СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание образовательной траектории как условие повышения эффективности обучения на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание образовательной траектории как условие повышения эффективности обучения на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Создание образовательной траектории как условие повышения эффективности обучения на уроках географии»

Молчанова А.В., Баркалова Т.А.

E-mail: [email protected]

ГОУ Педагогическая академия

Создание образовательной траектории как условие повышения эффективности обучения на уроках географии

Научные исследования и опыт работы зарубежных и отечественных исследований свидетельствуют о наличии сложившихся подходов в решении проблемы качества подготовки выпускника школы и удовлетворения потребности рынка труда: предоставление свободы школьнику в элективных дисциплинах, в спектре факультативных дисциплин; в обеспечении возможности работы с личного компьютера с электронной библиотекой, созданной преподавателем, с информационной и справочной литературой, с электронными учебно-методическими ресурсами. Все эти подходы призваны индивидуализировать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями школьника к гарантированному формированию личностных качеств и компетентностных составляющих. Особое внимание заслуживает идея предоставления возможности школьнику в определении персонального пути реализации личностного потенциала, способствующего формированию индивидуального стиля самообразовательной деятельности, что диктует необходимость формирования индивидуальной образовательной траектории в его обучении.

Идея разработки индивидуальных образовательных траекторий родилась на основе анализа деятельности различных образовательных учреждений, реализующих в той или иной степени принципы свободного воспитания и обучения. Проблемы педагогического обеспечения индивидуальных образовательных запросов учащихся, личностного и профессионального самоопределения старшеклассников, взаимодействия школы и социума были востребованы жизнью.

В последние десятилетия термин «образовательная траектория» активно рассматривался в педагогике. Многие педагоги рассматривают индивидуальную образовательную траекторию как некое движение ученика в содержании обучения, во времени и в пространстве, что обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам. Термины «образовательная траектория» и «образовательный маршрут» рассматривают как последовательность уровней, форм и видов обучения, которые ученик намеревается пройти, планируя личную и профессиональную карьеру.

Проведенный анализ литературы позволил прийти к следующему пониманию индивидуальной образовательной траектории как личностно-ориентированной организации школьника на основе требований ФГОС и учебного плана, обеспечивающей формирование у него индивидуального стиля самообразовательной деятельности. Она представляет собой разработанную школьником во взаимодействии с учителем целенаправленную индивидуально-ориентированную образовательную программу, обеспечивающую ему наиболее полную реализацию личностного потенциала в процессе формирования индивидуального стиля деятельности.

Обучение на основе индивидуальной образовательной траектории требует специального обеспечения. Анализ существа этого обеспечения позволил выделить в нем содержательно-информационное, модульно-матричное и административно-технологическое. Все три компонента взаимосвязаны и необходимы для проектирования и реализации учебного процесса.

Содержательно-информационное обеспечение индивидуальной образовательной траектории представляет собой комплекс (учебный план, учебные программы, график учебного процесса).

Модульно-матричное и методическое обеспечение, которое включает в себя информационно-методическое обеспечение овладения учебной программы, методическое обеспечение учебной дисциплины и методические рекомендации по обеспечению различных видов учебной деятельности школьника и учителя. Методические рекомендации и указания разрабатываются по следующим направлениям: по проведению различных видов занятий; по выполнению творческих работ; по учебному планированию.

Программно-технологическое обеспечение регламентирует сотрудничество школьника и педагога в формировании и реализации индивидуальной образовательной траектории в поэтапном освоении образовательной программы: осмысление технологии исследовательской деятельности на различных этапах освоения образовательной программы; создание электронной базы. Мониторинг и контроль знаний школьников, осуществляемый с использованием тестовых баз.

Изучение различных подходов реализации обучения на основе индивидуальной образовательной программы в отечественной и зарубежной практике позволило прийти к пониманию необходимости поэтапного планирования учебного процесса: первый – ученик выбирает, исходя из своих желаний и способностей, направление обучения; второй – на основе разработанного плана по выбранному направлению обучаемый во взаимодействии с преподавателем формирует свой индивидуальный маршрут; третий – проектирует индивидуальную образовательную траекторию, которые характеризуют его подготовленность и способность продвижения по освоению школьных предметов. Учитель выступает активным звеном в изучении потребности рынка, теоретических и прикладных аспектов преподаваемого предмета, обеспечивая актуализацию учебных материалов в соответствии с требованиями развития науки.

Авторы статьи «Создание образовательной траектории как условие повышения эффективности обучения на уроках географии»:


Молчанова Алла Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дополнительного образования и сопровождения детства ГОУ Педагогическая академия.


Баркалова Татьяна Александровна, учитель географии высшей квалификационной категории.











Заявка участника конференции

Фамилия Молчанова

Имя Алла

Отчество Владимировна

Ученая степень кандидат педагогических наук______

Ученое звание ________

Организация ГОУ Педагогическая академия

Тема доклада Создание образовательной траектории как условие повышения эффективности обучения на уроках географии

Домашний адрес 143981, Московской области г. Железнодорожный, мкр Южное Кучино, д.5, кВ. 14

Рабочий адрес 107150, г. Москва, Староватутинский пер., д.8.

Телефон 89262150275

E-mail [email protected]

Форма участия:

- только публикация

- личное участие : пленарное выступление, секционный доклад

Секция: «Географическое образование и перспективы его развития»

(нужное подчеркнуть)

На время проведения конференции для проживания предоставляется на выбор:

Общежитие

Гостиница

(нужное подчеркнуть)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!