Современные педагогические технологии
Педагогические технологии
- Технология – научно и/или практически обоснованная система деятельности, применяемая человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.
Педагогическая технология – многомерное понятие. Из множества определений как рабочее можно принять следующее:
совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели.
(Российская педагогическая энциклопедия)
Педагогическая (образовательная) технология -
это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.
Технологический подход позволяет6
- С большей определённостью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами,
- Анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование.
- Комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы.
- Обеспечивать благоприятные условия для развития личности.
- Уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека.
- Оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы.
- Выбирать наиболее эффективные и разрабытывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.
По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.
Однако технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя считать универсальным. Он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики и др. направлений науки и практики.
Педагогические технологии
- Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в котором все действия находятся в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.
Выделяют
- метатехнологии – охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении ( технология развивающего обучения, технология дошкольного воспитания и др .);
- макротехнологии – в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направлении ( технология преподавания учебного предмета и др .);
- мезотехнологии - технологии осуществления отдельных частей учебно-воспитательного процесса ( технология изучения данной темы, технология урока, технология усвоения материала и др .);
- микротехнологии – технологии, направленные на решение узких оперативных задач ( технология формирования навыков письма ).
Три основные группы педагогических технологий:
- Технологии объяснительно - иллюстративного обучения
- Личностно - ориентированные технологии обучения
- Технологии развивающего обучения
Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения.
Просвещение обучающихся
- Низкий уровень навыков общения;
- Невозможность развернутых ответов с собственной оценкой учеником рассматриваемого вопроса;
- Недостаточное включение слушающих ответ в общее обсуждение.
«Педагог обычно спрашивает учеников о том, что он знает, а обычно человек спрашивает о том, чего он не знает».
С.Т.Шацкий
Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения.
Доминирование обучения над учением
- Основные функции учителя:
- Информирующая (рассказать)
- Контролирующая (заставить выучить)
- Оценивающая (оценить усердие)
Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения.
Единообразие и консерватизм содержания и форм
«Развитые забывают неразвитых, учителю трудно работать в такой пестрой группе, он невольно предъявляет к слабому более высокие требования. Неграмотные привыкают в первые же дни в школе быть последними людьми своего коллектива. Товарищи относятся к ним пренебрежительно. Мы считаем, что это очень вредно. Ставить слабого в одни условия с сильным, значит создавать неравенство».
Блонский П.П.
Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения
Регламентированное исполнительство
- Учитель - исполнитель заданного программой, учебным планом и методикой.
- Ученик - объект воздействия.
- Учитель работает на механизмах восприятия и памяти, стимулируя послушание и исполнительство.
Формирование личности с заданными свойствами
Превознесение внешних показателей
Надзор вместо управления
Урок в объяснительно-иллюстративном режиме обучения
Сильные стороны:
- Организационная четкость педагогического процесса
- Систематический характер обучения
- Идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся
- Разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
Урок в объяснительно-иллюстративном режиме обучения
Слабые стороны :
- Преобладание вербальных методов обучения, мало подкрепленных самостоятельной учебно-познавательной деятельностью школьников
- Преобладание фронтальных форм работы, уравнительный подход к школьникам, равнение на среднего ученика, невозможность учитывать индивидуальные особенности ученика.
- Шаблонное построение урока и одинаковая его продолжительность.
- Действия, в основном, репродуктивного характера, субъект - объектный характер отношений между учеником и учителем. Ученик - подчиненный объект обучающих воздействий.
- Монологическая форма обучения - учитель активен, ученик - пассивен. Большую часть времени урока действует учитель. Нет возможности организовать самостоятельную познавательную поисковую деятельность учащихся
- Перенос всей тяжести работы по усвоению нового учебного материала на домашнюю подготовку. Чрезмерный объем домашних заданий.
Негативные последствия использования объяснительно-иллюстративных технологий
- Репрессивная среда в школе
- Социально - психологические последствия принуждения
- Психологическое состояние учителя в режиме принуждения
- Психологическое состояние ученика в режиме принуждения
- Подмена внутренней мотивации стимулированием
- Забвение личностного развития
- Отсутствие реального воспитания личности
- Последствия подмены воспитания просвещением
- Чрезмерная затратность педагогического процесса
Технологии, которые можно использовать в обучении
- Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- игровые технологии,
- технологии современного проектного обучения,
-интерактивные технологии,
- технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов).
- Информационно-коммуникационные образовательные технологии.
- Технологии индивидуализации обучения:
- технологии различных видов самостоятельной работы.
- Технологии интеграции в образовании.
- Технологии концентрированного обучения:
- «погружение»;
- технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур.
- Природосообразная технология обучения иностранному языку.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся :
Ситуации, активизирующие деятельность учащихся :
- учащиеся самостоятельно объясняют окружающие явления и процессы;
-отстаивают своё мнение;
- принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
- задают вопросы своим товарищам и учителям;
- оценивают ответы и письменные работы товарищей;
- находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи и т.п.
Принцип активности ребёнка был и остаётся основным в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Активность школьников в процессе обучения предполагает:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- осознание выполняемых действий;
- устойчивость внимания к предмету активности;
- стремление повысить свой личный уровень.
Различают два уровня активности:
- объективная активность, или исполнительская активность;
- субъективная активность, идущая от воли субъекта
Любая педагогическая технология имеет цель и обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны …
Игровые технологии
Игра используется-
- как самостоятельная технология для освоения понятия, темы, целого раздела учебного предмета;
- как элемент более обширной технологии ;
- как технология урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы .
В некоторых педтехнологиях цели и средства активизации составляют главную идею и становится основой эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести:
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения, поисковые, исследовательские, проектные, творческие, продуктивные; в них ребёнок вводится в ситуации, требующие от него самостоятельного поиска выхода;
- интерактивные технологии, или технологии межличностной коммуникации (дебаты, «мозговой штурм», технология развития критического мышления и др.)
Эти технологии можно также обозначить как технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации.
Игровая деятельность . Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра – это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением .
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции :
- развлекательную (основная функция игры);
- коммуникативную (освоение диалектики общения);
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- пропедевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
- коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
- межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).
Большинству игр присущи 4 главные черты:
- свободная развивающаяся деятельность , предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса, а не только результата;
- творческий , в значительной мере импровизационный, очень активный характер деятельности;
- эмоциональная приподнятость деятельность, соперничество, состязательность, конкуренция;
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.
В структуру игры как деятельности входит целеполагание, реализация цели, анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
В современной школе игра используется …
Признаки педагогической игры -
- чётко поставленная цель обучения;
- соответствующие ей педагогические результаты;
- учебно-познавательная направленностью.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игровая технология как средство обучения
- Мотивированность
- Отсутствие принуждения
- Индивидуализация
- Личная деятельность
- Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив
- Развитие психических функций и способностей
- Учение с увлечением
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям :
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Виды педагогических игр
- физические (двигательные)
- интеллектуальные (умственные)
- трудовые
- социальные
- психологические
- По характеру педагогического процесса
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие
- познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
- предметные
- спортивные
- подвижные
- интеллектуальные
(дидактические)
- строительные
- технические
- музыкальные
(ритмические,
танцевальные)
- лечебные
- шуточные
- ритуально-обрядовые
- предметные
- сюжетные
- ролевые
- деловые
- оргдеятельностные
- эвристические
- имитационные
- драматизации
- тренинговые
- игры с предметами
- без предметов
- настольные, комнатные, уличные, на местности
- компьютерные телевизионные, ТСО, телекоммуникационные
- со средствами передвижения
- игровые праздники
- игровой фольклор
- театральные игровые действия
- игровые тренинги и упражнения
- соревнования, состязания, противоборства
- конкурсы, эстафеты, старты
- обряды, игровые обычаи и др.
Целевые ориентации игр
- Дидактические : расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков .
- Воспитывающие : воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических, мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающие : развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; воображения фантазии, творческих способностей, рефлексии; умения находить оптимальные решения, развитие мотивационной учебной деятельности.
- Социализирующие : приобщение к ценностям и нормам общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.
Интеллектуальная игра
- Логические задания : совокупность методических средств, ориентирующих на умственные действия, в результате которых на базе уже имеющихся знаний, образуются новые знания, мысли, происходит их управляемое наращивание на продуктивно-познавательной основе.
- Логический прием : способ мыслительной деятельности, дающий возможность приходить к новому, более глубокому I и всестороннему знанию на основании соответствующей обработки {сопоставление, расчленение, соединение, выведение) уже имеющих суждений и понятий.
- Логическое действие : мыслительный процесс в результате, которого из имеющихся мыслей получается новая мысль.
Игровые технологии в среднем и старшем возрасте
Деловая игра
- это педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которых – обучение отдельных личностей и групп принятию решений;
- особое отношение к окружающему миру;
- субъективная деятельность участников;
- социально заданный вид деятельности;
- особое содержание усвоения;
- социально-педагогическая «форма организации жизни»
Используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развитие творческих способностей, формирования общих учебных умений.
Виды деловых игр
- Имитационные. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия, подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана и др.), обстановка, условия, в которых происходит событие.
- Операционные . Помогают отрабатывать выполнение специфических операций, например методики написания сочинения, решения задач. Моделируется соответствующий рабочий процесс.
- Исполнение ролей. Отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Роли с «обязательным содержанием». Пьеса-ситуация.
Деловой театр – какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Основная задача – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы и пр.
Составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, обозначаются функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама.
Технология деловой игры
Этапы
Этап подготовки
Деятельность учащихся
Разработка сценария (авторы)
Разработка сценария(проспекта)
Составление плана деловой игры
Общее описание игры
Составление инструктажа
Подготовка материального обеспечения
Ввод в игру (руководитель)
Этап проведения
«Разогревающие» игровые эпизоды
Постановка проблемы, целей
Условия, инструктаж, регламент, правила
Планируемый результат, распределение ролей
Формирование групп , консультации
Групповая работа над заданием
Работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм»
Активизация групповых ролей
Межгрупповая дискуссия
Этап анализа и обобщения
Выступления групп, защита результатов
Правила дискуссии
Работа экспертов
Вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы
Обобщение, итоги игры, рекомендации
- «Руководство игровой деятельностью должно включать в себя заботу о том, чтобы дети получали максимум радости, наслаждения, удовольствия, то есть не подходить к игре сугубо прагматически ( что ребенок узнал, закрепил, чему научился), а содействовать ощущению радости
детства...». О.С. Газман:
Технологии интеграции в образовании
- «Интеграция» – объединение, соединение, суммирование
Принцип интеграции – ведущий принцип развития современных образовательных систем.
Сущность этого принципа – понимание условности строгого деления естественно- научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных систем знаний, дающих школьникам представление о целостной картине мира.
Концепция интеграции в образовании
- Принцип взаимодополняемости естественно-научной методической традиции и гуманитарных способов познания.
- Синергетический подход : общность закономерностей и принципов самоорганизации самых разных макросистем – физических, химических , биологических, технических, экономических, социальных.
- Системный подход : интеграция – система систем, результат систематизации более высокого порядка.
- Гносеологический подход : интеграция – это способ и процесс формирования многомерной полифонической картины мира, основанный на сопряжении различных способов и форм постижения действительности; это процесс и результат становления целостности (холизма) – единого качества на основе многих других качеств; принцип осуществления образовательного процесса, основанный на взаимодополнении разных форм постижения действительности.
- Герменевтический подход : интеграция – это принцип, который проявляется в преобразовании всех компонентов образовательной системы в направлении объединения, обобщения, разработки интегративных образовательных программ, учебных курсов, уроков, мероприятий, получение интегративных результатов образования и т.д.
- Деятельностный подход: интеграция – это средство, обеспечивающее целостное познание мира и способность человека системно мыслить при решении практических задач; создание условий для становления у учащихся личностно-многомерной картины мира и постижения себя в этом мире.
- Информационный подход : интеграция – ведущая тенденция обновления содержания образования – большая науковедческая проблема. Главной задачей здесь является интеграция каналов информационного воздействия учащихся с миром в его целостности и многообразии, актуализация природных возможностей многомерного восприятия действительностиОбъектами интеграции в учебном познании могут выступать: виды знаний, система научных понятий, законы, теории, идеи, модели объективных процессов.
- Развивающее обучение . С позиций развития личности интеграция создаёт условия для:
- выхода на более высокий уровень осмысления,
- совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания,
- развития свободы мышления - формирования креативности учащихся.
В российском образовании используются следующие концепции и технологии интеграции на базе общего образования:
- интеграция содержания образования, уменьшение многопредметности, укрупнение образовательных областей (концепция В.В.Серикова);
- генерализация содержания учебных предметов (концепция внутрипредметной интеграции - В.И.Загвязинский);
- укрупнение дидактических единиц (П.М.Эрдниев);
- технологии интегрирования учебных предметов (физика + химия – А.И.Гуревич);
- объединение в одних пространственно-временных координатах различных технологий, методов, приёмов (концепция синтеза дидактических систем – Л.А.Артемьева, В.В.Гаврилюк, М.И.Махмутов);
- соединение в единое целое воспитания и обучения, обучения и труда, усилий школы и общества (концепция интеграции воспитательных сил общества – В.В.Семёнов);
- экологическое образование;
- глобальное образование;
- холистическое, целостное образование.
Наконец, интегральными являются новые информационные (компьютерные) технологии.
Формы интеграции в преподавании языков
- иностранный язык – литература
- иностранный язык - география
- иностранный язык - история
- иностранный язык – родной язык - информатика (курс «Обучение чтению»)
Наиболее часто используемые формы интеграции – межпредметная интеграция
Интеллектуальная игра
- Логические задания : совокупность методических средств, ориентирующих на умственные действия, в результате которых на базе уже имеющихся знаний, образуются новые знания, мысли, происходит их управляемое наращивание на продуктивно-познавательной основе.
- Логический прием : способ мыслительной деятельности, дающий возможность приходить к новому, более глубокому I и всестороннему знанию на основании соответствующей обработки {сопоставление, расчленение, соединение, выведение) уже имеющих суждений и понятий.
- Логическое действие : мыслительный процесс в результате, которого из имеющихся мыслей получается новая мысль.
Технология современного проектного обучения (метод проектов)
- По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта . Это всегда творческая деятельность.
- Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Метод проектов ориентирован на:
- на интерес,
- на творческую самореализацию развивающейся личности ученика,
- развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности, направленной на решение какой-либо интересующей его проблемы.
Проектность – определяющая черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, при котором человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.
Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом («лабораторных») условиях. Специально организованные педагогом условия дают ребёнку возможность действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях.
Почему обучить сегодняшних школьников проектированию - это важно ?
- Работая в микрогруппах, ребята готовят проекты, в которых предлагают решение проблем ы , поставленной задачи (создают свой интеллектуальный продукт).
- У чатся высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, слушать и понимать друг друга.
- Учатся диалогу, а ведь это так необходимо в решении реально существующих проблем .
- Э то возможность общения с учеными, преподавателями и специалистами .
- Метод проектирования широко используется в ВУЗовском
образовании
Компьютерные технологии и методы проектирования, открывают возможности для реализации творческого потенциала школьников. Развивают умения находить способы решения поставленных проблем.
Причины активного внедрения метода проектов в образовательную деятельность школ и ВУЗов : необходимость не столько передавать слушателям сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
·
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.);
актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
· значимость для развития умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
- Если выпускник школы, ВУЗа приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более востребованным, умет адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Для того, чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от преподавателя серьезной подготовительной работы.
Проектная технология получила в настоящее время широкое распространение в различных предметных областях как личностно ориентированная педагогическая технология, реализующая обучение в сотрудничестве. Поэтому важно обозначить их развивающую функцию.
С точки зрения формирования учебной компетенции и развития автономии учащегося, выполнение проекта, независимо от его вида, ставит ребенка в такие условия учебной деятельности, в которых он самостоятельно, и что очень важно во взаимодействии с учебной группой, последовательно осваивает все компоненты мыслительной деятельности:
- прежде всего, целеполагания и структурирования, что связано с определением цели и характера проекта, отбором материалов, построением программы учебной деятельности;
- технологического аспекта, связанного с использованием необходимых стратегий и приемов учебной деятельности, использование которых обусловлено задачами проекта (получение информации посредством различных источников, подготовка устных и письменных сообщений, оформление соответствующих рабочих записей);
- способности управлять своей мыслительной деятельностью, в том числе посредством рефлективного анализа, самоконтроля и самооценки характера и результата учебных действий на последовательных этапах выполнения проекта;
- способности принимать ответственные решения относительно характера и конечного результата учебной деятельности на всех этапах осуществления проекта, причем внося по необходимости коррекцию в задачи и способы учебной деятельности;
- способности взаимодействовать с учебной группой в процессе решения учебных задач.
Особо эффективна проектная технология для развития самостоятельности/автономии и креативности учащегося в учебной деятельности, поскольку эти качества являются в настоящее время наиболее востребованными. Именно это подчеркивает перспективность метода проекта как педагогической технологии, обеспечивающей образовательные потребности нового поколения.
Типологические признаки проектов
- доминирующий в проекте метод : исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-познавательный и др.;
- доминирующий в проекте содержательный аспект : литературное творчество, естественно-научные исследования, экологические, языковые (лингвистические), культурологические (страноведческие), ролево-игровые, спортивные, географические, исторические, музыкальные;
- характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);
- характер контактов : среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира;
- количество участников проекта : индивидуальные, парные, групповые;
- продолжительность проекта : краткосрочные, долгосрочные, эпизодические.
В соответствии с доминирующим методом выделяются типы проектов :
- Исследовательские - такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
- Творческие - такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).
- Приключенческие, игровые - в таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями .
- Информационные проекты - этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Цель такого проекта – результат (статья, реферат, доклад кино, альбом и пр.)
По содержанию проекты могут быть:
- литературно-творческие - это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, наконец, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи;
- естественно- научные – чаще всего бывают исследовательскими, имеют чётко обозначенную исследовательскую задачу;
- экологические проекты также, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей. Чаще они бывают практико-ориентированными одновременно (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе);
- языковые ( лингвистические) чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов;
- культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран . Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре;
- ролево-игровые также весьма популярны и часто сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например, приключенческим, или литературно-творческим, или культурологическим;
- спортивные проекты объединяют ребят , увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд ( или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований;
- географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими и т.д.;
- исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты;
- музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение.
В одной из школ города Канзаса детям шестой группы (12-13 лет) в качестве географического проекта было предложено в один из зимних месяцев совершить целое мнимое путешествие по странам Средиземного моря. Класс разбился на небольшие группы и каждая должна была точно установить:
выгоды и преимущества своего маршрута;
самый маршрут;
продолжительность поездки;
стоимость ее.
- выгоды и преимущества своего маршрута; самый маршрут; продолжительность поездки; стоимость ее.
Сразу же всплыл вопрос о паспорте. Одна из учениц смогла принести какой-то заграничный паспорт в школу, дети принялись его внимательно рассматривать и изучать, каждый захотел скопировать его для себя. Так сам собой наметился план общих работ по проекту.
Типы проектов
- Исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры обозначенных целей, определения источников информации, подчинены логике небольшого исследования.
- Творческий (т.к. каждый проект- творчество)доминирующий принцип-творческое оформление результатов. Не имеет строго продуманной структуры(каждый идёт своим путём),планируются только предполагаемые результаты
- Ролево-игровые –участники принимают на себя определённые роли. Результаты могут быть намечены сразу, а могут появиться только к концу проекта. Степень творчества очень высокий.
- Информационные - направлен на сбор какой-либо информации о каком-либо объекте,знакомит по ходу проекта с результатами, полученными в ходе анкетирования, часто интегрируются в исследовательские
- Практико- ориентированные-с самого начала обозначен результат деятельности, который сориентирован на социальные интересы(проект зимнего сада, проект закона)
Языковые (лингвистические) проекты.
- Обучающие проекты , направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и умений.
- Лингвистические , направленные на:
- изучение языковых особенностей ;
- изучение языковых реалий (идиом, неологизмов, поговорок и т.п.);
- изучение фольклора.
- Филологические , направленные на изучение:
- этимологии слов,
- литературные исследования,
- исследование историко-фольклорных проблем,
- творческие.
Культурологические (страноведческие) проекты
предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более или менее продвинутом уровне владения языком посредством организации межкультурного общения с целью ознакомления с культурой, историей, этнографией, географией, экономикой, политикой, государственным устройством стран партнеров, искусством, литературой, архитектурой, традициями и бытом народов и т.д. Проекты этого типа целесообразно проводить с носителями языка, что вытекает из целей, описанных выше. Иностранный язык (ИЯ) выступает в роли средства общения; естественная языковая среда способствует формированию потребности использования ИЯ как единственно возможного средства коммуникации.
С точки зрения содержания, культурологические проекты могут быть:
- историко-географические , посвященные:
- истории страны, города, местности,
- географии страны, города, местности;
- этнографические , нацеленные на изучение:
- традиций и быта народов,
- народного творчества,
- этнического состава народа, проживающего на данной территории,
- национальных особенностей культуры разных народов и т.д.
- политические , цель которых ознакомление:
- с государственным устройством стран,
- с политическими партиями и общественными организациями,
- со средствами массовой информации и их влиянием на государственную политику,
- с законодательством страны и т.д.;
- посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка;
- экономические , повященные проблемам:
- финансовой и денежной системы,
- налогообложения,
- инфляции и т.д.
Игровые и ролево-игровые проекты
С содержательной точки зрения игровые и ролево-игровые проекты могут быть следующих типов:
- воображаемые путешествия , которые могут преследовать самые разнообразные цели : обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний;
- имитационно-деловые , моделирующие профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной , встречающейся в жизни.
- драматизированные , нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся;
- имитационно-социальные , где учащиеся исполняют различные социальные роли ( политических лидеров, журналистов, учителей, пр.).
Ролево-игровые и игровые проекты, также как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посредством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уровень применения по аналогии, уровень творческого применения).
По характеру координации проекты могут быть:
- с открытой, явной координацией . В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные);
- со скрытой координацией . В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).
Для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который, выступая в роли престарелого, немощного специалиста, направлял "экспедиции" участников проекта и просил их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками, задавая время от времени "провокационные вопросы", которые заставляли участников проекта еще глубже вникать в проблему.
По характеру контактов проекты могут быть :
- внутренними или региональными (т.е. в пределах одной страны);
- международными (участники проекта являются представителями разных стран).
По количеству участников проектов можно выделить проекты
- индивидуальные (выполняемые самостоятельно одним слушателем);
- групповые ( в разработке и реализации проекта принимает участие команда).
Состав группы определяется критериями:
а)уровень обученности б)коммуникабельность в)инициативность г)работоспособность д)интересы учащихся
парные
Информационная революция последних лет превращает мир в единое образовательное пространство. Человечество вступило в век информатизации. Самым ходовым и дорогим товаром на мировом рынке стали научные знания. Между государствами началась состязательная борьба за самы высший интеллектуальный потенциал нации. В США, Англии и других развитых государствах Были проведены реформы общеобразовательной средней школы, приняты государственные стандарты школьного образования, задача этих реформ – обеспечить самый высокий уровень школьного образования.
К настоящему времени сложился определённый международный стандарт общего среднего образования.
Проводятся международные исследования по сравнительной оценке качества знаний школьников.(Проект PISA )/
Информационная революция последних лет превращает мир в единое образовательное пространство. Человечество вступило в век информатизации. Самым ходовым и дорогим товаром на мировом рынке стали научные знания. Между государствами началась состязательная борьба за самы высший интеллектуальный потенциал нации. В США, Англии и других развитых государствах Были проведены реформы общеобразовательной средней школы, приняты государственные стандарты школьного образования, задача этих реформ – обеспечить самый высокий уровень школьного образования.
К настоящему времени сложился определённый международный стандарт общего среднего образования.
Проводятся международные исследования по сравнительной оценке качества знаний школьников.(Проект PISA )/
10/23/17
- индивидуальные (выполняемые самостоятельно одним слушателем);
- групповые ( в разработке и реализации проекта принимает участие команда).
Состав группы определяется критериями:
а)уровень обученности б)коммуникабельность в)инициативность г)работоспособность д)интересы учащихся
парные
Информационная революция последних лет превращает мир в единое образовательное пространство. Человечество вступило в век информатизации. Самым ходовым и дорогим товаром на мировом рынке стали научные знания. Между государствами началась состязательная борьба за самы высший интеллектуальный потенциал нации. В США, Англии и других развитых государствах Были проведены реформы общеобразовательной средней школы, приняты государственные стандарты школьного образования, задача этих реформ – обеспечить самый высокий уровень школьного образования.
К настоящему времени сложился определённый международный стандарт общего среднего образования.
Проводятся международные исследования по сравнительной оценке качества знаний школьников.(Проект PISA )/
По продолжительности проведения проекты могут быть:
- краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух занятиях;
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
А также проекты могут быть
- по отдельным предметам и интегрированные,
- учебные и внеурочные,
- телекоммуникационные и с частичным использованием телекоммуникаций
Основные требования к использованию метода проектов
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи , требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния демографического спада на развитие системы образования и др.).
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад о состоянии рекреационных ресурсах данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблем).
- Самостоятельная мотивированная деятельность учащихся
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Выявление проблемы, предложение гипотезы их решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему ; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.).
СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
- Постановка целей
- Определение задач
- Оценка сложности
- Планирование основных результатов
- Определение сроков выполнения
- Обсуждение идей реализации
- Распределение функциональных обязанностей в микрогруппе
- Реализация проекта
- Представление или отчёт
- Оценка работы
ФОРМЫ ПРОЕКТОВ
- викторины, соревнования, олимпиады
- коллективное написание рассказов, сказок, частушек и т. п.
- «цепные» рассказы
- «дни» издания газет
- шахматные турниры
- читательские конференции
- сравнительный анализ наблюдений за погодой и обмен этой информацией
- исследование по публикациям различных аспектов исторического развития тех или иных стран
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя
Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
- Проблематизации
- Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика
- Самоанализу и рефлексии
- Представление результатов своей деятельности и хода работы
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя
- Презентации в различных формах
- Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания
- Практическому применению школьных знаний в различных ситуациях
- Выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования
- Проведению исследования ( анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обощению
Учебный проект с точки зрения обучающегося
Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Это деятельность, позволит проявить
себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Проектирование позволяет
- учащимся получить опыт системного подхода к решению межпредметных, надпредметных и личностных проблем,
- решать школьникам проблемы такого типа, которые в традиционном обучении не встречаются,
- расширяет образовательное пространство личности проектировщиков.
Примерная структура проекта.
- Титульный лист (название учебного заведения, класса, авторы, название проекта, научный руководитель, год).
- Оглавление.
(перечень основных частей проекта).
- Краткая аннотация (изложение основных положений проекта).
- Эпиграф.
Примерная структура проекта.
- Основная часть.
- Заключение.
- Библиография.
- Сведения об авторах проекта.
- Summary на русском и иностранном языках.
- Визуальный ряд к проекту: фотографии, рисунки, иллюстрации и прочее.
- Приложение : карты, таблицы, графики .
Паспорт проектной работы
- Название проекта.
- Авторы проекта, состав проектной группы.
- Учебный год.
- Класс.
- Куратор класса.
- Структурное подразделение.
- Научный руководитель проекта.
- Краткое описание (аннотация к проекту).
- Консультанты.
Паспорт проектной работы
- График работы над проектом.
( дата, содержание).
- Жанр проекта: альбом, выставка, стенд, буклет.
- Оценка содержания проекта, отзыв.
- Предполагаемый иллюстративный ряд к проекту.
- Материально-техническое обеспечение проекта: медиапроектор, TV , аудио, видео и т.д.
- Оценка презентации проекта (отзыв).
Мнение ученых и практиков
- В процессе проектирования изменяется тип отношений,
- повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя,
- происходит интеграция образования и воспитания .
- Проектирование выступает в роли системообразующей деятельности образовательного учреждения.
- Это реальный путь совершенствования не только ученика, но и учителя, который, будучи вовлеченным в проектную деятельность, вынужден постоянно учиться.
Педагогические результаты
ОСОЗНАНИЕ УЧЕНИКОМ ЦЕННОСТЕЙ СОВМЕСТНОГО ТРУДА
ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЯМИ ОРГАНИЗОВАТЬ, СПЛАНИРОВАТЬ И ОСУЩЕСТВИТЬ РЕШЕНИЕ ВОЗНИКШИХ ЗАДАЧ
СТРЕМЛЕНИЕ К РЕФЛЕКСИИ И КОЛЛЕКТИВНОМУ АНАЛИЗУ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
ПОЛУЧЕНИЕ ХОРОШИХ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ ВСЛЕДСТВИЕ УПОРНОЙ РАБОТЫ НАД РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМЫ, МНОГОКРАТНЫХ ОБСУЖДЕНИЙ И ЗАЩИТЫ СВОЕЙ ПОЗИЦИИ
РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОЙ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Педагогические результаты
развитию навыков коллективной работы в условиях телекоммуникации
формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности
эстетическому воспитанию
совершенствованию письменной речи на различных языках, и, как следствие, - формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информатизированного общества
Что же такое - учебный телекоммуникационный проект и чем он отличается от обычного проекта?
Прежде всего, это совместная творческая и игровая деятельность слушателей, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель - исследование какой-то проблемы, направленная на достижение общего результата. Специфика телекоммуникационных проектов заключается прежде всего в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы. Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение требовало привлечения компьютерных телекоммуникаций.
Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности. Специфика телекоммуникационных проектов заключается прежде всего в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.
Информационные технологии включают в себя:
- Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы.
- Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках.
- Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях.
- Распределенные базы данных по отраслям знаний.
- Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.
- Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.
эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса
- на этапе предъявления учебной информации обучающимся;
- на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;
- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);
- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
- на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации
Интернет-ресурсы можно использовать для:
- включения материалов сети в содержание урока
- предъявление нового материала
- самостоятельного поиска учащимися информации в рамках работы над проектом
- самостоятельного, углублённого изучения, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках
- разные формы контроля
- ведения совместных исследований и быстро обмена результатами, людям, находящимся далеко друг от друга .
- и зуч ения язык а в индивидуальном темпе и последовательности, что позволяет учитывать психологические особенности каждого ученика
О сновны е требовани я к созданию слайда
- Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
- Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.
- Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
- Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
- Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
О сновны е требовани я к созданию слайда
- Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.
- Нельзя перегружать слайды зрительной информацией (помещать на слайд большое количество разнородных элементов или множество мелких деталей. В подобном случае поле экрана должно быть заполнено не более, чем на 75%).
- Презентация должна содержать не более 10-12 информационных слайдов .
- На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
- Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Для обеспечения эффективности учебного процесса
- избегать монотонности слайдов, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
- ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т. е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
- дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
- учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Основные характеристики «интерактива»
- Цель -создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения .
- - практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания,
- c овместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что - - каждый вносит свой особый индивидуальный вклад
- идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
-атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки,
-организация и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
-исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить , решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Что такое технология критического мышления?
О чем это мы?...
Критическое мышление — это:
- способность ставить новые, полные смысла вопросы ;
- вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;
- принимать независимые продуманные решения .
- …
Думать критически это:
- Проявлять любознательность
- Использовать исследовательские методы
- Ставить перед собой вопросы
- Осуществлять планомерный поиск ответов
- Вскрывать причины и последствия фактов
- Сомнение в общепринятых истинах
- Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
- Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление
Мысль в подарок…
Умеющие мыслить умеют
задавать вопросы.
Э. Кинг
Технология развития критического мышления
Будущие граждане должны уметь:
- Сотрудничать
- Работать на равных и в то же время главенствовать и руководить
- Уважать людей самого разного происхождения
- Проявлять личную инициативу
- Отстаивать свои принципы и в то же время умело увязывать «вечные» ценности с быстро меняющимися ситуациями.
Для этого учение непременно должно быть активным
Технология развития критического мышления
Общеучебные умения:
- Умение работать в группе;
- Умение графически оформить текстовый материал;
- Умение творчески интерпретировать имеющуюся информация;
- Умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости.
Технология развития критического мышления
- Активность субъектов процесса обучения
- Групповая работа
- Развитие навыков общения
- Ценность личности
- Различные способы оценки и самооценки
- Связь обучения с жизнью
Технология развития критического мышления
Разрушаются стереотипы:
- На уроке нужно оценивать ученика
- Учащийся не должен делать ошибок
- Учитель знает, как и что должен отвечать школьник
- Учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии
- На вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ
Корзина (идей, понятий, имен)
- Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме
- Обмен информацией в парах или группах
- Группы по кругу называют сведения, факты
- Учитель записывает все на доске
- Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации
Мозговой штурм
- Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.
- Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.
- Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен).
Перепутанные логические цепочки
- На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам. В тексте обязательно должно скрываться какое-то глубинное противоречие. Предлагается восстановить порядок.
- Ставится бинарный вопрос «да» или «нет».
Зигзаг (пила)
- Текст или материал делится на несколько смысловых фрагментов
- Все ученики делятся на несколько рабочих групп (не больше 7 человек в группе)
- Формируются экспертные группы по одному ученику от каждой рабочей группы
- Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом (сначала индивидуально, потом обсуждают)
- Ученики возвращаются в рабочие группы и обучают остальных своей части материала
- Группа вырабатывает общие представления о проблеме и докладывает их остальным группам.
Ключевые слова
- Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова и выписывает их на доску
- Ученики в парах дают толкование слов и высказывают предположения, как они буду применяться в новом контексте
- При работе с текстом проверяется правильность предположений и новая трактовка
Синквей от англ. «путь мысли»
Правила написания синквейя:
- Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
- Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
- Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
- Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
- Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Синквейны
Каникулы
Долгожданные, но недолгие.
Планируешь, предполагаешь – не успеваешь.
Ну почему хорошее так быстротечно!
Мгновение.
Синквейны
Учитель.
Суетливый, крикливый.
Объясняет, объясняет и ждет.
Когда окончится эта пытка?
Бедолага!
Синквейны
Учитель –
Жестокий и грубый.
Унизить готов, наорать.
Мне холодно. Сомкнуты губы.
Бежать?
Синквейны
Учитель –
Жестокий и грубый.
Унизить готов, наорать.
Мне холодно. Сомкнуты губы.
Бежать?
Синквейн о подготовке и проведении тренинга
Тренинг
Испытывающий, вдохновляющий
Организует, направляет, развивает
Расширяет горизонты профессиональной деятельности
Полет мысли!
C лушатели
Любознательные, творчески работающие
Учатся, стремятся, действуют
Как здорово среди единомышленников
Учителя!
Претензия на “чудо-оружие”
Характерной чертой советского (а потом и российского) учительства является вера в педагогическое “чудо-оружие”. Есть какое то тайное педагогическое знание (технология, методика, система), которое позволит решить все мои педагогические проблемы. Главное — овладеть этим оружием, и тогда ученики наши будут умные, честные, добрые, здоровые, красивые. Вера в чудо — существенный признак мифологического мышления, присущего всем нам.