СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание и использование цифровых образовательных ресурсов, интерактивных технологий в учебном процессе».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самые эффективные образовательные ресурсы – это цифровые, электронные образовательные ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации.

 Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

Просмотр содержимого документа
««Создание и использование цифровых образовательных ресурсов, интерактивных технологий в учебном процессе».»

ГУ «Школа-лицей № 8 для одаренных детей»


Тема: «Создание и использование цифровых образовательных ресурсов, интерактивных технологий в учебном процессе».


 



Выполнила: Титченко Анжелика Петровна,

учитель математики. педагог - мастер

















город Павлодар


Содержание.

Введение

  1. Методическое сопровождение уроков математики 6 класса с использованием видео уроков.

  2. Общие методические рекомендации к созданию и использованию обучающих видео уроков.

  3. Формы видео уроков.

  4. Описание создания видео урока с использованием программного обеспечения (ПО) Bandicam.

  5. Выводы, результаты и перспективы работы.

  6. Литература.



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность проблемы исследования определяется тем, что современные информационные технологии, в том числе мультимедиа, открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить качество обучения. Но, к сожалению, по современным статистическим данным наблюдается, что темп освоения учителями мультимедиа средств остается на достаточно низком уровне. С этим и появляется необходимость разработки и создания мультимедиа продуктов для широкого применения их в процессе обучения.

Видео уроки по праву можно считать одними из самых эффективных средств аудиовизуального комплекса мультимедиа. «Именно экранно-звуковые средства (аудиовизуальные), благодаря их власти над временем и пространством, безграничным проникновением в мир наглядного, благодаря способности отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их, оказались наиболее пригодными для современной школы» - отмечает Л.П. Прессман [, с.]. Широкий спектр выразительных и дидактических возможностей обучающих видеороликов позволяет отнести его к наиболее универсальным средствам наглядности, активно воздействующим на познавательную деятельность обучаемых. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия обучающихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Использование видео уроков целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде видео урока сокращает время обучения, высвобождает


ресурсы здоровья детей. Изучение видео уроков позволит обучающемуся увидеть теоретическую и практическую часть занятия, наблюдая при этом его реальный процесс, тем самым понять и закрепить продемонстрированный материал, а также оценить временные затраты при решении конкретной практической задачи. Обучение может проходить в любое удобное время и место, создавая при этом у обучающегося чувство личного присутствия на занятии.

Проблема исследования: как визуализировать процесс обучения математике для повышения его эффективности.

Объект исследования: процесс обучения математике в 6 классе.

Предмет исследования: визуализация школьного курса математики с помощью видео уроков.

Цeль исслeдoвания: создание видео уроков средствами мультимедийного дидактического материала для обучающихся 6 класса, а также разработка рекомендаций при создании видео уроков.

Гипотеза: если в процессе обучения математике обучающихся 6 класса использовать видео уроки, то это будет способствовать повышению уровня усвоения материала и заинтересованности в изучении предмета, а значит и повышению качества знаний.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи исследования:

  • На основе анализа психoлoгo-пeдагoгичeской и научно-методической литературы выделить теоретическую базу к определению мультимедиа и создать основу для разработки видео уроков;

  • Выделить и описать требования, предъявляемые к обучающим видео урокам;

  • Разработать видео урок по теме «Решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными способом сложения»,

  • Разработать методические рекомендации к созданию и использованию обучающих видео уроков;

  • Провести эксперимент и проанализировать полученные данные, отражающие уровень усвоения материала и мотивированности к изучению предмета математики, при использовании видео урока.

Новизна в данной работе заключается в разработке и создание видео уроков с использованием динамической системы Bandicam, а также ориентированных на учебные материалы, используемые в школе

1. Методическое сопровождение уроков математики 6 класса с использованием видео уроков.

Видеоматериалы на уроках математики используются в целях оптимизации учебного процесса, повышения его эффективности и придания ему максимальной познавательной и коммуникативной направленности. За короткий промежуток времени, отведенный на просмотр видеосюжета или видеофрагмента, обучающийся получает большой объем информации сразу по двум каналам: зрительному и слуховому. Использование видеоматериалов на занятиях выступает важным компонентом системы образования и представляет собой нетрадиционный способ организации обучения через активные способы действий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

2. Общие методические рекомендации к созданию и использованию обучающих видео уроков.

Визуализация играет особую роль в учебно-познавательной деятельности, так как способна разрешить основное диалектическое противоречие познавательного процесса – противоречие чувственного и рационального.

Основное качество продукта познания, полученного посредством визуализации – наглядность. Видео уроки выступают как одно из эффективных способов визуализации учебного материала.

Современные видео уроки являются эффективным и гибким инструментом для получения конкретных компетенций в ходе обучения.

Для создания видео уроков используются технические и программные средства.

Можно выделить два метода для создания видео уроков: запись видео при помощи видеокамеры и запись сигнала с аппаратуры, которая выдает изображение, как правило, это монитор компьютера.

Первый способ использует видеокамеру для записи. Особенностью данного способа является выбор характера изображения и кадра, определение правильных – фокусировки, композиции, светоосвещения, что очень затруднительно не профессионалу. Также этот способ не удобен при записи работы в программе, как урока.

В силу этого обстоятельства используется скринкаст. Скринкаст (англ. screencast) – цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера, также известная как videoscreencaptur(досл. «видеозахват экрана»).

Часто сопровождается голосовыми комментариями. Для создания скринкастов используют не web-или видеокамеры, а специальное программное обеспечение (ПО). Данное программное обеспечение имеет множество настроек, в том числе и настроек записи звука.

На современном рынке программного обеспечения существует множество специализированных программ для создания видео уроков, но выбирая из целого списка программ, нужно обратить пристальное внимание на следующие критерии:

  • желательно наличие бесплатной лицензии (если программа платная, то существует ограниченная функция запуска программы, например – 30 дней);

  • желателен интерфейс на понятном языке;

  • возможность наложения звука с микрофона или из файла;

  • возможность добавлять поясняющий текст, выноски, рамки, изображения в записанный фильм с возможностью редактирования в дальнейшем;

  • возможность размещения видео урока на web-страницах (разный формат видеороликов);

  • желателен покадровый видео редактор. Очень важно понимать – какой именно фрагмент учебного материала вы собираетесь визуализировать, следовательно, от этого и будет зависеть выбор программы для создания видео урока.

  1. ActivePresenter (язык интерфейса – мульти язычный ( русский присутствует). Программа для создания презентаций и обучающих видео уроков. Осуществляется захват изображения с экрана и сохраняет эту информацию в различные форматы файлов. Весь процесс записи происходит в режиме реального времени)

  2. FlashBack ( язык интерфейса - мульти язычный ( русский присутствует). Осуществляет запись всех действий на экране компьютера со звуком или без него, а так же записывает изображения с веб-камеры. Настройки позволяют определить источник звука. Возможно записывать звук с двух источников одновременно).

  3. UV Screen Camera (язык интерфейса – мульти язычный ( русский присутствует). Захватывает изображение всего экрана, определённой, выделенной области или же активного окна, параллельно записывая звук. Можно захватывать изображение курсора , причем подсвечивая его действия)

  4. Bandicam (язык интерфейса – мульти язычный ( русский присутствует). Универсальная программа для записи видеофайлов на компьютере. Она позволяет записывать видео с экрана, а так же видео с внешних устройств – веб-камеры и устройства, подключаемые к компьютеру с помощью HDMI. Программа имеет большие возможности записи. Разрешение видео может быть любым, которое позволяет сделать комьютер)

Реализация поставленной задачи представляет собой совокупность действий, выполняемых в соответствии с разработанным алгоритмом:

  • Выбор формы учебного видео.

  • Определение темы видео урока.

  • Выделение основных учебных элементов.

  • Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям способа создания видео урока.

  • Структурирование учебных элементов, выбор способа их предъявления обучающимся (текстовый, графический, интерактивный, схемы, таблицы, слайды и т.д.).

  • Подготовка глоссария по тематике

  • Подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет.

  • Определение длительности каждого этапа видео урока, исходя из специфики изучаемого материала.

  • Апробирование видео урока.

  • Анализ занятия, проведенного с помощью учебного видео.

  • Устранение замечаний, ошибок и недостатков.

Нельзя забывать, что созданный видео урок – это всего лишь полезный инструмент в случае вынужденного автоматизированного повторения учебного материала. Также необходимо продумать до мелочей каждую часть видео урока, так как логически структурированные и продуманные видео уроки дают возможность реализовать индивидуальный подход, включающий широкое использование банка многоуровневых заданий.

Видео урок просто обязан быть: насыщенным, активным, интересным, динамичным, потому что от этого зависит коэффициент его полезного действия. Безусловно, при создании любого видео урока необходимо придерживаться основной структуры видео урока и его этапов:

  1. Вступительная часть: сообщение темы урока, обеспечение подготовки учеников к усвоению материала (обеспечение, мотивация, актуализация).

  2. Основная часть: в этой части даётся объяснение, изложение, сопровождаемое наглядным материалом, демонстрацией различных схем, моделей, карт, таблиц и т.д., пояснение, закрепление и систематизация. Демонстрация практических примеров.

  3. Заключительная часть: в конце урока нужно вновь обратить внимание на главные моменты видео урока (эта часть урока самая сложная, так как отсутствует обратная связь с учениками).

При создании видео урока целесообразно применять смешанный метод, который можно назвать словесно-иллюстративным, так как основным инструментом преподавателя является слово в сочетании с наглядностью, которая предоставляется техническими возможностями видео урока. При создании видео урока чаще всего учебный материал объясняют. Особое внимание стоит уделить четкому, дикторскому изложению материала, так как применение словесно-иллюстративного метода изложения материала.

Видео урок требует точного и чёткого формулирования сути изучаемого вопроса; использования сравнения, сопоставления, аналогии; привлечения ярких примеров; логики изложения. Чтобы привлечь внимание слушателей и не допускать ошибок в произношении терминов и определений, необходимо несколько раз прорепетировать учебный материал вслух.

При разработке видео уроков помимо требований к содержанию учебного материала следует руководствоваться приведенными ниже рекомендациями к созданию видео уроков, что позволит сделать их привлекательнее для обучающихся, а учебный материал доступнее для восприятия. Поскольку человеку сложно сконцентрировать внимание на одном предмете более чем на 15 – 20 минут, то продолжительность видео урока должна укладываться в эти временные рамки.

Учет достижений психологии и методики преподавания математики позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке обучающих видео уроков:


  • Информация на экране должна быть структурирована и последовательна.

  • Информация должна быть легко воспринимаемой для органов чувств(яркость цвета, громкость звука).

  • Содержание визуализируемого материала должно соответствовать уровню аудитории, на которую ориентирован видео урок.

  • Видео урок для самостоятельного просмотра не должен превышать 30 минут, а видеофрагмент в аудиторной форме не должен превышать 10-12 минут.

  • При разработке формата кадра на экране и его построении рекомендуется учитывать, что существует смысл и отношение между объектами, которые определяют организацию зрительного поля.

  • Компоновать объекты рекомендуется:

      • Близко друг к другу, так как чем ближе объекты друг к другу (при прочих равных условиях), тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы;

      • По сходству процессов, так как чем больше сходство и целостность образов, тем с большей вероятностью они организуются;

      • С учетом свойств продолжения, так как, чем больше элементы в зрительном поле оказываются, тем с большей вероятностью они организуются в целостные единые образы;

      • С учетом особенности выделения предмета и фона при выборе формы объектов, размеров букв и цифр, насыщенности цвета, расположения текста и т.п.;

      • Не перегружая визуальную информацию деталями, яркими и контрастными цветами;

      • Выделяя материал, предназначенный для запоминания цветом, подчеркиванием, размером шрифта и его стилем.

      • При разработке видео урока необходимо учитывать, что объекты, изображенные разными цветами и на разном фоне, по-разному воспринимаются человеком.

      • Комфортность восприятия информации с экрана монитора достигается при равномерном распределении яркости в поле зрения.

      • Для оптимизации изучения информации на экране разработчику видео урока рекомендуется использование логических ударений. Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту.

Для действительно эффективного использования видеоматериалов на занятиях необходимо убедиться в том, что:

  • содержание используемых видеоматериалов соответствует реальному уровню общего и языкового развития обучающихся и корреспондируется с содержанием серии занятий по теме;

  • длительность используемого видеоматериала не превышает реальные возможности занятия/этапа занятия;

  • ситуации видеоматериала предоставляют интересные возможности для развития языковой, речевой, социокультурной компетенций обучающихся;

  • контекст имеет определенную степень новизны /неожиданности;

  • текст видеоматериала сопровождается четкой инструкцией, направленной на решение конкретной и реалистичной учебной задачи, понятной ученикам и оправданной всей логикой занятия;

  • видеоаппаратура настроена и проверена заранее, привычна в использовании для преподавателя;

  • видеоматериал известен самому учителю и заранее поставлен на начало просмотра.


  1. Формы видео уроков.

Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию научить учиться, способность личности к совершенствованию и саморазвитию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие универсальных учебных действий зависит от способа построения содержания занятий. Органично

Ранее мы уже выделили из многочисленных видов мультимедиа технологий, именно, видео урок. Видео урок может быть представлен в разнообразных формах, например, среди основных типов уроков можно выделить следующие три:

  1. урок открытия новых знаний;

  2. урок комплексного применения знаний и умений;

  3. урок обобщения и систематизации знаний

На уроках «открытия нового знания» видео уроки являются вспомогательным средством для наглядного и доходчивого изложения материала. Целью данного типа урока является овладение учениками новым материалом.

Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Кроме этого, на уроке, в ходе изучения нового материала, идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя, не опираясь на уже пройденный материал, не применяя его при выводах каких-то новых положений.

В конспекте урока «открытие нового знания» я рассматриваю тему «Решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными способом сложения», которая является заключительным этапом в обеспечении систематической подготовки учащихся при изучении главы «Линейные уравнения с двумя неизвестными и их системы».

На разработанном видео уроке преподнесение материала происходит с использованием красочных примеров и художественного оформленния оказывает помощь учителю в акцентировании внимания обучающихся на главных моментах изучения темы, а также способствует быстрому усвоению изучаемого материала.

Видео урок демонстрирующий «живые» примеры, которые смоделированы в программе Bandicam , позволяет обучающимся повысить степень понимания, глубину усвоения и применения алгоритма решения систем линейных уравнений с двумя неизвестными способом сложения.

Обучающий видео урок можно использовать на уроке «комплексного применения знаний и умений» на этапе актуализации знаний или же как материал, с которым ученикам нужно будет работать на этапе усвоения определенных действий при решении систем линейных уравнений с двумя неизвестными способом сложения.

Видео урок так же выступает в качестве информационной справки, которую необходимо вспомнить учащимся для дальнейшей работы.


На уроке обобщения и систематизации знаний ученики могут пользоваться видео урок как справочной литературой, для выполнения определенных заданий, составления вопросов или тестов.

Обучающие видео уроки обладают уникальной возможностью повышать информационную плотность изложения за счет ускоренной подачи информации, поэтому видоизменяется их дидактическая функция - это уже не иллюстрированный материал, а важнейший источник информации и объект для наблюдений.

Таким образом, данное наглядное сопровождение можно использовать не только при объяснении учителем нового материала, актуализации знаний или подведение итогов, но и при организации решения учащимися познавательных задач, закрепления изученного материала и проверки выполненных заданий. Визуализация многих процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях, с помощью видео уроков способствует созданию мощной мотивационной базы, так как активизируется непроизвольное запоминание информации и одновременно делает ее личностно значимой для учеников.

  1. Описание создания видеo урока с использованием программного обеспечения (ПО) Bandicam.

Целью проводимого исследования являлось - подтвердить или опровергнуть гипотезу: «Если в процессе обучения математике обучающихся 6 класса использовать видео уроки, то это будет способствовать повышению уровня усвоения материала и заинтересованности в изучении предмета, а значит и повышению качества знаний».

Bandicam - одна из самых популярных программ для записи экрана компьютера на видео. Популярность этой программы весьма просто понять. Удобный дизайн, простое и понятное управление. И это только начало.

Изначально, программа заточена под запись всего, что происходит на экране. Она отлично с этим справляется. Bandicam совершенно не нагружает компьютер при записи и не мешает вести уроки с компьютера. Более того, все отснятые видео можно будет сразу просмотреть, используя меню самой программы, а значит, ваше видео уже никогда не потеряется, и будет лежать в одном удобном месте.

Bandicam также предоставляет возможность не только съемки экрана, но и записи попутных материалов сразу в одно видео. Например, помимо экрана можно записывать голос преподавателя, используя микрофон компьютера или снимать его на видео через веб-камеру компьютера или ноутбука. Для этого достаточно просто выставить соответствующие настройки, о которых мы сейчас и поговорим.

Настройка Bandicam.
После запуска программа готова сразу, без промедлений записывать экран компьютера, для этого достаточно нажать большую красную кнопку REC. Но процесс записи можно существенно облегчить и разнообразить. Выполним для этого пару настроек.
итак, для начала нам нужно выбрать режим записи экрана. Можно записывать как изображение всего экрана, так и отдельные его участки.

Запись изображения всего экрана - самый популярный метод. Для выбора этого метода нужно нажать на кнопку с изображением экрана в верхнем меню программы и выбрать из выпадающего списка пункт Fullscrееn. Отлично, теперь вся площадь экрана будет записана.

По умолчанию, программа не записывает курсор мыши на видео. но это можно исправить, добавив эффект курсора на видео. для этого нужно нажать на кнопку с изображением курсора, расположенную в верхнем меню.

В открывшемся окне нужно поставить галочку в поле Show mouse cursor. При желании можно усилить эффект присутствия курсора подсветив его на экране и добавив эффект нажатия левой и правой кнопки мыши. Для этого нужно просто проставить галочки в соответствующих пунктах меню. После выбора нужно нажать кнопку ОК в нижней части окна. Отлично, теперь ваш курсор будет записан на видео.

Сразу под кнопкой записи курсора расположена кнопка настройки записи голоса с микрофона компьютера.

Для записи голоса следует нажать на эту кнопку, и в появившемся окне поставить галочку в пункте меню "запись звука". В пункте "основное устройство" нужно выбрать ваш микрофон. Если вы хотите также записывать еще и звук компьютера, то в пункте "дополнительные устройства" выберете динамики, через которые обычно выводится звук с компьютера.

Последнее что нам осталось настроить перед записью - горячую клавишу, по нажатию которой начнется непосредственно запись видео. Нужно это для более удобного взаимодействия с программой. Для этого переходим на вкладку "Видео. ставим галочку в пункте меню "Старт/стоп - горячая клавиша". и в поле напротив вводим абсолютно любую клавишу, при нажатии которой будет начинаться и закачиваться запись экрана компьютера.

Отлично теперь вы готовы записывать.
Просто сверните программу, нажмите на указанную вами клавишу записи и ведите урок! все просто! после записи нажмите указанную вами кнопку еще раз, чтобы остановить запись.  

Обучающиеся положительно относятся к использованию видео уроков учителем .Ученики были заинтересованы в рассмотрении других тем математики школьного курса, а также были сделаны предложения по разработке видео уроков по «сложным» темам курса геометрии.

  1. Выводы.

В итоге, можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза была полностью подтверждена – видео уроки способствуют качественному усвоению материала, а также ведут к повышению познавательной активности у обучающихся.

Надеюсь продолжить начатые исследования, в частности, создать видеоматериалы ко всему курсу математики 6 класса, добавив и возможности записи видео уроков на платформе ZOOM

1. Открываете презентацию на рабочем столе, сварачиваете.

2.Запускаете ZOOM. Демонстрация презентации

3. Когда готовы. нажимаете запись и начинаете урок.

4. Если что-то не так произнесли, надо остановиться и этот момент еще раз проговорить.

Звук пишется одновременно с записью экрана

5. Урок закончился нажимаем стоп записи.

6. Выходим из конференции.

На компьютере .автоматически делается запись, по завершению конференции оно загружается в течении нескольких минут, потом выходит окошко, в какой папке компа сохранилось видео.

Чтобы отредактировать видео надо запустить редактор, типа movavi, если установлен.


6.Список литературы:


  1. В.А. Борисов. Разработка пакетов программ вычислительного типа. — М.:Изд-во МГУ, 2012. с.169.

  2. О.В. Шлыкова. Культура мультимедиа.. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2014.

  3. С.А Нехаевым, Н.В. Кривошеиным. Основные понятия и определения прикладной интернетики // Интернет-словарь – октябрь, 2003 г. Режим доступа: [http://www.perfekt.ru/dictionaries/netica.html]

  4. Сайт Рубикон [http://www.rubricon.com]

  5. Интернет – ресурс: [http://www.reklama-expo.ru/ru/articles/2016/vidy-zadachi-multimedijnyh-tehnologij/]

  6. Б.Б. Андресен. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. /Авторизованный пер. с англ. - М.: «Обучение-Сервис», 2005. с. 34 Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий – М. Просвещение, 2010. – 170с.

  7. Вымятнин В. М., Демкин В. П., Можаева Г. В., Руденко Т. В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки. Интернет ресурс. Режим доступа: (http://www.ido.tsu.ru/ss/?unit=223).

  8. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании. Интернет ресурс. Режим доступа: (http://www.ido.edu.ru/open/multimedia).

  9. Демкин В.П., Вымятнин В.М. Принципы и технологии создания электронныхучебников. - Томск, 2012

  10. Е. С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 272 с.

  11. О.А.Козлов. Информационные и коммуникационные

  12. технологии как фактор повышения эффективности образовательного процесса // Информатика и образование. — 2018. — № 10. — С. 3-9. 2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!