в) в технологии рефлексивного чтения, когда каждый изучает свой текст.
б) работают с чертежами, таблицами, картами, ранее изученным текстом, составляют графы, ищут аналогии, приводят примеры, формулируют проблемы. Пользуются справочниками, ищут информацию в компьютере. Заканчивают эту работу записями в тетрадь. По взаимному согласию прекращают работу.
Матрица согласования приемов технологии (продолжение)
Название приема или стратегии, авторы
Деятельность учащихся в терминах технологии
в) Два ученика образуют пару. У каждого из них свой текст. Сначала они будут изучать тему одного из них. По договоренности один из учеников вслух читает свой текст. Другой слушает, предлагает прочитать новые слова, составить новое предложение, выражающее суть абзаца. Предложение обсуждается, возникают другие его варианты, ученики спорят. Наконец, предложение нравится обоим, и тот, кто слушал, записывает его в тетрадь тому, кто работал над текстом, в графу «О чем абзац». Затем пара продолжает работать над усвоением абзаца: первый учится писать новые слова, учит формулировки. Второй тренирует.
Матрица согласования приемов технологии (продолжение)
Название приема или стратегии, авторы
Деятельность учащихся в терминах технологии
Последовательность работы учеников в паре может быть иной. Благодаря гибкой организации взаимодействия учащихся при изучении нового материала или повторении пройденного можно создавать вариативные модели занятий.
3. Работа в малых группах.
Малую группу создает учитель. Условно можно считать, что в каждом классе есть 6 уровней подготовленности учащихся: самые сильные, сильные, средние, слабые, очень слабые и слабее очень слабых.
Работа в малой группе идет в сменных парах. Вначале каждый ученик получает одну карточку и работает с ней. Затем, по мере готовности, ученики одной малой группы образуют пары.
Матрица согласования приемов технологии (продолжение)
Название приема или стратегии, авторы
Деятельность учащихся в терминах технологии
Для образования пары возможны пересадки. Когда ученик заканчивает работу с одним товарищем, он переходит к следующему. В итоге он должен выполнить задания всех карточек данного блока.
Время, за которое все ученики должны выполнить блок заданий, учитель рассчитывает заранее, при подготовке учебного материала. Блок может составляться на 25-30 мин., на целый урок. Но может быть подготовлен и для изучения его на четырех-шести уроках. Задания одного блока выполняет малая группа постоянного состава. Для изучения следующего блока заданий состав малых групп должен меняться обязательно.
Методические комментарии
Обучая других – учусь сам!
Технология ГРУППОВОГО взаимодействия
Групповое взаимодействие – процесс воздействия субъектов образования друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; взаимодействие происходит и между частями групп и между целыми группами.
Актуальность применения групповых технологий
Формирование общеучебных (метапредметных) умений:
- интеллектуальные умения (добывать, отрабатывать,
преобразовывать информацию);
- коммуникативные умения (донести свою позицию до
других, понять другие позиции, договариваться с людьми, для того чтобы делать что-то сообща);
- оценочные умения (оценивать жизненные ситуации, объяснять свою позицию, самоопределиться в системе ценностей);
- организационные умения (формулировать цель, составлять план действий, действия по реализации плана, оценка результата)
Цель групповой работы
Деятельностный подход к обучению
Задачи групповой работы
- Активизация познавательной деятельности
- Развитие навыков самостоятельной учебной
деятельности
3. Развитие умений успешного общения
4. Совершенствование межличностных
отношений в классе
Технология организации групповой работы
- выбрать способ формирования групп;
- сформировать группы;
- разработать задания, выбрать способ предъявления заданий группам;
- организовать работу в группе в соответствии с выбранной технологией;
- организовать проверку готовности групп;
- продумать, что будет результатом (продуктом) групповой работы;
- организовать рефлексию.
- включенность каждого ученика в решение творческих задач; - атмосфера сотрудничества и сотворчества; - потребность в кооперации для решения познавательных задач; - оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений между членами группы.
Критерии успешности организации сотрудничества
Результаты: -продукт деятельности - развитие группы - индивидуальное развитие участников групповой работы
Деление на группы
Деление на группы
- разные мотивы для объединения;
- не всегда создаются условия для продуктивной работы и развития всех;
- трудно прогнозировать результат
Актуально при проектной внеклассной деятельности
Деление на группы
2. По выбору лидера :
- более «однородные» группы, чем группы по желанию;
- лучше не применять этот способ, если есть аутсайдеры
3. Случайным образом:
- могут объединяться не взаимодействующие между собой ученики;
- развивается способность приспосабливаться к различным условиям деятельности, к различным партнерам;
- цель – научит сотрудничеству
Деление на группы
4. По определенному заданию:
5. По выбору педагога:
- по интеллектуальным возможностям;
- со схожим темпом работы;
- равные по силе группы
Оптимальное количество человек
в группе
от 3 до 6 человек
Ролевые функции членов группы : 1) организатор 2) генератор идей 3) понимающий/исполнитель 4) критик 5) оценщик Интеграция с методом проектов: 1) руководитель проекта 2) главный художник 3) редактор 4) составители 5) оформители
Модели организации внутри- и межгруппового взаимодействия:
1. Обучение в команде (Student Team Learning) разнородные группы постоянного состава:
- Индивидуально-групповая работа (разнородные группы постоянного состава);
- Командно-игровая деятельность (разнородные группы постоянного состава)
- «Пила»/«Зигзаг» (Jigsaw) разнородные группы постоянного или переменного состава
- «Пила 2»/«Зигзаг 2» (Jigsaw 2) разнородные группы постоянного или переменного состава
4. Учимся вместе (Learning Together ) (однородные группы постянного или сменного состава)
- Обучение в команде (Student Team Learning) разнородные группы постоянного состава
Индивидуально-групповая работа (разнородные группы постоянного состава)
I.
II. Контроль (тест)
- Обучение в команде (Student Team Learning) разнородные группы постоянного состава
Командно-игровая деятельность (разнородные группы постоянного состава)
I.
II. ТУРНИР
средние
слабые
сильные
очень сильные
2. «Пила»/«Зигзаг» (Jigsaw) разнородные группы постоянного или переменного состава
I.
II.
III.
4. Учимся вместе (Learning Together ) (однородные группы постянного или сменного состава)
I.
II.
Стенд «Правила работы в группах»
1.Внимательно слушай, когда говорят другие.
2. Перефразируй (вырази своими словами) то, что сказал партнер, чтобы дать ему знать, что ты понял его, прежде чем продолжить обсуждение.
3. Относись к другим с тем же уважением, которого ожидаешь от них.
4. Выражай несогласие без нападок.
5. Поддерживай партнеров, не стремись «победить» их.
6. Убедись, что «тихие» члены группы тоже включены в работу.
Требования к учебному заданию :
1. Проблемный характер, возможность для активного использования имеющихся знаний.
2. Совместная согласованная работа всех участников группы результативнее индивидуальной работы каждого из участников в отдельности :
- большой объем работы;
- разнообразные знания и умения, всеми из которых не владеет ни один из участников группы в отдельности, но владеет группа в целом;
- творческое мышление, где требуется выдвинуть и обсудить максимальное количество оригинальных идей;
3. Доступность по уровню сложности.
4. Возможность разделить материал на блоки (модули).
Типы взаимозависимости :
1.Зависимость от общей цели.
- единый результат работы всей группы;
- подпись каждого члена группы под каждой работой, сдаваемой от группы;
- проверка и оценка учителем любой по его выбору работы от группы.
- лист достижений каждого члена группы по каждой теме
2. Зависимость от источников информации.
- распределение информации и заданий по типу «пила»;
- распределение ролей.
3. Зависимость от формы поощрения.
- одинаковая для каждого члена группы отметка;
- предоставление всем членам группы одинакового поощрения в форме привилегий (дополнительного времени для выполнения задания, свободного времени), вручения определенной атрибутики;
- ведение специального журнала учета индивидуальных и групповых достижений.
Рефлексия Обязательный этап групповой работы
1. Организационная:
- что делали во время занятия (чему новому научились, как работали, каковы были ошибки в организации, не позволившие достичь желаемого результата);
- что узнали про себя и своих товарищей, зафиксировали свое незнание, чувства и отношения).
2. Знаниевая:
Технология группового обучения
Плюсы
Минусы
- более прочное и глубокое усвоение знаний;
- развитие индивидуальных способностей;
- развитие самостоятельного творческого мышления;
- умение сотрудничать;
- формирование
положительных
нравственных качеств
личности.
- трудности комплектования групп и организации работы в них;
- включение в работу всех учеников одновременно;
- рабочий шум на уроке.
Спасибо за внимание!