СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание речевой среды для детей с ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создание речевой среды для детей с ТНР»

Создание речевой среды для детей с нарушениями речи

«Достоинство речи –

быть ясной и не быть низкой.»

Аристотель

В настоящее время все более современнее оснащаются логопедические кабинеты. Я работаю логопедом с 2005 года и все больше детей встречается с серьезными речевыми и психическими нарушениями. Поэтому логопедический кабинет должен быть оборудован как можно удобнее для работы с такими детьми. Как правило, все чаще встречаются дети с тяжелыми нарушениями речи.

ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Это могут быть алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии, заикание, детская афазия и др.

Создание речевой среды для таких детей должно быть особенным. Здесь в коррекционный процесс втянуты все специалисты, воспитатели и конечно же родители. Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, оборудованная игровыми материалами. Речевая среда, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.

Данные психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей среды в ДОУ являются:

  1. Специальное оборудование и дидактические пособия

  2. Методы и приемы развития разных сторон речи дошкольника

  3. Речь логопеда

Преодоление различных видов речевых нарушений процесс очень трудоемкий и долгий, требующий от ребенка внимания, волевых усилий, напряжения. Поэтому логопеды должны искать подходы и методы коррекционного воздействия. Это обязывает к созданию комфортного оборудования логопедического кабинета.

В кабинете логопеда выделяют следующие зоны, направленные на коррекцию речевых нарушений:

  • Зона коррекции звукопроизношения

  • Рабочая зона учителя-логопеда

  • Учебно-образовательная зона

  • Зона развития лексико-грамматического строя

  • Зона развития мелкой моторики

  • Мотивационная зона



В логопедическом кабинете все зоны взаимосвязаны и решают коррекционные задачи.

Зона коррекции звукопроизношения. При коррекции звукопроизношения я использую логопедические зонды (массажные и постановочные), а также зондозаменители. Методические пособия для автоматизации и дифференциации звуков («логопедки», предметные картинки с заданиями). Игрушку Бегемотика Жужу, Веселый паровозик, уголок «Ветерок» для выработки целенаправленной воздушной струи. Зеркало настенное и настольное. Карточки для выполнения артикуляционной гимнастики.

В рабочей зоне учителя-логопеда находится рабочий стол, стул с компьютером. Принтер и ксерокс. Вся документация логопеда:

  • Портфолио

  • Паспорт кабинета

  • Перспективные и тематические планы

  • Рабочие программы

  • Речевые карты

  • Индивидуальные маршруты для детей с ОВЗ

  • Индивидуальные программы для детей с ОВЗ и ТНР

В зоне развития мелкой моторики находятся мозайка, пазлы, массажные ладошки, контейнеры для заморозки фигурок из льда, для проведения криотерапии. А также разные крупы (горох, рис, фасоль) для проведения крупотерапии.

Зона развития лексико-грамматического строя содержит дидактические пособия, игрушки, серии сюжетных картинок, герои кукольного театра, азбука, магнитная доска и др.

К мотивационной зоне относятся наклейки, смайлики, конфетки, которые получает ребенок за свои успехи по окончании логопедического занятия.

В кабинете логопеда должно быть чисто и уютно, весь материал должен периодически обновляться, чтобы создавать интерес у ребенка к логопедическим занятиям. В особенности у детей с ТНР. Логопед в своем кабинете должен создать благоприятную среду для развития у ребенка психических процессов, таких как мышление, память, внимание и др.

При создании всех зон в логопедическом кабинете, я отмечаю положительную динамику в работе с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.































Список литературы:

1. Игра дошкольника/ Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.

2. Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки, игровое оборудование для дошкольных учреждений. – М., 1997.

3. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. С. 76.

4. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 2003. С. 112.

5. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.

6. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. – М.,1986.

7. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил.

8. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000. – 314 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!