ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА»
Семинар-практикум для педагогов
«Создание позитивного микроклимата в классном коллективе»
Автор работы:
Васильченко Юлия Александровна,
практический психолог
МОУ «ШКОЛА № 26 Г. ТОРЕЗА»
Город Торез
Пояснительная записка
Важным показателем психологически компетентного педагога является создание благоприятного социально – психологического климата в классе.
Самые актуальне задачи воспитания, наиболее эффективно решаются если розумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива. Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, групового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в классе.
Знание о способах формирования психологического климата и управления колективом является необходимым для учителя. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлением, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата. В этом может помочь семинар-практикум для педагогов «Создание позитивного микроклимата в классном коллективе», направленный на формирование и развитие детского коллектива. Использование данного семинара позволит улучшить взаимоотношения учащихся в классе и сформировать коллектив. Учащиеся, чувствующие себя изгоями, смогут влиться в общую деятельность и станут полноправными участниками коллектива.
Данные упражнения можно использовать на практических и тематических классных часах, посвященных таким темам как дружба, взаимопомощь, конфликт в классе и др.
Семинар-практикум: «СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
Цель: создание благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе, снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей и позитивних внутригрупповых отношений. Обеспечить педагогов практическими рекомендациями.
Задачи:
повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов;
создать условия для сплочения коллектива, построения позитивних внутригрупповых отношений;
- обеспечить педагогам благоприятные условия для образовательной и творческой деятельности и развития.
Оборудование:
Ручки, цветные карандаши, фломастеры, листы А4 лист ватмана, музыкальное сопровождение, заготовки сердечок из картона, карточки с названими животных, карточки с названим ситуаций.
План семинара
1.Теоретическая часть (26-30 мин.)
2.Практическая часть
2.1. Разминка (3 мин.)
2.2. Упражнение-игра «Творчество» (15 мин.)
2.4. Упражнение «Театр»(10 мин.)
2.5. Упражнение «Неожиданные картинки» (15 мин.)
2.6. Упражнение «Ноев ковчег»(10мин.)
2.7.Упражнение «Единый шаг»(5мин.)
2.8.Упражнение «Рисунок на спине»(5-7мин.)
2.9. Упражнение «Пчелы и змеи»(10мин.)
2.10. Упражнение «Сердце коллектива»(5мин.)
2.11.Упражнение: «Фотография нашого коллектива». Рефлексия. (3мин.)
2.12. Упражнение «Прощание» (3 мин.)
Время проведения –1.50- 2 часа.
ХОД ВЫСТУПЛЕНИЯ
В школьной жизни ребенка может поджидать немало проблем, но с ними можно справиться, если в классе создана подходящая атмосфера. Благоприятные отношения в классном коллективе могут помочь ребенку найти себя, улучшить успеваемость, сформировать социальные навыки и в будущем вырастить достойного гражданина. В противоположном случае, ощущение себя ненужным в коллективе скажется на успеваемости ребенка, заставит искать его другую микрогруппу, в которой он будет нужен (дворовую), подтолкнут к антисоциальным действиям. Поэтому очень важно выявить детей, некомфортно чувствующих себя в классе.
Самые актуальне задачи воспитания, наиболее эффективно решаются если розумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива. Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, групового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в классе.
(слайд 2).Коллектив –мощный инструмент воспитания, настолько мощный, что он вполне способен подавлять индивидуальность. Этого не случится, если социально-психологический климат в коллективе не мешает, а благоприятствует проявлениям индивидуальности каждого ребёнка.
(слайд 3). Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрими пожеланиями.
В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
В классе високо ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
Члены класса активны, полны энергии, они бістро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются високих показателей в учебной и досуговой деятельности.
Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
В отношениях между группировками внутр. Класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Нездоровый психологический климат термозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися, учителей – работой и дополнительными нагрузками – все это порождает напряженность и способствует возникновению конфликтов.
(слайд 4). Характеристики неблагоприятногосоциально психологическогоклимата:
В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к болем близькому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явних или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нерідко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стреляться обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
В трудних случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; колектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.
Знание о способах формирования психологического климата и управления колективом является необходимым для учителя. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данням явлением, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.
(слайд 5).Важнейшим фактором создания позитивного микроклимата в классном коллективе является педагогическое общение
Педагогическое общение — это профессиональное общение учителя с учащимися, а также с их родителями, имеющее определенные педагогические, в том числе и воспитательные, цели. С помощью педагогического общения не только передаются знания и умения, но и изменяются свойства личности учащихся, устанавливается взаимопонимание, меняются мнения и установки. Общение — обоюдосторонний процесс, взаимная связь между людьми. Поэтому, общаясь с учениками, учитель не только влияет на них, но и ученики, общаясь с учителем, хотя бы и по инициативе последнего, влияют на учителя, заставляют его реагировать тем или иным способом на свое поведение, действия и слова. Поэтому педагогическое общение не является процессом одностороннего давления учителя на учеников.
(слайд 6).Умения учителя, влияющие на эффективность общения
(слайд 7).Педагогический такт
Психологический микроклимат в классном коллективе во многом зависит и от самого учителя, от того, как он себя держит с учениками. Педагогический такт — это качество, присущее учителю-мастеру, учителю-интеллигенту. К. Д. Ушинский писал, что так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы он ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком.
Педагогический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными -доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности.
(слайд 8).Тактичный учитель будет терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи учащихся, относиться с сочувствием к подростку, проявляющему неуклюжесть, или к девочке, боящейся выполнить упражнение.
Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля за своими мыслями, действиями. Например, на родительском собрании учитель, не желая ставить родителей одной ученицы в неловкое положение, сказал: «Одна девочка попала в дурную компанию» — и… тут же предложил папе этой девочки остаться для разговора. Всем стало ясно, о ком идет речь. В результате некоторые родители запретили своим дочерям общаться с этой девочкой.
(слайд 9)Выделяют следующие психологические особенности личности учителя, отличающие педагогический такт от нетактичности:
естественность и простота обращения без фамильярности;
доверие без попустительства;
серьезность тона без натянутости;
ирония и юмор без насмешливости;
требовательность без мелочной придирчивости, грубости;
доброжелательность без заласкивания;
деловой тон без раздражительности;
своевременность воспитательного воздействия без поспешности;
принципиальность и настойчивость без упрямства;
внимательность и чуткость к учащимся без подчеркивания этого;
отдача распоряжений без упрашивания;
обучение без подчеркивания своего превосходства в знаниях и умениях;
выслушивание без выражения безразличия.
(слайд10).Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися:
вспыльчивость,
прямолинейность,
резкость,
торопливость,
обостренное самолюбие,
упрямство,
самоуверенность,
отсутствие чувства юмора,
обидчивость,
простодушие,
медлительность,
сухость,
неорганизованность.
Вспыльчивость и самоуверенность более характерны для учителей старшего возраста, а упрямство, неорганизованность, нерешительность — для молодых учителей.
(слайд 11).Большую роль играют стереотипные установки, имеющиеся у учителя по отношению к тем или иным учащимся.
Учитель склонен лучше относиться к более дисциплинированным, исполнительным ученикам. Хуже всего относятся к независимым, активным и самоуверенным школьникам. Внешне привлекательным детям некоторые учителя склонны приписывать более высокий интеллект, а родителям этих учеников — большие усилия в воспитании своих детей. Внешне привлекательные учащиеся чаще становятся любимчиками преподавателя, а непривлекательные — наоборот.
(слайд 12).В одном из экспериментов любимчики намеренно допускали ошибки в выполнении упражнений, нелюбимые преподавателями учащиеся выполняли задание правильно. Однако средний балл первых оказался выше. Учитель отдает предпочтение в общении ученикам, сидящим на первых партах, и оценивает ответы этих учащихся более высоко.
Наличие стереотипов и установок у учителей в понимании учащихся делает необходимым коррекцию их представлений об отдельных учащихся. Для этого полезно обсуждать характеристики отдельных учащихся в учительском коллективе.
Предвзятость мнения учителей об учащихся отрицательно влияет на учебно-педагогический процесс. Психологи сравнили взаимоотношения учителей с детьми, имевшими одинаковый уровень подготовки и способностей, но различавшимися отношением к ним учителей: одни были «способными», а другие — «бесперспективными». Оказалось, что вторые в четыре раза реже обращались к учителю, чем первые. «Бесперспективных» учитель в два раза чаще ругал и в три раза реже хвалил, чем «способных».
(слайд 13).А вот обратный пример.Американский профессор убедил несколько десятков преподавателей, что среди их учеников имеется несколько завтрашних гениев. Проведенная через год проверка показала, что все потенциальные гении стали учиться намного лучше. Профессор объяснил это изменившимся отношением учителей к этим учащимся. Преподаватели создают у себя определенные установки по отношению к отдельным ученикам и ведут себя так, чтобы их прогнозы оправдались. Таким образом, подчеркнуто внимательное отношение к учащимся заставляет их серьезнее относиться к учебе, лучше контактировать с преподавателем.
Естественно, поведение учителей находит отражение в мнениях о них учащихся. Наиболее высокое мнение - об учителях с положительным отношением, особенно открыто проявляемым. Наихудшее мнение - об учителях с ситуативным и отрицательным отношением, особенно о тех, кто его выражает открыто. Такие учителя не только не способствуют своим поведением установлению взаимопонимания с учащимися, но сами разрушают основу для него.
(слайд 14).Виды воздействий учителя на учащихся
Виды воздействий учителя на учащихся определяются целью этих воздействий. В соответствии с этим выделяют организующие, оценивающие и дисциплинирующие воздействия. Их количество зависит от уровня профессионального мастерства учителя. У преподавателей высокого уровня на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателей низкого уровня — дисциплинирующего, тогда как организующие воздействия занимают последнее место. В общем, это понятно: если учитель не уделяет должного внимания организации деятельности учащихся, то приходится тратить время на поддержание дисциплины, так как одной из причин ее нарушения является плохая организация урока.
(слайд 15).Психологическая характеристика различных форм воздействия учителя на учащихся
Воздействие учителя на сознание и волю ученика может осуществляться в форме проявления внимания к учащемуся, просьбы, требования и принуждения, убеждения, внушения, шутки.
(слайд 16).Проявление внимания к учащемуся
Существенным моментом общения является проявление учителем внимания к ученику. Нет общения в том случае, если учитель на уроке не видит ученика, как кажется последнему. Учитель, конечно, видит ученика, но не проявляет к нему внимания. Тогда ученику кажется, что он лишь фон для учителя, не воспринимается как отдельная личность, что учитель безразличен к нему и его успехам.
Пока обращенное к ученику слово, жест в его сторону, легкий кивок, улыбка не покажут ученику, что его видят, ученик существует на уроке как бы анонимно. Такое анонимное положение как бы освобождает его от необходимости правильно себя вести на уроке. Больше того, нарушение им дисциплины, безделье могут явиться результатом его протеста против невнимания к нему учителя, способом, с помощью которого он хочет привлечь к себе внимание.
Поэтому учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый ученик чувствовал на уроке, что он находится в поле внимания учителя.
(слайд 17).Это достигается путем установления различных контактов-обращений к учащемуся в форме вопроса: «Ты согласен со мной?», «Как ты себя чувствуешь?», или путем выражения согласия: «Правильно», или же с помощью просьбы: «Помоги, пожалуйста». Множество контактов-обращений создает у учащегося впечатление постоянного контроля за ним учителя. Как только контакт установлен, ученик становится доверчивым и раскованным, перестает бояться учителя (исчезает пугающая неизвестность отношения к нему учителя). Больше того, проявление внимания учителем льстит ученику, он отвечает взаимностью, старается выполнить задание как можно лучше. Учитывая поощрительную функцию внимания, можно использовать отсутствие внимания к ученику на данном уроке как меру наказания за то, что на прошлом уроке он вел себя плохо, ленился. Ученик почувствует это, если невнимание к нему будет подчеркиваться учителем. Например, при опросе он каждый раз как будто бы не замечает поднятую учеником руку и вызывает учеников, сидящих рядом с провинившимся.
(слайд 18) Просьба и требования учителя
Просьба как форма воздействия на ученика может использоваться учителем в том случае, когда он не хочет из педагогических соображений придавать общению с учащимся официальный характер. Ученику льстит, что вместо приказа, требования учитель использует форму обращения к нему, в которой проявляется некоторый момент зависимости учителя от ученика. Это сразу меняет его отношение к воздействию учителя: ученику хочется показать, что и он может чем-то помочь учителю, что и он что-то значит в возникшей ситуации.
Более жестким воздействием учителя на учащихся является требование. Число требований, предъявляемых учителем к учащимся на уроке, — больше тридцати. Ученику надо быть сосредоточенным, надо добросовестно работать, надо соблюдать дисциплину и т. п. С каждым годом обучения в школе число этих «надо» возрастает. При этом их смысл, очевидный учителю, не раскрывается сразу ученику, поскольку со многими из них он встречается в школе впервые.
Аргументация снимает с требования окраску волевого воздействия учителя и придает ему характер общественных норм, признанных всеми членами общества. Чем основательнее аргументация, тем большее общественное значение она имеет для детей, тем больше доверие их к требованию и тем большее желание у них возникает его выполнить. Требования, не подкрепляемые аргументацией, порождают казусы.
Учитель, не потрудившийся объяснить себе и школьникам, зачем, почему, для чего существуют требования, становится на путь наименьшего сопротивления: провозглашает, что дети должны слушаться взрослых, потому что они дети. Конечно, такой скрытый аргумент подростками и юношами, стремящимися казаться взрослыми, принят быть не может.
Аргументации можно придать любой характер: нравственный, гражданский, эстетический, даже эгоистический.
(слайд 19).При выдвижении аргументации следует учитывать следующие положения:
- Аргументация не должна превращаться в постоянное чтение морали, назидание, наставление; превращенная в специальное разъяснительное воздействие открытого характера, она изживает сама себя, профанируется ее смысл.
- Аргумент, хотя и может быть заготовлен учителем, для учащихся должен выглядеть экспромтом; в связи с этим нельзя повторять уже высказанную раз аргументацию в прежней форме, надо найти новую форму для прежней аргументации.
- Строя аргументацию, необходимо учитывать возрастные и половые особенности школьников.
- Нельзя использовать аргументацию-угрозу: «Двойку поставлю!», «К уроку не допущу!», «В дневник запишу!» Аргументация-угроза не дает возможности школьнику увидеть в требовании социальный смысл.
Оценка действий и поступков учащихся
Оценка имеет большое воспитательное воздействие.
(слайд 20).Оценка может оказывать на учащегося и негативное влияние. Например, учитель, не дав никакой прямой оценки ответу одного учащегося, после ответа другого говорит: «Это другое дело. Садись», и, обратившись к первому учащемуся, говорит: «Садись и ты». В этом случае первый ученик, видя, что одобрение получил лишь второй, расценивает отсутствие прямой оценки своих действий как порицание.
Отсутствие оценки, как прямой, так и опосредованной, оказывает отрицательное влияние на активность школьников, так как неоценивание одного на фоне оценивания других воспринимается как избирательное отрицательное отношение учителя к ученику, пренебрежение им, игнорирование его. Неоценивание ведет к формированию неуверенности в собственных силах, к формированию у учащегося представления о собственной неполноценности.
(слайд 21).Другими формами отрицательных оценок учителем поступков и действий учащихся являются различные виды порицания (упрек, осуждение). Действие порицания может быть двояким. Если оно раскрывает перспективу перед учащимся («Смотри, какие у тебя способности! А ты их не реализуешь…»), то является положительной стимуляцией учащегося, если же порицаются не только знания и умения учащегося, но и его интересы, способности, то порицание является отрицательной стимуляцией, ведущей к снижению потребностей, уровня притязаний и активности учащегося. Такой эффект может оказать, например, порицание: «Я же говорил тебе, что ничего не получится. Не с твоими способностями заниматься рисованием!» Кстати, чаще всего порицаются именно «бесперспективные» в глазах учителя учащиеся. За одинаково правильные ответы «перспективных» хвалят в два раза чаще, чем «бесперспективных»; за одинаковую неудачу «бесперспективных» ругают в три раза чаще, чем «перспективных».
Однако не всегда порицание приводит к такому результату. Учащиеся с высоким уровнем притязаний, уверенные в себе, после порицания могут еще больше мобилизоваться, чтобы доказать учителю, что с их точки зрения он не прав. Поэтому использование порицания, как и поощрения, требует от учителя учета индивидуальных психологических особенностей учащихся.
Стили педагогического общения
(слайд 22).Н. А. Курдюкова (1997), используя опросник Кеттелла, выявила некоторые личностные особенности у учителей с различными стилями руководства.
Учителя с авторитарным стилем руководства обладают следующими особенностями: стремлением к независимости, самостоятельностью в принятии решений и анализе групповых проблем, не нуждаются в одобрении и поддержке извне, обладают высоким уровнем самодостаточности. Им присущи импульсивность, низкий уровень самоконтроля, невнимательность к другим, конфликтность. Они эмоционально неустойчивы, раздражительны, нетерпеливы, испытывают трудности в общении.
Учителя с демократическим стилем руководства более независимы, самостоятельны, самодостаточны, чем учителя-либералы, но уступают в этом учителям-автократам. Они обладают проницательностью, хорошо понимают мотивы поведения окружающих, не испытывают затруднений при принятии решений и анализе групповых проблем. Им не присуща импульсивность поведения. Они бесконфликтны, внимательны к другим, обладают высоким уровнем самоконтроля, эмоционально устойчивы, уравновешенны, нефрустрированны.
(слайд 23).Учителя с либеральным стилем руководства отличаются конформностью, зависимостью, выраженной потребностью в одобрении, поддержке окружающих, импульсивностью. Они обладают низким уровнем проницательности, конфликтностью, эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью, нетерпеливостью и напряженностью. В то же время для них характерны сентиментальность. непосредственность и простота в общении.
Наиболее адекватно и доброжелательно учащиеся воспринимают демократические стили руководства и общения. Авторитарный стиль тоже не отторгается (если он не очень жесткий), хотя степень его выраженности воспринимается по-разному.
Учителя, характеризующиеся автократическим типом руководства, переоценивают отрицательные качества учащихся и недооценивают положительные. Как тут не вспомнить Собакевича из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя: «Я их знаю всех: это все мошенники. Весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».
Учителя с либеральным типом руководства, наоборот, переоценивают положительные качества учеников и недооценивают отрицательные. Вспомним характеристику Манилова — еще одного героя Н. В. Гоголя: «От него не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета». У Манилова и губернатор «препочтеннейший и прелюбезнейший человек», и вице-губернатор «милый человек», и полицеймейстер «очень приятный человек», и его жена «достойнейшая женщина».
Наиболее адекватно оценивают учащихся учителя, демонстрирующие демократический тип руководства.
По данным Н. А. Курдюковой (1997), по сравнению с учителями-«демократами» учителя-«автократы» занижают отметки, а учителя-«либералы» завышают их.
(слайд 24).Взаимоотношения учителей с учащимися
(слайд 25). Распределение ответов учителей на вопрос: «Как вы оцениваете отношения со школьниками?» (% от числа опрошенных)
Отношения | до 5 лет | Стаж работы от 5 до 10 лет | более 10 лет |
Чаще всего носят конфликтный характер | 18,5 | 21,4 | 23,1 |
Учащиеся и учителя, как правило, безразличны друг другу | 13,9 | 12,2 | 15,3 |
Отношения ограничиваются учебными вопросами | 22,9 | 19,8 | 16,0 |
Хорошие отношения у каждого школьника лишь с одним-двумя учителями | 22,3 | 20,5 | 17,3 |
С большинством учителей отношения учащихся имеют теплый, неформальный характер | 24,4 | 26,1 | 28,3 |
Таким образом, заключает Е. И. Рогов, взаимоотношения с учащимися по мере увеличения стажа учителей все больше поляризуются по шкале «теплые отношения — конфликтные отношения», что свидетельствует о их стереотипизации и однозначности с меньшим количеством промежуточных вариантов.
(слайд 26).Поведение учителя в конфликтных ситуациях
Причины и условия возникновения конфликтов учителя с учащимися
Учителя часто отмечают, что основная трудность в налаживании взаимоотношений с учащимися в том, что дети грубят, оскорбляют, издеваются и поэтому справиться с ними можно только строгим, а порой и жестоким обращением. С другой стороны, учащиеся жалуются, что учителя их обзывают, игнорируют, издеваются.
Неужели учителя не знают этой истины?
Исследование конфликтов в школе показало наличие существенных расхождений между представлениями учеников и учителей, о причинах возникающих между ними разногласий.
(слайд 27).Так, с точки зрения учеников, основные причины их конфликтов с учителями сводятся к оскорблениям со стороны учителя, его нетактичному поведению; отсутствию объективности в оценке знаний учеников; завышенным требованиям. По мнению учителей, основные причины их конфликтов с учениками связаны с нарушением дисциплины на уроках, плохим выполнением домашних заданий; нездоровыми отношениями в классе.
Тенденция педагогов возлагать ответственность за возникающие конфликты на учеников обнаруживает явную связь со стажем работы учителя: она оказалась самой высокой в группе молодых учителей со стажем работы до 5 лет; далее, в группе учителей со стажем от 6 до 10 лет, наблюдается ее ослабление, и наконец, среди педагогов со стажем свыше 10 лет эта тенденция вновь возрастает, причем с заметным увеличением количества негативных суждений в адрес учеников.
(слайд 28).Условия, способствующие возникновению конфликтов
Объективные условия: плохие условия проведения урока; однообразие учебных заданий; нечеткая организация урока; невнятные пояснения, даваемые учителем; грубость со стороны учителя, нарушение дисциплины учащимися и т. д.
К субъективным условиям можно отнести типичные искажения восприятия партнера по общению в конфликтной ситуации, а именно:
1. «Иллюзия собственного благородства», когда ученик и учитель считают, что ведут себя образцово, но являются жертвой злобного противника. В большинстве случаев обе конфликтующие стороны уверены в своей правоте, в готовности разрешить конфликт и убеждены, что все дело в оппоненте, который этого не хочет.
2. «Поиск соломинки в глазу другого». Преподаватель, конфликтующий с учеником, как правило, в деталях рассказывает, как тот грубо разговаривал, держал руки в карманах, ехидно улыбался. Он замечает малейшие нюансы в поведении ученика. А на вопрос: «А как вели себя вы?» нередко возмущенно отвечает: «А при чем здесь я, ведь мы разбираем поведение школьника».
3. «Двойная этика». Человеку свойственно приукрашивать собственное поведение даже перед самим собой. Собственные действия мы стараемся представить как разумные, уважительные по отношению к оппоненту, а чужие — как недопустимые, нечестные.
4. «Все ясно». Нередко обе стороны упрощают ситуацию конфликта, преследуя одну и ту же цель: представить, что мои действия правильны, а вот оппонент ведет себя непозволительно, неадекватно ситуации.
В качестве субъективных предпосылок конфликта выступают также отрицательное отношение учащихся к урокам по данному предмету, антипатия в отношениях между учителем и учащимися (в народе говорят: «Было бы плохое отношение к человеку, а повод для ссоры найдется»), их личностные особенности. Может иметь значение, например, несовпадение темпераментных особенностей учителя и учащегося. Если учитель подвижен и решителен, то его раздражает основательный и медлительный ученик, и наоборот, если учитель сам основателен и нетороплив, то его раздражают поспешность и торопливость учащегося. Конфликтность как черта личности тоже имеет значение для легкости возникновения конфликтов. Она базируется на более частных особенностях личности: обидчивости, вспыльчивости, бескомпромиссности, подозрительности.
(слайд 29).Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации
1. Не расширять предмет ссоры, причину недовольства. Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны, Учитель, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к учебе». При такой формулировке претензии ученику остается только гадать, в чем проявляется это его плохое отношение.
2. Справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта. Учителю не следует сразу же отмахиваться от высказываемых учащимися претензий и тем более упрекать и ругать жалобщиков, а нужно их спокойно и внимательно выслушать, понять их претензии.
3. Проявлять эмоциональную выдержку. Учитель должен сдерживать свои эмоции и тем более не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.
4. Формулировать позитивное решение конфликтной ситуации. В случае предъявления учащимся претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации учитель должен предложить способ ее разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть оказание помощи, частичная уступка, смягчение требований.
Перейдем к практической части.
Практическая часть
Психолог:
Каждый педагог определяет те средства работы, которые положительно скажутся на эмоционально-психологическом настрое детей. И такие средства помогают детям получить физическую и психологическую зарядку. Некоторые из средств создания положительного микроклимата в классном коллективе мы с вами используем на практике.
Предлагаю начать практическую часть с небольшой разминки
1. Разминка
Встаньте в круг. Задача каждого участника по кругу назвать свое имя и продолжить по своему усмотрению фразу: «В людях я ценю…».
Конечно, все знают, кого из них как зовут. Но произнесение своего имени в начале фразы акцентирует внимание на том, что это мнение конкретного человека, что именно он так считает. Возникает ситуация ответственности за свои слова, когда сложнее сказать откровенную глупость или отделаться неуместной шуткой.
Обсуждаются вопросы: «Вы видите, что многие из нас ценят в людях честность, готовность прийти на помощь, умение дружить…».
В основной части свого занятия я использую следующие упражнения, цель которых - мотивация на групповое взаимодействие, развитие навыков колективного взаимодействия, сплоченность группы.
2. Одним из таких упражнений является упражнение-игра «Творчество».
Цель:мотивация участников семинара на групповое взаимодействие, развитие навыков колективного взаимодействия, сплоченность группы.
Инструкция:объединитесь в команды (например, по знакам зодиакаили по сезонам рождения, можно использовать считалочку или цветные карточки).
Этап 1. Выберите в каждой команде художника-мастера. Остальные члены команды будут материалом (красками, глиной, мозаикой, и т. д.). Мастер создает произведение, время исполнения - 5-7 минут. Группе нужно решить, какую идею они демонстрируют своїм произведением, придумать название, показать свою работу. Мастер объясняет ее.
Обсуждение: как выбрали мастера? Все ли были согласны? Почему выбрана именно такая тема работы?
Этап 2.Вы по очереди подходите к листу бумаги, который прикреплен к стене, и рисуете то, что вам говорит ведущий, но рисуете с завязанными глазами. Сколько команд, сталько рисунков.
Порядок рисования: правая нога, левый глаз, левая рука, левая нога, рот, правый глаз, правая рука, уши, голова, нос, шея, туловище.
Обсуждение рисунков: качество работ, эстетичность рисунков, порядок в команде во время работы.
Для создания позитивного микроклимата в классном коллективе можно использовать упражнение «Театр».
3.Упражнение «Театр»
Цель: мотивация на групповое взаимодействие, развитие навыков колективного взаимодействия, сплоченность группы.
Инструкция:объединитесь в команды (например, по знакам зодиакаили по сезонам рождения, можно использовать считалочку или цветные карточки).
В этом упражнениивы можете проявить свои актерские способности, работайте как единый театральный коллектив. Вы все вместе должны зобразить очередь, стоящую:
В зубной кабинет;
В салон красоты;
В столовую;
В гардероб в короткую перемену;
В кассу за стипендией (зарплатой).
Обсуждаются вопросы: что вы чувствовали, стоя в разных очередях, что или кто мешал, какая команда, по-вашему, была наиболее артистична? Главное –найти и подчеркнуть, плюсы у каждой команды.
Также, для создания позитивного микроклимата я использую упражнение «Если птичка, то какая», «Компимент однокласснику», «Мой характер глазами других», «Неожиданные картинки» и т.д. Подобные упражнения с детьми следует использовать аккуратно, несколько раз подчеркнув, что оскорбления в адрес других ребят недопустимы.
4.Следующее упражнение для создания позитивного микроклимата называется «Неожиданные картинки»
Инструкция: «Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.) По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину». Дайте педагогам возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях остановите упражнение после 8-10 смен или попросите передавать рисунок через одного.
Для создания позитивного микроклимата в классном коллективе подходят техники телесно-ориентированной терапии. Теперь же перейдём к практической части! Я прошу поднять руки тех, кто не слишком стеснителен и кому не помешают зрители для максимального расслабления (зрители поднимают руки, ведущий приблизительно подсчитывает количество желающих).
Следующая техника называется «Ноев ковчег», и для неё нам нужны 8−12 добровольцев.
Из зала берётся любое чётное количество желающих.
Ведущий: На столе перед Вами лежит [определённое количество] карточек с названим животных. Я прошу Вас по очереди взять по одной карточке и не показывать её никому до конца упражнения.
Каждый подходит к столу, на котором лежат карточки, тянет одну, читает и прячет её, не показывая другим.
Ведущий:Теперь, когда у всех есть своя карточка, Вам необходимо без слов и звуков за три минуты найти свою пару, чтобы взойти на борт нашего «ковчега». Включаем музыку!
Участники стараються зобразить животных, создаются пары, пары впускаются на борт.
Ведущий: А теперь, когда все наши животные загрузились на борт, я попрошу пары подойти ко мне, отдать свои карточки и коротко изобразить то, что они показывали.
Каждая пара подходит к ведущему и представляется. Начинается «раз бор полётов».
5. Следующее упражнение называется «Единый шаг»
На полу изображаются две параллельные линии на расстоянии очень большого шага. Участникам дается задание: перебраться на противоположную сторону «коридора» всем вместе, одновременно. Важно предоставить участникам возможность заранее обсудить план действий, договориться.
Обычно команды проявляют огромную изобретательность при выполнении задания: некоторые берут часть команды на плечи, упрощая себе задачу, некоторые сначала собираются между полосами, а потом в один шаг синхронно оказываются на противоположной стороне (ведь в инструкции не сказано, что этого делать нельзя). Задача ведущего – поощрять любые проявления сплоченности и креативности, поддерживать позитивный настрой в ситуации неудачи.
6. «Рисунок на спине»
Описание упражнени
Участники объединяются произвольно в три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команды. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
Обсуждение
Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?
Психологический смысл упражнения
Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознание, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие навыков невербального общения.
7. «Пчелы и змеи»
Ведущий: «Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого вам нужно образовать две, примерно равные по размеру группы. Целесообразно посчитаться на раз, два или день, ночь.Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив... Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Король пчел должен найти мед — вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу — вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжжжжжжж... Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшшшшшш... Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассесться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить».
Завершить занятие по созданию позитивного микроклимата в классном коллективе, я предлагаю с помощью следующих упражнений:
8. «Сердце коллектива»
Ведущий: «Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце коллектива».
9. Упражнение: «Фотография нашего коллектива». Рефлексия.
Каждый участник получает чистый лист бумаги. Задача участников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое присутствует у него в данный момент. Затем все рисунки вывешиваются на доске, над «Сердцем коллектива» и получается огромная фотография коллектива с его сердцем.
10. Обратная связь
Вывешивая смайлик на доске, каждый участник отвечает на вопросы: Чем была полезна для него эта встреча. Какие приёмы из данного семинара будут использоватьбудут использовать? Что не понравилось?
11. «Прощание».
Мне было очень интересно и приятно работать свами. Я предлагаю всем встать в круг, взяться за руки дружно и громко произнести: «Всем-Всем-Всем спасибо за работу».
Список использованной литературы
Ильин Е. П Психология общения и межличностных отношений.-СПБ.: Питер 2009.-576 с
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы. - М- Новая школа,1995.-144 с.
Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с.
https://pandia.ru/text/79/577/12071.php
https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/formirovaniie-blaghopriiatnogho-sotsial-no-psikhologhichieskogho-klimata-v-klassnom-kolliektivie-uchashchikhsia-i-roditieliei-1
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn
https://docplayer.ru/51028963-Formirovanie-blagopriyatnogo-psihologicheskogo-klimata-v-klassnom-kollektive.html
https://nsportal.ru/shkola/klassnoe
rukovodstvo/library/2012/12/17/sozdanie-blagopriyatnogo-mikroklimata-v-gruppe