Выполнил: Ардынцов А.А., заместитель директора по УВР, МБУ ДО ДЮСШ пос. Светлый, Светлинского района Оренбургской области.
Проект №1. «Создание программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС».
На основании ФГОС определить перечень требований к качеству образования. Составить программу управления качеством образования с учетом требований ФГОС в виде диаграммы Исикавы.
Требование к проекту №1:
проект должен быть сформирован как документ, содержащий перечень требований к качеству образования и программу управления качеством образования в виде диаграммы причинно-следственных связей процесса формирования качества (диаграммы Исикавы), созданной с учетом требований ФГОС.
Программа управления качеством образования с учетом требований ФГОС в виде диаграммы Исикавы на примере МБУ ДО «ДЮСШ - Старт», пос. Светлый, Оренбургской области.
Формирование ценностных ориентаций личности обучающихся
Универсальные учебные действия (УУД: саморазвития, самосовершенствования,
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aad48bd221ef/861998_5.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aad48bd221ef/861998_6.png)
личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, информационные)
Формирование уважения
к национальным ценностям
Диагностика (участия в проектной Применение образовательных Приобретение
деятельности, итоговая и промежуточная технологий (развития процессов восприятия, методических пособий
аттестация, качество участия в конкурсах, арттерапевтического воздействия,
олимпиадах) ассоциативного воздействия,
развития познавательных интересов-
проеткные технологии) Приобретение инструментария
Содержание музыкального образования (музыкальный фольклор, музыкальные религиозные традиции,
классическое наследие, современная музыкальная культура)
Управление
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aad48bd221ef/861998_9.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aad48bd221ef/861998_10.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aad48bd221ef/861998_11.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aad48bd221ef/861998_12.png)
качеством
образования
Изучение образовательных потребностей социума Разработка и внедрение Программы развития ДМШ №26 в условиях ФГОС Повышение педагогической компетентности
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aad48bd221ef/861998_14.png)
Разработка и внедрение рабочих программ по ФГОС Повышение педагогической квалификации
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aad48bd221ef/861998_15.png)
Установление связей с семьей Повышение образовательного уровня
План материально-
хозяйственной деятельности
Анализ начального уровня УН личности ребёнка Педагогический коллектив
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aad48bd221ef/861998_18.png)
Педагогический совет
Методический совет
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aad48bd221ef/861998_21.png)
Завуч Заместитель директора по АХЧ
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aad48bd221ef/861998_23.png)
Директор
В последнее время в российском обществе на всех уровнях широко обсуждаются вопросы качества школьного образования и управления им. Качество начинается с представлений о нем, то есть с понятия "качество образования". Как показывает опыт, представления о качестве у участников образовательного процесса различны.
Одни сводят качество образования к качеству обучения. На вопрос: "Какое в школе качество образования?" отвечают: "Столько-то процентов".
Другие под качеством образования понимают качество обучения в разной интерпретации и всего воспитания.
Третьи - степень развития личности
Четвертые - количество выпускников, поступивших в ВУЗы.
Пятые - готовность выпускников к жизни по шести позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье.
Сегодня под качеством образования сегодня понимают осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач.
Есть и формальные признаки - например, участие в олимпиадах или уровень отметок ЕГЭ. Но вообще судить надо не по каким-то формальным индикаторам процесса, а по результатам. Хорошие результаты - если выпускник состоялся, нашел себя, значит, и образование было качественным".
Под качеством образования в Концепции региональной системы оценки качества образования понимается степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
В чем же новизна постановки проблемы качества образования?
Главное отличие нового представления об образовании (а потому и о его качестве) в том, что понятие "образование" рассматривается как неравнозначное обучению, где последнее - только часть образования и не единственная и не доминирующая его часть.
И сколько бы сил ни отдавали учителя достижению знаний, умений и навыков, простые ЗУНы, если можно так выразиться, не складываются в нормальный цивилизованный рынок, являющийся предпосылкой и фундаментом эффективной экономики, обеспечивающей высокое качество жизни населения.
Даже самые хорошие ЗУНы не рождают высокообразованных, интеллигентных, просвещенных, совестливых людей.
В стране нарушена шкала нравственных ценностей, а без них нет и не может быть ни порядочных людей, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества.
Так будет до тех пор, пока мы не осознаем, что образование - это не только и не столько обучение ЗУНам, а, прежде всего, и в первую очередь воспитание и развитие личности, ее социализация. Дети, не получившие качественного образования, не социализированы, уйдут в асоциальные слои.
Социализация должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как результат деятельности педагога и ученика.
Результаты академических знаний становятся все менее главными показателями качества образования; на смену им приходят такие важные показатели, как сформированность устойчивой мотивации познания, сформированность надпредметных и ключевых компетенций, общественно-полезный социальный опыт.
Компетенции - это общие способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и самообразованию и которые определяют социальную мобильность человека.
Когда человек не обладает многими компетенциями возникает социальная инвалидность, человеку трудно жить.
Перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник при хорошем или высоком качестве образования, бесконечен и для каждого специфичен, но есть и некоторые общие стороны и можно выделить так называемые универсальные компетенции:
информационная - умение искать, анализировать, приобретать информацию для решения проблем;
коммуникативная - умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
самоорганизационная - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полностью использовать личностные ресурсы;
самообразовательная - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность себя и своей семьи.
Если у человека нет цели, то он становится средством для достижения целей других людей.
Принципиально новым является и само толкование понятия "качество образования"как соотношение цели и результата, как мера достижения цели при условии, что цель поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. В этом случае мы оцениваем качество, сравнивая результаты с максимальными возможностями ребенка. Никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы значительны они не были, если ребенок может достичь гораздо более высоких, и никакие результаты, как бы они ни были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребенка.
Только исходя из нового определения качества образования - образование признается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимуме возможного для него (в зоне своего ближайшего развития), что кардинально меняет всю систему оценивания качества работы школ: появляется реальная возможность высокой оценки не только лицеев, гимназий и школ с высокими процентами обучающихся без троек, но и школ, где хорошо учат детей с ограниченными возможностями, школ с классами коррекционно-развивающего обучения и т.п., чего никогда не было раньше.
При современной трактовке качества образования определяется уровень воспитанности школьника, который либо проектируется и оценивается отдельно, либо входит в показатель "степень развитости личности". Это восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.
Вместе с тем, существует проблема достижения единства в толковании понятия "развитость личности". Одни при оценке развитости характеризуют степень развитости интеллекта, воли, эмоций, мотивов, потребностей, интересов и т.д. Другие - умственную, нравственную, эстетическую, трудовую, правовую, физическую и другую развитость. В последние годы к развитости личности относят такие важные показатели, как гражданскую, духовную развитость и зрелость, социализацию личности, ее социальную адаптацию и социальную мобильность.
Возникла возможность различения показателей качества образования на разных уровнях управления: школьном, муниципальном, региональном.
Дискуссия о необходимости поиска новых подходов к оценке качества школьного образования, связанная с глубокими цивилизационными изменениями, произошедшими в мире, не прекращается с 60- х годов прошлого века. Причина вполне объективна - школа продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя. Тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека человека обучаемого,способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Адамский Александр Изотович, представляющий институт проблем образовательной политики "Эврика", выделяет следующие новые требования к результатам образования и к образовательному процессу:
Важнейшим требованием является запрос на массовость креативных компетентностей, которые до сих пор рассматривались как элитарные, и на массовую готовность к переобучению.
Другим новым требованием является акцент на необходимость образования в течение всей жизни. Должна происходить индивидуализация образовательных траекторий: большую часть набора новых образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому/пассивному обучаемому, а самостоятельный человек для себя самого.
Содержание образования необходимо ориентировать не только на освоение готовых специализированных знаний, но и на формирование креативных и социальных компетентностей, а также на формирование готовности к переобучению.
В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащегося, а, следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.
Таким образом, построение современной системы управления качеством образования неразрывно связано с изменением существующего содержания образования и образовательных технологий. Место предметных знаний и предметной обученности должны занять ключевые компетенции. Усвоение школьных предметов перестает быть единственной и главной целью обучения.
Социализация должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как результат деятельности педагога и ученика.
Перечень требований к качеству образования.
Акцент на необходимость образования в течение всей жизни;
Социализация как предмет образовательных результатов и как результат деятельности педагога и ученика;
Индивидуализация образовательных траекторий: большую часть набора новых образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому/пассивному обучаемому, а самостоятельный человек для себя самого;
Ориентированность не только на освоение готовых специализированных знаний, но и на формирование креативных и социальных компетентностей, а также на формирование готовности к переобучению.