Создание модели классного руководителя, отвечающей современным требованиям.
Правила успеха классного руководителя
Воспитание
- это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
Деятельность современного классного руководителя:
- важнейшее звено в воспитательной системе школы-интерната;
- основной механизм реализации индивидуального подхода к воспитанникам;
- обусловлена современными задачами, которые ставит перед школой мировое сообщество, государство, родители.
Современные задачи воспитания:
- максимальное развитие каждого ребенка;
- сохранение его неповторимости, индивидуальности;
- раскрытие талантов ребенка;
- создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенствования .
-
Современный классный руководитель:
- Мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе;
- идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах;
- интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий;
- хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу;
- регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в педагогических советах, тематических секциях, семинарах и конференциях.
Сотрудничество классного руководителя:
- с учителями-предметниками;
- с воспитателями класса;
- с родителями;
- с педагогом-психологом;
- с педагогом-организатором;
- с социальным педагогом;
- с медицинскими работниками;
- с библиотекарем.
Классный час
- форма организации процесса непосредственного общения классного руководителя и воспитанников, в ходе которого могут решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Ребенок – это горящий факел!
- Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать огонь в каждом ребенке!
Качества личности классного руководителя:
- Коммуникативная идейность;
- общественная активность;
- нравственная зрелость;
- трудолюбие, увлеченность профессией;
- высокий уровень культуры;
- уверенность в себе, требовательность к себе и ученикам;
- любовь к людям, гуманное отношение к детям;
- знание особенностей развития личности и детского коллектива.
Принципы успешной деятельности классного руководителя:
- Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
- Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
- Терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.
- Диалогичность и открытость в общении с учащимися.
- Отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
- Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
- Умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
- Умение признавать свои ошибки.
Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями:
- Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.
- Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не находу.
- Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.
- Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.
- Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
- Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
Секреты успешного общения с родителями:
- Скажите родителям, что вы просите их о встрече (обратите внимание – не «вызываете» в школу, а именно «просите о встрече»), так как очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше их не знает, какой подход нужен к ребенку. И если родители поймут, что педагоги искренне заинтересованы в их мнении, а не являют собой «истину в последней инстанции», то охотно пойдут на контакт.
Секрет второй:
- Выбирайте для бесед с родителями удобное для этого место. Это должен быть небольшой, но уютный кабинет, в котором все располагает к спокойному доверительному разговору и имеется запас чая, кофе, конфет.
Секрет третий:
- Начните разговор с вопросов о делах в семье, поинтересуйтесь, как идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы. Если учитель знает, что в семье горе или серьезные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах школьной жизни ребенка, предъявлять претензии родителям. Все это можно сказать при следующей встрече.
Секрет четвертый:
- Начинайте и заканчивайте разговор похвалой ребенка. Умейте видеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика. Только такое начало беседы может обеспечить ее продуктивный характер и положительный результат. Поток только негативной информации вызовет у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.
Секрет пятый:
- Терпеливо выслушайте родителей. Особое внимание обратите на то положительное, что они рассказывают о ребенке и что не известно учителям. Ни в коем случае не прерывайте рассказ родителей репликами типа: «Я тороплюсь», «Мне некогда», «Перестаньте защищать своего сына». Помните, что именно мать и отец в первую очередь должны защищать своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители не видят в своем ребенке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.
Секрет шестой:
- Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.
Секрет седьмой:
- На индивидуальные беседы с родителями можно приглашать «узких» специалистов: психолога, логопеда, медицинского работника – в зависимости от конкретной ситуации.
Секрет восьмой:
- Приглашайте к совместному общению родителей, дети которых имеют сходные личностные или учебные проблемы. Такие микрогрупповые собрания могут иметь неожиданный эффект. Родители поймут, что они не одиноки в своей проблеме. У родителей появиться возможность поделиться своим опытом. Это позволяет им не «переживать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.
Секрет девятый:
- Завершая беседу, не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируется.
Секрет десятый:
- Если вы решили посетить семью ученика, заранее сообщите родителям о времени и цели своего визита. Иначе семья может оказаться неподготовленной и будет поставлена в неловкое положение. Тогда психологический климат для общения будет неблагоприятным, откровенный, душевный разговор не получится.
Правила успеха классного руководителя:
- Будь честным и искренним.
- Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны.
- Оценивай не личность, а поступок.
- Не будь равнодушным.
- Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.
- Если не прав, умей признать свои ошибки.
- Будь настойчивым в достижении поставленных целей.
- Умей управлять своим настроением.
- Умей понять и поддержать ученика .
Сотрудничество классного руководителя и воспитателей в формировании воспитательной системы класса
Воспитательная система класса
- Это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного общества, целостная и упорядоченная система взаимодействующих компонентов, способствующих развитию каждой личности.
Спасибо за внимание!