СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание благоприятного психологического климата в классе с помощью игр этической направленности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка рассказывает, как при помощи игр этической направленности создать благопиятный психологический климат в классе.

Просмотр содержимого документа
«Создание благоприятного психологического климата в классе с помощью игр этической направленности.»

Иванова Елена Ильгисовна, педагог-психолог, учитель-логопед МБОУ «Карлинская средняя школа»

Создание благоприятного психологического климата в классе с помощью игр этической направленности.


Для того, чтобы дети комфортно чувствовали себя в классе, важен психологический климат их шумного коллектива. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворённость и быть хорошим учеником в одном коллективе, и совершенно зачахнуть в другом. Моя задача не только как классного руководителя, но и педагога-психолога - сделать всё, чтобы в классе преобладал бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении. В отношениях преобладали одобрение и поддержка, критика высказывалась с добрыми пожеланиями.

Для этого на классных часах я использую игровые технологии, а именно игры этической направленности. Игра этической направленности – это метод создания благоприятных условий для развития нравственной культуры взаимодействия детей, формирования нравственных основ поведения. Педагогическое значение игры заключается в том, что она предполагает целенаправленное влияние педагога на определенные потребности воспитанников; рассчитана на возникновение ответной реакции, переходящей в действие.

В качестве примера приведу игру "Собери букет":

Цель игры– помочь ребенку исследовать нравственную природу человеческих взаимоотношений, научиться анализировать себя, свои поступки.

– Представьте себе, что наступило лето и вокруг вас много цветов. Мы поиграем в игру "Собери букет". Возьмите листок бумаги и запишите на нем название цветка, который вам нравится больше всего. Представьте, что этот листок бумаги превратился в этот цветок. Желающий собрать букет может "сорвать" три цветка, которые ему особенно нравятся (взять соответствующие листы), но, срывая цветок (забирая листок), необходимо назвать самое хорошее качество того ученика, у кого взят цветок.

Далее ученики по желанию выходят и собирают цветы (листы бумаги), каждый раз называя лучшие качества своих одноклассников. Последний букет собирает учитель. Он берет листы-цветы у тех, у кого они остались, и называет лучшие качества этих учеников. В результате нет обиженных, а ученики услышали о себе хорошее, задумались о своих качествах.

Данная методика привлекательна тем, что в процессе игры учащиеся подмечают те качества, которые другие дети не замечали этих качеств у детей, узнают о своих качествах личности, повышается самооценка, улучшается настроение, к тому же они имеют возможность потренироваться в оценочных суждениях о своих товарищах.

Далее приведу пример игры «Ромашка»

Суть игры "Ромашка" заключается в том, что ученикам раздается бумажная ромашка. Отрывая лепесток, ученик пишет на нем имя того человека, перед кем он чувствует себя виноватым. Затем он произносит волшебные слова: "Лети, лети, лепесток…" и кладет лепесток на парту товарищу, перед которым хочет извиниться и попросить прощение.

– Что вы почувствовали, когда просили прощение? Стало ли легче у вас на душе? Почему вы улыбаетесь? Пусть наши улыбки помогут нам крепче подружиться и забыть все обиды.

В этической игре присутствуют стимулы одобрения, позитивной нравственной оценки, оценочного суждения, интереса, которые играют важную роль в укреплении чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости и ценности каждого ребенка в коллективе, его уважении, принятии таким, каков он есть.

Литература:

  1. Богуславская З. М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.

  2. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников// начальная школа.-2008.№8.-с.11

  3. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Т.Л, Белоусова, Н.И.  Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.]; под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.