СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание кластера на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создание кластера на уроках русского языка и литературы»

Создание кластера в паре; индивидуальная работа.

Тема « Имя существительное. Основные характеристики»

Вопросы и задания к данному кластеру:

  1. Опираясь на кластер, расскажите друг другу (в паре) об имени существительном?

  2. Что можно добавить в данную схему?

  3. Запишите кластер в тетради, внесите свои дополнения к схеме. (Вопрос-помощник: Все ли категории и признаки имени существительного отражены?)

Составление кластера в микрогруппе

Тема «Основные единицы речи. Язык и речь»


  1. Вы уже многое знаете о родном языке. Давайте вспомним, как он устроен. В центре листа напишите слово язык. А теперь запишите, что вы знаете о том, как устроен наш язык (каждый учащийся записывает в своей тетради все, что он помнит о языке).

  2. Объединитесь в группы и обсудите следующие вопросы:

  1. Как мы передаем отдельные мысли, когда разговариваем друг с другом? 

  2. Из каких единиц состоят предложения?

  3. Что получится, если слово разделить на значимые части?

  4. Если значимая часть слова дальше уже не делится, какая единица из нее вычленяется? (Вопросы либо записываются на доске, либо демонстрируются с помощью любого проекционного оборудования).

Правила обсуждения в группе: не отметайте ничье мнение, если есть разные мнения, записывайте все, сомнительные помечайте знаком вопроса.

  1. Составление кластера

Кластер будет выглядеть так:

Язык
Предложение
Слово
Морфема (значимая часть слова)
Звук

  • Добавьте стрелки по вертикали к каждому слову и стрелки по горизонтали от каждого слова.

  • По ходу обсуждения, записываем краткое определение каждого слова (1-3 словами)


Коллективное составление кластера учащимися,

коллективное составление кластера вместе со мной

Тема: «Философия пьесы М.Горького «На дне»


Слово учителя. Речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает – мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека.

Мы сегодня поговорим о последней.

Я предлагаю вам кластер «блок-схема».( Схема появляется на интерактивной доске.) Опираясь на данную модель и карту-помощника, заполните ячейки. Внимание! 3 ряд «гроздей» можно изменять, по вашему усмотрению.



При коллективном составлении кластера учащимся предлагаю устно объяснять, что у них получилось, почему они выбрали данное визуальное решение, какова логика расположения элементов. В процессе обсуждения кластер уточняется, оптимизируется, дополняется мной.


Карта-помощник


«Правда Сатина»


«Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
«Что такое правда? Человек – вот правда!»
«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»

«Правда Бубнова»


«На что мне совесть? Я – не богатый!»
«Люди все живут… как щепки по реке плывут…»
«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»
«Все люди на земле лишние…»
«Все сказки»


«Правда Луки»


«Христос всех жалел и нам велел».
«Во что веришь, то и есть…»
«Человек – все может… Лишь бы захотел…»
«…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
«Любить – живых надо…живых…»
«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!