Создание пособия для развития у дошкольников элементарных математических представлений
Пособие предназначено для формирования и развития навыков прямого и обратного счета, наглядного знакомства с цифрой, цветом и основными геометрическими фигурами.
Пособие предназначен для детей от 4 до 7 лет. Представляет собой: деревянный круг с вращающейся стрелкой в центре, по окружности наклеены цифры от 1 до 10 под разноцветными геометрическими фигурами. Детям предлагается вращать стрелку, после ее остановки, нужно восстановить верную последовательность на карточках, с липким слоем так, как указано на том поле, на котором остановилась стрелка. На разном поле разная сложность заданий. В эту игру может играть как один ребенок, так и несколько.
Цель использования пособия: способствовать формированию и закреплению знаний о цифрах, порядковом счете, геометрических фигурах и основных цветах.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять и совершенствовать представления о цифрах, числах в пределах первого десятка;
Формировать навыки прямого и обратного счета;
Формировать представления о соседях числа;
Формировать и закреплять представления о плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и основных цветах.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память и связную речь.
Приложение 1
Задания к пособию
Задание №1
Ребенку предлагается вращать стрелку (на каждой части круга расположены цифры, а над ними геометрические фигуры), после ее остановки, нужно на карточках с липким слоем, выложить заданную последовательность геометрических фигур, каждой из которых соответствует цифра на выпавшей части круга от 1 до 10 так, как указано на том поле, на котором остановилась стрелка (цифры на поле могут располагаться как по порядку, так и в разброс, в зависимости от степени сложности задания)
Каждому из участников игры присваивается свой цвет стрелки, что способствует большему сосредоточению и развитию внимательности у обучающихся. Таким образом, количество участников может варьироваться от 1 до 3.
Задание №2
Ребенку предлагается вращать стрелку, после ее остановки, нужно на карточках с липким слоем, выложить заданную последовательность
геометрических фигур от 10 до 1 так, как указано на том поле, на котором остановилась стрелка.
Задание №3
На круге с вращающейся стрелкой раскладываются цифры. Ребенку предлагается на карточку с липким слоем поместить геометрические фигуры, так, чтобы их количество совпадало с выпавшей на поле цифрой, например 3,5,8.
Задание №4
На цифровом круге раскладываются цифры, не соблюдая их последовательности. Ребенку предлагается, на карточках с липким слоем выложить верную последовательность цифр (прямую или обратную) исправив ошибки.
Задание №5
Педагог ставит на цифровое поле карточки с цифрами 2, 5, 8 и предлагает детям определить соседей этих чисел, найти соответствующие
карточки и вставить их в пустые окошки. Воспитатель выясняет: «Какие числа стали соседями числа два (пять, восемь) Какое число предыдущее (последующее) к числу два, пять, восемь» (Дети обосновывают свой ответ.)
Задание №6
Педагог показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2—3 раза.
Задание №7
Педагог раскладывает цветовую последовательность, либо последовательность из геометрических фигур. Ребенку, на карточках с липким слоем, предлагается верно ее продолжить.
Задание №8
Перед ребенком кладется заполненный фигурами различных форм и цветов круг. Далее ему предлагается убрать все фигуры заданного параметра и выстроить на карточку с липким слоем. Например: убери все треугольники.
Задание №9
Педагог раскладывает на круге неравное число фигур либо цифр, и просит ребенка сделать так, чтобы в каждой из частей их стало поровну. Либо наоборот, ребенку предлагается изменить изначально равное количество так, чтобы в одной части было на одну фигуру больше, а в другой на заданное количество фигур меньше.