СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы в преподавании географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

 

 Современные подходы в преподавании географии

                                                                    

 

 

 

 

Автор работы:  учитель географии

                                                                              Баченина  Т.В.   

 

                                                                                                   

 

                                                                                                     

 

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы в преподавании географии»

Министерство образования и науки РФ

Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №2 в д. Чичерино

Тамбовская область Токаревский район




Доклад


Современные подходы в преподавании географии





Автор работы: учитель географии

Баченина Т.В.







Чичерино

2012

Основные цели изучения географии в школе: познание на конкретных примерах многообразии современного географического пространства на разных его уровнях (локальных и глобальных) для формирования географической картины мира; познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных географических процессов, происходящих на территории России и всего мира; понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования; осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от природных условий проживания; глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.

Преподавание предмета «География» должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования РФ


  1. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03.2004 г. № 1089);

  2. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011/2012 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);

  3. Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006);

  4. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404).

Порядок введения и содержание Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) определяется следующими документами:

  1. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241);

Для информационной и методической поддержки модернизации географического образования создан и функционирует сайт Министерства образования и науки РФ и издательства Просвещения (http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart/); консультационная линия на сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (http://www.apkpro.ru/). Для поиска информационных ресурсов в сети Интернет по проблемам модернизации географического образования рекомендуется использовать информационно-методическое пособие «Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://www.window.edu.ru).

Система географического образования реализуется на второй и третьей ступени общего образования. География относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе. Базовое содержание образования, требования к подготовке учащихся по предмету и контроль выполнения этих требований независимы от типа учебного заведения или территории, где ведется обучение, его профиля или источника финансирования. Современная учебная география как систематический предметный курс изучается в основной школе с 6 по 9 класс, а также в общеобразовательных и ряде профильных классах полной (средней) школы. Необходимо учитывать предварительную подготовку учащихся в 5 классе в курсе «Природоведение», который позволяет сформировать целостную структуру восприятия живой и неживой природы, её развития во времени и пространстве. Это необходимо учитывать при переходе к изучению начального курса географии. Вопросы преемственности географических знаний между 5 классами и курсом географии остаются весьма актуальными. В соответствии с ФГОС основного общего образования начальный курс географии будет изучаться в 5 – 6 классах, что, несомненно, решит проблему повышения познавательного интереса к учебной дисциплине.

В основной школе предусмотрено на изучение географии 245 учебных часов, которые распределены следующим образом: 6 класс -35 ч., 7 класс - 70 ч., 8 класс - 70 ч., 9 класс - 70 часов. Считаем необходимым, подчеркнуть, что, несмотря на уменьшение количества часов федерального компонента до 35 часов в 6 классе, на изучение начального курса географии рекомендуется отводить 70 часов. В базисном учебном плане 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. В рамках регионального компонента областного базисного учебного плана в VI классе выделяется 1 час на преподавание учебного предмета «Краеведение». Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Особо подчеркиваем, что контрольно-измерительные материалы ЕГЭ предполагают изучение учащимися курса географии VI класса в полном объеме.

На ступени среднего (полного) общего образования география входит в состав вариантной части областного базисного учебного плана, являясь предметом по выбору на базовом уровне или профильном уровне. Учебное время, отведенное на изучение предмета на базовом уровне, составляет 70 часов в год (т.е. из расчета 1 час в неделю в 10 и 11 классах или 2 часа в неделю только в 10 классе). Если география выбирается для изучения на профильном уровне, то учебное время составляет 210 часов за два года.

Министерство образования и науки РФ разработало и утвердило на основе федерального компонента государственного стандарта примерные программы по географии. Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрывают неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Учебное время на изучение разделов программы является примерным и рассчитано по ступеням обучения в 6—7, 8—9, 10-11 классах.

Особо следует отметить, что школьная география обладает определенным заделом для перехода старшей школы к профильному обучению. Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускников школы. Формирование географической компетентности учащихся на профильном уровне служит достижению соответствия географического образования реальностям окружающей среды в личностном, общественном, территориальном-пространственном измерениях.






Особенности преподавания географии в 2012/2013 учебном году



Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение федеральных государственных образовательных стандартов. Особенностью 2011/2012 учебного года является введение ФГОС начального общего образования в 1-х классах, последовательная подготовка к введению ФГОС основного общего образования. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Если предыдущие варианты аналогичных документов являлись, прежде всего, стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Изменилась методология стандарта. Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход. Изменилась и структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:

  1. к структуре основной образовательной программы;

  2. к условиям реализации основной образовательной программы;

  3. к результатам освоения основной образовательной программы.

Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре стандартов появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования. Особенно важно отметить две черты новых ФГОС. Первая - гуманистический подход в них преобладает над технократическим. Вторая – сохранена традиционная для школы ориентация на фундаментальные научные знания. Об этом свидетельствует опора на специально разработанное для каждого предмета «фундаментальное ядро», которое позволит будущим выпускникам школы овладевать высоконаучными инновационными технологиями.

На вооружении географии имеются инновационные идеи, заложенные ещё концепцией географического образования. Наибольшее значение из них имеет возвращение к комплексной географии. Комплексный подход сохранен в программе по географии, разработанной для ФГОС. Вторая идея – установка на гуманизацию школьной географии. С этими идеями связано формирование в учебной географии культурологического подхода. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности. В системе школьного географического образования центральным становится курс «География России», с созданием географического образа своей Родины во всем её многообразии.

Исходя из новой парадигмы образования, педагоги должны вооружить учащихся не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться. Нацелить на формирование метапредметных способов деятельности, включающих освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике. Выработать самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности. Новая парадигма образования должна способствовать организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построению индивидуальной образовательной траектории.

С изменением парадигмы образования связано возникновение понятия «универсальные учебные действия»: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности учащегося. Универсальные учебные действия – это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. К известным функциям знаний (обучающей, развивающей, воспитательной) добавляется социально-адаптивная, связанная удовлетворением потребности общества не в узких специалистах, а функционально грамотных людях со сформированными ключевыми компетенциями.

Необходимо уделить внимание усилению мировоззренческих аспектов преподавания географии, формирования положительного географического образа Родины, её природного и культурного многообразия. Усилить практическую направленность школьной географии, её связью с жизнью. Организация учебного процесса должна носить деятельностный характер обучения, с ориентацией на развитие самостоятельности и ответственности ученика, созданием условий для приобретения опыта постановки и достижения целей. Уточнить стратегические направления в содержании (отбор и генерализация) учебного материала.

Повышать методический уровень преподавания географии в школе, формируя новый тип педагогического труда, что связано с развитием таких качеств как компетентность, методическое мышление, профессиональное самосознание. Задача учителя – способствовать:

  • развитию способностей решать познавательные, мировоззренческие, нравственные проблемы, коммуникативные, в т.ч. на основе собственного социального опыта;

  • развитию самостоятельности и ответственности ученика;

  • созданию условий для приобретения опыта постановки и достижения целей обучающимися;

  • формированию индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) обучения;

  • построению собственной учебной деятельности;

  • обучению способам поиска, эффективного преобразования разных источников географических знаний и представления информации; приемам и методам умственного труда; основам коммуникативных умений.

При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания должны соответствовать возрастным особенностям и иметь оптимальный уровень сложности. В работе учителя важное место должно занять обучение школьников оценочной деятельности, научить учеников оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала. Оценочные суждения - существенная часть развития личности. Следует, исходя из требований к результатам обучения, особое внимание уделить метапредметным результатам – таким как:

  • освоенные межпредметные понятия («государство», «отрасль», «ВВП», «биосфера», «экосистема», «биом», «влажность воздуха» и др.);

  • универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные, коммуникативные, и способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.

Компетентность учителя географии проявляется в его способности и готовности осваивать новые концепции предмета, новые педтехнологии, выбирать учебники и программу из нескольких альтернативных, оценивать их с позиции методики преподавания географии, типа учебного заведения и особенностей обучаемых учащихся. Все это является необходимым условием реализации ФГОС. Непременным условием профессиональной компетенции учителя является владение современными информационными ресурсами и информационными технологиями обучения. Информатизация образования – основной ресурс качества географического образования в школе, это открытие новых возможностей учебной деятельности учителя и школьника, повышение эффективности работы с информацией в современном обществе. За последние годы было создано и апробировано значительное количество ЦОР по географии, как на федеральном, так и на региональном уровне. В образовательном процессе учителям географии рекомендуется использовать ресурсы нового поколения, основанные на применении ИКТ (сайты, Интернет-сервисы, программы, ЦОР, интерактивные карты):

    • ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/

    • сетевые ресурсы (Гугл):

    • карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru

    • Google планета Земля http://earth.google.com/

    • блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com

    • ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/

    • сервис You Tube (видеоролики для уроков)

    • среда http://wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней

    • представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.

    • газета «География» http://geo. 1 september.ru/

    • конкурс «Учитель года России» http://2006.teacher.org.ru/

    • ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники http://www.greenbook.ru/

    • Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm

    • Географическое общество России http://rgo.org.ru/'

    • клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/

    • журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/

    • жрнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

    • великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/

    • Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml



Организация воспитательной работы и внеурочной

деятельности по географии

В соответствии с концепцией ФГОС, на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. В воспитательной работе учителей географии следует выделить несколько направлений.

Ведущим направлением является воспитание патриотизма. Государство заинтересовано в воспитании граждан, разделяющих его базовые ценности, и школьное преподавание географии выступает инструментом такого воспитания. В новом учебном году следует продолжить воспитательную работу, особое внимание, обращая на формирование позитивного географического образа России (в том числе и своей области), больше времени уделяя неповторимой красоте разнообразных ландшафтов страны, природным уникумам, людям, живущим и работающим на благо своей родины. Формирование толерантного сознания одно из важнейших направлений воспитательной работы учителей географии, в основе которой Концепция национальной образовательной политики РФ. Образование и формирование толерантности в этом документе рассматривается как инструмент консолидации народа России в полиэтничное, гражданское общество. Вопросам этнокультурного образования особое внимание уделяет правительство Челябинской области, поскольку рассматривает их как важнейшее средство сохранения межнационального мира, гармонизации межнациональных отношений, которые в свою очередь расцениваются как аспект национальной безопасности страны.

Учителям географии следует повышать интерес учащихся к исследовательской деятельности и принимать участие (по выбору) в многочисленных конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся разного уровня.

Другим из направлений внеурочной работы по предмету является подготовка к олимпиадам по географии, количество которых возросло. Основным педагогическим условием для успешной подготовки к олимпиадам является сочетание урочной и внеклассной работы учителя. Все олимпиадные задания строятся на основе школьных курсов географии. Задания лишь развивают, логически усложняют базовые знания и облекают их в более занимательную форму. Общим недостатком ответов участников региональной олимпиады по заданиям теоретического тура является недостаточная аргументация, неумение дать развернутый ответ на поставленные вопросы. Олимпиада в очередной раз выявила не умение устанавливать причинно-следственные связи в географических процессах и явлениях, в том числе, между всеми компонентами природы и жизнью и деятельностью людей. Учащиеся с трудом делают сравнение физико-географических условий, затрудняются устанавливать физико-географические закономерности. Нет понимания и взаимосвязи социально-экономических явлений.

Готовиться к тестовой части олимпиады следует и по тестам ЕГЭ и ГИА за несколько последних лет. При подготовке по теоретической части следует обратить внимание:

  • географические открытия и путешествия, которые имеют знаменательную дату в 2011-2012 годах;

  • узнавать и описывать по изображению конкретные участки земной поверхности, по координатам определять особенные (специфические) точки земли;

  • объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси; дни равноденствия и солнцестояния их специфические проявления на конкретных территориях;

  • уметь по описанию определять ту или иную территорию (страну или район страны);

  • знать четко и применять в измененной ситуации климатообразующие факторы и их территориальные проявления, уметь анализировать климатограммы;

  • знать особенности водного режима рек и озер, причины изменения солёности поверхностных вод Мирового океана, причины образования, направления и особенности холодных и теплых течений океана;

  • понимать особенности территориальной концентрации многих экономических явлений, уметь читать и анализировать различные картограммы и картодиаграммы, схемы, таблицы и графики.

Особое внимание при подготовке к олимпиадам следует уделить их практической составляющей, в том числе – творческих, связанных с самостоятельной разработкой исследовательских проектов (например, бизнес-планов, программ территориального развития, историко-краеведческих и т.д.). Анализ результатов олимпиад показал, что картографическая неграмотность ещё очень велика, в особенности это касается названий (в том числе и исторических) географических объектов, современные, так и старинные названия народов, типы их жилищ, особенности ведения ими хозяйства как в прошлом так и в настоящем времени.

При подготовке участников олимпиады, следует использовать материалы, опубликованные за последние 5 лет в газете «География» (приложение к «Первое сентября»), журналах «География в школе», «География и экология в школе. ХХI в.», «География для школьников» (начал издаваться с 2008 г.), а также:

  1. Задачи олимпиад по географии-95: Экспериментальное учебное пособие / под ред. А.С. Наумова. –М.: МИРОС, 1996.

  2. Задачи по географии / Под ред. А.С. Наумова М.: Мирос, 1993.

  3. Николина В.В., Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С. Олимпиады по географии. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996.

  4. География. Олимпиады / авт.-сост. А.С. Наумов.- М.: Дрофа, 2011. – 316 с.


Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по географии

Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные результаты, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты. В связи с введением ФГОС система оценочной деятельности и система внутришкольного контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования в соответствии с требованиями стандарта. Это должно быть зафиксировано в основной образовательной программе общеобразовательного учреждения в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».

Введение единой независимой системы оценки качества подготовки выпускников IX и XI классов связано с целью совершенствования географического образования в основной и средней (полной) школе. Поэтому важно проанализировать результаты итоговой аттестации по географии, в том числе и за 2011 г., сравнить их с результатами предыдущих лет. Исходя из анализа, определить меры по улучшению качества подготовки учащихся по географии. Учитывая небольшой количественный состав участников ГИА и особенно ЕГЭ по географии, сложно определить уровень подготовки по географии всех выпускников общеобразовательных учреждений области. Однако на основе анализа этих результатов можно составить некоторое представление об особенностях усвоения материала школьных курсов географии. Полученные результаты позволяют выявить сильные и слабые стороны подготовки выпускников, выявить определенные тенденции, определить уровни усвоения знаний и умений отдельными группами учащихся по географии и предложить рекомендации по совершенствованию процесса обучения.

Имеющиеся расхождения в годовых и экзаменационных отметках (ГИА) по географии, по-прежнему, свидетельствует о недостаточной объективности оценивания достижений учащихся по предмету большей частью учителей в течение учебного года; ходе промежуточной аттестации, а также о недостаточной адекватности используемых в педагогической практике способов оценивания знаний, умений, навыков учащихся по предмету требованиям, предъявляемым к уровню географической подготовки выпускников средней (полной) школы.

Положительные изменения в качестве географического образования экзаменуемых, зафиксированные в последние годы, безусловно, стали результатом систематической работы учителей, направленной на достижение учащимися соответствующих требований к уровню подготовки выпускников. Это свидетельствует о необходимости и в дальнейшем уделять особое внимание использованию в процессе обучения различных источников географических знаний и формированию умений самостоятельно их использовать.

Выявленные по результатам ЕГЭ и ГИА слабые места в географической подготовке выпускников, необходимость учета требований государственных стандартов требуют внесения определенных корректив в образовательный процесс. При этом на разных этапах система оценивания образовательных достижений учащихся, апробированная в рамках ЕГЭ и ГИА, должна быть использована в разных целях. На этапе планирования результатов образовательно-воспитательного процесса целесообразно использовать опубликованные материалы итоговой аттестации по географии в качестве ориентира при определении планируемых результатов обучения отдельных тем. Выявленные на итоговой аттестации недостатки географической подготовки учащихся говорит о том, что определенных корректив требует и этап отработки и закрепления знаний. На этом этапе обучения необходимо использовать больше заданий, предполагающих использование полученных ранее знаний и умений для решения учебных задач с условием, измененным по сравнению с той ситуацией, в которой они формировались. Акцентирование внимания учащихся на типичных ошибках выпускников и их анализ могут быть действенным средством профилактики формирования искаженных географических знаний: 1) ошибки, обусловленные недостаточным уровнем усвоения основного фактического материала; 2) ошибки, обусловленные недостаточным уровнем усвоения географических понятий; 3) ошибки, обусловленные недостаточной степенью сформированности умений работать с географическими картами; 4) ошибки, обусловленные неумением интегрировать физико-и экономико-географические знания.

Проверка соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям проводится в рамках текущего, тематического и итогового контроля. Так, при организации контроля усвоения понятий важно уделять больше внимания использованию вопросов и заданий, проверяющих понимание понятий и их возможного применения. Способность четко формулировать свои мысли с использованием географических терминов и понятий, записывать ход собственных рассуждений при решении как учебных, так и возникающих в окружающей действительности задач является одной из важных предметных компетенций. Использование тестовых заданий только с выбором ответа неизбежно приводит к тому, что учащиеся просто лишаются возможности самостоятельно формулировать развернутые ответы. Обучать учащихся этому необходимо уже с курса географии 6 класса. Начинать при этом необходимо с вопросов, требующих сравнительно небольших письменных ответов, разбора этих ответов. В старших классах – небольших письменных работ (в том числе и творческих) и взаимного рецензирования их учащимися.

Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения, направленная на достижение целей школьной географии.






















Список

работников филиала МБОУ Токаревской СОШ №2 в д. Чичерино

на получение денег на новогодние подарки

от 21.11.2011 г.



п/п

Ф.И.О. работающего

Кол-во детей

Сумма (руб.)

Подпись

1.

Абрамова

Татьяна Викторовна

библиотекарь


2

400


2.

Мамонтова

Любовь Сергеевна

повар


1

200


3.

Забровская

Наталья Александровна

учитель


1

200


4.

Скворцова

Инна Владимировна

Тех персонал


2

400


5.

Попова

Татьяна Александровна

учитель


1

200


6

Попова

Светлана Николаевна

повар


2

100


7.

Баранова

Наталья Валерьевна

Тех. персонал

2


400


8.

Лепешкина

Наталья Валентиновна

учитель

1

200


9.

Насакина

Любовь Ивановна

1

200



Итого:

13 детей

2600 (две тысячи шестьсот рублей)



Председатель профкома филиала МБОУ ТС№2

в д. Чичерино Баченина Т.В.

Подпись:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!