Создание кластера в паре; индивидуальная работа.
Тема « Имя существительное. Основные характеристики»
Вопросы и задания к данному кластеру:
-
Опираясь на кластер, расскажите друг другу (в паре) об имени существительном?
-
Что можно добавить в данную схему?
-
Запишите кластер в тетради, внесите свои дополнения к схеме. (Вопрос-помощник: Все ли категории и признаки имени существительного отражены?)
Составление кластера в микрогруппе
Тема «Основные единицы речи. Язык и речь»
-
Вы уже многое знаете о родном языке. Давайте вспомним, как он устроен. В центре листа напишите слово язык. А теперь запишите, что вы знаете о том, как устроен наш язык (каждый учащийся записывает в своей тетради все, что он помнит о языке).
-
Объединитесь в группы и обсудите следующие вопросы:
-
Как мы передаем отдельные мысли, когда разговариваем друг с другом?
-
Из каких единиц состоят предложения?
-
Что получится, если слово разделить на значимые части?
-
Если значимая часть слова дальше уже не делится, какая единица из нее вычленяется? (Вопросы либо записываются на доске, либо демонстрируются с помощью любого проекционного оборудования).
Правила обсуждения в группе: не отметайте ничье мнение, если есть разные мнения, записывайте все, сомнительные помечайте знаком вопроса.
-
Составление кластера
Кластер будет выглядеть так:
Язык
Предложение
Слово
Морфема (значимая часть слова)
Звук
-
Добавьте стрелки по вертикали к каждому слову и стрелки по горизонтали от каждого слова.
-
По ходу обсуждения, записываем краткое определение каждого слова (1-3 словами)
Коллективное составление кластера учащимися,
коллективное составление кластера вместе со мной
Тема: «Философия пьесы М.Горького «На дне»
Слово учителя. Речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает – мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека.
Мы сегодня поговорим о последней.
Я предлагаю вам кластер «блок-схема».( Схема появляется на интерактивной доске.) Опираясь на данную модель и карту-помощника, заполните ячейки. Внимание! 3 ряд «гроздей» можно изменять, по вашему усмотрению.
При коллективном составлении кластера учащимся предлагаю устно объяснять, что у них получилось, почему они выбрали данное визуальное решение, какова логика расположения элементов. В процессе обсуждения кластер уточняется, оптимизируется, дополняется мной.
Карта-помощник
«Правда Сатина»
«Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
«Что такое правда? Человек – вот правда!»
«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»
«Правда Бубнова»
«На что мне совесть? Я – не богатый!»
«Люди все живут… как щепки по реке плывут…»
«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»
«Все люди на земле лишние…»
«Все сказки»
«Правда Луки»
«Христос всех жалел и нам велел».
«Во что веришь, то и есть…»
«Человек – все может… Лишь бы захотел…»
«…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
«Любить – живых надо…живых…»
«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…»