СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание портфолио в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по  созданию портфолио

Просмотр содержимого документа
«Создание портфолио в начальной школе»

«Создание портфолио ученика начальной школы»

1.Пояснительная записка.

Одна из важных задач российского образования - создание системы мониторинга достижений школьников, документирующей результаты, полученные ими как в учебной деятельности, так и за рамками обычной классной работы и позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившего себя.

Личностное портфолио – эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Особенно актуально это для учащихся начальных классов, когда ребёнок только начинает понимать, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, когда он только начинает учиться оценивать себя: свои сильные и слабые стороны.

Содержание его помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности.

Успех крайне важен для положительного самоотношения ребёнка. Мы должны помочь своим ученикам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроится на успех и обрести адекватную самооценку.,когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения, не забывая прежние.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических целей и задач.

Специфика программы



В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов. Это обеспечивает более целесообразное их включение в деятельность, своевременную корректировку трудностей.

Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учитель планируетсвою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий, рассуждений, творчества, рефлексии



Этапы реализации программы

Этап

Сроки

Основные мероприятия

Подготовительный

1 класс

Сентябрь-

октябрь

Подготовка рабочего материала. Составление плана портфолио.

Оформление папок. Информирование учащихся и их родителей о

значимости портфолио и необходимости его ведения.

Информационно-

диагностический

1-4 класс

Работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной

(самооценочной) деятельности учащихся. Формирование умения

ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.

Организация различных внеклассных и внеурочных

мероприятий по защите творческих проектов, исследовательские работы

, школьные, районные и региональные олимпиады и т.п.

Аналитический

1-4 класс

Индивидуальное консультирование учащихся по результатам

диагностик и выбору образовательного маршрута.

Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы

за определенный период. Обработка

результатов, накопленных на предыдущих этапах.

Заключительный

4 класс,

апрель – май

Анализ результатов работы по накоплению портфолио.

Заполнение официальных документов



Планируемые результаты

Портфолио направлено на демонстрацию динамики достижений, в том числе освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности как самоконтроль, самооценка, саморефлексия. В портфолио включаются не только результаты учебной деятельности, но и творческой, социальной, физической и трудовой.

По результатам накопительной системы оценивания делаются выводы о:

  • сформированности универсальных и предметных способов действий;

  • сформированности основ умения учиться,

  • уровне самоорганизации;

  • индивидуальном прогрессе.

Три группы образовательных результатов:

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, формирование внутренней позиции школьника, социальные чувства и личностные качества.

Под метапредметными результатами понимают универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль, коррекцию.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается опыт получения нового знания, его преобразованию и применению.

Оценка личностных результатов:

  • самоопределение - сформированность внутренней позиции учащегося;

  • поиск и установление личностного смысла;

  • морально-этическая ориентация – значение моральных норм поведения.

Оценка метапредметных результатов:

  • способность сохранять учебную цель;

  • умение осуществлять поиск, сбор информации;

  • умение использовать знаково-символические средства;

  • устанавливать логические операции сравнения, анализа, обобщения;

  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Оценка предметных результатов:

  • оценка планируемых результатов по отдельным предметам, в ходе итоговых проверочных работ, в накопительной системе оценки.



Формы и методы работы

  1. технология развивающего обучения

Методическая цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Пути: учитель создает проблемные ситуации, составляет и обсуждает план вместе с учащимися; создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе ; стимулирует учащихся к высказываниям


  1. традиционные технологии

  • объяснительно-иллюстративный метод.

Методическая цель – организации осознанного восприятия готовой информации учащимися разными средствами и приемами. Пути: привлечение наглядной изобразительности, в устном изложении информации и предъявлении документальных и художественных текстов.

  • исследовательский метод

Методическая цель – конструирование или выбор проблемы и проблемных задач и предъявление их в определенной системе для самостоятельного решения учеником. Пути: проблема и проблемные задачи могут конструироваться словесно, по кино- и видиофильму, картине, на основе документов, художественной литературы и объектов.

  1. частично-поисковый (эвристический) метод

Методическая цель – поэтапное обучение решению исследовательской задачи. Пути: учитель, поставив проблему, малодоступную для самостоятельного решения, делит ее на подпроблемы и серией взаимосвязанных вопросов или аналогичных облегченных задач, включает учащихся в процесс выполнения отдельных шагов хода решения.

  1. использование современных ИКТ

Варианты применения: помощь в создании презентации ; использование отдельных цифровых и электронных материалов; ознакомление с электронными образцами создания портфолио, творческие работы учащихся – печатные публикации, мультимедийные презентации.



Роль учителя, учеников и родителей в составлении портфолио

Учитель: консультант, помощник (сотрудничество, обучение ведения портфолио как детей, так и родителей); организатор деятельности, способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности; отслеживает индивидуальное развитие ;ответственный за внедрение современного метода оценивания портфолио.

Родители: помощники в заполнении и оформлении портфолио;контролер за исполнением заданий своего ребенка; партнер в работе с портфолио и отслеживании результатов деятельности.

Ученик: автор своего портфолио;составитель плана учебной и внеурочной деятельности, целей и задач для саморазвития; оформитель листов своих достижений; контролер своих результатов.



Объём и сроки

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 35 ч. в год

Тематическое планирование

Дата

Тема

Часы

1.

Сентябрь

Что такое портфолио?

1

2.


Знакомство с заполнением портфолио

1

3.


Содержание портфолио (Рубрики)

1

4.


Титульный лист (Моё фото)

1

5.

Октябрь

Стартовая диагностика «Что я умел делать до поступления в школу»

с. 3.

1

6.


Чему учат в школе? (Что я умею, и чему хочу научиться)

с. 4.

1

7.


Рисуночный тест «Моя семья»

1

8.


Моя семья (Ф. И. О.)

(помощь родителей)

с. 8.

1

9.

Ноябрь

Рубрики портфолио

(изготовление своими руками заголовков к рубрикам)

4

10.

Декабрь

Мои первые учебные успехи (трудовые, учебные, общественные, творческие)

с. 5.

1

11.


Пьедестал успехов за I полугодие

с. 6.

1

12.


Техника чтения I полугодие

1

13.

Декабрь

Январь

Лист моих взаимодействий в I полугодии

(с родителями, учителем, семьей)

с. 7

2

14.


Скажи мне кто твой друг?

с. 9.

1

15.


Конкурс пословиц о дружбе, о друге.

с. 9.

1

16.

Февраль

Мои друзья в 1 классе

с. 10.

1

17.


Достижения предметных результатов по Математике

Таблица № 1.

1

18.


Достижения метапредметных результатов по Математике

Таблица № 2.

1

19.


Тест «Смайлик» (Анкета для оценки уровня школьной мотивации)

1

20.

Март

Достижения предметных результатов по Окружающему миру

Таблица № 1.

1

21.


Достижения метапредметных результатов по Окружающему миру

Таблица № 2.

1

22.


Задание «Рукавичка» (Коммуникативные действия, сотрудничество)

1

23.


Кем работают мои родители?

(Портфолио моей семьи)

1

24.

Апрель

Кем я буду, когда вырасту?

1

25.


Лист достижений

Русский язык 1 класс

1

26.


Лист достижений

Математика 1 класс

1

27.


Лист достижений

Чтение (Техника чтения за II полугодие)

1

28.

Май

Лист достижений

Окружающий мир 1 класс

1

29.


Родительское собрание «Портфолио – накопительная папка ученика».

1

30.


Комплектование папки по разделам

(с помощью учителя и родителей)

1

31


Смотр личных портфолио за 1 класс

Пьедестал успехов за II полугодие

1


35 часов


2 класс


2014 – 2015 учебный год


Месяц

Тема

Часы

1.

Сентябрь

Определяем цель работы на год

(Цель, задачи)

1

2.


Как избежать трудностей в учебе?

с. 15.

1

3.


Техника чтения в начале 2 класса

1

4.



Я – второклассник

с. 11.

1

Лист индивидуальных достижений

1 четверть

5.

Октябрь

Анкета «Напиши, что ты любишь делать»

1

6.


Мои друзья во 2 классе

с. 10.

1

7.


Скажи мне, кто твой друг?

с. 9.

1

8.


Тест «Это Я»

1

9.

Ноябрь

Родительское собрание «Психологическая комфортность ребёнка, волевые качества детей, круг их интересов».

1

10.


Сбор к/р, п/р., итоговых работ

(Кол-во 3, 4, 5) Строим графики


2

11.

Декабрь

Пьедестал успехов 2 класс

(I полугодие)

с. 13.

1

12.


Анкета «Мои размышления»

1

13.


Успеваемость за I, II четверть (оценки)

1

14.


Итоги контрольных работ по русскому языку, математике за I полугодие

1

15.

Январь

Я, активный участник школьных и других конкурсов

(заполнение таблицы)

1

16.


Мои наблюдения во 2 классе

с. 12

1

17.


Правила успешной учебы

с. 15

1

18.

Февраль

Рисуночный тест «Моя уникальность»

1

19.


Линейка успехов

1

20.


Заполнение таблиц, схем по срезовым работам

1

21.


Сбор срезовых работ (ИЗО, Труд)

1

22.

Март

Мои шаги к успеху

с. 14.

1

23.


Достижения предметных результатов

по Математике

1

24.


Достижения метапредметных результатов

по Математике

1

25.

Апрель

Заполнение таблиц, схем по творческим работам и конкурсам

1

26.


Оформление портфолио по разделам

(с помощью родителей)

1

27.


Достижения предметных результатов

по Окружающему миру

1

28.


Техник чтения

(Дневник читателя)

1


29.



Достижения метапредметных результатов

по Окружающему миру


1

30.

Май

Какие я поставил цели и задачи в начале года?

Выполнил я их или нет?

1

31.


Анализ контрольных работ за II полугодие.

Комплексные работы

1

32.


Пьедестал успехов за II полугодие

1

33.


Смотр портфолио.

Итоги.

1


35 часов






















































Список рекомендуемой литературы


  1. Булгакова Н.А. «Портфолио учащихся» // «Классный руководитель» 2005 г. № 5

  2. Галайко Т. Портфолио как средство мониторинга» //«Школьный психолог» 2005 г., № 2

  3. «Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития» //«Начальная школа» № 2, 2007 г..

  4. Иванов А.В. «Портфолио в начальной школе». Изд. Москва «Просвещение» 2011 г.

  5. Макарова Л.П. «Портфолио учителя» изд. Волгоград «Учитель» 2010 г.

  6. Молчанова З.М. «Личностное портфолио школьника» изд. Москва «Глобус» 2010

  7. Ковалева Г.С. «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе» изд. Москва «Просвещение» 2010 г.

  8. Котова С. А. «Система портфолио для начальной школы», // «Народное образование» № 5, 2010























© 2020, 303 0