Создание речевой среды для детей с нарушениями речи
«Достоинство речи –
быть ясной и не быть низкой.»
Аристотель
В настоящее время все более современнее оснащаются логопедические кабинеты. Я работаю логопедом с 2005 года и все больше детей встречается с серьезными речевыми и психическими нарушениями. Поэтому логопедический кабинет должен быть оборудован как можно удобнее для работы с такими детьми. Как правило, все чаще встречаются дети с тяжелыми нарушениями речи.
ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Это могут быть алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии, заикание, детская афазия и др.
Создание речевой среды для таких детей должно быть особенным. Здесь в коррекционный процесс втянуты все специалисты, воспитатели и конечно же родители. Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, оборудованная игровыми материалами. Речевая среда, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.
Данные психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей среды в ДОУ являются:
-
Специальное оборудование и дидактические пособия
-
Методы и приемы развития разных сторон речи дошкольника
-
Речь логопеда
Преодоление различных видов речевых нарушений процесс очень трудоемкий и долгий, требующий от ребенка внимания, волевых усилий, напряжения. Поэтому логопеды должны искать подходы и методы коррекционного воздействия. Это обязывает к созданию комфортного оборудования логопедического кабинета.
В кабинете логопеда выделяют следующие зоны, направленные на коррекцию речевых нарушений:
-
Зона коррекции звукопроизношения
-
Рабочая зона учителя-логопеда
-
Учебно-образовательная зона
-
Зона развития лексико-грамматического строя
-
Зона развития мелкой моторики
-
Мотивационная зона
В логопедическом кабинете все зоны взаимосвязаны и решают коррекционные задачи.
Зона коррекции звукопроизношения. При коррекции звукопроизношения я использую логопедические зонды (массажные и постановочные), а также зондозаменители. Методические пособия для автоматизации и дифференциации звуков («логопедки», предметные картинки с заданиями). Игрушку Бегемотика Жужу, Веселый паровозик, уголок «Ветерок» для выработки целенаправленной воздушной струи. Зеркало настенное и настольное. Карточки для выполнения артикуляционной гимнастики.
В рабочей зоне учителя-логопеда находится рабочий стол, стул с компьютером. Принтер и ксерокс. Вся документация логопеда:
-
Портфолио
-
Паспорт кабинета
-
Перспективные и тематические планы
-
Рабочие программы
-
Речевые карты
-
Индивидуальные маршруты для детей с ОВЗ
-
Индивидуальные программы для детей с ОВЗ и ТНР
В зоне развития мелкой моторики находятся мозайка, пазлы, массажные ладошки, контейнеры для заморозки фигурок из льда, для проведения криотерапии. А также разные крупы (горох, рис, фасоль) для проведения крупотерапии.
Зона развития лексико-грамматического строя содержит дидактические пособия, игрушки, серии сюжетных картинок, герои кукольного театра, азбука, магнитная доска и др.
К мотивационной зоне относятся наклейки, смайлики, конфетки, которые получает ребенок за свои успехи по окончании логопедического занятия.
В кабинете логопеда должно быть чисто и уютно, весь материал должен периодически обновляться, чтобы создавать интерес у ребенка к логопедическим занятиям. В особенности у детей с ТНР. Логопед в своем кабинете должен создать благоприятную среду для развития у ребенка психических процессов, таких как мышление, память, внимание и др.
При создании всех зон в логопедическом кабинете, я отмечаю положительную динамику в работе с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.
Список литературы:
1. Игра дошкольника/ Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.
2. Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки, игровое оборудование для дошкольных учреждений. – М., 1997.
3. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. С. 76.
4. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 2003. С. 112.
5. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.
6. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. – М.,1986.
7. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил.
8. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000. – 314 с.